Защита организма от инфекции
Неспецифические и специфические факторы.Проникновение в организм человека тех или иных болезнетворных микроорганизмов не у всех людей вызывает заболевание. Отдельные лица обладают невосприимчивостью ко многим болезням. Например, скарлатиной заболевает в среднем лишь 40—50% детей, контактировавших с больным. Это свидетельствует о том, что у человека имеются факторы и механизмы, препятствующие развитию инфекции. Факторы защиты подразделяются на неспецифические и специфические.
К неспецифическим факторам можно отнести кожу и слизистые оболочки, которые представляют собой барьер, задерживающий инородные тела и не допускающий их во внутреннюю среду организма. К неспецифическим факторам относятся и клетки-пожиратели—фагоциты. Фагоциты находятся в крови, а также в разных органах (в лимфатических узлах, костном мозге, селезенке).
Общезащитные факторы не обладают выраженным избирательным (специфическим) действием на возбудителей инфекции, они препятствуют их проникновению в организм и нахождению там, при этом особенность каждого возбудителя не имеет существенного значения.
Решающими факторами в борьбе с инфекциями являются специфические факторы, которые вырабатываются в организме. Они обусловливают специфическую невосприимчивость организма к той инфекции, против которой они выработаны. Эту форму защиты называют иммунитетом. Специфичность иммунитета выражается в том, что он обусловливает защиту лишь против одной инфекции и совершенно не влияет на степень восприимчивости данного индивидуума к другим инфекциям. Так, вещества, выработанные против возбудителя коклюша, бессильны против возбудителя скарлатины, и т. д.
Антитела и антигены.Иммунный процесс — это ответ организма на определенного рода раздражение, на вторжение чужеродного агента — антигена. Под антигеном обычно понимают несвойственные данному организму соединения (чаще всего белки), проникшие в его внутреннюю среду минуя желудочно-кишечный тракт. Чужеродными могут стать и собственные белки. Это имеет место, когда при инфекционных заболеваниях, отравлениях или других воздействиях на организм в пораженном органе происходят изменения в структуре и свойствах тех или иных белковых соединений, которые становятся как бы чужеродными для организма, т. е. приобретают по отношению к нему антигенные свойства. Поскольку такие антигены не привносятся извне, они были названы аутоантигенами, а образующиеся антитела — аутоантите-лами.Образование аутоантител было обнаружено при некоторых заболеваниях крови, ожогах, ревматизме.
Антигенными свойствами обладают все белки, а также некоторые полисахариды и вещества смешанной природы. Антигенами могут быть живые тела (например, болезнетворные бактерии) и определенные химические вещества, находящиеся в растворенном состоянии. Антигенов насчитывают сотни тысяч.
Защищая организм от нашествия антигенов, кровь вырабатывает особые белковые тела — антитела(противотела), которые обезвреживают антигены, вступая с ними в реакции самого различного характера.
В настоящее время хорошо известна химическая природа антител. Все они являются специфическими белками — гамма-глобулинами. Антитела образуются клетками лимфатических узлов, селезенки, костного мозга и др. Отсюда они проникают в кровь и циркулируют по организму.
Наиболее активно вырабатывают антитела лимфоциты и моноциты.
Защитные вещества (антитела) по-разному действуют на проникшие в организм болезнетворные микробы или чужеродные вещества. Одни антитела склеивают микроорганизмы, другие осаждают склеенные частицы, а третьи разрушают, растворяют их. Такие антитела называют преципитинами. Антитела, растворяющие бактерии, получили название бактериолизинов. Антитела, нейтрализующие яды (токсины) бактерий, змей, яды некоторых растений, получили название антитоксинов, т. е. специфических противоядий.
Иммунитет против инфекции или чужеродных агентов складывается из гуморального и клеточного. В клеточном иммунитете главную роль играют два вида белых кровяных телец — макрофаги (или моноциты) и Т-лимфоциты. Они разрушают чужеродные клетки. Главная роль в гуморальном иммунитете принадлежит В-лимфоцитам, вырабатывающим антитела.
