Здавалка
Главная | Обратная связь

Методы психологического исследования



Общая психология

Название метода, его определение Специфика проведения Требования к проведению Достоинства Недостатки Виды
Наблюдение- исследовательский метод, представляющий собой фиксацию определенных характеристик того или иного процесса и имеющий целью выявление его инвариативных признаков, без активного включения в сам процесс Наблюдение - целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта Изучение внешних проявлений психики человека происходит в естественных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя - Целенаправленность (наблюдатель должен понимать и представлять что он собирается наблюдать и для чего); - Наблюдение проводится по определенному плану, схеме или программе - Систематичность (наблюдение требует более или менее продолжительного времени) - Чтобы наблюдение дало полноценные результаты необходимо принять во внимание многообразие проявлений психики человека, наблюдать эти проявления в различных условиях - Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения; - Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определенным задачам, предметам и т. д.; - Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов; - Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения - Оперативность получения информации - Относительная дешевизна метода   Возможны ошибки наблюдения: - Гало-эффект (обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий) - Эффект снисхождения (тенденция всегда давать положительную оценку происходящему) - Ошибка центральной тенденции (наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению) - Ошибка корреляции (оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака) - Ошибка контраста (склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным) - Ошибка первого впечатления (первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения) По степени формализации: - неконтролируемое наблюдение (простое, бесструктурное) - контролируемое (стандартизованное, структурное); По характеру выборки: - выборочное (фиксируются определенные параметры) - сплошное (фиксируются все особенности поведения) По степени включенности исследователя: а) наблюдатель сам является членом группы: - наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем; - наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется - б) невключенное По характеру организации: - наблюдение в естественных условиях - наблюдение в контролируемых условиях
Эксперимент - метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы и общества. Психологический эксперимент - это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых - в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление - экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает это явление - изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент те самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс - выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения - четкая ориентация на гипотезы исследования о наличии причинно-следственной связи между исследуемыми явлениями или о характере какого-либо механизма коллективной или индивидуальной деятельности, выведенной логическим путем на основании теоретических и опытных данных - высокий уровень познания и полнота описания объекта - строгий контроль за ходом эксперимента, обеспечение его чистоты - воспроизводимость, возможность повторения как фактор повышения надежности результатов эксперимента - наличие методов, средств наблюдения и измерения, адекватных социальному объекту Позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие: - обеспечивается достаточно высокая точность результатов - возможны повторные исследования в аналогичных условиях - осуществляется почти полный контроль за всеми переменными   - Условия деятельности респондентов не соответствуют реальности - Возможны ошибки, искажающие результаты эксперимента: - ошибки «отношения к наблюдаемому». Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции - ошибки, связанные с мотивацией испытуемого. Испытуемый может быть мотивирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями экспериментатора, а в соответствии со своим пониманием целей и смысла эксперимента - ошибки личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора - эффект плацебо (улучшение состояния человека благодаря тому, что он верит в эффективность некоторого воздействия, в действительности нейтрального) - эффект Хотторна (участники ведут себя так, как ожидают от них экспериментаторы) - эффект аудитории (присутствие любого внешнего наблюдателя изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу) По способу проведения: - Естественный - участники не знают о своей роли испытуемых; - Лабораторный - проводится в специально помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте От результата воздействия: - Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют. Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали. Патопсихологический эксперимент — целью эксперимента ставится задача качественной и количественной оценки основных процессов мышления; экспериментатор, как правило, не интересуется непосредственными результатами тестирования, так как в ходе эксперимента проводится исследование способа достижения результата.
