Здавалка
Главная | Обратная связь

Мультипликаторы госрасходов, налогов и сбалансированного бюджета.



 

Важнейшими составляющими фискальной политики государства являются государственные расходы и налоги. Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения.

Очевидно, что размер расходов государства влияет на величину совокупного спроса, да и на основные макроэкономические пропорции. Увеличивая размеры собственных расходов, государство воздействует на величину совокупного спроса, и в конечном итоге , на размеры ВВП и его структуру.

Расходы государственные – понятие государственных финансов, характеризующее объем и направления расходов за счет мобилизованных государственных доходов, направленных на реализацию функций государства. Это расходы хозяйственного, социального, управленческого характера и расходы на национальную оборону, предусмотренные в государственном (федеральном) бюджете, государственных внебюджетных фондах и др.

Объем и удельный вес государственных расходов на выполнение конкретных функций в каждом государстве складывается по-разному. В РФ разработана программа экономии госрасходов, включающая снижение доходности на рынке государственных ценных бумаг, продолжение приватизации крупных предприятий, сокращение управленческого аппарата с учетом повышения квалификации управленцев, уменьшение числа бюджетных организаций и др.

Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВВП в результате приращения государственных расходов:

KG= ∆ВВП/∆G

где К- мультипликатор государственных расходов; ∆ВВП - приращение валового внутреннего продукта; ∆G - приращение государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов можно также определить, используя предельную склонность к потреблению МРС. В результате мультипликатор государственных расходов будет равен:

KG=∆ВВП/∆G = 1/МРС.

Следовательно, ∆ВВП = 1/(1 – MPC) x ∆G= KG x ∆G.

Это означает, что если государство повышает на определенную величину объем своих расходов, не увеличивая при этом статей дохода бюджета, то получается именно такой прирост дохода. Таким образом, изменение величины государственных расходов вызывает изменение дохода, пропорциональное изменению величины расходов.

Рассчитаем мультипликатор государственных расходов за период 2002-2010гг.[9]

Мультипликатор государственных расходов  
ΔВВП, трлн руб 0,414 0,683 0,721 0,686 0,933 1,057 0,705 -1,106 0,487
ΔG, трлн руб 0,589 -0,110 -0,037 0,767 0,286 0,594 0,927 0,150 -0,093
Kg 0,704 -6,186 -19,450 0,894 3,261 1,779 0,761 -7,398 -5,253

 

Как можем заметить из данных, прирост ВВП имел положительные значение в период 2005 по 2008гг, и в 2002 году, в остальные года имеет место отрицательный прирост ВВП за счет изменения госрасходов.

Можно предположить, что не все виды расходов государственного бюджета имеют равноценное положительное влияние на рост экономики, т.е. существует проблема эффективности госрасходов.

Государство может стимулировать совокупный спрос не только увеличением своих расходов, но и сокращением налогов. В этом случае домашние хозяйства и фирмы получают дополнительные средства, которые они могут использовать для увеличения своих расходов.

В общем случае рост совокупного спроса (ΔY) можно рассчитать по формуле:

ΔY =(MPC/ (1 –MPC))*(- ΔT)

гдеΔT – изменение налогов/

Знак «минус» в скобке говорит о том, что при снижении налогов, когда (ΔT) является отрицательной величиной, совокупный спрос возрастает, а при их увеличении он сокращается.

Дробь MPC/(1− MPC) - представляет собой налоговый мультипликатор(Kt). Это коэффициент, показывающий, на сколько рублей изменяется совокупный спрос при изменении налогов на 1 руб.:

Kt= Δ Y/ Δ T=MPC/(1- MPC)=1/MPS=(1-t)

Из изложенного можно сделать вывод о том, что налоговый мультипликатор оказывает гораздо большее воздействие на уменьшение совокупного спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Рост налогов ведет к сокращению ВВП, а снижение налогов к росту ВВП. При этом следует учитывать временные лаги между изменением налогов и изменением национального дохода, которые могут составлять от нескольких месяцев до нескольких лет.

Снижение налогов для потребителей ведет к росту их доходов, а соответственно расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и ведет к росту спроса на инвестиционные товары.

Мультипликативный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором на единицу. Это является следствием более сильного воздействия госрасходов на величины дохода и потребления (по сравнению с изменением налогов). Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики.

Мультипликатор же сбалансированного бюджета показывает, что равные приросты правительственных расходов и налогов вызывают увеличения объема равновесного чистого национального продукта (ЧНП) на величину их прироста.

Кg =ΔЧНП /ΔG

где G – государственные расходы; Кg – мультипликатор.

В то же время изменения правительственных расходов имеют более сильное воздействие на совокупные расходы, чем изменения величины налогов такого же масштаба. Правительственные расходы имеют прямое воздействие на совокупные расходы.

Изменения же налогов косвенно воздействует на совокупные расходы, за счет изменения дохода после уплаты налогов и через изменения потребления.

Рассмотрим, когда мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Одинаковое увеличение налогов и государственных расходов вызовет прирост чистого национального продукта (ЧНП) на величину, равную прироста объема государственных расходов и налогов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета действует вне зависимости от величины предельных склонностей к потреблению и сбережению.[10]


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.