Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура и показатели производственной программы предприятия



ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

1. Структура и показатели производственной программы предприятия

2. Методика планирования производственной программы

 

Структура и показатели производственной программы предприятия

 

Важнейшим разделом тактического плана предприятия явля­ется производственная программа, или план производства и реали­зации продукции.

Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж.

Она обусловливает:

ü задания по вводу в действие новых производственных мощностей,

ü потребность в материально-сырье­вых ресурсах,

ü численности персонала,

ü транспорте.

Этот раздел плана тесно связан:

· с планом по труду и заработной плате,

· планом по издержкам производства,

· прибыли и рентабельности,

· финансо­вым планом.

Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе:

Ø государственного заказа;

Ø заказов потребите­лей;

Ø выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.

Государственный заказ доводится предприятиям, выпускаю­щим продукцию, которая имеет важное народнохозяйственное значение. Система государственных заказов распространена во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Производственная программа состоит из двух разделов:

1. план производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении;

2. план производства в стоимостном выражении.

План производства продукции в натуральном выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенк­латуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах. Для измерения объемов производства в натуральном выражении используются такие показатели, как штуки, тонны, квадратные, погонные и кубические метры. На отдельных предприятиях при­меняются двойные измерители. Например, производство тканей может планироваться в погонных и квадратных метрах; бумаги — в тоннах и квадратных метрах; труб — в тоннах и погонных мет­рах. Применение двойных измерителей позволяет в плане более полно охарактеризовать физический объем производства и потре­бительские свойства продукции.

При планировании одинаковых по назначению видов продук­ции, имеющих разные потребительские свойства, применяются условно-натуральные единицы измерения. Так, планирование до­бычи различных по калорийности видов топлива производится в тоннах условного топлива, когда за одну тонну принимается мас­са, эквивалентная 7 тыс. килокалорий. Производство стеновых ма­териалов планируется в миллионах штук условного кирпича, про­изводство консервов — в условных банках.

На предприятиях, изготовляющих один вид продукции, разли­чающейся мощностью, габаритами или трудоемкостью, также ис­пользуются условные и условно-натуральные измерители. Так, на турбиностроительных заводах продукция измеряется в киловат­тах мощности турбин; производство паровых котлов — в штуках, тысячах тонн пара в час и квадратных метрах поверхности нагре­ва; выпуск шин определяется в штуках и километрах их пробега; грузовых автомобилей — в штуках и грузоподъемности.

Планирование производства и продаж продукции в натураль­ном выражении дает возможность согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходи­мых для ее производства. Однако натуральные измерители не поз­воляют определить общий объем и структуру производства на многопрофильных диверсифицированных предприятиях, рассчи­тать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации про­дукции. Это требует разработки плана производства продукции в стоимостном выражении.

План производства продукции в стоимостном выражениисодержит следующие показатели:

1) реализованная продукция (вало­вой доход);

2) товарная продукция;

3) валовая продукция.

Основным стоимостным показателем этого раздела плана яв­ляется реализованная продукция (валовой доход). Реализованной считается продукция, оплаченная покупателем или сбытовой орга­низацией.

 

Товарная продукция включает стоимость:

ü запланированных к выпуску готовых изделий (принятых отделом технического контроля,

ü укомплектованных и сданных на склад готовой про­дукции предприятия);

ü полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторо­ну по кооперированным поставкам;

ü капитального ремонта, вы­полненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств пред­приятия;

ü инструментов и приспособлений для собственного про­изводства.

Товарная продукция характеризует объем произведенной го­товой продукции и используется для расчета затрат на производст­во, финансовых результатов, рентабельности и других показате­лей эффективности производства.

Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное про­изводство. Она обычно оценивается в сопоставимых ценах.

Изменение остатков незавершенного производства в составе валовой продукции планируется при значительном увеличении объема производства в планируемом периоде по сравнению с от­четным, снятии с производства отдельных видов продукции, соз­дании задела при переходе на выпуск новых изделий со значитель­ной длительностью производственного цикла.

На предприятиях, у которых отсутствует внутрихозяйствен­ный оборот и незавершенное производство, например в пищевой промышленности по своему составу валовая продукция совпадает с товарной. Валовую продукцию следует отличать от валового оборота, под которым понимается сумма стоимости продукции всех подразделений.

