Моральная характеристика личности с фил-й точки зрения. «Золотое правило общения».Стр 1 из 3Следующая ⇒
Этика как учение морали и нравственности. Мораль – по определению Ожегова, происходит от. Греч. Обычай, нрав, характер и применяется в речи в значениях: · Мораль, одна из форм идеологии. · Правила нравственности. · Логический поучительный вывод (мораль басни). · Нравоучение – наставление.
Этика– учение о морали, о ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе (этика Сократа, Гегеля). - совокупность норм поведения, система нравственных правил - Мораль какой-либо профессиональной группы (врачебная этика) · Нравственность – синоним слова мораль (Аристотель ввел термин Этика, для совокупного обозначения этических добродетелей (св-в характера)). · Цицерон в 4-м веке н.э. перевел с греч. на латинский язык Аристотелевское понятие этика.- слово Мораль. · В русском языке мораль – нрав характер, отсюдо возникло слово нравственность.
Самое широкое понятие – это ЭТИКА. Этика– как себя вести, а мораль– предмет этики. Мораль- это не то, что ест, а то, что должно быть. Моральные нормы – являются результатом, многовекового чел-го опыта в общении,его цель – Гармонично сосуществовать в обществе. История происхождения моральных норм – 551г.д.н.э. Китайский филосов Конфуций обращал внимание на такие нравственные качества человека, чувство долга по отношению к другим и уважения к старшим. 460г.д.н.э. – Аристотель обосновал учение о нормах морали, а Сократ вывел следующую форму, что лучший добродетелью являются знания – «Я знаю, только то, что ничего не знаю». Платон, считал, что общение между людьми должно строиться на принципах: · Справедливость. · Рассудительность. · Благочестие.- честь и достоинство.
Вальтер – 1690г. отмечал, что критерием нравственности поступков является их полезность для общества. Таким образом любое общество в определенное историческое время имеет свою мораль – т.е у общества есть определенные понятия о Добре и Зле. На разных этапах развития общества существовали разные норы, стандарты,правила, требования к поведению – Буржуазная мораль, мораль Социалистического общества. Сегодня для российского общества характерны новые требования к личности, морали и поступкам. …. Роль этики, как науки в настоящий исторический период заключается в том, что она должна проанализировать нравственного состояние общества, указать причины этого состояния и предложить решения, которые могли бы обновить моральные ориентиры в обществе. Мораль отдельной личности и мораль начиная с греческой античности понималась как мера господства человека над самим собой. А также как показатель того на сколько человек ответственен за себя и за то, что он делает т.е. это вопрос о господстве разума над страстями. Вопрос человека о господстве над собой связан с изучением характера, темперамента и с душевными качествами. Мораль здесь выступает как умеренность она ближе к аскетичности (строгий образ жизни) способности ограничить себя в желаниях. Философы по разному понимают высшее благо (в чем счастье): · Радость познания · Польза для общества · Наслаждения · Любовь к Богу (Духовность)
Мораль делает возможным отношение между людьми во всем их многообразии, она и есть та самая человечность без которой отношения между людьми не приобрели общественного характера.
«Золотое правило общения». «Поступай к другим так, как хотел бы чтобы поступали с тобой» - Данное правило появилось в 18веке в западно-европейской духовной традиции. Правило взаимности. Перечень литературы: А.Я.Кибанов – Этика деловых отношений.
Самоанализ. Этнические особенности типов личности: I-интроверт. Непрестанно контролирует себя и ближайших родственников, дляпредставителей этого типа этическая ответственность – внутренний процесс, девиз – «Будь верен себе». S-сенсорный. Явление конкретное, сиюминутное, имеющие отношение к конкретному событию и требующие решения в настоящий момент. F-чувствующий.Видит в этике результат отношений между людьми, правильное или неправильное поведение должно быть измерено с помощью личной системы ценностей (субъективно). J-решающий.Воспринимает этику в чёрно-белом варианте: если она есть, то уже ничего больше обсуждать.
