Здавалка
Главная | Обратная связь

Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь



Профилактика охлаждений и отморожений. Необходимо следить, чтобы дети для длительного пребывания на холоде были одеты в теплую, не сдавливающую тело одежду и теплую свободную обувь. Помимо шерстяных носков рекомендуется дополнительно утеплять пальцы ног и пятку специальными суконными носками, последниками, колпачками на пальцы. При морозе с ветром целесообразно смазывать лицо несоленым животным жиром, лучше гусиным или свиным, но не кремом. Вода, входящая в состав кремов, вызывает дополнительное охлаждение кожи.
Отморожение
— поражение тканей организма в результате действия низких температур (особенно при морозах с сильным ветром). Установлено, что 90—95% отморожений падает на нижние конечности, при этом чаще всего отмораживаются пальцы ног, (особенно большой), пятки, 5—8%—на верхние конечности, остальные на открытые части тела — уши, нос, щеки.
Различают четыре степени отморожения: I степень характеризуется повелением кожи, потерей ею чувствительности, припухлостью участка отморожения, болью и зудом; II степень — теми же явлениями, однако через некоторое время появляются пузыри, наполненные светлой жидкостью; III степень — наступает омертвение кожи и пузыри наполнены кровянистой жидкостью: IV степень— наблюдается омертвение всех мягких тканей, а иногда даже костной ткани.
Оказание первой помощи при отморожениях. Если побеление кожи произошло только что, на глазах, то восстановить кровообращение в пораженном месте можно его растиранием чисто вымытыми руками. Хорошо при этом напоить пострадавшего горячим крепким чаем, кофе.
Но если живые ткани уже успели промерзнуть, то их сосуды, ставшие хрупкими, легко ломаются при растирании, из-за чего после оттаивания возникают микрокровоизлияния. Особенно плохо растирать снегом, так как он травмирует ткани и в последующем на поврежденных участках могут развиться инфекционные осложнения.
Если есть сомнение в том, что побеление ткани произошло не вследствие охлаждения, а вследствие отморожения, важно быстро наложить на пострадавший участок теплоизолирующую повязку и срочно обратиться в медицинское учреждение за помощью.
В тяжелых случаях (обширные участки, отморожения III и IV степени) пострадавшего срочно надо доставить в лечебное учреждение.
Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Солнце, воздух и вода —испытанные средства укрепления здоровья. Однако действие этих факторов внешней среды может быть для детей и неблагоприятным. Повышенная влажность воздуха при высокой его температуре может вызвать общее перегревание организма. Это состояние называют тепловым ударом. Причина его — нарушение терморегуляции организма: усиленное теплообразование при недостаточной теплоотдаче. Физиологические механизмы, увеличивающие теплоотдачу, становятся недостаточными. Это приводит к расстройству терморегуляции. Накапливающееся в организме тепло неблагоприятно влияет на центральную нервную систему. Развивается кислородное голодание.
Повышается вязкость крови, нарушается кровообращение. Тепловой удар может наступить при занятиях (работе) в душных, плохо проветриваемых (вентилируемых) помещениях. Этому способствуют высокая температура и влажность воздуха. Причиной болезненного состояния может быть и плотная, плохо пропускающая воздух одежда — «одежда не по сезону».
Может возникать тепловой удар и на открытом воздухе: при высокой двигательной активности (физической работе) во влажной, душной атмосфере (даже если пасмурно), в безветренную погоду и если не соблюдаются правила приема солнечных ванн. Во время гипертермии дети жалуются на головную боль, головокружение, шум в ушах, сильную жажду и тошноту. Появляются слабость и сонливость. Вначале наблюдаются покраснение кожных покровов и их влажность, затем кожа становится сухой, бледной и холодной. Развиваются тахикардия, учащенное дыхание, падает артериальное давление. Могут появиться рвота, носовое кровотечение, помрачение сознания и его потеря.
