Здавалка
Главная | Обратная связь

Закономерности развития культуры.



Законы развития культуры Одной из основополагающих проблем культурологи является поиск законов культурной эволюции общества. На вопрос, действительно ли существуют законы развития культуры, практически все авторы отвечают утвердительно, отвергая идею о хаосе и нецелесообразности культурного процесса.

Культурологи признают, что есть как законы развития культуры в целом, так и отдельных ее составляющих элементов живописи, литературы, музыки. К настоящему времени выделены следующие закономерности и законы в развитии культуры.

1 Культура обладает способностью к воспроизведению самой себя; каждое культурное событие находится в зависимости от того, что было прежде, и влияет на то, что будет потом. Обычным является несовпадение ритмов общественно экономической и культурной жизни.

2 Культура есть результат сплетения множества различных факторов, одни из которых в определенные моменты оказываются сильнее и значимее других это есть так называемая стратегическая переменная, у разных народов в разные времена стратегическая переменная, у разных народов в разные времена стратегические переменные разные.

3 устойчивыми элементами культуры являются нематериальные элементы традиции, обряды. Обычаи, привычки, совокупность привычных для данного общества набора ценностей и норм, выраженных в устном народном творчестве, мифологии, литературе. В обществе носителем этой линии, как правило, выступает крестьянство, и чем обширнее этот слой, тем устойчивее традиции, тем медленнее и реже меняются культурные образцы. Менее всего поддается чужому влиянию самая специфическая часть культуры народный дух, менталитет. Новаторская сторона культуры тесно связана с наукой и творчеством, прежде всего техническим. Носителем этой линии является город центр и воплощение цивилизации. Эта закономерность проявилась в глубокой древности, на заре человеческой истории и действует до сих пор. Культурологи справедливо интересуются проблемой городов как фактором становления человеческой цивилизации. Так, французский историк Ф. Бродель (1902 1985) составил великолепное описание жизни и быта многих крупнейших городов мира.

4 Исследователи пришли к выводу, что наиболее существенные черты культуры проявляются в специфике общения людей, и каждое общество вырабатывается свой стиль общения. Также каждый культурно исторический тип формирует свой идеал человека. В Античности это нравственно чистый, смелый, совершенный физически гражданин, для которого характерна радостная активность в познании мира. Для западноевропейского Средневековья идеалом был глубоко религиозный человек, способный на подвиг во имя христианской веры и отрицающий чувственные наслаждения. В эпоху Возрождения идеалом становится всесторонне развитая талантливая личность, человек умелый, с сильной волей, свободный в выборе жизненного пути. Идеалом для западного общества Нового и Новейшего времени является целеустремленный человек, который «сделал себя сам», добился успеха благодаря личным заслугам. Идеал человека, будучи результатом, продуктом культуры, сам в свою очередь, сильно воздействует на культурное развитие данного общества.

Функции культуры.

Более определенной выглядит ситуация с выделением ведущих функций, которые выполняет культура. В качестве главной функции и важнейшего назначения культуры отмечают ее содействие духовному развитию человека, раскрытию его талантов. С этой точки зрения насколько хорошо культура способствует развитию человеческой личности человек есть мера культуры.

Культура помогает человеку приспосабливаться к данному обществу, интегрироваться в него. Выполняя, таким образом, функцию адаптации. Близкой к ней является функция социализация, т.е. приобщения человека к обществу, когда человек становится членом человеческого коллектива. Важной следует признать нормативную функцию: культура, действуя как система норм и правил человеческого общежития, регулирует жизнь человека и общества и взаимоотношения людей, удерживая их в границах дозволенного. Ценностная функция культуры проявляется в том, что культура будучи по сути своей системой ценностей, формирует у каждого человека личную систему ценностей, т. е. круг потребностей и установок на определенные виды деятельности. Познавательная функция культуры выражается в развитии наук и нацеливает человека и общество на дельнейшее познание мира. Чем лучше, эффективнее выполняется эта функция, чем активнее общество усваивает научные достижения, тем быстрее будет идти его развитие. Культура служит также средством передачи от поколения к поколению накопленного опыта. У человека нет генетической памяти на то, что изобретено, создано, открыто, и другого способа передать потомкам информацию о мире, кроме как культуру, просто не сущеествует. Не случайно по этому культуру называют социальной памятью человечества.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.