Здавалка
Главная | Обратная связь

Моральная характеристика личности с фил-й точки зрения. «Золотое правило общения».



Этика как учение морали и нравственности.

Мораль – по определению Ожегова, происходит от. Греч. Обычай, нрав, характер и применяется в речи в значениях:

· Мораль, одна из форм идеологии.

· Правила нравственности.

· Логический поучительный вывод (мораль басни).

· Нравоучение – наставление.

 

Этика– учение о морали, о ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе (этика Сократа, Гегеля).

- совокупность норм поведения, система нравственных правил

- Мораль какой-либо профессиональной группы (врачебная этика)

· Нравственность – синоним слова мораль (Аристотель ввел термин Этика, для совокупного обозначения этических добродетелей (св-в характера)).

· Цицерон в 4-м веке н.э. перевел с греч. на латинский язык Аристотелевское понятие этика.- слово Мораль.

· В русском языке мораль – нрав характер, отсюдо возникло слово нравственность.

 

Самое широкое понятие – это ЭТИКА.

Этика– как себя вести, а мораль– предмет этики. Мораль- это не то, что ест, а то, что должно быть.

Моральные нормы – являются результатом, многовекового чел-го опыта в общении,его цель – Гармонично сосуществовать в обществе.

История происхождения моральных норм – 551г.д.н.э. Китайский филосов Конфуций обращал внимание на такие нравственные качества человека, чувство долга по отношению к другим и уважения к старшим.

460г.д.н.э. – Аристотель обосновал учение о нормах морали, а Сократ вывел следующую форму, что лучший добродетелью являются знания – «Я знаю, только то, что ничего не знаю».

Платон, считал, что общение между людьми должно строиться на принципах:

· Справедливость.

· Рассудительность.

· Благочестие.- честь и достоинство.

 

Вальтер – 1690г. отмечал, что критерием нравственности поступков является их полезность для общества. Таким образом любое общество в определенное историческое время имеет свою мораль – т.е у общества есть определенные понятия о Добре и Зле. На разных этапах развития общества существовали разные норы, стандарты,правила, требования к поведению – Буржуазная мораль, мораль Социалистического общества.

Сегодня для российского общества характерны новые требования к личности, морали и поступкам. ….

Роль этики, как науки в настоящий исторический период заключается в том, что она должна проанализировать нравственного состояние общества, указать причины этого состояния и предложить решения, которые могли бы обновить моральные ориентиры в обществе. Мораль отдельной личности и мораль начиная с греческой античности понималась как мера господства человека над самим собой. А также как показатель того на сколько человек ответственен за себя и за то, что он делает т.е. это вопрос о господстве разума над страстями.

Вопрос человека о господстве над собой связан с изучением характера, темперамента и с душевными качествами. Мораль здесь выступает как умеренность она ближе к аскетичности (строгий образ жизни) способности ограничить себя в желаниях.

Философы по разному понимают высшее благо (в чем счастье):

· Радость познания

· Польза для общества

· Наслаждения

· Любовь к Богу (Духовность)

 

Мораль делает возможным отношение между людьми во всем их многообразии, она и есть та самая человечность без которой отношения между людьми не приобрели общественного характера.

 

«Золотое правило общения».

«Поступай к другим так, как хотел бы чтобы поступали с тобой» - Данное правило появилось в 18веке в западно-европейской духовной традиции. Правило взаимности.

Перечень литературы:

А.Я.Кибанов – Этика деловых отношений.

 

Самоанализ.

Этнические особенности типов личности:

I-интроверт. Непрестанно контролирует себя и ближайших родственников, дляпредставителей этого типа этическая ответственность – внутренний процесс, девиз – «Будь верен себе».

S-сенсорный. Явление конкретное, сиюминутное, имеющие отношение к конкретному событию и требующие решения в настоящий момент.

F-чувствующий.Видит в этике результат отношений между людьми, правильное или неправильное поведение должно быть измерено с помощью личной системы ценностей (субъективно).

J-решающий.Воспринимает этику в чёрно-белом варианте: если она есть, то уже ничего больше обсуждать.

