Название метода, его определение
| Специфика проведения
| Требования к проведению
| Достоинства
| Недостатки
| Виды
|
Наблюдение- исследовательский метод, представляющий собой фиксацию определенных характеристик того или иного процесса и имеющий целью выявление его инвариативных признаков, без активного включения в сам процесс Наблюдение - целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта
| Изучение внешних проявлений психики человека происходит в естественных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя
| - Целенаправленность (наблюдатель должен понимать и представлять что он собирается наблюдать и для чего);
- Наблюдение проводится по определенному плану, схеме или программе
- Систематичность (наблюдение требует более или менее продолжительного времени)
- Чтобы наблюдение дало полноценные результаты необходимо принять во внимание многообразие проявлений психики человека, наблюдать эти проявления в различных условиях
| - Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения;
- Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определенным задачам, предметам и т. д.;
- Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов;
- Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
- Оперативность получения информации
- Относительная дешевизна метода
| Возможны ошибки наблюдения:
- Гало-эффект (обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий)
- Эффект снисхождения (тенденция всегда давать положительную оценку происходящему)
- Ошибка центральной тенденции (наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению)
- Ошибка корреляции (оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака)
- Ошибка контраста (склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным)
- Ошибка первого впечатления (первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения)
| По степени формализации:
- неконтролируемое наблюдение (простое, бесструктурное)
- контролируемое (стандартизованное, структурное);
По характеру выборки:
- выборочное (фиксируются определенные параметры)
- сплошное (фиксируются все особенности поведения)
По степени включенности исследователя:
а) наблюдатель сам является членом группы:
- наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем;
- наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется
- б) невключенное
По характеру организации:
- наблюдение в естественных условиях
- наблюдение в контролируемых условиях
|
Эксперимент - метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы и общества.
Психологический эксперимент - это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых
| - в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление
- экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает это явление
- изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент те самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс
- выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения
| - четкая ориентация на гипотезы исследования о наличии причинно-следственной связи между исследуемыми явлениями или о характере какого-либо механизма коллективной или индивидуальной деятельности, выведенной логическим путем на основании теоретических и опытных данных
- высокий уровень познания и полнота описания объекта
- строгий контроль за ходом эксперимента, обеспечение его чистоты
- воспроизводимость, возможность повторения как фактор повышения надежности результатов эксперимента
- наличие методов, средств наблюдения и измерения, адекватных социальному объекту
| Позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие:
- обеспечивается достаточно высокая точность результатов
- возможны повторные исследования в аналогичных условиях
- осуществляется почти полный контроль за всеми переменными
| - Условия деятельности респондентов не соответствуют реальности
- Возможны ошибки, искажающие результаты эксперимента:
- ошибки «отношения к наблюдаемому». Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции
- ошибки, связанные с мотивацией испытуемого. Испытуемый может быть мотивирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями экспериментатора, а в соответствии со своим пониманием целей и смысла эксперимента
- ошибки личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора
- эффект плацебо (улучшение состояния человека благодаря тому, что он верит в эффективность некоторого воздействия, в действительности нейтрального)
- эффект Хотторна (участники ведут себя так, как ожидают от них экспериментаторы)
- эффект аудитории (присутствие любого внешнего наблюдателя изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу)
| По способу проведения:
- Естественный - участники не знают о своей роли испытуемых;
- Лабораторный - проводится в специально помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте
От результата воздействия:
- Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.
Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.
Патопсихологический эксперимент — целью эксперимента ставится задача качественной и количественной оценки основных процессов мышления; экспериментатор, как правило, не интересуется непосредственными результатами тестирования, так как в ходе эксперимента проводится исследование способа достижения результата.
|
Тестирование -исследование определенных психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов.
Тест - фиксированное во времени испытание. предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.
| Тестовое испытание состоит из тестового материала и инструкции для испытуемого, от которого требуется строгое ее исполнение. Оценка результатов производится по специально разработанным критериям, а некоторые тесты имеют и возрастные шкалы, с которыми соотносятся результаты конкретного испытуемого.
| 1. Валидность (пригодность, обоснованность) - установление соответствия между интересующим психическим свойством и методом его измерения
2. Надежность (устойчивость) - стабильность результатов при повторных тестированиях
3. Стандартизация - многократная проверка теста на большом количестве испытуемых
4. Одинаковые возможности для всех испытуемых
5. Нормы и интерпретация теста (определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования)
| - относительная простота процедуры и оборудования
- кратковременность испытания
- четкие процедуры фиксации результатов и их математической обработки
- наличие установленных стандартов (норм)
- возможность проведения повторных, т.е. сравнительных испытаний
- возможность одномоментного сбора большого объема материала
- возможность индивидуального и группового проведения тестирования
| - опасность “слепых” (автоматических) ошибок - слепая вера в то, что тест в любом случае сработает правильно (искажение результатов возникает в случае непонимания инструкции испытуемым, технических сбоев и др.)
