Психология управления
1. Цели, задачи и мотивы труда и непосредственно управлен 2. Информация (мера ее соответствия современному состоя 3. Средства коммуникации (мера их соответствия современ 4. Подчиненный состав сотрудников, реальный уровень под 5. Руководитель как главный системообразующий элемент, i Совокупность функциональных элементов управленческой деятельности руководителя обусловлена ее общими целями и задачами, которые призвана решать эта деятельность. Каждый функциональный элемент обеспечивает выполнение своей узконаправленной задачи. Этим он способствует более продуктивному решению частных задач, возложенных на другие функциональные элементы. Причем такое взаимодействие всех элементов вызвано наличием единой для них цели. Целесообразно выделить такие функциональные элементы, как гностический, прогностический, конструкторский, организаторский, коммуникативный [!]• Гностический элемент обеспечивает руководителю овладение знаниями, необходимыми ему для управления объектом и выполнения таких управленческих функций, как уяснение цели, оценка обстановки, принятие решения, анализа труда и его результатов. Для его развития важное значение имеют такие ка-38 Тема2. Психологические основы... чества, как аналитическое мышление, продуктивная умственная деятельность и другие. Прогностический элемент позволяет руководителю планировать управленческую деятельность и труд на порученном участке, прогнозировать и предвидеть его результаты. В его основе лежат такие качества, как способность к абстрагированию, проницательность, интуиция и другие. Конструкторский элемент призван обеспечить руководителю системность в его управленческой деятельности на основе трансформирования результатов, полученных гностическим и прогностическим функциональными элементами. Этот элемент создает основу плановости труда, композиционной целенаправленности всех проводимых мероприятий. Организаторский элемент выполняет действия, определяющие организацию исполнения управленческого решения подчиненными, в том числе связанные с корректировкой управленческой деятельности и всего труда. Он также позволяет осуществлять руководителю саморегуляцию в процессе самоуправления. В его основе лежат такие качества руководителя, как твердая воля, целеустремленность, решительность, настойчивость, творческий подход, и другие. Коммуникативный элемент реализует действия, связанные с управленческим взаимодействием и воздействием на объекты управления, целесообразными взаимоотношениями в коллективе и вне его, а также создает необходимый информационный поток в процессе управления. Эмпатия. рефлексия, развитость каналов вербального и невербального общения, а также общая коммуникабельность руководителя придают высокую продуктивность функционированию данного элемента [ 1 ]. В совокупности система функциональных элементов обеспечивает решение общей управленческой задачи. Такая задача по своей сущности состоит в устранении рассогласования между реальным и желаемым уровнями решаемого вопроса одним из наилучших вариантов. В наличии такого рассогласования, если пет определенности как его устранить, проявляется сущность Управленческой проблемной ситуации. Данный принципиальный вопрос, как показали исследования, остается пезамечен- Психология управления Тема 2. Психологические основы.
ным, а иногда преднамеренно не признаваемым многими руководителями. Именно здесь кроются корни беспредметного уп-: равления, прикрываемого теоретическими концепциями отдель-' ных ученых и утверждениями самих руководителей об их персональной ответственности за бесконечное множество про- i блем. Единственное, что здесь нередко упускается, — это предметность. Итак, общая цель управления объектом заключается в гарантированном выполнении им всех выдвигаемых задач. При этом управление следует рассматривать как процесс целесообразного воздействия одной системы (управляющей) на другую (управляемую), направленного на преобразование структуры последней, ее перевод из данного состояния в другое или же изменение ее соотношения с окружающей средой, заданного либо самой управляющей системой, либо вышестоящей [1J. Здесь остается уточнить, что управление — это не только целесообразное, но и целенаправленное воздействие. Дело в том, что в настоящее время сложилось неоднозначное понимание цели управления. Многие авторы отождествляют ее с целями всей деятельности. Решение таких задач, как производственные, укрепление дисциплины и других является целью всего управляемого объекта, а не только органа управления. Вместе с тем они решаются в результате осуществления других видов профессиональной деятельности. Система управления должна создать управленческое воздействие именно там, где результаты иных видов деятельности или прочих компонентов труда не отвечают общей цели. Важно подчеркнуть, что достижение успеха в сфере профессионального труда определяется результатами решения задач в управленческой деятельности. Руководителю здесь надо найти вторую составляющую управленческой проблемной ситуации. Ее выявление и устранение можно считать внутренней задачей управления. Решение данной задачи выражает сущность оптимизации управленческой деятельности руководителя. Этим обеспечивается оптимальное функционирование всей системы управления и достижение заданной цели как в управлении, так и в целом в деятельности организации. Обобщение различных точек зрения ученых, исследователей и практики управленческой деятельности в различных звеньях позволяет сделать вывод о том, что она как процесс тождественна управлению. Для нее внешняя цель должна носить конкретный проблемно выраженный характер. В этом случае содержание управленческой деятельности будет носить целенаправленный, целеустремленный характер. Обшей чертой такого управления будет наличие внутренней цели, которая состоит в оптимизации данной деятельности [1]. Анализ результатов управленческой деятельности с учетом данных выводов показывает, что их можно представить как основные, (достижение, частичное достижение или не достижение цели) и сопутствующие (неожиданные, возникающие вследствие влияния неучтенных факторов). В системе «человек — человек* они проявляются на социальном, социально-психологическом, психологическом, психофизиологическом и физиологическом уровнях. По результатам управленческой деятельности руководители могут быть отнесены к одному из следующих пяти уровней [1]: • репродуктивный — умеет требовать от других то, что зна • адаптивный — умеет приспособить свои требования к осо • локально-моделирующий — владеет стратегиями форми • системно-моделирующий — владеет стратегиями побуж ситуациях; • инновационно-творческий — мастерски владеет искусст Психология управления Практика показывает, что в управленческой деятельности ру- ководители способны проявлять не только исполнительность илч неисполнительность, способность или неспособность руководить^ но и различного уровня творчество. В зависимости от того, на какой результат ориентируется руководитель, его творчество может проявляться как продуктивное (ориентация на самореализацию свою и подчиненных в процессе деятельности), малопродуктивное (ориентация на формальную сторону управления и использование инициативы подчиненных) и непродуктивное (ориентация на саморекламу и собственную карьеру) [1J. Итак, разработанная акмеологическая модель управленческой деятельности руководителя раскрывает сущность данного феномена, ее оптимальный структурный и функциональный состав, а также наиболее характерные взаимосвязи между компонентами. Результаты ее апробации показывают, что на основе] данной модели представляется возможной оптимизация реаль- j ной практики управления в конкретном звене. Учет конструктивных составляющих отмеченных и других подходов к знали-1 зу управленческой деятельности позволяет руководителю решать! данный вопрос мшговариантно и выбирать из них наиболее; эффективный и приемлемый вариант. Акмеологическая модель также указывает на необходимость творческой самореализации ' руководителя в осуществлении функций управления. В рамках предложенной модели управленческая деятельность руководителя (начальника) состоит в реализации им аналити-ко-конструктивпых, деятелыюстно-регулятивных, коммуникативных и оценочно-корректировочных функций, обеспечивающих эффективное воздействие на подчиненных и коллективы для гарантированного выполнения стоящих задач. Сущность этой деятельности заключается в организации мотивированных отношений в коллективах в целях успешного решения служебных задач. Мотивированные отношения выражаются в гармонии взаимодействия всех субъектов труда [1]. 2.5. Факторы оптимизации стиля управленческой деятельности Итак, сущность оптимального управления заключается в обеспечении эффективного управленческого воздействия субъекта на объект управления при наиболее рациональном использова-42 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|