 

 

Если ВЫ такого типа. Если ДРУГОЙ такого типа.
Тип I, проявите внимание к переживаниям другого, посочувствуйте, но не уносите чужие проблемы с собой, не переживайте их наедине. Тип I. Помните, что ему трудно делитьсямыслями. Следует ему помочь раскрыться, создать соответствующую атмосферу. Если экстраверт склонен к преувеличениям, то интроверт – к преуменьшениям.
Тип S- Не давайте другим отклоняться всторону, требуйте подробностей, фактов,убедитесь, что вопрос решаем, а проблеТип S- Он может воспринять этическую ситуацию вне контекста, не заметить вариантов, интерпретировать ситуацию нег  
ма – в ваше компетентности. ативно. Задача – показать, что не все плохо, вернуть его на твёрдую почву.
Тип F- Постарайтесь не спасать другогоот этической проблемы, не брать все на себя, не навязывать своей системы ценностей, но и не отказываться от неё. Следует остаться объективным и отстранённым, но высказав как бы вы себя чувствовали на его месте, вы можете помочь другому. Тип F- В ситуации этической проблемы он может быть противоречив, вносить много личного, следует помочь ему разобраться, с кем из близких это связанно, быть тактичным, но твёрдым.
Тип J- Избегайте стремления разделатьсяс ситуацией и с виновными быстро. ЛучТип J- То он придёт с готовым планом (пакетом решений). Следует поспорить с н  
ше придумать хотя бы приблизительныйплан. им, рассмотреть другие варианты и обстоятельства.

 

Социометрическое тестирование.

С кем бы я хотел работать в одной команде.

Представлять группу на экономическом форуме, кого бы я выбрал.

Кто самый надежный в группе.

Кто не боится брать на себя ответственность.

С кем приятно общаться.

Кто самый цели устремленный.

 

 

Принципы деловых взаимоотношений.

Вопросы:

1. Правила взаимоотношении с клиентами, покупателями, инвесторами, персоналом.

2. Принципы межличностного отношения

 

Принципы (правила) взаимоотношений организации с клиентами (покупателями).

· Обеспечивать своих клиентов услугами и товарами высшего качества.

· Честность коммерческой деятельности.

· Высокий уровень обслуживания клиентов.

· Принимать необходимые усилия для того, чтобы товары и услуги не вредили здоровью, были безопасны для здоровья и окружающей среды.

Гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, вмаркетинге и рекламе, поддерживать достаточный уровень культуры работников и организации в целом.

 

Принципы деловых отношений организации с инвесторами.

· Гарантировать справедливую прибыль на капитал владельцев и инвесторов.

· Обеспечивать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации (ограниченной рамками закона и условиями обеспечения информации).

· Сохранять, защищать и приумножать активы инвесторов.

· С вниманием относиться к их предложениям и требованиям.

 

Принципы деловых отношений с персоналом:

· Обеспечивать работников своевременной з/п, повышая их уровень жизни.

· Создавать условия труда для работников не наносящих ущерба их здоровью и человеческому достоинству.

· Быть честным в общении со своими работниками и обеспечивать им открытыйдоступ к информации ограниченной лишь рамками закона и условиями конкуренции.

· Прислушиваться к предложениям и по возможности реагировать на них быстро (демократический принцип децентрализации).

· В случае возникновение конфликтов - участвовать в открытых переговорах сколлективом применяя стили компромисса и сотрудничества.

· Избегать дискриминационной политики и гарантировать персоналу равные права и возможности, независимо от пола, расы, возраста, религии.

· Обеспечивать охрану труда во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

· Поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и умений.

 

Общепринятые этические принципы для организации и руководителей.

· Золотое правило общения.

· Авансирование доверием (доверять квалификации, чувству ответственности работника).

· Справедливость при передачи средств и ресурсов (объективные критерии) одинаковые условия для всех, возмещение материального и морального ущерба.

· Способствовать развитию организации не нарушая этических норм.

· Разумно сочетать коллективный и индивидуальный труд.

· Постоянно воздействовать на персонал т.к. обеспечение этических норм на практике базируется на использовании социально-психологических методов (беседы, убеждения, тренинги, разъяснения, поощрения лучших работников, выявление героев и антигероев).

· … Требующих длительного применения для нужного результата.

 

Принципы межличностного общения.

· Поведение должно соответствовать закону и установленному в обществе правопорядку.

· Адекватно оценивать ситуацию.

· Наличие цели.

· Самокритичная оценка собственных возможностей.

· Опрятный внешний вид.

· Дружеский тон и положительная установка в общении.

· Умение слушать собеседника.

· Избегать критики коллег и других людей в присутствии коллектива, реже жаловаться.

· Избегать лишних споров, если не правы то признаться в этом и если обидели собеседника, то нужно извиниться даже на следующий день.

· Тон общения не должен быть приказным, нужно убеждать или задавать вопросы.

· Уважать мнение других людей.

· Запоминать имена собеседников.

· Помогать людям чувствовать их значимость т.е. искренно ценить и хвалить достоинства людей.

· Давать человеку возможность сохранить свою репутацию.

· Не разрешать себе проявлять раздражительность не при каких условиях, «Обычная деловая ситуация, давайте сядем и обсудим».

 

Специфика формально делового общения и транзакционный анализ Э.Берна.

