Здавалка
Главная | Обратная связь

Художественная культура России:основные черты и представители.



XIX век - эпоха блистательного развития русской культуры, сыгравшей ведущую роль в духовном и нравственном развитии русского общества. Уже в XIX веке она приобрела всеобщую известность, оказав влияние на мировой культурный процесс. В духовную жизнь человечества вошли Пушкин и Чайковский, А. Иванов и Репин, Л. Толстой и Достоевский. Известный английский критик Морис Бэринг писал: "Достоевский создал и понял такие высоты и такие глубины человеческой души, которые лежали далеко за пределами понимания... даже Шекспира". Культура России XIX века поражает не только глубиной своего содержания, но и многообразием форм своего воплощения.Развитие общественной мысли России первой половины XIX века прошло под знаком отечественных и европейских событий этого периода: наполеоновские войны, особенно Отечественная война 1812 года, декабристское движение, революции во Франции 1830 и 1848 года и другие. Пробуждается интерес к идеалистической философии, к проблемам народности и историзма, к национальному искусству. В 1818 году осуществляется публикация "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина (1766 - 1826). Оживляется литературно-журнальная жизнь (в первые 20 лет XIX века возникает более 40 новых журналов, в т. ч. "Русский вестник", "Вестник Европы" и другие), возникают литературные общества ("Арзамас", "Зеленая лампа", "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств" и другие), литературно-музыкальные салоны (в Петербурге - салон Оленина, в Москве - княгини 3. Волконской и другие).В литературе начала XIX века сосуществуют несколько художественных методов: еще проявляется классицизм; Н. И. Карамзин, молодой В. А. Жуковский (1783-1852), И. И. Дмитриев (1760- 1837) воплощают идеи сентиментализма, но все более властно заявляет о себе романтизм. Идут споры о языке: реформа Карамзина, стремившаяся сблизить литературный язык с разговорным; ему противостоит А. С. Шишков (1754-1841) - основатель общества "Беседа любителей русского слова", выступившего в защиту языковой архаики. После войны 1812 года в русском искусстве формируется романтизм. Основателем его стал В. А. Жуковский, который, по словам Веселовского, создал "поэзию чувства и сердечного воображения" ("Певец во стане русских воинов", "Сельское кладбище", "Вечер", "Людмила", "Светлана" и другие). В литературе к романтизму приходят К. Батюшков (1787 - 1855), Е. Баратынский (1800 -1844), П. Вяземский (1792 - 1878) и другие. Романтизм нашел наиболее яркое воплощение в творчестве А. С. Пушкина (1799 - 1837): цикл "Южные поэмы" - "Кавказский пленник", "Братья-разбойники", "Бахчисарайский фонтан", "Цыганы", лирика и другие; М. Ю. Лермонтова (1814 - 1841): "Мцыри", "Демон", "Маскарад" и другие.Значительными поэтами "пушкинской плеяды" явились Д. Давыдов (1784 - 1839), А. Дельвиг (1798 - 1831), В. Кюхельбекер (1797 - 1846) и другие. Бунтарское направление русского романтизма воплотилось в творчестве К. Рылеева (1795 - 1826), А. Одоевского (1802 - 1839), А. Бестужева-Марлинского (1797 - 1837) и других поэтов-декабристов.Пластические искусства первой половины XIX века обладают внутренней общностью и единством, неповторимым обаянием светлых и гуманных идеалов. Классицизм обогащается новыми чертами; его сильные стороны отчетливее всего проявились в архитектуре, исторической живописи, отчасти скульптуре. Наряду с классицизмом получает интенсивное развитие романтизм. Блистательного расцвета достигают все виды изобразительного искусства и их синтез, который находит свое воплощение в развитии архитектуры и скульптуры. С наибольшей силой характерные черты архитектуры и монументального искусства проявились в творчестве зодчих А. Воронихина, А. Захарова, Т. де Томона. А. Н. Воронихин (1759- 1814) - создатель здания Казанского собора в Петербурге. Его мощные колонные портики монументальны, а купол легок и изящен. Большое внимание архитектор уделил декоративной скульптуре, к выполнению