МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС: СУЩНОСТЬ, РОЛЬ, ФУНКЦИИ
Как показано в предыдущих главах, поддержание и улучшение состояния здоровья населения обеспечиваются не только системой здравоохранения, медициной, но и всем социальным обликом жизни людей, их жизнедеятельности. Поэтому производство, оказание услуг здравоохранения, создание и применение фармацевтических средств, осуществляемые в медико-производственном комплексе, — это лишь часть гораздо более обширного поля деятельности. Такое поле охватывает потребление услуг здравоохранения вне прямого контакта с медицинским персоналом, общественные последствия потребления медицинских услуг, действие социальных факторов, оказывающих влияние на здоровье. Собственно медико-производственную деятельность вместе с кругом общественных процессов, объектов, явлений, от которых существенным образом зависит здоровье людей, будем называть медико-социальным комплексом.Это своего рода метасистема, включающая в качестве составной части, ядра, систему здравоохранения. Говоря об управлении системой здравоохранения страны, региона, о рационализации ее функционирования, необходимо иметь в ви-ДУ, что многие проблемы этой системы могут быть решены только в рамках всего медико-социального комплекса. Соответственно, наряду с понятием медико-производственного комплекса, будем рассматривать более широкое понятие медико-социального комплекса (МСК). В связи со всеобщей мировой тенденцией перехода к социально ориентированной экономике, в которой производство самым тесным образом увязывается с удовлетворением общественных запросов, потребностей населения страны и ее регионов, рассмотрение здравоохранения как части социального комплекса приобретает особую значимость. Сводя роль организации здравоохранения только к упорядочению исключительно экономических отношений, пренебрегая техническими, природно-климатическими, наследственными, социально-психологическими, историческими Факторами, мы рискуем сильно ограничить возможности системы здравоохранения. При таком ограниченном узкими рамками подходе сократится число степеней свободы в принятии организационно-управленческих решений и менее действенным станет влияние на другие, внеэкономические направления медицинской деятельности, еще более увеличится разрыв между теорией организации и жизнью, практикой хозяйствования. Поэтому в основе организации здравоохранения должны лежать достижения, полученные во всех областях научного знания и способствующие пониманию особенностей организации МПК в масштабах социума, учитывающие высокую сложность, многоуровневость экономики социальной сферы в целом и здравоохранения — в частности. Только при соблюдении этого условия может быть осуществлено комплексное воздействие управления на все адекватное объективной реальности многомерное медико-социальное пространство. В пределах такого пространства становится возможным эффективное функционирование субъектов рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения, независимо от их организационно-правовой формы, на основе предписаний, правил, диктуемых содержанием медико-правовых норм, регулирующих отношения по поводу здоровья людей и лечебно-оздоровительной деятельности. И тогда решение актуальных проблем организации здравоохранения будет сводиться не к поиску готовых рецептов на все «клинические случаи», а к выбору парадигм, прикладное значение каждой из которых определяется уровнем систематизации соответствующего научного знания, организаторской грамотностью руководителей органов здравоохранения и менеджеров медико-фармацевтических структур. В условиях реформирования организаций, служб, звеньев медико-социальной системы актуализируются проблемы разработки теоретико-методологических основ, всестороннего учета факторов и тенденций социально ориентированного развития здравоохранения. Становление рынка медицинских товаров и услуг приводит к определенной трансформации целей и задач, видоизменяет содержание, порождает особенности функционирования взаимосвязанных, взаимодействующих медико-производственного и потребительского комплекса, образующих единый медико-социальный комплекс. Данный комплекс служит основой реализации социальной политики государства в области охраны здоровья людей. Если экономические методы реализации политики в области здравоохранения включают цены, тарифы, налоги, экономические льготы, то административно-распорядительные методы носят разрешительный и запретительный характер, например установление и выдача лицензий на медицинскую деятельность. Организационно-распорядительные меры предусматривают регулирование различных сторон деятельности служб, звеньев и подразделений медико-социального комплекса (МСК) национальной экономики на основе действующего «пакета» законодательных и нормативных актов. Например, государство устанавливает правила регистрации юридических и физических лиц, действующих в области различных форм медицинского обслуживания населения, законодательство ограничивает или запрещает деятельность, влекущую нежелательные