Структура и показатели производственной программы предприятияСтр 1 из 3Следующая ⇒
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
1. Структура и показатели производственной программы предприятия 2. Методика планирования производственной программы
Структура и показатели производственной программы предприятия
Важнейшим разделом тактического плана предприятия является производственная программа, или план производства и реализации продукции. Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она обусловливает: ü задания по вводу в действие новых производственных мощностей, ü потребность в материально-сырьевых ресурсах, ü численности персонала, ü транспорте. Этот раздел плана тесно связан: · с планом по труду и заработной плате, · планом по издержкам производства, · прибыли и рентабельности, · финансовым планом. Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе: Ø государственного заказа; Ø заказов потребителей; Ø выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса. Государственный заказ доводится предприятиям, выпускающим продукцию, которая имеет важное народнохозяйственное значение. Система государственных заказов распространена во всех странах с развитой рыночной экономикой. Производственная программа состоит из двух разделов: 1. план производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении; 2. план производства в стоимостном выражении. План производства продукции в натуральном выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах. Для измерения объемов производства в натуральном выражении используются такие показатели, как штуки, тонны, квадратные, погонные и кубические метры. На отдельных предприятиях применяются двойные измерители. Например, производство тканей может планироваться в погонных и квадратных метрах; бумаги — в тоннах и квадратных метрах; труб — в тоннах и погонных метрах. Применение двойных измерителей позволяет в плане более полно охарактеризовать физический объем производства и потребительские свойства продукции. При планировании одинаковых по назначению видов продукции, имеющих разные потребительские свойства, применяются условно-натуральные единицы измерения. Так, планирование добычи различных по калорийности видов топлива производится в тоннах условного топлива, когда за одну тонну принимается масса, эквивалентная 7 тыс. килокалорий. Производство стеновых материалов планируется в миллионах штук условного кирпича, производство консервов — в условных банках. На предприятиях, изготовляющих один вид продукции, различающейся мощностью, габаритами или трудоемкостью, также используются условные и условно-натуральные измерители. Так, на турбиностроительных заводах продукция измеряется в киловаттах мощности турбин; производство паровых котлов — в штуках, тысячах тонн пара в час и квадратных метрах поверхности нагрева; выпуск шин определяется в штуках и километрах их пробега; грузовых автомобилей — в штуках и грузоподъемности. Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении дает возможность согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходимых для ее производства. Однако натуральные измерители не позволяют определить общий объем и структуру производства на многопрофильных диверсифицированных предприятиях, рассчитать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации продукции. Это требует разработки плана производства продукции в стоимостном выражении. План производства продукции в стоимостном выражениисодержит следующие показатели: 1) реализованная продукция (валовой доход); 2) товарная продукция; 3) валовая продукция. Основным стоимостным показателем этого раздела плана является реализованная продукция (валовой доход). Реализованной считается продукция, оплаченная покупателем или сбытовой организацией.