При тепловом ударе необходима неотложная первая помощь: больного уложить в прохладном месте (вынести из помещения), обеспечить доступ свежего воздуха, освободить от плотной, стесняющей одежды, напоить холодной водой, положить холодный компресс (если есть возможность — лед) на голову, в подмышечные и паховые области (там проходят крупные кровеносные сосуды). Хороший эффект оказывают водные процедуры: в легких случаях душ (температура воды 26—27 °С) в течение 5—8 мин, в более серьезных — ванна (при температуре воды 20 °С) до 8 мин. После водной процедуры больному необходим отдых в лежачем положении и обильное питье. Эти меры улучшают состояние пострадавших, однако их после оказания первой помощи нужно направить в лечебное учреждение.
В отличие от теплового при солнечном ударе общее перегревание организма не обязательно. Вызвать его может прямое воздействие солнечных лучей на непокрытую голову. Выраженного изменения терморегуляции при этом не бывает. Однако жалобы больных в случаях теплового и солнечного ударов сходны. Наблюдается также покраснение и посинение лица, иногда возникают судороги и бред.
Первая помощь при солнечном ударе — перенести больного в тень, снять стесняющую одежду, напоить холодной водой, создать движение воздуха (обмахивать простыней), смочить голову водой (положить холодный компресс), дать сердечные средства (капли валерианы с ландышем). С улучшением самочувствия пострадавшего следует направить в лечебное учреждение.
Избежать перегревания организма позволяет выполнение гигиенических требований, предъявляемых к одежде, микроклимату рабочих помещений, выполнению садово-огородных и полевых работ в летнее время, приему воздушных и солнечных ванн, расположению рабочих мест в классе и кроватей в спальных комнатах от отопительных приборов, соблюдение питьевого режима.
«Пододежный микроклимат» (пространство воздуха между кожей и одеждой) характеризуется сравнительно постоянной температурой (27—28 °С). Этому способствует одежда из воздухопроницаемых тканей (хлопчатобумажных, льняных и т. д.), что особенно важно для летней одежды. Во время солнечных ванн, полевых и садово-огородных работ, походов и экскурсий нужно следить, чтобы на голове у школьников был легкий головной убор. Избыточный подкожный жировой слой, бедный кровеносными сосудами, затрудняет терморегуляцию. Поэтому детей с избыточной массой тела следует особенно оберегать от перегрева.
Первая помощь при термических ожогах.
Ожог может быть вызван огнем, паром, горячей водой, солнечными лучами. Самая первая помощь при ожогах — срочно устранить причину, вызвавшую ожог. Если воспламенилась одежда, следует быстро набросить на пострадавшего одеяло (пальто, шторы из плотной материи) и прижать его к телу; в необходимых случаях, если есть возможность, облить вещи и самого пострадавшего водой. Различают четыре степени ожога.
Ожог I степени
характеризуется покраснением кожи, ее припухлостью и болезненностью, ощущением жжения. При отсутствии в месте ожога иных повреждений кожи следует обожженное место смочить спиртом (водкой, одеколоном) или раствором соды, наложить марлю, смоченную раствором (1 : 1000) марганцовокислого калия, забинтовать. В случаях обширного поражения и появления пузырей отправить пострадавшего в лечебное учреждение. Ожог II степени. Для него, помимо красноты и припухлости пораженного места, характерно образование пузырей, наполненных жидкостью. Уже при ожогах II степени сразу же надлежит направить пострадавшего в лечебное учреждение, предварительно крайне осторожно положить на пораженное место повязку (см. I степень ожога), а лучше покрыть место ожога стерильной салфеткой или индивидуальным перевязочным пакетом. При обширных ожогах до оказания врачебной помощи следует накрыть пострадавшего чистой простыней и дать успокаивающее лекарство.
Ожогу III степени
присуще поражение не только кожи, но и более глубоко лежащих тканей. На месте ожога часто зияет открытая рана с обугленными краями. В случаях такого рода ожогов необходимо без промедления вызвать врача (скорую помощь) или доставить пострадавшего в больницу.
При ожоге IV степени происходит обугливание всех тканей. Немедленно доставить пострадавшего в больницу.
Какая бы ни была степень ожога, даже при I степени необходимо избегать использования всяких «домашних средств». Они часто приносят только вред — обширное гнойное поражение кожи и подкожной клетчатки. Нельзя смазывать обожженное место подсолнечным и иным жиром (маслом), так как возможно нагноение, прикладывать сырые овощи, глину, землю (это может вызвать заражение столбняком).