социальные последствия. Морально-этические установки основаны на сути и восприятии таких нравственно-этических понятий и регуляторов, норм деонтологии, как врачебная этика и врачебный долг («благо больного — высший закон»). Фундаментальная морально-нравственная установка на охрану здоровья человека дает ему право получать медицинскую помощь. В то же время медицинская этика опирается на принципы общественной морали. Политика государства в области охраны здоровья, направляющая деятельность медико-социального комплекса строится на следующих основных принципах: - доступности в получении медицинской помощи; - гарантии со стороны государства в получении общедоступной медицин Реализация этих принципов осуществляется соответствующими органами исполнительной власти всех уровней управления на основе разработки и выполнения целевых медико-социальных программ и подпрограмм, мероприятия которых охватывают отраслевой и региональный аспекты решаемой проблемы. К числу таких программ федерального уровня относятся: 1. «Дети России»; 2. «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации; 3. «Развитие медицинской промышленности и улучшение обеспечения ле 4. Сахарный диабет; 5. Вакцинопрофилактика; 6. «Анти-ВИЧ/СПИД»; 7. Онкология; 9. Профилактика артериальных гипертоний и др. В функционировании медико-социального комплекса существенная роль принадлежит правовым основам медицинской деятельности, ее юридической стороне. В новых социально-экономических условиях, возникших в связи с распространением рыночных методов хозяйствования, подлинная правовая государственность немыслима без наличия развитого и разветвленного законодательства о здравоохранении, исключающего существование в этой сфере крупных «белых пятен» в правовом поле. В общегосударственном масштабе принципиальные положения организации медико-социальной помощи фиксируются в Конституции РФ и соответствующих федеральных законах, на основании и во исполнение которых принимаются детально проработанные нормативно-правовые акты — Указы Президента и Постановления Правительства РФ, всевозможные ведомственные приказы, положения, инструкции. Отдельные вопросы организации здравоохранения решаются в пределах их компетенции субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. Устанавливая необходимые ограничительные рамки, институт медицинского права организует отношения по поводу оказания медицинской помощи как между пациентом и врачом, так и между врачом, обществом и государством. В каждом отдельном случае «ширина» этих рамок (пределы поведенческих ограничений) зависит от конкретных особенностей медико-социальной среды, национальных традиций и ожидания россиян. Необходимо соблюдать единые для всех субъектов рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения общие принципы организации медицинской деятельности, включая правовое регулирование, корпоративное самоуправление и хозяйственную самостоятельность, целевое дотирование лечебно-профилактических и фармацевтических организаций. Конкурсная поддержка медицинских организаций государством посредством системы грантов, направление средств, поступающих в лечебно-профилактические организации в качестве платы за оказанные ими медицинские услуги, на лечение конкретных пациентов, должны определяться законодательным образом. Развитие указанных направлений законодательства и их подкрепление требованиями неукоснительного соблюдения законов в организационно-управленческой деятельности, применение конкретных форм и методов организации в здравоохранении процессов в соответствии с духом и принципами законов, сущностью и целями здравоохранения служит предпосылкой повышения уровня медико-социальной организации, устойчивости ее функционирования в рыночных условиях хозяйствования. В условиях рыночной трансформации экономики медико-социальная политика государства приобретает ряд особенностей. Во-первых, в силу неизбежного принципа историчности, наследования старых форм и методов хозяйствования, политика управления экономикой несет следы советской системы, которые либо укоренились, либо должны быть сохранены в силу их достоинств. Во-вторых, наблюдается ориентация медико-социального комплекса на заимствование форм здравоохранения, используемых в зарубежных странах, в особенности в развитых. В-третьих, на медико-социальную политику накладывает существенный отпечаток недостаточность бюджетных ассигнований и внебюджетных средств. Наконец, в-четвертых, медико-социальный комплекс функционирует под сильным влиянием формирующейся в России рыночной среды, коммерциализации медицины, социально-психологического климата, сложившегося в результате экономических реформ. Вопросы 1. Что представляет собой медико-социальная среда? 2. Каково соотношение между медико-производственным и медико-социальным 3. Какие принципы лежат в основе медико-социальной политики государства? 4. Какова правовая основа медико-социальной деятельности? 5. Назовите особенности российской медико-социальной политики, обусловлен ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|