которой были привлечены крупнейшие ваятели того времени: И. Мартос, И. Прокофьев, Ф. Щедрин. А. Д. Захаров (1761-1814) реконструировал здание Адмиралтейства, сохранив его облик и архитектурные элементы, в первую очередь, знаменитый золоченый шпиль Коробова. Важнейшая постройка Тома де Томона (1760 -1813) - здание Биржи, величественное сооружение, окруженное доисторическими колонными портиками - галереями. Ансамбль Биржи определил собой облик центра Петербурга. В Москве работают архитекторы О. И. Бове (1784-1834), занимавшийся реконструкцией Красной площади, Д. И. Жилярди (1788-1845), А. Г. Григорьев (1782-1868) и другие. Замечательна была деятельность К. И. Росси (1775-1849), создателя выдающихся ансамблей площадей, улиц, архитектурных сооружений в Петербурге (здание Главного штаба на Дворцовой площади, Михайловский дворец - ныне Русский музей, Михайловская площадь - ныне площадь Искусств, новый общественный театр - ныне театр драмы им. А. С. Пушкина, объединенные аркой здания Сената и Синода и другие). Одно из последних крупных монументальных сооружений в русской архитектуре XIX века - Исаакиевский собор, строителем которого был А. А. Монферран (1786-1858), им же воздвигнута Александрийская колонна на Дворцовой площади. К. А. Тон (1794-1881) осуществлял линию "национального" направления в русской архитектуре. Он построил Большой Кремлевский дворец, самое выдающееся его создание - храм Христа Спасителя в Москве (1837-1883). В этот период работают крупнейшие ваятели. И. П. Мартос (1754-1835) был близок к основателям классицизма в искусстве. Изучив в Италии античные надгробия, он наполнил традиционную форму новым содержанием. Одно из его лучших произведений - надгробие М. П. Собакиной (плакальщица, задрапированная в античные одежды, и гений смерти с потухшим факелом в руке). Самое выдающееся его создание - памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804- 1818), отразивший возвышенные патриотические идеалы. Памятники героям Отечественной войны 1812 года - М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, решенные в духе классицизма, создал Б. И. Орловский (1793-1837). Представителем позднего классицизма в скульптуре явился И. П. Витали (1794-1855) - скульптуры фонтанов в Нескучном саду и перед Большим театром (Москва) и другие. Реалистические тенденции проявились в творчестве П. К. Клодта (1805-1867), создателя конных групп для Аничкова моста в Петербурге, памятника И. А. Крылову, конного памятника Николаю I. Живопись первой трети XIX века представлена всеми жанрами: портрет, пейзаж, натюрморт, историческая картина. Историческая тема нашла отражение в творчестве художников, работавших в русле классицизма, но обратившихся к русской тематике. А. И. Иванов (1776-1848) создает картины "Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году", "Единоборство Мстислава Удалого с косожским князем Редедею" и другие. Блестящих успехов достигла портретная живопись. Парадность портретов XVIII века уступила место интимности и задушевности. О. Кипренский (1782 - 1836) - представитель нового поколения романтически настроенных художников. Его творчество явилось поиском наиболее полного и глубокого раскрытия человеческой личности. Цвет в его портретах способствовал выявлению эмоциональности образа: портрет мечтателя и воина Е. В. Давыдова, одухотворенные портреты Е. П. Растопчиной и Д. Н. Хвостовой, возвышенный облик А. С. Пушкина - "питомца чистых муз" и другие. В. А. Тропинки (1776-1857) работал в портретном и бытовом жанре. До сорока семи лет крепостной, он создал замечательные картины украинской жизни (вместе с помещиком жил долго на Украине). Картины портретно-бытового содержания - "Старик нищий", "Кружевница", "Гитарист", подкупающие искренностью чувства. Одни из лучших полотен - портреты композитора Булахова и А. С. Пушкина. Мастером пейзажной живописи был С. Ф. Щедрин (1791- 1830), создавший поэтические городские пейзажи, виды Рима и других городов Италии. Эти работы отличаются романтической трактовкой сюжета.