1.Регламентированность формально ролевого общения.

2.Связь поведения человека с состоянием его психики.

3.Поведенческие характеристики человека в ситуации делового общения.

4. Метод трансакционального анализа Э.Берна.

(1вопрос)

Любая ситуация делового общения может быть представлена как ситуация ролевого поведения (роль руководителя, роль коллеги и т.д.).

Соц.роль - это способ поведения задаваемый обществом.

 

Специфические особенности формально-ролевого общения:

Регламентированность - подчинение установленным правилам и ограничениям. В деловом общении существуют стандарты поведения, которые определяются правилами и должностными инструкциями, традициями коллектива, видом общения определяются эти стандарты. Целями и задачами этой встречи, национальными и культурными обычиями. Она предпологает соблюдение делового этикета т.е. правила поведения во время беседы (деловой переписки) определенный внешний вид. Умение управлять отрицательными эмоциями во время делового общения. Включая в себя соблюдение речевого этикета (устойчивых формул общения применяемых в типичных ситуациях - "Разрешите представить" и т.д.). Он такжеобозначает также ограниченность общения определенными временными рамками, деловые люди знают цену времени и стараются использовать его рационально, поэтому деловые встречи строго регламентированны по времени и тщательно продуманна повестка.

 

Строго соблюдаются требования предьявляемые конкретной обстановкой ипринятой ролью в общении. Роль преподавателя определяется должностной инструкцией, где определена обязанность преподавателя в обучении и воспитании. Роль студента определена правилами поведения в университете и заключается не только в соблюдении дисциплины, но и в уважительном отношении к друг к другу и преподавателю, что предполагает доброжелательность, доверие (уверенность в чьей либо добросовестности, искренности, честности, правильности, отсутствие скептицизма), соблюдение правильного тона общения, соблюдение делового этикета.

Более строгое отношение к использованию речевых средств. Речь должна быть правильной, нормированной, точной, понятной, уместной.

 

(2 вопрос)

Разделение трех сторон общения: восприятие, коммуникацияи взаимодействие. Применюется для более глубокого изучения процесса общения. Психологи пронаблюдали за деятельностью людей и сделали вывод, что набор поведенческих характеристик (поза, интонаци голоса, темп речи, жесты мимика, выбор слов - все это меняется в зависимости от ситуации. Изменение поведения сопроваждается изменением эмоционального состояния т.е. с коллегами человек расслаблен, не контролирует речь, мимика более выразительна. С руководителем человек предельно собран и контролирует речь и движения. Таким образом существует прямая связь между поведением человека и состоянием его психики - это позволило Берну выделить типичные состояния сознания.

(3 вопрос)

Типические состояния сознания.

5.Состояние сознания сходное с образами родителей или значимых людей (сознание - "Я").

Я - Родителя: критическое состояние выражается в оценивающем поведении, в приказном, авторитарным, запрещающим поведении ("ты должен"и т.д.); может быть кормящее-заботливое, выражается в поведении ободряющем, сочувствующем, советующем ("успокойся", "я могу вас понять" и т.д.).

Я - Ребенок: это состояние сознания все еще действующее с момента фиксации в раннем детстве, человек несет всебе впечатление детства, октивизирующие в некоторых условиях, проявляются в поведении: свободное сознание - игривое, спонтанное поведение ("я хочу", "так тебе и надо" ит.д.); приспосабливающиеся - выражается в осторожном, боязливом поведении ("почему всегда я", "я неправильно это сделал" и т.д.); бунтарское сознание - выражается в капризном, грубом, агрессивном поведении ("оставте меня в покое", "я не буду это делать").

Я - Взрослый: Информация рассматривается объективно без эмоций, продумывается, розговор без высокомерия, без эмоций - нейтрально в мимеке и жестах ("я думаю", "я предполагаю" и т.д.)

 

Данный метод Берна выявил, что все 3-и состояния - это нормальные психологические процессы, но каждое состояние должно бытьодекватно ситуации; я-родителя и я-ребенка - это безсознательные состояния; я-взрослого - сознательное.

+ Когда творчески относимся к делу - состояние Я-Ребенка.

+ Благодаря Я-Родителя реакции становятся автоматическими и это бережет время и энергию.

+ Я-Взрослого контролирует действия родителя и ребенка в соответствии с ситуацией и в соответстви с моральными нормам.

 

Формально-Ролевое общение.

 

3 ситуация.

Я-Ребенка: "Я хочу чтобы вы выполнили оба задания"; "Ты обязан это сделать".

Я-Родителя: "Ничего страшного потом сделаешь"; "Это не позволительно"

Я-Взрослого: собрать информацию и осознать что он сам дал два задания.

4 ситуация.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.