Показатели товарной и валовой продукции, хотя и получили широкое распространение в планировании хозяйственной дея­тельности предприятий, имеют один общий недостаток. Они дают искаженное представление о собственном вкладе предприятия в конечный результат деятельности. Это объясняется тем, что в их состав включается стоимость материальных затрат, достигающая на некоторых предприятиях 80-90 % от величины издержек. Более объективную картину о масштабах производства дают показатели чистой и условно-чистой продукции.

Чистая продукция характеризует вновь созданную на пред­приятии стоимость. В нее не входят издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т.п., а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость про­дукции.

В состав чистой продукции включаются расходы на оплату труда с начислениями на заработную плату и прибыль предпри­ятия.

Плановый объем чистой продукции (Пч) рассчитывается по формулам:

Пч = Пр-МЗ-Оа,

Пч = ЗП + Пб,

где М3 — материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции; Оа— амортизационные отчисления на полное восста­новление основных фондов; ЗП — заработная плата с начисления­ми на нее; Пб — прибыль от реализации продукции.

Условно-чистая продукцияу) в отличие от чистой содержит амортизацию.

Показатели чистой и условно-чистой продукции служат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.

2. Методика планирования производственной программы

 

2.1 Технология планирования производственной программы

 

Производственная программа предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся производственных возможностей. Проблема состоит в том, что производственные возможности пред­приятия могут быть больше или меньше запланированного объема продаж.

Фактором производства, который чаще всего определяет воз­можности предприятия, является производственная мощность. Поэтому если производственная мощность предприятия больше объема продаж, то, имеет место неполное использование (недо­грузка) мощности, что, в свою очередь, приводит к завышенным издержкам на производство продукции. Если же производствен­ная мощность, наоборот, будет меньше объема продаж, то в этом случае объем продаж не может быть выполненным и необходимо либо увеличивать производственную мощность, либо уменьшать объем продаж. В этой связи производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с произ­водственной мощностью предприятия в планируемом периоде.

Производственная программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных — по меся­цам. В планах структурных подразделений задания производствен­ной программы могут распределяться по более коротким периодам.

Разработка производственной программы является наиболее сложным процессом, поскольку в нем приходится согласовывать и учитывать огромное число различных факторов.

 

2.2 Анализ выполнения плана производства

Основными задачами анализа выполнения плана в отчетном и предшествующем плановому периодах являются:

• проверка выполнения плана выпусками реализации продук­ции по всем стоимостным, натуральным, условно-натуральным и трудовым показателям;

• изучение причин, положительно и отрицательно влияющих на выполнение плановых показателей;

• выявление резервов дальнейшего роста и повышения эффек­тивности производства; разработка мероприятий по использованию резервов, выяв­ленных в ходе анализа, и условий увеличения объема выпуска про­дукции и повышения ее качества;

• установление календарных сроков внедрения отдельных ме­роприятий, назначение подразделений и должностных лиц, ответственных за их выполнение, а также определение эффективности этих мероприятий.

Анализ объема производства начинается с исследования дина­мики товарной и валовой продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Заканчивается анализ на данном этапе оценкой качества продукции. Она может проводиться по следующей системе по­казателей:

o обобщающие показатели (удельный вес новой продукции в общем выпуске, удельный вес сертифицированной продукции, удельный вес конкурентоспособной продукции);

o единичные и комплексные показатели, характеризующие свойства продукции (полезность, надежность, технологичность, эстетичность);

o косвенные показатели (потери от брака, штрафы и пени за некачественную продукцию, затраты на устранение рекламаций).

В процессе анализа необходимо изучить динамику перечис­ленных показателей, оценить выполнение плана по их уровню, вы­явить причины их изменения и влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия (выпуск товарной продукции, выручку от реализации продукции и прибыль).

Всесторонний анализ выполнения плана производства продук­ции позволяет выявить резервы роста объемов производства и на­метить мероприятия по их реализации, которые могут быть сгруп­пированы в следующие разделы:

создание, освоение новой и повышение качества выпускае­мой продукции;

1) внедрение прогрессивной технологии, механизация и автоматизация труда;

2) капитальный ремонт и модернизация основных фондов;

3) мероприятия по экономии сырья, материалов, топлива и энергии;

4) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

5) технико-экономические уровни выпускаемой продукции и производства;

6) технико-экономические результаты внедрения мероприятий.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.