РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI в.
Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не художественные достоинства его живописи, а иконография — распо- ложение фигур, использование определенного цвета и т. п. в каждом конкретном сюжете и изображении. В зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка. В XVI в. завершается формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т. п. В XVI в. ощушмсс, чем прежде, проявлялись светские 'элементы в культуре. Общественно-политическая мысль.События XVI в. вызвали обсуждение в русской публицистике многих проблем того времени: о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте Рос- сии среди других стран и т. д. В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимир- ских». Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом потопе. Затем следовал перечень властителей мира, среди которых особо выделялся римский император Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. На- следник Пруса, Рюрика, а следовательно и Августа, киевский князь Владимир Мономах получил от константинопольского императора символы царской власти — шапку-венец и драгоценные бармы-опле- чья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордо- стью писал шведскому королю: «Мы родством от Августа кесаря ве- демся». Российское государство, по мнению Грозного, продолжало традиции Рима, Византии и Киевской державы. В церковной среде был выдвинут тезис о Москве — Третьем Риме. Здесь исторический процесс выступал как смена мировых царств. Первый Рим —Вечный город — погиб из-за ереси; Второй Рим — Константинополь — из-за унии с католиками; Третий Рим — истинный хранитель христианства — Москва, которая будет существовать вечно. Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях И. С. Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальным государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского. Летописание.В XVI в. продолжало развиваться русское летопи- сание. К сочинениям этого жанра относится «Летописец начала цар- ства», в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти на Руси. Другим крупным сочинением того времени является «Книга Степен- ная царского родословия». Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степе- ням — от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение и построение текста как бы символизируют нерушимость союза церкви и царя. В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию XVI в.— так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принад- лежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что получил название Лицевою свода («лицо» — изображение). Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили историче- ские повес 1 и, в которых рассказывалось о событиях того времени. («Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др.) Создавались новые хронографы. Об обмирщении куль- 1уры свидетельствует написанная в это время книга, содержащая разнообразные полезные сведения, руководства как в духовной, так и в мирской жизни,— «Домострой» (в переводе — домоводство), ав- тором которой считают Сильвестра. Начало книгопечатания.Началом русского книгопечатания при- нято считать 1564 г., когда была издана первая русская датирован- ная книга «Апостол». Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы—-книги, изданные до 1564 г. Организацией работ по созданию типографии занимался один из талантливейших русских людей XVI в.— Иван Федоров. Ти- пографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Николь- скую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мсти- славец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский бук- варь — «Азбуку». За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее ме- сто и в XVI, и в XVII вв. Архитектура.Одним из выдающихся проявлений расцвета рус- ской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являют- ся церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь ро- ждения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани. Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих рус- ских монастырях и как -главные соборы — в крупнейших русских го- родах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом мо- настыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и других городах. Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было строитель- ство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определен- ной специальности, и посвящались определенному святому — покро- вителю данного ремесла. В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-с годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайго- родской (одни историки считают, что название произошло от слова «книга» — вязка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие — что либо от итальянского слова «город», либо от тюркско- го «крепость»). Стена Китай-юрода защищала торг на Красной пло- щади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитектором Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-километро- вого Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Моск- ве возвели Земляной вал—15-километровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо). Каменные крепости-сторожи были возведены в Поволжье (Ниж- нем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее (Туле, Колом- не, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на севе- ро-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на далеком Севере (Соловецких островах). Живопись.Крупнейшим русским живописцем, жившим в конце XV — начале XVI в., был Дионисий. К произведениям, принадлежа- щим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собо- ра Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. Живописи Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изыскан- ность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой дета- ли иконы или фрески. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|