Ярчайшим явлением в русской живописи этого периода явилось творчество К. И. Брюллова (1799-1852). Уже в ранних работах он стремился преодолеть условность живописно- пластической академической манеры ("Итальянский полдень", "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя" и другие). В 1833 году он завершает поразившую современников картину "Последний день Помпеи":И стал "Последний день Помпеи" для русской кисти первым днем. А. С. Пушкин. С блестящим мастерством написаны им портретные композиции: "Всадница", "Графиня Ю. П. Самойлова" и другие. Брюлловым созданы портреты выдающихся представителей русской интеллигенции: В. А. Жуковского, И. А. Крылова и других. Прекрасный образ талантливого творца создан им в автопортрете 1848 года, написанном в излюбленной художником гамме золотисто- коричневых и черных тонов. Во второй трети XIX века Брюллов обращается к бытовому жанру, воплощая реалистические принципы. Глубочайшее понимание искусства и его задач в жизни общества проявил гениальный русский художник А. А. Иванов (1806 - 1858). Двадцать лет жизни (1837 - 1857) посвятил он своей картине "Явление Христа народу". Сюжет картины евангельский: Иоанн Креститель указывает толпе на приближающегося Христа, возвещенного библейскими пророками Мессией (спасителем). Величественную тему освобождения народа - "скорбящих и безутешных" - Иванов рассматривал в религиозном и нравственном плане; освободителем он показал Христа. И. Е. Репин писал об этом полотне: это "самая гениальная и самая народная русская картина. ГІо своей идее близка она сердцу каждого русского. Тут изображен угнетенный народ, жаждущий слова свободы". Картина является новаторской и по своим живописно-пластическим средствам, сочетающим традиции классического искусства с достижениями реализма. В 30-е-40-е годы в русском искусстве формируется реализм, основоположником которого явился А. С. Пушкин. В трагедии "Борис Годунов", воскрешая "век минувший во всей его истине", он изобразил "истину страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах". Принципы реализма были воплощены в романе в стихах "Евгений Онегин", в "Повестях Белкина", "Пиковой даме", "Маленьких трагедиях" и других произведениях. Традиции Пушкина развивает М. Ю. Лермонтов ("Герой нашего времени"). К критическому реализму приходит в своем творчестве Н. В. Гоголь (1809-1852). "Петербургские повести", "Ревизор", "Мертвые души" явились реалистическими картинами русской действительности, написанными ярким, образным языком, отличавшимся "простотой, силой, меткостью, близостью к натуре" (В. Стасов). Путь русского изобразительного искусства к реализму нашел воплощение в бытовом жанре, занявшем ведущее место в 40-е годы. Крупнейший представитель этого жанра - А. Г. Венецианов (1780-1847). Он поэтически передавал сцены деревенской жизни и крестьянского труда, положив в основу своего творческого метода изучение действительности. Светлый и гуманный взгляд Венецианова выражен в изображении крепостных крестьян: "Гумно", "Утро помещицы", "На пашне. Весна", "На жатве. Лето", "Жнецы", "Захарка" и другие. В своих героях художник видел национальный идеал русской красоты. Венецианов показал себя мастером интерьера и пейзажа. Этап критического реализма в русском изобразительном искусстве открывает П. А. Федотов 0815-1852), по духу своего творчества близкий к Гоголю. Тонким психологизмом отличаются его портреты (портрет Н. Жданович за фортепиано и другие), но сам художник рассматривал их как подготовительную работу к будущим сложным композициям. Его славу составили работы: "Свежий кавалер", "Разборчивая невеста", "Сватовство майора", "Завтрак аристократа", "Вдовушка", "Анкор, еще анкор". Звание академика принесла художнику картина "Сватовство майора", ссылаясь на которую Т. Г. Шевченко писал, что для современного искусства "нужна ловкая, верная, а главное - не карикатурная (кисть), скорей драматический сарказм, чем насмешка". Больших успехов в первой половине XIX века достигла графика, разнообразная по техническим средствам и жанрам. Ее расцвет связан с ростом книгоиздательского дела. Традиции русской гравюры продолжал Н. И. Уткин (1780-1863). Наиболее известные его работы - галерея портретов писателей: Державина, Крылова, Пушкина. Выдающимися графиками были А. Г. Ухтомский (1770-1852), С. Ф. Галактионов (1778-1854), А. О. Орловский (1777 - 1832) и другие. Новым этапом явилось русское искусство второй половины XIX века, развивавшееся под знаком эстетической теории