Современные подходы к лидерству. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Современные подходы к лидерству, в основном, направлены на поиск инструментов для усиления лидерского влияния. Например: Так, Д. Гоулман совместно с Р. Бояцисом разработали концепцию "первичного" лидерства, в соответствии с которой эффективность деятельности членов группы в значительной степени обусловлена эмоциональным состоянием лидера. Авторы выделили пять стилей лидерства (направленный на формирование видения перспективы; ориентированный на обучение последователей; устанавливающий темп работы; демократический; приказной) и проанализировали воздействие этих стилей на эмоциональное состояние членов группы и результативность их деятельности. Как отмечает С. Р. Филопович в обзоре современных концепций лидерства, в таком подходе можно усмотреть возврат (на новом уровне) к классическому поведенческому подходу к лидерству, основанному па концепции стиля лидерства[3]. К. Кэшман разработал концепцию "внутреннего стимулирования" лидерства, основанную на идее непрерывного самосовершенствования лидера. Автор считает, что "внутреннее лидерство" можно развить, если достигнуть мастерства в самопознании, управлении изменениями, межличностных отношениях, бытии, нахождении равновесия, умении действовать. В соответствии с концепцией опосредованного лидерства Р. Фишера и А. Шарпа для реализации процессной функции лидерства не всегда необходимо занимать формальную позицию лидера. По мнению авторов, для осуществления опосредованного лидерства необходимо обладать навыками: четкой формулировки желаемых результатов; выработки видения перспективы; установления отношений сотрудничества; освоения новых форм учения[4]. Н. Тичи, исследуя условия превращения просто успешного лидера (того, кто добился успеха, но не сумел удержаться на вершине) в победителя (того, кто не только достиг успеха, но и удерживал его в течение длительного времени), пришел к разработке концепции "двигателя лидерства".В соответствии с этой концепцией: • в организациях-победителях лидеры есть на всех уровнях; • чтобы обеспечить эффективное лидерство на всех уровнях организации, лидеры высшего уровня должны воспитывать лидеров на более низких уровнях управления; • действующие лидеры должны обладать "передаваемой точкой зрения" и владеть методикой воспитания новых лидеров. При этом "передаваемая точка зрения" — это система из трех взаимосвязанных и согласованных элементов: бизнес-идей, ценностей и эмоциональной энергии и решительности. Эти элементы, а также навыки воспитания лидеров могут быть развиты. Основная идея концепции "распределенного", или "разделяемого", лидерства состоит в том, что в группе или команде, реализующей какой-либо проект, не обязательно иметь одного, раз и навсегда определенного лидера. На каждом этапе реализации проекта временным лидером, в том числе координирующим работу группы, становится носитель наиболее востребованной в данный момент компетенции. После завершения этапа проекта лидер сменяется, и этот процесс продолжается до полной реализации проекта. "Распределенное" лидерство может быть эффективно реализовано только если группа состоит из людей, находящихся на одном интеллектуальном, культурном и социальном уровне и не имеющих личного превосходства в достижениях, а участники группы владеют навыками эффективных коммуникаций и основами как лидерского поведения, так и поведения ведомого. Дж. Липман-Блюмен разработал концепцию связующего лидерства, в соответствии с которой современный лидер должен уметь устанавливать связи между своими побуждениями и целями, а также целями и побуждениями других людей. Для этого лидер, по мнению автора концепции, должен обладать: • политическим прагматизмом, основанным на высоких этических принципах (автор называет его "очищенным макиавеллизмом");• личностной аутентичностью и ответственностью; • навыками построения сообщества единомышленников; • ориентацией на долгосрочную перспективу; • постоянным стремлением к поиску смысла жизни; • навыками лидерства, опирающегося па доверие, предоставление возможностей и возвышение. Человек, владеющий связующим лидерством, может создать "горячую группу" (сплоченную эффективную группу людей, полностью поглощенную выполнением задания). И либо руководить ею, либо быть ее членом, возможно, реализуя идеологию "распределенного" лидерства. Ф. Тромпенаарс и Ч. Хэмпден-Тернер, в дополнение к нормативной модели принятия решений Врума-Йеттона, разработали концепцию лидерства как управления парадоксами. Парадокс при этом понимается как проблема, не имеющая однозначного (статического) решения и требующая постоянного внимания и изменения поведения, т.е. имеющая постоянно регулируемое (динамическое) решение. Ф. Тромпенаарс и Ч. Хэмпден-Тернер показали, что лидеру при осуществлении своей деятельности приходится постоянно балансировать между: • универсализмом и специфичностью; • индивидуализмом и групповой ориентацией; • предпочтением жестких стандартов и предпочтением "мягких" процессов; • подавлением эмоций и выражением эмоций; • приобретенным статусом и предписанным статусом; • внутренним локусом контроля и внешним локусом контроля; • линейным отношением ко времени и циклическим отношением ко времени. Заключение Таковы основные подходы к исследованию лидерства и концепции, разработанные в их рамках. Конечно, лидерство и в дальнейшем будет оставаться в центре внимания исследователей, а значит, будут возникать новые подходы и концепции. Однако для нас не столь важно дать исчерпывающий перечень подходов к изучению лидерства, как понять: исследование любого сложного явления всегда раньше или позже приводит его автора к необходимости каким-то образом упорядочить свои представления о предмете изучения. И наилучший способ для этого — классификация изучаемого явления по существенным признакам, т.е. построение типологии. Таким, образом, мы видим, что феномен лидерства многогранен и разнообразен в своих проявлениях. Для эффективного использования своего лидерского потенциала мало знать свои сильные качества, схемы поведения и алгоритмы оценки ситуации, важно тренироваться в совместном использовании имеющихся научных знаний. Путем практического применения и собственного изучения разработанных теорий, возможно, достичь повышения эффективности своего лидерского влияния.
Список используемой литературы: 1. Общая теория управления: учебное пособие для вузов/ В. К. Батурин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 487 с. 2. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта : пер. с англ. 4-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2010. 3. Филопович С. P. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы. // Российский журнал менеджмента, №2, 2003 4. Управление персоналом. Практикум: учебное пособие для вузов/ Т. Ю. Базаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 239 с.
[1] Шалагинова, Л. В. Психология лидерства/ Л. В. Шалагинова. – СПб. : Речь, 2007. – С.5 [2] Д.В. Ольшанский, Политическая психология, М. 2002 г. [3] См.: Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта : пер. с англ. 4-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2010. [4] См.: Филопович С. P. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы. // Российский журнал менеджмента, №2, 2003, С. 10-11 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|