Здавалка
Главная | Обратная связь

Галантный век. Феномен галантной культуры. Культ наслаждения.



ГАЛАНТНЫЙ ВЕК

17 и 18 столетия называют галантным веком. Хронологически данный период совпадает с господством абсолютизма. И это неслучайно. Абсолютизм создает особые формы придворного ритуала, церемониальность, почитание этикета, галантность (от гала - торжественный, пышный). Они получают распространение в различных сферах жизни, в том числе в отношениях между мужчиной и женщиной - де-монстративно почтительное отношения к даме с неким эротическим подтекстом. Это становится модой, символом хорошего тона, и данный стиль культивируется в различных кругах дворянства и буржуазии: "Галантность следует рассматривать как "характер эпохи"" (Б. Яворский).

Это время называют "классическим веком женщины" - она задает тон, господствует во всех областях культуры, вокруг нее складывается настоящий культ. "Она - идея, поставленная на вершине общества, к которой обращены все взоры и устремлены все сердца. Она - идол, перед которым люди склоняют колена, икона, на которую молятся... Проза и стихи, кисть, резец и лира создают из нее, ей же на радость, божество, и женщина становится в конце концов для 18 в. не только богиней счастья, наслаждения и любви, но и истинно поэтическим, истинно священным существом..." - так красочно описали культ галантности братья Гонкуры95. "Век женщины", однако, - феномен культурной, но не правовой сферы. Господство женщины не означает ее эмансипации. Она царит, символизируя наслаждение, эротику, праздное времяпрепровождение.

культ наслаждения

Галантный век провозгласил своим девизом: "наслаждение", и общество самозабвенно ему последовало. Многочисленные примеры подобного поведения можно найти в литературе", в мемуарах того времени. Проявления эротики эстетизируются, возникает так называемая "эстетика будуара". Флирт - наиболее популярное развлечение. Нравы становятся все более свободными, а добродетель, верность, целомудрие кажутся скучными и вызывают насмешку100. Порок идеализируется в духе культа "наслаждения". Из любви устраняются все грубое, опасное, сильные и глубокие переживания, в том числе ревность. Ритуал любовной игры особо утонченный, рафинированный: не целеустремленный натиск, а множество мелких нападе-ний, изящное пикирование, кокетливые выпады. Среди атрибутов - мушки, веера, платки, маски. Веер, например, превращается в постоянного спутника женщины, в важнейший предмет светского обихода. Он позволяет ей либо скрывать свои чувства и настроение, либо специально акцентировать их. Веер служит "галантным доспехом", без него она чувствует себя беззащитной. Особый язык его движений может сообщить о намерениях и планах, о назначаемом свидании и т.д. Маска незаменима для рискованных приключений, посещения сомнительных заведений.

В салонах того времени флиртуют публично, открыто. Флирт органично включается в бытовую канву. Законы галантности требуют от дам умения находить невинные выражения при обсуждении самых непристойных тем, и общество забавляется этими беседами. Одно из традиционных проявлений флирта - поцелуй. Искусство поцелуев стало весьма популярно в то время, и обсуждению сего важного предмета посвящались специальные трактаты. "Колено - последняя инстанция дружбы, на поцелуй выше подвязки может претендовать один лишь любовник"101. Такие галантности были привычны, в том числе в качестве дружеского жеста. Право на такого рода интимности предоставлялось чуть ли не при первом знакомстве. Пикантные ситуации сознательно провоцируются, один из популярных предлогов - укус блохи. (Блоху долго ищут и дружно ловят к удовольствию обеих сторон.)

Другой характерный момент галантного обихода - ритуал леве, утреннего туалета дамы. Она вынуждена была посвящать своему туалету долгие часы, и именно они стали официальным временем для визитов. Как правило, чем знатнее была дама, тем больше людей участвовало в церемонии. В эти часы совмещали приятное с полезным - не только флиртовали, но и занимались делами: отдавали распоряжения, выслушивали предложения модисток, торговцев, знакомились с образцами предлагаемых товаров. Муж при этом присутствовал редко, обычно женщину окружали друзья, по количеству которых можно было судить о популярности хозяйки дома, ее положении в обществе. Когда друзья переставали посещать леве, это свидетельствовало о каком-либо неблагополучии в светской жизни дамы или же о ее преклонном возрасте. Галантные обычаи позволяли принимать визитеров в постели или в ванне (если хотели соблюсти все приличия, то хозяйка должна была при этом накрыться простыней), или даже спящей (!), что нисколько не оскорбляло нравственности того времени, правда, свидетельствовало об особых отношениях с посетителем.

Вседозволенность, характерная для аристократических кругов, делается предметом подражания для буржуазии. Особенно распущенные нравы бытуют в крупных европейских городах, а также там, где находятся резиденции монархов. Тон задают сами государи. Знатные вельможи содержат целые гаремы, видя в них один из символов своей абсолютной власти. Иногда обитательницами гаремов могли быть женщины из простонародья. Наиболее известный пример такого рода - "парк оленей" Людовика XV, где содержались (и специально готовились) девочки и молодые девушки, предназначенные для королевских утех. Его предшественник, Людовик XIV, рассматривал в качестве своего потенциального гарема не только женскую половину королевского двора, но и женщин, представлявшихся ко двору. Этот подход не был чем-то исключительным. Власть над мужьями на всех уровнях абсолютистской иерархии превращалась во власть над их женами. Мольер отразил данную ситуацию в выражении, ставшим популярным: "Поделиться с Юпитером - не значит опозориться".

 

Одно из характернейших явлений времени - институт королевских фавориток (метресс). Королевская фаворитка занимала вполне определенное, в некотором роде официальное положение. Она имела свою резиденцию, штат прислуги и охрану, получала содержание. Метресса находилась в центре придворной жизни, ни в чем не уступая жене, а зачастую и превосходя ее. Она появлялась, как равная, рядом с официальной семьей. Например, Людовик XIV молился вместе со своей законной и незаконной семьями: рядом с королем и королевой стоит и мадам Монтеспан со своими детьми. Во время праздников и путешествий фавориток чествуют города и губернаторы, сословия посылают депутации, а иноземные государи оказывают им особые знаки внимания. Это типично для различных стран и разных властителей: Августа Саксонского (Аврора Кенигсмарк, графиня Козель), Карла II Английского (Нелли Гвин, леди Кастльмен), Фридриха II Прусского, Карла Александра Вюртембергского и многих других. Институт метресс - институт большой политики. Фаворитки всегда находятся рядом с верховным властителем, влияют на принятие решений, в их покоях работают министры. Они представляют те или иные группировки, протежируют (лоббируют) проведение определенной политики. Место метрессы добывается в жесткой конкурентной борьбе между дамами, за которыми стоят определенные политические круги (иногда последние специально подставляют монарху свои креатуры).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.