РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII в. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С раз- витием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских эле- ментов. Этот процесс получил в литературе название «обмирщение» культуры (от слова «мирской» — светский). Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москви- чей — в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул.). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знаю- щие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разби- раться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном произ- водстве и т. д. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией. Просвещение.Во второй половине XVII в. было создано не- сколько государственных школ. Работала школа по подготовке слу- жащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекар- ского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать мас- совым тиражом единообразные пособия для обучения гpaмоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева, изданною тиражом 2400 экземпляров. Были опубли- кованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умно- жения (1682). В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заве- дение— Славяно-греко-латинская академия, где учили «от граммати- ки, риторики, пиитики, диалектики, философии ... до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, уче- ные-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готови- ли священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ло- моносов. В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Боль- шие успехи были достигнуты в области медицины, в решении прак- тических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой. Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Север- ной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил зем- ли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Ку- рильские острова. Литература.В XVII в. созданы последние официальные летопис- ные сочинения. «Новый летописец» (30-с годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем до- казывались права новой династии Романовых на царский престол. Центральное место в исторической литературе заняли историче- ские повести, имевшие публицистический характер. Например, груп- па таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на со- бытия Смутного времени начала XVII в. Проникновение светских начал в литературу связано с появлени- ем в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вы- мышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную служ- бу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий). Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию перво- го русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Инно- кентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории. Театр.Был создан придворный i c a i p в Москве (1672), просуще- ствовавший лишь четыре года. В нем ирали немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. При- дворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре. В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Пет- рушки (главный герой народных кукольных представлений). Прави- тельство и церковные власти преследовали скоморошество за весе- лый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих. Архитектура.Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочно- сти архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие укра- шать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах од- ного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем. Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоие- русалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Ни- коном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля — цер- ковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как при- мер наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путниках (недалеко от Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город»). Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусст- ва, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепост- ных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатные крыши сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступили место великолеп- ным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России. В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его смены имели чисто декоративный xapaктep. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польско- литовско-шведской интервенции (Троице-Cергиева монастыря, Спа- со-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерскою монастыря под Воло1дой, московских монастырей), следуя общей моде, 1акже украшались декоративными деталями. Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось скла- дыванием с стиля, получившею название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле соору- жены надвратныс церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего мо- настыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Cepгиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др. Для московскою барокко характерно сочетание красного и белою цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность постро- ек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капите- лей и т. п. Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на свое- образие, развивалась в рамках общеевропейской культуры. В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дво- рец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайло- вым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости. Живопись.Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотвор- ный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объ- емность в изображении лица, элементы прямой перспективы. Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирще- нию иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны (пер- соны), изображавшей реальных персонажей, например царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйскою и др. Однако техника худож- ников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, на- писанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|