Н. Г. Чернышевского (1828-1889). Основное положение его эстетики - "прекрасное есть жизнь" - выдвигало требование правды в искусстве, обращения к реальной действительности, к жизни народа, создания произведений, возникающих под влиянием идей сильных и живых, которые удовлетворяют настоятельным потребностям эпохи. Реалистические тенденции нашли воплощение в романе середины и второй половины XIX века. Это своеобразная "трилогия" И. А. Гончарова (1812-1891): "Обыкновенная история", "Обломов", "Обрыв", поднимавшая проблемы формирования личности в сложных обстоятельствах русской крепостнической действительности. Гончаров считал роман "кодексом к изучению взаимных отношений, страстей, симпатий и антипатий... словом, школой жизни". Значительную роль в духовном и нравственном развитии русского общества, в истории русского реализма сыграло творчество И. С. Тургенева (1818-1883). "Записки охотника" обратили читателя к жизни народа. Нравственной историей русской интеллигенции стали его романы: "Рудин", "Накануне", "Отцы и дети", "Дворянское гнездо", "Новь", "Дым". Тонкий психолог, певец любви, живописатель природы, величайший мастер языка, Тургенев отразил общественное и умственное движение своей эпохи. Создателем сатирического романа был М. Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889): "Пошехонская старина", "История одного города", "Господа Го лов левы". Вершиной в развитии реалистического направления в русской литературе явились два великих писателя: Ф. М. Достоевский и Л. И. Толстой. Ф. М. Достоевский (1821-1881), сложившийся как писатель под влиянием гоголевской "натуральной школы", обратился к теме "униженных и оскорбленных". Глубокий психолог и гуманист, он поставил в своих произведениях важнейшие проблемы времени. Осудив анархический бунт ("Преступление и наказание"), высказав гениальное предвидение о разрушительной силе революции и революционерах ("Бесы"), резко критикуя мир зла ("Братья Карамазовы"), Достоевский мечтал создать образ истинно прекрасного человека (князь Мышкин, роман "Идиот"; Алеша Карамазов, роман "Братья Карамазовы"). В центре его внимания - социальные противоречия и противоречия человеческой души - "две бездны": "идеал Мадонны и идеал содомский", примирить которые Достоевский пытался евангельскими принципами смирения и всепрощения. Л. Н. Толстой (1828-1910) - трезвый реалист и великий психолог, изобразивший "диалектику души" (Чернышевский) своих героев, создатель эпопеи "Война и мир", романов "Анна Каренина" и "Воскресение". Творчество Л. Н. Толстого, отразив целую эпоху в истории России, поражает силой правды и художественным совершенством. "Судьба человеческая, судьба народная" - вот основные проблемы его произведений, представляющих собой гигантскую и всеобъемлющую картину непрерывного движения жизни, времени, исторического процесса. Русская литература второй половины XIX века дала и великую поэзию: Н. А. Некрасов (1821-1878) с глубокой болыо писал о тяжелой доле русского народа, его духовной красоте, воспевал русскую природу. Значительный вклад в развитие литературы, эстетических воззрений общества внесли Ф. И. Тютчев (1803-1873), А. А. Фет (1820-1892) и другие. Создателем русского национального театра явился А. Н. Островский (1823-1886). Реализм, демократизм, народность - основные черты русского изобразительного искусства этого периода. Один из ведущих художников 60-х годов - В. Г. Перов (1834-1882), критический реалист, автор картин "Чаепитие в Мытищах", "Последний кабак у заставы", "Проводы покойника" и другие. Значительное место в его творчестве занимают портреты (Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского и других деятелей русской культуры.). В. Г. Перов - один из организаторов Товарищества передвижных выставок, возникшего по инициативе Г. Г. Мясоедова (1835- 1911), II. Н. Ге (1831-1894), И. Н. Крамского (1837-1887). Товариществу принадлежит ведущая роль в последующем развитии русского искусства, получившего название "передвижничества". Передвижники ставили основной задачей многостороннее отображение современной жизни. Активно участвовали они в развитии национальных художественных школ в России. Художники разрабатывали все жанры изобразительного искусства, особенно бытовую картину, историческую, портретную и пейзажную живопись. Большую роль в деятельности передвижников, и не только их, но и писателей, композиторов второй половины XIX века сыграл В. В. Стасов (1824 - 1906) - борец за народность и демократизм в искусстве.