Глава XIII Состояние здоровья детей и подростков

§1. Понятие о здоровье
§2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии
§3. Инфекционные заболевания
§4. Защита организма от инфекции

 

Понятие о здоровье

Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Здоровье взрослого и детского населения — социальное богатство общества.
Здоровье объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей. Эти показатели определяются в соответствии с возрастом, полом, условиями воспитания и обучения, а также с учетом климатических и географических условий.
Помимо здоровья индивидуального различают здоровье населения как понятие статистическое. Оно достаточно полно характеризуется комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, детской смертностью, уровнем физического развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни.
Для анализа состояния здоровья детских и подростковых коллективов служат такие показатели, как: общая заболеваемость, инфекционная заболеваемость; индекс здоровья, процент длительно и часто болеющих; распространенность и структура, процент лиц с нормальным физическим развитием и лиц, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии; распределение по группам здоровья.
Данные, отражающие общую заболеваемость (распространенность всех заболеваний — острых и хронических) среди населения определенного региона (города, страны) в конкретный период времени, получают на основании анализа обращаемости за медицинской помощью (по записям врачей в медицинских картах) или обработки результатов массовых медицинских осмотров, которые проводятся в детских и подростковых учреждениях. Общая заболеваемость проявляет явно выраженное изменение с возрастом и условиями воспитания. Она наиболее высока среди детей в возрасте 2—3 лет, постепенно снижаясь, дает подъемы с поступлением в школу и в период полового созревания подростков. Процесс адаптации к дошкольному учреждению, к обучению в школе и условиям его организации протекает довольно остро и сопровождается снижением общей и иммунной реактивности организма детей. Снижается общая и иммунная реактивность организма подростков в период бурной нейроэндокринной перестройки организма, обусловленной половым созреванием.
Индекс здоровья
— количество детей и подростков, не обращавшихся ни разу в течение года в поликлинику. Он возрастает в 2 раза от I (12,1%) к VIII (24,8%) классу, более чем в 2,5 раза снижается количество учащихся, часто (более 4 раз за учебный год) и длительно болеющих. Снижается и текущая заболеваемость примерно с 263 случаев на 100 детей в I классе до 180 — в VIII классе.

Таблица 21: Ранговое распределение заболеваний (по обращаемости) разных возрастных групп
(по данным Л. Ф. Бережкова, И. Д. Дубинской, 1979)

Анализ общей заболеваемости включает установление ее структуры — выявление рангового места, которое занимает та или иная группа заболеваний в разные возрастные периоды. В грудном возрасте преобладают заболевания желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы. В период от 1 года и до 17 лет первое место удерживают болезни органов дыхания. Второе место в возрасте 1—10 лет занимают инфекционные заболевания, а в возрасте 11—17 лет — травмы и отравления. Болезни органов пищеварения с третьего места в возрасте 7—10 лет перемещаются на пятое — к 11 —14 годам (табл. 21). Такая структура заболеваемости детей и подростков объясняется возрастным морфофункциональным созреванием основных физиологических систем и их совершенствованием, особенностями иммунной системы, соблюдением санитарно-гигиенических правил, предъявляемых к благоустройству, санитарному состоянию и содержанию детских учреждений, режиму дня и нормированию нагрузок.
Вместе с тем с возрастом школьников увеличивается, как уже указывалось, распространенность близорукости, нарушений осанки и частота хронических заболеваний уха, горла и носа.
Министерством здравоохранения СССР была утверждена комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков на основании совокупности четырех критериев: наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; уровень функционального состояния основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.
На основании этих критериев дети и подростки распределяются на пять групп. Здоровые и практически здоровые дети относятся к I и II группам, больные составляют III и IV группы в разной степени проявления и компенсации болезни. Дети V группы здоровья не посещают детские учреждения общего профиля. Они воспитываются и обучаются в санаторных учреждениях, лесных школах.
I группа здоровья — дети и подростки с нормальным развитием и нормальным уровнем функций; II группа — здоровые дети и подростки, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям; III группа — дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями; IVгруппа — дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.