С точки зрения современной иммунологии процесс «иммунного ответа» на введенный чужеродный белок (антиген) многоступенчат и в основном формируется в лимфоидной ткани. Попавший в организм антиген (например, микроб, вирус) задерживаете ближайшими к месту его проникновения лимфатическими узлами -барьером на пути инфекции. Это является сигналом к образованию здесь макрофагов — крупных фагоцитов, которые принимаю активное участие в пожирании и переработке попавшего антигена.
Воспалительная реакция в лимфатическом узле (в подмышке если есть инфицированная рана на пальце) — одна из форм за щиты организма, барьерная функция лимфатической системы.
Второй способ обезвреживания антигена (более совершенный)— образование специфических антигенных «противоядий» — антител.
Врожденный и приобретенный иммунитет. Невосприимчивость к тому или другому возбудителю болезни носит название видового или врожденного иммунитета. Он приобретается от рождения, наследуется от родителей. Наследственным иммунитетом объясняется невосприимчивость человека к возбудителю чумы рогатого скота. Иммунные вещества могут через плаценту проникать от матери к плоду. Некоторые иммунные вещества новорожденные получают с материнским молоком. Известно, что в течение первых месяцев жизни дети не болеют корью, полиомиелитом (детский паралич) и другими инфекционными заболеваниями.
Иммунитет может выработаться у человека после перенесения инфекционного заболевания. Этоприобретенный иммунитет. После выздоровления в крови человека остаются защитные вещества против возбудителя болезни, которую он перенес. Если теперь возбудитель этой болезни проникает в кровь человека, то он и выделяемые им яды будут обезврежены соответствующими иммунными телами и болезнь не разовьется. Вот почему люди, переболев в детстве коклюшем, корью, обычно не заболевают ими повторно.
Невосприимчивость к тому или иному заболеванию, полученную организмом по наследству или приобретенную в результате перенесенного заболевания, называют естественным иммунитетом.Естественный иммунитет прочный, держится многие годы.
Иммунитет можно вызвать искусственно. Для этого в организм вводят ослабленных или убитых возбудителей той или иной болезни. Ослабленные таким путем яды возбудителей болезни вызывают выработку против них соответствующих защитных веществ (антитоксинов). В этом случае организм активно участвует в создании невосприимчивости к той или другой болезни. Примером искусственного иммунитета являются предохранительные прививки.
В медицинской практике широко пользуются пассивной иммунизацией. При этом заболевшему человеку вводят сыворотку крови переболевших людей или животных. В такой сыворотке (вакцине) есть уже готовые иммунные тела против возбудителей болезни.
Формирование иммунных реакций в процессе развития ребенка. В эмбриональном периоде антитела в организме плода не вырабатываются. В первые 3 месяца после рождения дети почти полностью невосприимчивы к инфекционным заболеваниям. Невосприимчивость объясняется наличием иммунных тел, полученных плодом от матери. Гамма-глобулин — носитель антител — передается через плаценту плоду от матери. Способствуют невосприимчивости также антитела, получаемые в грудном периоде с молоком матери.
По мере созревания организма, его нервной системы ребенок постепенно приобретает все более стойкие иммунологические свойства. Ко второму году жизни вырабатывается уже значительное количество иммунных тел. Замечено, что у детей, воспитывающихся в коллективах, быстрее формируются иммунные реакции. Это объясняется тем, что в коллективе ребенок подвергается скрытой иммунизации: попадание в организм ребенка от заболевших детей малой дозы возбудителя не вызывает у него заболевания, возбудитель скоро погибает, но организм на него успевает выработать антитела. Если это повторяется несколько раз, то приобретается иммунитет к данному заболеванию.
К 10 годам иммунные свойства организма выражены хорошо, в дальнейшем они держатся на относительно постоянном уровне и начинают снижаться после 40 лет.