Талантливым художником и теоретиком искусства был И. Н. Крамской (1837-1887). Обладая редким даром психолога, он создал портреты великих людей России: Л. Толстого, Ф. Васильева, И. Шишкина и других. Обращался он и к людям из народа (портрет полесовщика Мины Моисеева). Крамской создает и сюжетно-композиционные картины, наиболее значительная из них - "Христос в пустыне", где воплощен идеал прекрасного человека, принесшего себя в жертву общечеловеческим интересам и нашедшего в этом свое счастье. К бытовой живописи обратились художники В. М. Максимов (1844-1911; "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу"), Г. Г. Мясоедов (1835-1911; "Земство обедает"), А. И. Корзухин (1835 - 1894; "В монастырской гостинице"), В. Е. Маковский (1846-1920; "Крах банка", "Свидание", "На бульваре"). Особой глубиной творческих замыслов отличались произведения Н. А. Ярошенко (1846-1898): "Кочегар", "Заключенный", "Студент", "Курсистка", портреты Г. И. Успенского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, П. А. Стрепетовой и других. Наиболее ярко особенности русской живописи этого периода воплотились в творчестве И. Е. Репина (1844-1930). Его творческая деятельность была исключительно разнообразна. Крупные полотна на сложные современные и исторические темы перемежались с галереей портретов. Блестящее мастерство рисунка и композиции, свежесть колорита сочетались с живым и страстным темпераментом. Под непосредственным впечатлением жизни созданы картины "Бурлаки на Волге", "Протодьякон", "Крестный ход в Курской губернии". Образы революционеров- народников запечатлены в работах "Арест пропагандиста", "Отказ от исповеди", "Не ждали". Талант исторического живописца раскрылся в полотне "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Глубоко показал художник мир передовых деятелей русской культуры (портреты Мусоргского, Л. Толстого, хирурга Пирогова и других). Великим историческим живописцем России был В. И. Суриков (1848-1916). Народ - главный герой его картины "Утро стрелецкой казни". С поистине шекспировской силой показана трагедия бывшего всемогущего вельможи в полотне "Меншиков в Березове". Образ сильной духом героини создал Суриков в картине "Боярыня Морозова". Он автор батальных полотен ("Переход Суворова через Альпы") и других композиций. Эпическому настроению его картин соответствует богатый и сложный колорит. С народным творчеством, историей народа связал свои произведения В. М. Васнецов (1848-1926): "После побоища Игоря Святославича с половцами", навеянное "Словом о полку Игореве"; "Аленушка", "Богатыри", "Баян" и другие. Значительные достижения русского искусства в батальной живописи проявились в творчестве В. В. Верещагина (1842-1904) "Апофеоз войны", "На Шипке все спокойно" и другие). Любовь к родине, родной природе воодушевляла творчество мастеров русского пейзажа: А. К. Саврасова (1830-1897; "Грачи прилетели"), Ф. А. Васильева (1850-1873; "Мокрый луг", "В Крымских горах"), И. И. Шишкина (1832- 1898; "Среди долины ровныя", "Утро в сосновом лесу", "Корабельная роща" и другие); А. И. Куинджи (1842-1910; "Ночь на Днепре"), И. И. Левитана ("Над вечным покоем", "Вечерний звон", "Березовая роща", "Владимирка" и другие). Реалистическое направление в русской скульптуре воплощал М. М. Антокольский (1843-1902), обратившийся к темам русской истории: Иван Грозный, Петр I, Нестор-летописец, Ермак. XIX век - эпоха создания русской национальной музыки. Ее основоположником явился М. И. Глинка (1804 - 1857). Мечтая о создании национальной оперы, Глинка обратился к русской истории XVII века, к подвигу простого крестьянина Ивана Сусанина. Музыка оперы "Жизнь за царя" своими интонациями, строем была близка народным мелодиям. Волшебным цветком, возросшим на русской почве, называли современники вторую оперу Глинки на сюжет пушкинской поэмы "Руслан и Людмила". Глинка - автор проникновенных романсов, хоровых, оркестровых произведений. По инициативе Горького организуется издательство "Знание", объединяющее писателей-реалистов (Н. Телешов, А. Серафимович, И. Шмелев, Е. Чириков и другие). Противоречивым было творчество Л. Андреева (1871-1919; "Тьма", "Анатэма", "Царь-Голод" и другие). Наряду с реализмом в конце XIX века возникает декадентство (от позднелатинского decadentia - упадок), в основе которого лежало представление о непознаваемости мира и его развития. Единственным критерием сознания признавался внутренний духовный опыт. Декадентство нашло отражение в творчестве старших символистов - Н. Минского, Д. Мережковского, 3. Гиппиус, Ф. Сологуба и других. Манифестом нарождавшегося модернизма явилась книга Д. Мережковского (1866-1941) "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" (1893). Новое направление проявило интерес к литературе и эстетике западноевропейского декаданса. В. Брюсов (1873-1924) писал: "Знакомство в начале 90-х годов с поэзией Верлена и Малларме, а вскоре Бодлера открыло мне новый путь". Свое понимание сущности декаданса раскрыл поэт К. Бальмонт (1867-1942): "... песни декадентов - песни сумерек и ночи. Они развенчивают все старое... Но, предшествуя новому, они сами, выросшие на ста- я ром, не в силах видеть это новое воочию...". Символизмом увлекался в своем раннем творчестве А. Блок (1880-1921) - сборник "Стихи о Прекрасной Даме".

