Здавалка
Главная | Обратная связь

Психология управления



1. Цели, задачи и мотивы труда и непосредственно управлен­
ческой деятельности, которые руководитель формулирует в при­
казах, приказаниях и распоряжениях (мера их соответствия
целям системы управления).

2. Информация (мера ее соответствия современному состоя­
нию знания, с одной стороны, и требованиям, самим реалиям
производства — с другой).

3. Средства коммуникации (мера их соответствия современ­
ному уровню развития дела, с одной стороны, и требованиям к
профессиональной компетентности руководителя — с другой).

4. Подчиненный состав сотрудников, реальный уровень под­
готовленности коллективов и конкретных специалистов к тру­
ду и результативность выполнения ими служебных обязаннос­
тей под руководством управленца, а также организаторская работа
в этом вопросе.

5. Руководитель как главный системообразующий элемент, i
творческая индивидуальность, которой представлены обширные ,
права, формирует цели своей управленческой деятельности и труда |
подчиненных, обладает информацией, средствами и другими воз- ;
можностями для реализации управленческих функций и всех
обязанностей в соответствии с должностным статусом [1]. ;

Совокупность функциональных элементов управленческой деятельности руководителя обусловлена ее общими целями и задачами, которые призвана решать эта деятельность. Каждый функциональный элемент обеспечивает выполнение своей узко­направленной задачи. Этим он способствует более продуктив­ному решению частных задач, возложенных на другие функци­ональные элементы. Причем такое взаимодействие всех элементов вызвано наличием единой для них цели. Целесообразно выде­лить такие функциональные элементы, как гностический, про­гностический, конструкторский, организаторский, коммуникатив­ный [!]•

Гностический элемент обеспечивает руководителю овладе­ние знаниями, необходимыми ему для управления объектом и выполнения таких управленческих функций, как уяснение цели, оценка обстановки, принятие решения, анализа труда и его ре­зультатов. Для его развития важное значение имеют такие ка-38


Тема2. Психологические основы...

чества, как аналитическое мышление, продуктивная умственная деятельность и другие.

Прогностический элемент позволяет руководителю плани­ровать управленческую деятельность и труд на порученном уча­стке, прогнозировать и предвидеть его результаты. В его основе лежат такие качества, как способность к абстрагированию, про­ницательность, интуиция и другие.

Конструкторский элемент призван обеспечить руководите­лю системность в его управленческой деятельности на основе трансформирования результатов, полученных гностическим и прогностическим функциональными элементами. Этот элемент создает основу плановости труда, композиционной целенаправ­ленности всех проводимых мероприятий.

Организаторский элемент выполняет действия, определяю­щие организацию исполнения управленческого решения подчи­ненными, в том числе связанные с корректировкой управлен­ческой деятельности и всего труда. Он также позволяет осуществлять руководителю саморегуляцию в процессе само­управления. В его основе лежат такие качества руководителя, как твердая воля, целеустремленность, решительность, настой­чивость, творческий подход, и другие.

Коммуникативный элемент реализует действия, связанные с управленческим взаимодействием и воздействием на объекты управления, целесообразными взаимоотношениями в коллекти­ве и вне его, а также создает необходимый информационный поток в процессе управления. Эмпатия. рефлексия, развитость каналов вербального и невербального общения, а также общая коммуникабельность руководителя придают высокую продук­тивность функционированию данного элемента [ 1 ].

В совокупности система функциональных элементов обес­печивает решение общей управленческой задачи. Такая задача по своей сущности состоит в устранении рассогласования между реальным и желаемым уровнями решаемого вопроса одним из наилучших вариантов. В наличии такого рассогласования, если пет определенности как его устранить, проявляется сущность Управленческой проблемной ситуации. Данный принципиаль­ный вопрос, как показали исследования, остается пезамечен-


Психология управления


Тема 2. Психологические основы.


 


ным, а иногда преднамеренно не признаваемым многими руко­водителями. Именно здесь кроются корни беспредметного уп-: равления, прикрываемого теоретическими концепциями отдель-' ных ученых и утверждениями самих руководителей об их персональной ответственности за бесконечное множество про- i блем. Единственное, что здесь нередко упускается, — это пред­метность.

Итак, общая цель управления объектом заключается в гаран­тированном выполнении им всех выдвигаемых задач. При этом управление следует рассматривать как процесс целесообразно­го воздействия одной системы (управляющей) на другую (уп­равляемую), направленного на преобразование структуры пос­ледней, ее перевод из данного состояния в другое или же изменение ее соотношения с окружающей средой, заданного либо самой управляющей системой, либо вышестоящей [1J.