- возможность использования неспециалистами либо низкоквалифицированными специалистами (искажение результатов теста в случае их неграмотной интерпретации либо неправильного применения)
- потеря индивидуального подходы (возможность упустить индивидуальную особенность нестандартного человека)
- отсутствие доверительной обстановки в процессе тестирования
| 1. По особенностям используемых задач: тесты вербальные и тесты практические
2. По формам процедуры обследования: индивидуальные и групповые
3. По направленности:
- Тесты интеллекта (выявление умственного потенциала индивида)
- Тесты специальных способностей (оценка обучаемости индивида в овладении знаниями, умениями, навыками)
- Тесты достижений (оценка уровня овладения учебными знаниями, навыками)
- Тесты личности (оценка установок, ценностей, эмоциональных, мотивационных и межличностных свойств, типичных форм поведения)
- Тесты проективные (целостное изучение личности)
4. По наличию или отсутствию временных ограничений: тесты скорости и тесты результативности
|
Анкетирование - метод диагностики, основанный на получении от респондентов ответов - как правило письменных, но также возможно анкетирование и через компьютерную сеть - на вопросы, выстраивающиеся вокруг основной темы исследования. Ориентировано на получение сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении.
| Испытуемый сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.
| Наличие анкеты - бланка, имеющего формулировки вопросов и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или по образцу которых предложить собственные
| - При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования;
- Собранную информацию легко систематизировать и анализировать;
- Прост в проведении.
| - Отсутствие серьёзного отношения со стороны отвечающих;
- Нельзя выявить склонности опрашиваемых;
- Анонимность опроса;
- Опрашиваемым могут понадобиться образцы заполнения анкеты;
- Не дает полной картины ситуации
| По числу респондентов
- Индивидуальное анкетирование
- Групповое анкетирование
- Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)
По полноте охвата
- Сплошное (опрос всех представителей выборки)
- Выборочное (опрос части выборки)
По типу контактов с респондентом
- Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
- Заочное (анкетёр отсутствует)
- Рассылка анкет по почте
- Публикация анкет в прессе
- Публикация анкет в интернете
- Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
|
Беседа - диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого
| Исследователь вступает с опрашиваемым в непосредственное взаимодействие
| - Необходимо заранее определить содержание беседы и продумать план выяснения намеченного круга вопросов
- Очень важно перед беседой обеспечить хороший контакт с человеком, устранить все, что может вызвать у него напряженность, настороженность или неискренность
- Задаваемые вопросы должны быть понятными
| - Личная беседа обеспечивает высокую степень доверительности;
- Возможна значительная продолжительность интервью;
- Есть возможность показать респонденту демонстрационные материалы (карточки, логотипы, и т.д.);
- Позволяет проводить опросы среди узкой или труднодоступной целевой группы
- Возможность одновременного исследования сторон личности испытуемого;
- Возможность повторного проведения с целью изучения динамики изменений.
| - Требует больших затрат времени
- Ограничения в применении, касающиеся профессиональной зрелости и компетентности психолога в связи с возможным нарушением объективности
| - Терапевтическая беседа
- Экспериментальная беседа (с целью проверки гипотезы эксперимента)
- Автобиографическая беседа
- Сбор информации о личности субъекта
- Сбор информации о знакомых субъекта
|
«Архивный» метод - анализ дневниковых записей и заметок, архивных материалов, продуктов трудовой учебной или творческой деятельности и т. д.
| Исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные
| - наличие продукта деятельности для анализа
- атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора
- фиксация всех реакций испытуемого (при проективном тестировании)
- выделение стандартных единиц при анализе текста (слово (термин, символ), суждение или законченная мысль, тема, персонаж, автор, целостное сообщение)
| - можно использовать для анализа исторических документов (в современных условиях доступны огромные объемы информации, обеспечивающие почти неисчерпаемые возможности для исследования)
- высокая надежность результатов (архивные исследования могут согласовываться с результатами лабораторных исследований)
- отсутствие эффекта воздействия исследователя на испытуемых (так как архивная информация уже зафиксирована, она не «смутится» и не попытается «предстать в лучшем свете» перед исследователем)
| - громоздкость процедуры
- в имеющихся данных важная информация может отсутствовать или же не обладать должной репрезентативностью (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом)
- при отборе информации легко можно ошибиться и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую гипотезу
- при анализе данных при условии избыточного объёма информации можно интерпретировать информацию сквозь призму определённых ожиданий.
| - биографический метод (изучение особенностей жизненного пути одной личности или группы людей)
- контент-анализ (выделение единиц содержания и их анализ)
- анализ продуктов деятельности
- проективный метод («промежуточный» по своему статусу между психологическим измерением (тестирование) и анализом продуктов деятельности)
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.