В развитии форм, музыкальности языковых средств русского стиха, в обогащении "страны русской поэзии" А. Блок, В. Брюсов, в лучших произведениях А. Белый, К. Бальмонт, Ф. Сологуб многое сделали и по праву утвердились как значительные мастера. Творчество А. Блока составило эпоху в русской культуре (циклы "Возмездие", "На поле Куликовом", "Родина", "Ямбы" и другие).

Новое направление русского модернизма - акмеизм (от греч. акте - высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила) представляли крупнейшие поэты XX века: Н. Гумилев (1886-1921), А. Ахматова (1889-1966), О. Мандельштам (1891- 1938). Каждый из них воплотил свой неповторимый мир мыслей, образов, строй чувств. Более поздние произведения А. Ахматовой - "Реквием", "Поэма без героя" - выразили трагизм эпохи "культа личности", стали совестью поколения. Футуризм в русской поэзии нашел выражение в творчестве Д. Бурлюка (1882-1967), В. Хлебникова (1885-1922), А. Крученых (1886-1968). Ярчайшим поэтом, в творчестве которого отразились черты футуризма, явился В. Маяковский (1893-1930), расширивший границы своей поэзии, ставшей криком боли завоеванного городом человека ("Владимир Маяковский", "Облако в штанах" и другие). Певцом родной природы, выразителем сокровенных тайн человеческой души явилась поэзия С. Есенина (1895-1925). Начался трагический путь поэтессы М. Цветаевой (1892-1941). В культурной жизни России конца XIX - начала XX века значительным событием явилось создание К. С. Станиславским и B. И. Немировичем-Данченко Московского Художественно-общедоступного театра, который отстаивал реалистические принципы игры. Его репертуар составили пьесы А. Чехова, М. Горького, Л. Толстого, Г. Гауптмана, Г. Ибсена. В этот период расцветает творчество замечательных актеров: М. Н. Ермоловой, А. П. Ленского, династии Садовских (Малый театр), М. Г. Савиной, В. Н. Давыдова, В. Ф. Комиссаржевской (Александрийский театр) и других. Оригинальностью трактовки и самобытностью отличались постановки Э. Мейерхольда в Александрийском театре, впоследствии создавшего свой коллектив. Значительным явлением в художественной культуре России рубежа веков была деятельность первых кинорежиссеров, среди них - Я. А. Протазанов (1881-1945), плеяда популярных актеров (В. Холодная, И. Мозжухин, В. Максимов, В. Полонская).