Создание у детей и подростков специфического иммунитета путем проведения профилактических прививок является мощным фактором в борьбе с острыми инфекционными заболеваниями в детских учреждениях.
Прививки проводит медицинский персонал детских и лечебно-профилактических учреждений в плановом порядке и по эпидемиологическим показаниям, руководствуясь соответствующими инструкциями министерства здравоохранения.
Вакцинация детей против дифтерии, коклюша, столбняка, кори осуществляется, как правило, в раннем возрасте. В определенные сроки в дошкольном и младшем школьном возрасте проводится ревакцинация.
С 1980 г. действует следующий календарь прививок детям и подросткам: против туберкулеза — вакцинация на о—7-й день жизни, ревакцинации — в 7, 11—12 и 16—17 лет; против полиомиелита — вакцинация в 3 месяца, ревакцинации в периоды от 1 до 2 лет, от 2 до 3 лет, в 7—8 лет и 15—16 лет; применение комбинированной вакцины против коклюша, дифтерии и столбняка—первой в 3 месяца, ревакцинация через 1,5—2 года после заключительной вакцинации, ревакцинация против дифтерии и столбняка в 6 и И лет, ревакцинация против столбняка в 16 лет; против паротита и кори вакцинация в 15—18 месяцев.
Прививки против других инфекционных заболеваний проводят детям и подросткам по эпидпоказаниям.
В отношении ослабленных детей, не прошедших вакцинацию, в случаях контакта их с инфекционным больным применяют пассивную иммунизацию — введение с профилактическими целях иммунной сыворотки (например, против кори).
Введение иммунных сывороток детям и подросткам требует большой осторожности. Нередко в связи с введением против! столбнячной и других сывороток возникают серьезные осложнения — анафилаксия иаллергия.
Анафилаксия — особое состояние повышенной чувствительности организма к повторному введению чужеродного неядовитого белка (кровяной сыворотки, бактериальных тел и др.). Механизм анафилаксии выяснен до сих пор недостаточно. Однако все исследователи пришли к единому мнению, что в основе феномен, лежит реакция между антигеном и антителом, происходящая в организме.
У человека анафилактический шок встречается редко, но может иметь место при введении лечебной сыворотки, вакцин и при переливании крови (сывороточная болезнь). Избежать анафилактического шока возможно, применив метод десенсибилизации — дробного введения препарата.
Аллергия — изменение реактивности живого организма по отношению к повторным воздействиям на него различных микробов, микробных препаратов, чужеродных белков, антигенов, при введении которых в организм (минуя пищеварительный тракт) происходит образование антител. Чаще аллергия выражается в виде противоположной реакции, т. е. повышения чувствительности к повторному введению микробов, чужеродного белка и т. п. (анафилаксия). Явлениями аллергии объясняются такие заболевания, как сенная лихорадка, крапивница, некоторые формы бронхиальной астмы. Явлениями аллергии пользуются для распознавания некоторых заразных болезней путем определения характера реакций (нормальная или повышенная) к некоторым белковым продуктам, извлекаемым из микробов — возбудителей этих болезней. Так, туберкулиновая проба — аллергическая реакция.
Профилактика распространения инфекции в детском учреждении. Все дети, находящиеся в контакте с больным, подвергаются по указанию врача карантину. Дети, находящиеся на карантине в школе-интернате или дома, не должны допускаться в другие детские коллективы и общественные места в течение всего срока карантина. Конкретные указания по карантину дают врачи-эпидемиологи и под их руководством врачи детских учреждений.
Активное участие в проведении противоэпидемических мероприятий принимают учителя. Они извещают медицинских работников об отсутствующих учениках, первыми замечают отклонения в поведении детей, их самочувствии, которые могут быть связаны с начинающимся заболеванием. Направляют таких детей к медицинским работникам школы. Учителя вместе с медицинскими работниками проводят санитарно-просветительную работу с детьми и их родителями.
