Тема 2. Психологические основы ...
Метод дневников Если решаемая задача настолько сложна, что для своего решения требует значительного напряжения творческих усилий в течение длительного периода времени, то создается специальная группа экспертов. Членам группы разрешается работать коллективно, а также порознь. Каждому участнику группы выдается блокнот, в который ежедневно им записываются наблюдения и формулируются выводы по поводу возможного решения задачи. Такая работа выполняется на протяжении одной-двух недель. Ее результаты обсуждаются на совместной дискуссии. Если руководитель хочет лично познакомиться с каждым из дневников, то собирает их для обобщения и формулирования тематики дискуссии на групповом обсуждении проблемы [6]. Метод Гордона Некоторые специалисты по проблемам управления считают, что метод «мозгового штурма» стимулирует активность участников творческой группы до того момента, когда группа завершает формирование модели решения задачи. После этого активность участников снижается. Автор данного метода Гордон считает, что не нужно ставить перед группой конкретную задачу, например, как повысить производительность труда или т. п. С его точки зрения, следует очертить лишь общую проблему, а собранный в процессе дискуссии материал позволит экспертам сделать более конкретные выводы. Метод Дельфы Настоящий метод применяется, когда при решении задачи выдвигается и обосновывается ряд альтернатив или когда альтернативы задаются условиями задачи. Это также разновидность коллективного метода принятия решения. Например, решается задача по распределению премии за выполнение конкретного задания. При этом было выдвинуто несколько соображений относительно оснований, по которым его нужно провести: а) всем поровну, 6) всем равный процент от оклада, в) в зависимости от занимаемой должности, г) с учетом потребностей работника, д) больше тому, кто внес больший вклад в работу, е) исходя из выслуги лет, ж) с учетом сложности выполняемой работы [б, 7]. При обсуждении на общем собрании не было достигнуто единого мнения по поводу возможного премирования. После этого решили поручить трудовому коллективу найти способ решения этой задачи. Решение должно быть принято с учетом всех приводимых мнений. Для этого и был использован метод Дельфы. Применение этого метода состоит из трех основных этапов. На первом этапе каждый участник оценивает каждую альтернативу по степени субъективного предпочтения в 10-балльной системе оценок. Высшим баллом считается 1 (единица, а не 10). Остальным альтернативам приписываются баллы в иерархической последовательности. Затем анализируются баллы всех участников группы по всем альтернативам и для каждой подсчитывается средняя величина. На втором этапе работы участники сравнивают свои оценки со средними величинами и в 10-балльной системе указывают, в какой степени они совпадают. Затем подсчитывается вторая средняя величина. На третьем этапе две средние величины по каждой альтернативе перемножаются и по результатам определяется наиболее предпочтительная альтернатива, т. е. одно мнение нз семи предложенных по поводу распределения премии. Это будет альтернатива с наименьшей величиной. Для подсчетов используется матрица значений [6, 8]. Метод «635» Одним из вариантов метода «мозгового штурма* является метод «635». В пределах одной группы обмен информацией осуществляется в письменном виде. Данный метод отвечает определенным требованиям: а) возросшей ориентации связей, имеющих место между отдельными идеями, т. к. в дальнейшем участники группы углубляют идеи, предложенные на первом этапе; б) более ограниченной свободе действия, имеющей место на нескольких этапах, следствием чего является более высокая конкретность в проработке идей. С помощью метода «635» новые решения вырабатываются постепенно на протяжении нескольких этапов. Согласно при- Психология угфавления Тема 2. Психологические основы ...
меняемому методу должны разрабатываться только основные идеи, т. е. происходит некоторое сужение данного метода по сравнению с методом -«мозгового штурма». Метод «635» реализуется следующим образом. Основные идеи поступают поочередно к членам группы. Каждый из них добавляет еще несколько мыслей по поводу возможного решения проблемы. Обычно в группе принимают участие примерно 6 человек. Каждому участнику творческой группы раздаются специальные бланки, где отражаются все 18 идей (6 чел. х 3 идеи). После прохождения через всех 6 участников бланки содержат уже 108 идей. Для письменного представления основных и дополнительных идей, которые прорабатываются индивидуально каждым участником группы, требуется не так уж много времени — примерно 30 минут. Настоящий метод применяется при следующих условиях: * обеспечивается неоднородность состава группы; * проблемы формулируются до начала работы группы; * проблемы сообщаются за 2-3 дня до начала работы; * запрещается устный обмен информацией между участни Метод «635? может комбинироваться с другими методами, например, с методом «мозгового штурма». Идеи могут быть оформлены в виде рисунков, если есть такая необходимость. Этот метод может применяться в условиях территориальной разобщенности. Представленные на бланке идеи обоснованы и четки в большей степени, чем устные предложения. Поскольку работа проводится письменно, все участники активно работают [7, 8]. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|