Активно развивается музыкальная жизнь. Высшее музыкальное образование было представлено Петербургской и Московской консерваториями, возникшими еще в 60-е годы XIX века. Музыкальные училища в Саратове, Одессе были преобразованы в 1910-е годы в консерватории. Активно действует Филармоническое общество в Москве, "Вечера современной музыки" в Петербурге, "Музыкальные выставки". Крупнейшими композиторами XX века стали C. Рахманинов (1873-1943), А. Глазунов (1865-1936), А. Скрябин (1872-1915). Новаторскими тенденциями была отмечена музыка И. Стравинского и молодого С. Прокофьева. Большую роль в пропаганде русского искусства за рубежом сыграли "Русские сезоны в Париже", где были представлены балеты Стравинского ("Жар-Птица", "Петрушка"), танцевали А. Павлова, М. Фокин и В. Нижинский, декорации писали А. Бену а и А. Головин. Многообразна и разнопланова была деятельность представителей пластических искусств - живописи, графики, архитектуры, скульптуры, прикладного искусства. Одна из важнейших сторон художественной жизни России этого периода - обилие выставок (10-15 в год), расширение их географии (Харьков, Одесса, Нижний Новгород, Казань, Саратов и другие). Продолжает свою деятельность Товарищество передвижных выставок, наряду с ним - Петербургское общество художников, Московское товарищество художников. С начала 1899 года в Петербурге устраиваются выставки нового общества "Мир искусства". Благодаря деятельности члена этого кружка С. Дягилева (1872-1929), русское искусство выходит за рубеж, и в России функционируют международные выставки. Был открыт для зрителей Русский музей в Петербурге (1898 г.); в августе 1892 года П. Третьяков передал в дар городу Москве свою художественную коллекцию; в 1898 году состоялась закладка здания Музея изящных искусств в Москве (ныне - Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). В Москве существовало несколько частных картинных галерей: П. Щукина, И. Морозова, А. Бахрушева и других. Развивается художественная критика, выступают молодые критики и историки искусства: А. Бену а (1870-1960), И. Грабарь (1871-1960), много печатается Н. Рерих (1874-1947) и другие. Реалистическое направление в живописи, как и в литературе, было весьма плодотворно. В конце XIX - начале XX века еще работали И. Репин, В. Суриков, В. Васнецов, В. Верещагин, В. Поленов и другие. В этот период расцвел талант В. А. Серова (1865-1911), который углубил содержание реализма и расширил его выразительные возможности ("Девочка с персиками", "Девушка, освещенная солнцем", портреты Горького, Ермоловой и другие). Серов варьировал художественную манеру в зависимости от особенностей произведения, своеобразия натуры (портреты М. Морозова, банкира В. Гиршмана, княгини Орловой). Значительное место в его творчестве занимают исторические композиции ("Петр I"), мифологические сюжеты ("Похищение Европы", "Одиссей и Навзикая"). Один из выдающихся мастеров, прокладывавших новые пути в живописи, - К. Коровин (1864-939), испытавший влияние импрессионизма ("Зимой", "Летом", "Розы и фиалки" и другие). Художник создает декорации для спектаклей Русской частной оперы С. Мамонтова, императорских и Большого театра. Лучшие театральные работы Коровина связаны с национальной тематикой, с Русью, ее эпосом и сказкой, ее историей и природой. Взволнованно и одухотворенно искусство М. Врубеля (1856 - 1910). Выразительность его произведений возрастает, благодаря динамичной живописи, мерцающему колориту, энергичному рисунку. Это и станковая картина, и книжная иллюстрация, и монументально-декоративное панно, и театральная декорация.

Одна из центральных в его творчестве - тема Демона, навеянная поэзией М. Лермонтова ("Демон сидящий", "Демон летящий", "Демон поверженный"). В его панно оживают былинные герои "Микула Селянинович", "Богатырь". Прекрасны сказочные образы "Пана", "Царевны-Лебедь". Своеобразны и значительны портреты (С. Мамонтова, В. Борисова и других). Поэтизация образов природы, человека нашла воплощение в творчестве В. Борисова-Мусатова (1870-1905). Значительным явлением в русской художественной жизни было идейно-художественное объединение "Мир искусства", в которое вошли А. Бенуа (1870-1960), К. Сомов (1869-1939), Л. Бакст (1866- 1924), Е. Лансере (1875- 1946), М. Добужинский (1875-1957). В двух видах искусства художники "Мира искусств" добились наиболее значительных успехов: в театрально-декорационном и в графике. Своеобразием станковой графики стали пейзажи старого Петербурга и его пригородов, а также портрет. Большой вклад в графику начала XX века внесла А. Остроумова-Лебедева. Плодотворно работали в книжной графике И. Билибин, Д. Кардовский, Г. Нарбут и другие.

