Здавалка
Главная | Обратная связь

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI в.



Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную

жизнь общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор

1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, которым

надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально

провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не

художественные достоинства его живописи, а иконография — распо-

ложение фигур, использование определенного цвета и т. п. в каждом

конкретном сюжете и изображении. В зодчестве за образец брался

Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения

митрополита Макария и его кружка.

В XVI в. завершается формирование великорусской народности.

В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше

общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т. п.

В XVI в. ощушмсс, чем прежде, проявлялись светские 'элементы

в культуре.

Общественно-политическая мысль.События XVI в. вызвали

обсуждение в русской публицистике многих проблем того времени:

о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте Рос-

сии среди других стран и т. д.

В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое

и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимир-

ских». Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом

потопе. Затем следовал перечень властителей мира, среди которых

особо выделялся римский император Август. Он якобы послал на

берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного

Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. На-

следник Пруса, Рюрика, а следовательно и Августа, киевский князь

Владимир Мономах получил от константинопольского императора

символы царской власти — шапку-венец и драгоценные бармы-опле-

чья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордо-

стью писал шведскому королю: «Мы родством от Августа кесаря ве-

демся». Российское государство, по мнению Грозного, продолжало

традиции Рима, Византии и Киевской державы.

В церковной среде был выдвинут тезис о Москве — Третьем

Риме. Здесь исторический процесс выступал как смена мировых

царств. Первый Рим —Вечный город — погиб из-за ереси; Второй

Рим — Константинополь — из-за унии с католиками; Третий

Рим — истинный хранитель христианства — Москва, которая будет

существовать вечно.

Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной

власти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях И. С.

Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении

феодальным государством, нашли отражение в переписке Ивана IV

и князя Андрея Курбского.

Летописание.В XVI в. продолжало развиваться русское летопи-

сание. К сочинениям этого жанра относится «Летописец начала цар-

ства», в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного

и доказывается необходимость установления царской власти на Руси.

Другим крупным сочинением того времени является «Книга Степен-

ная царского родословия». Портреты и описания правлений великих

русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степе-

ням — от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение

и построение текста как бы символизируют нерушимость союза

церкви и царя.

В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный

летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию

XVI в.— так называемую Никоновскую летопись (в XVII в. принад-

лежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи

содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что

получил название Лицевою свода («лицо» — изображение).

Наряду с летописанием дальнейшее развитие получили историче-

ские повес 1 и, в которых рассказывалось о событиях того времени.

(«Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град

Псков» и др.) Создавались новые хронографы. Об обмирщении куль-

1уры свидетельствует написанная в это время книга, содержащая

разнообразные полезные сведения, руководства как в духовной, так

и в мирской жизни,— «Домострой» (в переводе — домоводство), ав-

тором которой считают Сильвестра.

Начало книгопечатания.Началом русского книгопечатания при-

нято считать 1564 г., когда была издана первая русская датирован-

ная книга «Апостол». Однако существуют семь книг без точной

даты издания. Это так называемые анонимы—-книги, изданные до

1564 г. Организацией работ по созданию типографии занимался

один из талантливейших русских людей XVI в.— Иван Федоров. Ти-

пографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Николь-

скую улицу, где построили специальное здание для типографии.

Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мсти-

славец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский бук-

варь — «Азбуку». За весь XVI в. в России типографским способом

было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее ме-

сто и в XVI, и в XVII вв.

Архитектура.Одним из выдающихся проявлений расцвета рус-

ской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые

храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на

фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являют-

ся церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь ро-

ждения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного),

сооруженный в честь взятия Казани.

Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство

больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского

собора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих рус-

ских монастырях и как -главные соборы — в крупнейших русских го-

родах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом мо-

настыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы

в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и других городах.

Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было строитель-

ство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они

являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определен-

ной специальности, и посвящались определенному святому — покро-

вителю данного ремесла.

В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей.

В 30-с годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю

часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайго-

родской (одни историки считают, что название произошло от слова

«книга» — вязка жердей, используемых при строительстве крепостей,

другие — что либо от итальянского слова «город», либо от тюркско-

го «крепость»). Стена Китай-юрода защищала торг на Красной пло-

щади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитектором

Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-километро-

вого Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Моск-

ве возвели Земляной вал—15-километровую деревянную крепость

на валу (современное Садовое кольцо).

Каменные крепости-сторожи были возведены в Поволжье (Ниж-

нем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее (Туле, Колом-

не, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на севе-

ро-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на

далеком Севере (Соловецких островах).

Живопись.Крупнейшим русским живописцем, жившим в конце

XV — начале XVI в., был Дионисий. К произведениям, принадлежа-

щим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собо-

ра Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображением

сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. Живописи

Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изыскан-

ность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение

пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой дета-

ли иконы или фрески.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.