Социометрическое тестирование. С кем бы я хотел работать в одной команде. Представлять группу на экономическом форуме, кого бы я выбрал. Кто самый надежный в группе. Кто не боится брать на себя ответственность. С кем приятно общаться. Кто самый цели устремленный.
Принципы деловых взаимоотношений. Вопросы: 1. Правила взаимоотношении с клиентами, покупателями, инвесторами, персоналом. 2. Принципы межличностного отношения
Принципы (правила) взаимоотношений организации с клиентами (покупателями). · Обеспечивать своих клиентов услугами и товарами высшего качества. · Честность коммерческой деятельности. · Высокий уровень обслуживания клиентов. · Принимать необходимые усилия для того, чтобы товары и услуги не вредили здоровью, были безопасны для здоровья и окружающей среды. Гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, вмаркетинге и рекламе, поддерживать достаточный уровень культуры работников и организации в целом.
Принципы деловых отношений организации с инвесторами. · Гарантировать справедливую прибыль на капитал владельцев и инвесторов. · Обеспечивать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации (ограниченной рамками закона и условиями обеспечения информации). · Сохранять, защищать и приумножать активы инвесторов. · С вниманием относиться к их предложениям и требованиям.
Принципы деловых отношений с персоналом: · Обеспечивать работников своевременной з/п, повышая их уровень жизни. · Создавать условия труда для работников не наносящих ущерба их здоровью и человеческому достоинству. · Быть честным в общении со своими работниками и обеспечивать им открытыйдоступ к информации ограниченной лишь рамками закона и условиями конкуренции. · Прислушиваться к предложениям и по возможности реагировать на них быстро (демократический принцип децентрализации). · В случае возникновение конфликтов - участвовать в открытых переговорах сколлективом применяя стили компромисса и сотрудничества. · Избегать дискриминационной политики и гарантировать персоналу равные права и возможности, независимо от пола, расы, возраста, религии. · Обеспечивать охрану труда во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний. · Поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и умений.
Общепринятые этические принципы для организации и руководителей. · Золотое правило общения. · Авансирование доверием (доверять квалификации, чувству ответственности работника). · Справедливость при передачи средств и ресурсов (объективные критерии) одинаковые условия для всех, возмещение материального и морального ущерба. · Способствовать развитию организации не нарушая этических норм. · Разумно сочетать коллективный и индивидуальный труд. · Постоянно воздействовать на персонал т.к. обеспечение этических норм на практике базируется на использовании социально-психологических методов (беседы, убеждения, тренинги, разъяснения, поощрения лучших работников, выявление героев и антигероев). · … Требующих длительного применения для нужного результата.
Принципы межличностного общения. · Поведение должно соответствовать закону и установленному в обществе правопорядку. · Адекватно оценивать ситуацию. · Наличие цели. · Самокритичная оценка собственных возможностей. · Опрятный внешний вид. · Дружеский тон и положительная установка в общении. · Умение слушать собеседника. · Избегать критики коллег и других людей в присутствии коллектива, реже жаловаться. · Избегать лишних споров, если не правы то признаться в этом и если обидели собеседника, то нужно извиниться даже на следующий день. · Тон общения не должен быть приказным, нужно убеждать или задавать вопросы. · Уважать мнение других людей. · Запоминать имена собеседников. · Помогать людям чувствовать их значимость т.е. искренно ценить и хвалить достоинства людей. · Давать человеку возможность сохранить свою репутацию. · Не разрешать себе проявлять раздражительность не при каких условиях, «Обычная деловая ситуация, давайте сядем и обсудим».
Специфика формально делового общения и транзакционный анализ Э.Берна. 1.Регламентированность формально ролевого общения. 2.Связь поведения человека с состоянием его психики. 3.Поведенческие характеристики человека в ситуации делового общения. 4. Метод трансакционального анализа Э.Берна. (1вопрос) Любая ситуация делового общения может быть представлена как ситуация ролевого поведения (роль руководителя, роль коллеги и т.д.). Соц.роль - это способ поведения задаваемый обществом.