Тестирование -исследование определенных психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов. Тест - фиксированное во времени испытание. предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий. Тестовое испытание состоит из тестового материала и инструкции для испытуемого, от которого требуется строгое ее исполнение. Оценка результатов производится по специально разработанным критериям, а некоторые тесты имеют и возрастные шкалы, с которыми соотносятся результаты конкретного испытуемого. 1. Валидность (пригодность, обоснованность) - установление соответствия между интересующим психическим свойством и методом его измерения 2. Надежность (устойчивость) - стабильность результатов при повторных тестированиях 3. Стандартизация - многократная проверка теста на большом количестве испытуемых 4. Одинаковые возможности для всех испытуемых 5. Нормы и интерпретация теста (определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования) - относительная простота процедуры и оборудования - кратковременность испытания - четкие процедуры фиксации результатов и их математической обработки - наличие установленных стандартов (норм) - возможность проведения повторных, т.е. сравнительных испытаний - возможность одномоментного сбора большого объема материала - возможность индивидуального и группового проведения тестирования - опасность “слепых” (автоматических) ошибок - слепая вера в то, что тест в любом случае сработает правильно (искажение результатов возникает в случае непонимания инструкции испытуемым, технических сбоев и др.) - возможность использования неспециалистами либо низкоквалифицированными специалистами (искажение результатов теста в случае их неграмотной интерпретации либо неправильного применения) - потеря индивидуального подходы (возможность упустить индивидуальную особенность нестандартного человека) - отсутствие доверительной обстановки в процессе тестирования   1. По особенностям используемых задач: тесты вербальные и тесты практические 2. По формам процедуры обследования: индивидуальные и групповые 3. По направленности: - Тесты интеллекта (выявление умственного потенциала индивида) - Тесты специальных способностей (оценка обучаемости индивида в овладении знаниями, умениями, навыками) - Тесты достижений (оценка уровня овладения учебными знаниями, навыками) - Тесты личности (оценка установок, ценностей, эмоциональных, мотивационных и межличностных свойств, типичных форм поведения) - Тесты проективные (целостное изучение личности) 4. По наличию или отсутствию временных ограничений: тесты скорости и тесты результативности
Анкетирование - метод диагностики, основанный на получении от респондентов ответов - как правило письменных, но также возможно анкетирование и через компьютерную сеть - на вопросы, выстраивающиеся вокруг основной темы исследования. Ориентировано на получение сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении. Испытуемый сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы. Наличие анкеты - бланка, имеющего формулировки вопросов и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или по образцу которых предложить собственные - При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования; - Собранную информацию легко систематизировать и анализировать; - Прост в проведении. - Отсутствие серьёзного отношения со стороны отвечающих; - Нельзя выявить склонности опрашиваемых; - Анонимность опроса; - Опрашиваемым могут понадобиться образцы заполнения анкеты; - Не дает полной картины ситуации По числу респондентов - Индивидуальное анкетирование - Групповое анкетирование - Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов) По полноте охвата - Сплошное (опрос всех представителей выборки) - Выборочное (опрос части выборки) По типу контактов с респондентом - Очное (в присутствии исследователя-анкетёра) - Заочное (анкетёр отсутствует) - Рассылка анкет по почте - Публикация анкет в прессе - Публикация анкет в интернете - Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
Беседа - диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого Исследователь вступает с опрашиваемым в непосредственное взаимодействие - Необходимо заранее определить содержание беседы и продумать план выяснения намеченного круга вопросов - Очень важно перед беседой обеспечить хороший контакт с человеком, устранить все, что может вызвать у него напряженность, настороженность или неискренность - Задаваемые вопросы должны быть понятными - Личная беседа обеспечивает высокую степень доверительности; - Возможна значительная продолжительность интервью; - Есть возможность показать респонденту демонстрационные материалы (карточки, логотипы, и т.д.); - Позволяет проводить опросы среди узкой или труднодоступной целевой группы - Возможность одновременного исследования сторон личности испытуемого; - Возможность повторного проведения с целью изучения динамики изменений. - Требует больших затрат времени - Ограничения в применении, касающиеся профессиональной зрелости и компетентности психолога в связи с возможным нарушением объективности - Терапевтическая беседа - Экспериментальная беседа (с целью проверки гипотезы эксперимента) - Автобиографическая беседа - Сбор информации о личности субъекта - Сбор информации о знакомых субъекта
«Архивный» метод - анализ дневниковых записей и заметок, архивных материалов, продуктов трудовой учебной или творческой деятельности и т. д. Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные - наличие продукта деятельности для анализа - атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора - фиксация всех реакций испытуемого (при проективном тестировании) - выделение стандартных единиц при анализе текста (слово (термин, символ), суждение или законченная мысль, тема, персонаж, автор, целостное сообщение) - можно использовать для анализа исторических документов (в современных условиях доступны огромные объемы информации, обеспечивающие почти неисчерпаемые возможности для исследования) - высокая надежность результатов (архивные исследования могут согласовываться с результатами лабораторных исследований) - отсутствие эффекта воздействия исследователя на испытуемых (так как архивная информация уже зафиксирована, она не «смутится» и не попытается «предстать в лучшем свете» перед исследователем) - громоздкость процедуры - в имеющихся данных важная информация может отсутствовать или же не обладать должной репрезентативностью (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом) - при отборе информации легко можно ошибиться и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую гипотезу - при анализе данных при условии избыточного объёма информации можно интерпретировать информацию сквозь призму определённых ожиданий. - биографический метод (изучение особенностей жизненного пути одной личности или группы людей) - контент-анализ (выделение единиц содержания и их анализ) - анализ продуктов деятельности - проективный метод («промежуточный» по своему статусу между психологическим измерением (тестирование) и анализом продуктов деятельности)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.