II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
МОДУЛЬ 1 ИДЕОЛОГИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Цель:овладение слушателями теоретическими знаниями по вопросу идеологии и ее роли в жизнедеятельности современного общества и изучение предмета и методологии курса, основных идеологических учений современности. Задачи: - ознакомление с содержанием базовых идей и положений основных идейно-политических учений современности; - усвоение слушателями предмета курса, теории и методологии основных понятий и категорий; - изучение основных источников в идеологии белорусского государства; - раскрыть роль идеологии и ее общественное предназначение в жизни современного общества.
Тема 1.1Предмет курса и методология изучения идеологии белорусского государства. Идеология и ее общественное предназначение
1.1.1 Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции Современное белорусское общество нуждается в консолидирующей системе идей, сплачивающих различные слои населения, определяющих их ценностные ориентации, моральные нормы, образ жизни, социальную активность. Такая социальнозначимая и теоретически оформленная система идей, в которой отражаются глубинные интересы соответствующих социальных групп и слоев и которая призвана закрепить или изменить общественные отношения и является идеологией. Преодоление негативного отношения к идеологии предполагает отказ от умозрительных конструкций и поиск таких фундаментальных мировоззренческих оснований, которые бы учитывали традиции белорусского народа и его культуры в контексте мирового цивилизационного процесса. Как народ, так и политическая власть, лишенные консолидирующей государственно-национальной идеи, понятной, переживаемой, принимаемой и реализуемой большинством народа, не могут добиться стабильного развития общества, закрепить собственные национальные интересы, обеспечить динамичное развитие страны. Понятие идеология (от греч. idea — идея, образ и logos — слово, понятие) представляет собой систему исторически сложившихся концептуально-теоретических взглядов и идей, а также эмоционально-психологических средств, выражающих основные социальные программы и приоритеты, интересы и цели, идеалы и ценности определенных социальных общностей и организаций, наций и государств, политических партий и общественных движений, направляющих их деятельность на сохранение или преобразование существующего общественного устройства. История идеологии показывает неоднозначное к ней отношение — от объявления ее надуманным, искусственным, и даже вредным, духовным образованием, от которого следует избавиться, до признания ее как необходимого элемента консолидации общества. В конце 80 — начале 90-х гг. XX века началась новая критика идеологии, которая была связана с распадом мировой системы социализма. Противники идеологии, ассоциируя начало демократических трансформаций с крахом устаревших стереотипов и ценностей, видели в этом доказательство «конца идеологии». Однако и отечественный опыт последнего десятилетия, и исследования западных аналитиков показали, что идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества, специфическим ориентационно-ценностным сознанием, выражающим интересы различных социальных общностей и общества в целом. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|