Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные направления иудаизма



Каббала ("предание") - модификация учения иудаизма, возникшая во 2 в. и окончательно сформировавшаяся в 13 в. Главные сочинения Каббала - "Сияние" ("Зогар"), написанное на арамейском языке (приписывается Симону бар Иохаю, выпущено в свет испанским евреем Моисеем де Леоном в к. 13 в.) и "Книга творения" ("Зефер Йезирах"), написанная на еврейском языке в 6-7 вв.

Бог понимается в каббализме как абсолютно бескачественная и неопределимая беспредельность, как радикальное отрицание всего предметного. Бог -"Эн-Соф" ("бесконечное"). Одной из характерных концепций каббализма является учением о возможности манипулировать волей божества через его тайное имя. Заповедное имя "Яхве" - необыкновенно популярный мотив средневекового иудаизма, согласно которому знание имени божества дает магическую власть над самим божеством. Овладев именем, можно овладеть прерогативой Бога - способностью созидать живое: так, в легендах о големе "заповедное имя", начертанное на лбу глиняного истукана, животворит его, как Яхве оживил некогда созданного из глины Адама. "Чудотворец", т.е. наполовину святой, наполовину мастер белой магии особого рода, каким его рисуют многочисленные рассказы о каббалистах и хасидских цадиках (праведник), называется "баалшем", т.е. "хозяин имени". Таково в частности было имя Бешта. Особый аспект каббализма составляет так называемая практическая Каббала, основанная на вере в то, что при помощи специальных ритуалов, молитв и внутренних волевых актов человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс истории (например, приближать пришествие мессии), ибо каждому "возбуждению снизу" (от человека) не может не ответить возбуждение "сверху" (от Бога).

В 18 в. в Восточной Европе (в основном Польша и Украина) возникло учение хасидизма, основоположником которого считается Израиль Бешт. Согласно основанному на каббалистских представлениях учению Бешта, назначение человека - и в служении Богу, в познании божественных тайн, в стремлении слиться с божеством посредством восторженной молитвы. Преемники Бешта включили в учение каббализма концепцию цадика одаренного сверхъестественной силой и располагающего всей природой по своему произволу.

Таким образом, в каббализме и хасидизме договор становится всемирным законом, который сильнее и самого бога, что может быть характеризовано, по меньшей мере, как сильный языческий элемент в Иудаизме.

Иудейские секты:

Караимы - ортодоксальный иудаизм (8 в. Месопотамия). Тюркоязычны. В религиозной обрядовости наблюдается схожесть с турецко-мусульманскими традициями.

Самаритяне (шомпоним) - 9 в. до н.э. В конце 6 в. до н.э. персидские цари династии Ахеменидов, завладевшие Вавилонией и всем Ближним Востоком, из стратегических соображений решили восстановить и укрепить разрушенный Иерусалим и позволили пленным иудеям вернуться туда и построить храм Яхве. Создалась самоуправляющаяся религия община иудеев, в которую однако не были приняты многие оставшиеся после вавилонского пленения в Палестине, а также новые поселенцы. Они составили отдельную общину самаритян.

Денме («ренегаты» - пер. с турец.яз.) или скрытые иудаисты - саббатийцы (17 в. Турция). Группа евреев из г. Салоники, участвовавшая в массовом мессианском движении, захватившем большинство еврейских общин Европы и возглавленном Саббатаем Цви, приняла в середине XVII века вслед за своим вождем ислам. Внешне оставаясь мусульманами, денме исповедовали собственный неортодоксальный вариант иудаизма. Секта имела тайный характер.

Денме верили в божественность Саббатая Цви и рассматривали его появление как второе пришествие Христа.

Опираясь на собственную интерпретацию Каббалы, денме стремились дополнить "Земную Тору" мистической "Торой грядущих времен", предписывающей все то, что классическая Тора и Талмуд запрещали.

В культ денме входили оргиастические обряды. Создали свою религиозную литературу на испано-еврейском языке джудезмо, примеров которой, в силу тайного характера секты, сохранилось очень мало. В начале XX века денме перешли полностью на турецкий язык.

В начале XVIII века в секте произошел раскол, в результате которого образовалось несколько враждебных друг другу группировок, приверженцы которых заключали браки только между членами своей группировки.

В 1924 г. денме были выселены из Салоник в рамках обмена населением между Грецией и Турцией. Денме, поселившиеся в Стамбуле, Эдирне и Измире, окончательно превратились в этнографическую группировку турок. Только одна из группировок денме - каракашлар (коньосос), существует по сей день. Численность этой действующей в строгой секретности группы по разным оценкам колеблется от нескольких сот до нескольких тысяч человек. [kgl]

Рекомендуемая литература:

Барац А. Лики Торы. - М. Иерусалим, 1995.

Вайн Ш.Т. Новый путь в иудаизме: Быть евреем, веря в разум и чувство собственного достоинства.- М., 1998.

Вук Г. Еврейский образ жизни. Иерусалим - М., 1993.

Жудинова Е.В. Религии мира. Иудаизм. М, "Мир книги", 2006.

Иегуда Галеви. Кузари. Пер. Г.Липш.- Иерусалим 1980

Иудаизм за 90 минут / Е. Лаврович.- М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.

Лаврентьева Е., Булахова У., Лаврович Е., Медведько Ю., Шевченко А.: Все религии мира. Антология; Под ред. Е. Кузьминой. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.

Маймонид. Предисловие к Мишне Тора (русский перевод см. Айзенберг И. Что такое Тора?

Мандельштам Л.И. Из записок первого еврея-студента в России(1839-40). Пережитое, I. СПб., 1910.

Пилкингтон С. М. Иудаизм. М. 1999.

Писманик М. Г. , Вертинский А. В., Демьяненко С. П. и др. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов (под ред. проф. Писманика М. Г.) М: ЮНИТИ", 1998.

Разинский Г.В. «Евреи российской провинции: штрихи к социальному

портрету» Социс 1997. №7 С. 36-41

Телушкин И. Еврейский мир: Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. М. - Иерусалим, 1999.

Штейнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993.

Штейнзальц А. Творящее слово. М., 1996.

 

[gl]Раздел 3. Мировые религии[:]

Тема № 7. Буддизм

Цель:

  • Показать место буддизма в системе мировых религий: основания и причины;
  • Дать анализ деятельности Будды и его место в мировой истории;
  • Ознакомить слушателей с особенностями буддийской религиозной доктрины;
  • Ознакомить с основными направлениями и школами буддизма.

Структура лекции:

1. Происхождение буддизма. Личность Сиддхартхи Гаутамы.

2. Особенности буддийской религиозной доктрины.

3. Направления и школы буддизма

Содержание лекции:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.