Талантливых мастеров объединил и "Союз русских художников" (1903-1923), в выставках которого принимали участие К. Коровин, А. Архипов, А. Васнецов, С. Малютин и другие, близкими "Союзу" по своим художественным позициям были А. Рылов, К. Юон, И. Бродский, А. Малявин. Пейзаж - главный жанр в искусстве мастеров "Союза русских художников". Они изображали природу и средней полосы России, и солнечного юга, и сурового севера, и древнерусские города, старинные усадьбы. Эти художники испытывали интерес к быстрому зрительному охвату мира, динамичной композиции, стиранию границ между композиционной картиной и натурным этюдом. В десятилетие - 1907-1917 годы - в искусство входят талантливые живописцы. 3. Е. Серебрякова (1884-1967) развивала традиции Венецианова, великих мастеров Возрождения ("Жатва", "Беление холста"). Внутренней теплотой, художественной выразительностью отличаются ее портреты (автопортрет, портреты детей). К. С. Петров-Водкин (1878-1939) увлекался древнерусским искусством, особенно иконописью. Это нашло отражение в картинах "Мать", "Утро", где образы крестьянок символизируют высокую одухотворенную нравственную чистоту. Новым явлением стала картина "Купание красного коня" (1912 г.), отличающаяся лаконизмом композиции, динамикой пространства, классической строгостью рисунка и гармонией колорита, построенного на основных красках спектра. С началом XX века связано формирование творчества М. С. Сарьяна (1880-1972). Его лаконичные произведения построены на ярких и цельных цветовых силуэтах, контрастах ритма, света и тени ("Улица. Полдень. Константинополь", "Финиковая пальма. Египет" и другие). Одним из самых значительных явлений русского искусства начала XX века представляется творчество М. В. Нестерова (1862-1942). Художник обратился к миру идеально прекрасного, воспевал чистоту религиозного чувства. Огромную роль в произведениях Нестерова играет пейзаж, с которым связан внутренний мир его героев. Это "Пустынник", "Видение отроку Варфоломею", "Великий постриг" и другие. Складывается и мастерство Нестерова-портретиста. Большинство портретов художник пишет на фоне пейзажа (портрет дочери: фигура девушки в черной амазонке красивым силуэтом выделяется на фоне вечернего пейзажа, воплощая идеал молодости, красоты жизни и гармонии).

Заметное оживление в начале XX века испытывает скульптура, появилась плеяда крупных мастеров. П. П. Трубецкой (1866- 1938) раскрыл свой талант в портретах ("Художник И. И. Левитан", портрет Л. Толстого). Широкую популярность приобрел памятник Александру III. К ярким явлениям в русском искусстве рубежа XIX-XX веков относится творчество А. С. Голубкиной (1864-1927). Ее искусство подчеркнуто одухотворено, наполнено глубоким содержанием и последовательно демократично. Она создает скульптурные портреты писателя А. Н. Толстого и простой женщины ("Марья", 1903). Ее излюбленный прием - резкая светотеневая моделировка, с помощью которой скульптор добивается особой динамики и эмоциональности образа. Талантливый, самобытный и многогранный скульптор С. Г. Коненков (1874-1971) в этот период создал работы "Камнебоец", "Самсон", один из самых пленительных образов - "Нике" (1906). Большое место занимают традиции русского фольклора ("Старичок-полевичок" и другие). Архитектура конца XIX - начала XX века отличается развитием стиля модерн; выдвинувшего задачу решительного обновления художественно-образного языка. Одной из важнейших творческих проблем стал синтез искусств. Характерная особенность модерна - переплетение творческих манер, различных тенденций. Модерн быстро эволюционировал. Для его ранней стадии были характерны формально-декоративные приемы, манерная орнаментация. На рубеже 1900-1910-х годов усилились рационалистические тенденции. Поздний модерн характеризуется стремлением к простоте и строгости. Один из ведущих мастеров модерна - Ф. О. Шехтель (1859- 1926). Его основные работы - особняк С. П. Рябушинского; Ярославский вокзал (1902 г.) - пример национального модерна ("неорусский стиль") и другие. Характерный образец раннего модерна - гостиница "Метрополь" (архитектор В. Ф. Валькот), фасады декорированы майоликовыми панно, исполненными по эскизам М. Врубеля и Л. Головина. В Петербурге - особняк Кшесинской (А. И. фон Гюген), здание магазина Елисеева на Невском проспекте (Г. В. Барановский), Витебский вокзал (С. А. Бржозовский). С 1910-х годов в архитектуре наблюдается стремление к возрождению традиции ансамблевой застройки эпохи классицизма. Представители неоклассики - И. А. Фомин (1872-1936), В. А. Щуко (1878-1939), а также А. В. Щусев (1873- 1949) - автор Казанского вокзала в Москве. На протяжении многовековой истории русское искусство изменялось, обогащалось, совершенствовалось, но всегда оставалось самобытным, выражавшим национальный характер русской культуры.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.