Товарная продукция включает стоимость: ü запланированных к выпуску готовых изделий (принятых отделом технического контроля, ü укомплектованных и сданных на склад готовой продукции предприятия); ü полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторону по кооперированным поставкам; ü капитального ремонта, выполненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств предприятия; ü инструментов и приспособлений для собственного производства. Товарная продукция характеризует объем произведенной готовой продукции и используется для расчета затрат на производство, финансовых результатов, рентабельности и других показателей эффективности производства. Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство. Она обычно оценивается в сопоставимых ценах. Изменение остатков незавершенного производства в составе валовой продукции планируется при значительном увеличении объема производства в планируемом периоде по сравнению с отчетным, снятии с производства отдельных видов продукции, создании задела при переходе на выпуск новых изделий со значительной длительностью производственного цикла. На предприятиях, у которых отсутствует внутрихозяйственный оборот и незавершенное производство, например в пищевой промышленности по своему составу валовая продукция совпадает с товарной. Валовую продукцию следует отличать от валового оборота, под которым понимается сумма стоимости продукции всех подразделений. Показатели товарной и валовой продукции, хотя и получили широкое распространение в планировании хозяйственной деятельности предприятий, имеют один общий недостаток. Они дают искаженное представление о собственном вкладе предприятия в конечный результат деятельности. Это объясняется тем, что в их состав включается стоимость материальных затрат, достигающая на некоторых предприятиях 80-90 % от величины издержек. Более объективную картину о масштабах производства дают показатели чистой и условно-чистой продукции. Чистая продукция характеризует вновь созданную на предприятии стоимость. В нее не входят издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т.п., а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции. В состав чистой продукции включаются расходы на оплату труда с начислениями на заработную плату и прибыль предприятия. Плановый объем чистой продукции (Пч) рассчитывается по формулам: Пч = Пр-МЗ-Оа, Пч = ЗП + Пб, где М3 — материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции; Оа— амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов; ЗП — заработная плата с начислениями на нее; Пб — прибыль от реализации продукции. Условно-чистая продукция (Пу) в отличие от чистой содержит амортизацию. Показатели чистой и условно-чистой продукции служат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда. 2. Методика планирования производственной программы
2.1 Технология планирования производственной программы
Производственная программа предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся производственных возможностей. Проблема состоит в том, что производственные возможности предприятия могут быть больше или меньше запланированного объема продаж. Фактором производства, который чаще всего определяет возможности предприятия, является производственная мощность. Поэтому если производственная мощность предприятия больше объема продаж, то, имеет место неполное использование (недогрузка) мощности, что, в свою очередь, приводит к завышенным издержкам на производство продукции. Если же производственная мощность, наоборот, будет меньше объема продаж, то в этом случае объем продаж не может быть выполненным и необходимо либо увеличивать производственную мощность, либо уменьшать объем продаж. В этой связи производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью предприятия в планируемом периоде. Производственная программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных — по месяцам. В планах структурных подразделений задания производственной программы могут распределяться по более коротким периодам. Разработка производственной программы является наиболее сложным процессом, поскольку в нем приходится согласовывать и учитывать огромное число различных факторов.
2.2 Анализ выполнения плана производства Основными задачами анализа выполнения плана в отчетном и предшествующем плановому периодах являются: • проверка выполнения плана выпусками реализации продукции по всем стоимостным, натуральным, условно-натуральным и трудовым показателям; • изучение причин, положительно и отрицательно влияющих на выполнение плановых показателей; • выявление резервов дальнейшего роста и повышения эффективности производства; разработка мероприятий по использованию резервов, выявленных в ходе анализа, и условий увеличения объема выпуска продукции и повышения ее качества; • установление календарных сроков внедрения отдельных мероприятий, назначение подразделений и должностных лиц, ответственных за их выполнение, а также определение эффективности этих мероприятий. Анализ объема производства начинается с исследования динамики товарной и валовой продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Заканчивается анализ на данном этапе оценкой качества продукции. Она может проводиться по следующей системе показателей: o обобщающие показатели (удельный вес новой продукции в общем выпуске, удельный вес сертифицированной продукции, удельный вес конкурентоспособной продукции); o единичные и комплексные показатели, характеризующие свойства продукции (полезность, надежность, технологичность, эстетичность); o косвенные показатели (потери от брака, штрафы и пени за некачественную продукцию, затраты на устранение рекламаций). В процессе анализа необходимо изучить динамику перечисленных показателей, оценить выполнение плана по их уровню, выявить причины их изменения и влияние качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия (выпуск товарной продукции, выручку от реализации продукции и прибыль). Всесторонний анализ выполнения плана производства продукции позволяет выявить резервы роста объемов производства и наметить мероприятия по их реализации, которые могут быть сгруппированы в следующие разделы: создание, освоение новой и повышение качества выпускаемой продукции; 1) внедрение прогрессивной технологии, механизация и автоматизация труда; 2) капитальный ремонт и модернизация основных фондов; 3) мероприятия по экономии сырья, материалов, топлива и энергии; 4) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; 5) технико-экономические уровни выпускаемой продукции и производства; 6) технико-экономические результаты внедрения мероприятий.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|