Специфические особенности формально-ролевого общения: Регламентированность - подчинение установленным правилам и ограничениям. В деловом общении существуют стандарты поведения, которые определяются правилами и должностными инструкциями, традициями коллектива, видом общения определяются эти стандарты. Целями и задачами этой встречи, национальными и культурными обычиями. Она предпологает соблюдение делового этикета т.е. правила поведения во время беседы (деловой переписки) определенный внешний вид. Умение управлять отрицательными эмоциями во время делового общения. Включая в себя соблюдение речевого этикета (устойчивых формул общения применяемых в типичных ситуациях - "Разрешите представить" и т.д.). Он такжеобозначает также ограниченность общения определенными временными рамками, деловые люди знают цену времени и стараются использовать его рационально, поэтому деловые встречи строго регламентированны по времени и тщательно продуманна повестка.
Строго соблюдаются требования предьявляемые конкретной обстановкой ипринятой ролью в общении. Роль преподавателя определяется должностной инструкцией, где определена обязанность преподавателя в обучении и воспитании. Роль студента определена правилами поведения в университете и заключается не только в соблюдении дисциплины, но и в уважительном отношении к друг к другу и преподавателю, что предполагает доброжелательность, доверие (уверенность в чьей либо добросовестности, искренности, честности, правильности, отсутствие скептицизма), соблюдение правильного тона общения, соблюдение делового этикета. Более строгое отношение к использованию речевых средств. Речь должна быть правильной, нормированной, точной, понятной, уместной.
(2 вопрос) Разделение трех сторон общения: восприятие, коммуникацияи взаимодействие. Применюется для более глубокого изучения процесса общения. Психологи пронаблюдали за деятельностью людей и сделали вывод, что набор поведенческих характеристик (поза, интонаци голоса, темп речи, жесты мимика, выбор слов - все это меняется в зависимости от ситуации. Изменение поведения сопроваждается изменением эмоционального состояния т.е. с коллегами человек расслаблен, не контролирует речь, мимика более выразительна. С руководителем человек предельно собран и контролирует речь и движения. Таким образом существует прямая связь между поведением человека и состоянием его психики - это позволило Берну выделить типичные состояния сознания. (3 вопрос) Типические состояния сознания. 5.Состояние сознания сходное с образами родителей или значимых людей (сознание - "Я"). Я - Родителя: критическое состояние выражается в оценивающем поведении, в приказном, авторитарным, запрещающим поведении ("ты должен"и т.д.); может быть кормящее-заботливое, выражается в поведении ободряющем, сочувствующем, советующем ("успокойся", "я могу вас понять" и т.д.). Я - Ребенок: это состояние сознания все еще действующее с момента фиксации в раннем детстве, человек несет всебе впечатление детства, октивизирующие в некоторых условиях, проявляются в поведении: свободное сознание - игривое, спонтанное поведение ("я хочу", "так тебе и надо" ит.д.); приспосабливающиеся - выражается в осторожном, боязливом поведении ("почему всегда я", "я неправильно это сделал" и т.д.); бунтарское сознание - выражается в капризном, грубом, агрессивном поведении ("оставте меня в покое", "я не буду это делать"). Я - Взрослый: Информация рассматривается объективно без эмоций, продумывается, розговор без высокомерия, без эмоций - нейтрально в мимеке и жестах ("я думаю", "я предполагаю" и т.д.)
Данный метод Берна выявил, что все 3-и состояния - это нормальные психологические процессы, но каждое состояние должно бытьодекватно ситуации; я-родителя и я-ребенка - это безсознательные состояния; я-взрослого - сознательное. + Когда творчески относимся к делу - состояние Я-Ребенка. + Благодаря Я-Родителя реакции становятся автоматическими и это бережет время и энергию. + Я-Взрослого контролирует действия родителя и ребенка в соответствии с ситуацией и в соответстви с моральными нормам.
Формально-Ролевое общение.
3 ситуация. Я-Ребенка: "Я хочу чтобы вы выполнили оба задания"; "Ты обязан это сделать". Я-Родителя: "Ничего страшного потом сделаешь"; "Это не позволительно" Я-Взрослого: собрать информацию и осознать что он сам дал два задания. 4 ситуация. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|