Повседневный строгий санитарный режим учреждений (воздушно-тепловой режим, проветривание, влажная уборка, правильное мытье посуды и выполнение детьми правил личной гигиены) имеет огромное значение в профилактике появления и распространения среди детей и подростков острых инфекционных заболеваний.
Обслуживающий персонал детских учреждений в установленные сроки проходит медицинские обследования в целях своевременного выявления случаев заболеваний туберкулезом и кишечного бактерионосительства. Результаты освидетельствования заносятся в личную санитарную книжку.
Вовлечение детей в занятия физической культурой и спортом, использование естественных факторов природы в целях закаливания организма повышают неспецифические защитные силы детей и подростков.
Профилактика гриппа и других острых респираторных заболеваний. Острые респираторные заболевания, в частности грипп, являются весьма распространенными инфекциями. Большой удельный вес среди больных этими заболеваниями, особенно во время эпидемий гриппа, составляют дети и подростки.
Правильно организованная медицинская помощь, широкое проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и санитарно-просветительной работы среди родителей, детей, обслуживающего персонала детских и подростковых учреждений, учащихся школ и профессионально-технических училищ являются основными мероприятиями по профилактике гриппа и острых респираторных заболеваний.
Вирусные инфекции дыхательных путей, ослабляя организм, создают условия для активизации бактериальных форм. Большинство тяжелых форм острых респираторных заболеваний, протекающих с вовлечением в процесс нижних дыхательных путей и легких, как правило, являются результатом комплексного действия вирусной и бактериальной инфекции. Повышение вирулентности бактерий может быть связано не только с вирусной инфекцией, но и с влиянием различных неблагоприятных факторов, резкого охлаждения или перегревания организма, воздействия вредных химических веществ, переутомления, нарушения отдыха и др.
Санитарный режим в детских и подростковых учреждениях во время эпидемии гриппа следует соблюдать особенно тщательно.
Проводят систематическую влажную уборку и проветривание всех помещений, особенно спален, групповых, классных комнат, гимнастических залов и других помещений для постоянного пребывания детей; для замачивания посуды и влажной уборки помещений используют 0,5%-ный раствор хлорамина или гипохлорида кальция.
Проводят облучение детей бактерицидными и эрительными ультрафиолетовыми лампами; всемерно повышают защитные свойства организма, детей обеспечивают витаминами (аскорбиновая кислота, тиамин, рибофлавин и др.); увеличивают время пребывания на свежем воздухе (прогулки, катание на лыжах и санках и др.). Больных гриппом изолируют и показывают врачу. В период эпидемии гриппа персонал яслей и детских садов обязательно должен носить марлевые четырехслойные маски. Заболевших гриппом и больных острыми респираторными заболеваниями к работе не допускают.
Медицинский персонал при участии преподавателей, воспитателей и санитарных постов организует раннее выявление заболевших; в дошкольных учреждениях ежедневно проводят утренние осмотры детей с термометрией.
Во время эпидемии гриппа запрещается проводить профилактические прививки против других инфекций.
Массовые зрелищные, спортивные и другие мероприятия в детских и подростковых учреждениях не проводятся, ограничиваются или запрещаются коллективные посещения кино, театров.
В общежитиях подростков усиливается контроль за соблюдением чистоты в помещениях и их воздушно-тепловым режимом, обеспечивается влажная уборка с применением раствора хлорной извести или хлорида кальция (0,5%-ный раствор).
Больных, оставшихся в общежитии, изолируют в специально выделенные для этого помещения и за ними проводят постоянное медицинское наблюдение.
В столовых (буфетах) обеспечивают тщательное мытье посуды, кипячение или замачивание ее в дезинфицирующем растворе. Во время гриппа и острых респираторных заболеваний необходимо детям и подросткам чаще мыть руки с мылом и горячей водой, чаще менять полотенце. То же должен выполнять обслуживающий персонал.
Глава XIV Гигиена физического воспитания
§1. Задачи, формы и средства физического воспитания
§2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания
§3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.