Здесь остается уточнить, что управление — это не только целесообразное, но и целенаправленное воздействие. Дело в том, что в настоящее время сложилось неоднозначное понимание цели управления. Многие авторы отождествляют ее с целями всей деятельности. Решение таких задач, как производственные, ук­репление дисциплины и других является целью всего управля­емого объекта, а не только органа управления. Вместе с тем они решаются в результате осуществления других видов професси­ональной деятельности. Система управления должна создать управленческое воздействие именно там, где результаты иных видов деятельности или прочих компонентов труда не отвечают общей цели.

Важно подчеркнуть, что достижение успеха в сфере профес­сионального труда определяется результатами решения задач в управленческой деятельности. Руководителю здесь надо най­ти вторую составляющую управленческой проблемной ситуа­ции. Ее выявление и устранение можно считать внутренней за­дачей управления. Решение данной задачи выражает сущность оптимизации управленческой деятельности руководителя. Этим обеспечивается оптимальное функционирование всей системы управления и достижение заданной цели как в управлении, так и в целом в деятельности организации.


Обобщение различных точек зрения ученых, исследователей и практики управленческой деятельности в различных звеньях позволяет сделать вывод о том, что она как процесс тожде­ственна управлению. Для нее внешняя цель должна носить конкретный проблемно выраженный характер. В этом случае содержание управленческой деятельности будет носить целе­направленный, целеустремленный характер. Обшей чертой та­кого управления будет наличие внутренней цели, которая состо­ит в оптимизации данной деятельности [1].

Анализ результатов управленческой деятельности с уче­том данных выводов показывает, что их можно представить как основные, (достижение, частичное достижение или не достижение цели) и сопутствующие (неожиданные, возника­ющие вследствие влияния неучтенных факторов). В системе «человек — человек* они проявляются на социальном, соци­ально-психологическом, психологическом, психофизиологичес­ком и физиологическом уровнях. По результатам управленчес­кой деятельности руководители могут быть отнесены к одному из следующих пяти уровней [1]:

• репродуктивный — умеет требовать от других то, что зна­
ет сам и предписывают приказы и распоряжения;

• адаптивный — умеет приспособить свои требования к осо­
бенностям подчиненных;

• локально-моделирующий — владеет стратегиями форми­
рования у подчиненных системы знаний, умений, отноше­
ний по отдельным задачам и выдвигаемым требованиям;

• системно-моделирующий — владеет стратегиями побуж­
дения подчиненных к самообразованию, самоорганизации,
творческой самореализации, самоконтролю, то есть владе­
ет научно обоснованной системой воздействия на подчи­
ненных, которое обеспечивает достижение ими стабиль­
ных результатов в труде в прогнозируемых условиях и

ситуациях;

• инновационно-творческий мастерски владеет искусст­
вом руководства, для оптимального задействования твор­
ческого потенциала субъектов труда, активно реализует
авторские модели, алгоритмы и технологии, обеспечивая в
нестандартных ситуациях реализацию адекватных управ­
ленческих мер.


Психология управления

Практика показывает, что в управленческой деятельности ру-

ководители способны проявлять не только исполнительность илч неисполнительность, способность или неспособность руководить^ но и различного уровня творчество. В зависимости от того, на какой результат ориентируется руководитель, его творчество мо­жет проявляться как продуктивное (ориентация на самореали­зацию свою и подчиненных в процессе деятельности), малопро­дуктивное (ориентация на формальную сторону управления и использование инициативы подчиненных) и непродуктивное (ори­ентация на саморекламу и собственную карьеру) [1J.

Итак, разработанная акмеологическая модель управленчес­кой деятельности руководителя раскрывает сущность данного феномена, ее оптимальный структурный и функциональный со­став, а также наиболее характерные взаимосвязи между компо­нентами. Результаты ее апробации показывают, что на основе] данной модели представляется возможной оптимизация реаль- j ной практики управления в конкретном звене. Учет конструк­тивных составляющих отмеченных и других подходов к знали-1 зу управленческой деятельности позволяет руководителю решать! данный вопрос мшговариантно и выбирать из них наиболее; эффективный и приемлемый вариант. Акмеологическая модель также указывает на необходимость творческой самореализации ' руководителя в осуществлении функций управления.

В рамках предложенной модели управленческая деятельность руководителя (начальника) состоит в реализации им аналити-ко-конструктивпых, деятелыюстно-регулятивных, коммуникатив­ных и оценочно-корректировочных функций, обеспечивающих эффективное воздействие на подчиненных и коллективы для га­рантированного выполнения стоящих задач. Сущность этой деятельности заключается в организации мотивированных отношений в коллективах в целях успешного решения служеб­ных задач. Мотивированные отношения выражаются в гармо­нии взаимодействия всех субъектов труда [1].

2.5. Факторы оптимизации стиля управленческой деятельности

Итак, сущность оптимального управления заключается в обес­печении эффективного управленческого воздействия субъекта на объект управления при наиболее рациональном использова-42








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.