Вертолетный доплеровский измеритель ДИСС-15
Подробно рассматривается в [2] рекомендуемой литературы.
Общая часть. Допплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-15 в комплекте с установленными на борту вертолета авиагоризонтом АГБ-ЗК и гиромагнитным компасом ГМК-1А предназначен для автоматического непрерывного измерения и индикации составляющих вектора скорости (в режиме висения вертолета), путевой скорости и угла сноса (в режиме крейсерского полета), счисления и индикации ортодромических координат местоположения вертолета. Аппаратура ДИСС-15 совместно с другими бортовыми приборами (автопилотом, радиовысотомером и др.) позволяет производить выведение вертолета в точку с заданными координатами, висение и посадку вертолета при отсутствии информации о направлении и силе ветра, висение и управление движением вертолета при отсутствии визуальной видимости. Тактико-технические данные аппаратуры ДИСС-15 1. Вид излучения - непрерывные колебания. 2. Частота излучаемых колебаний —f° измен. от-30 до +20 MHz. 3 Мощность излучения — 2W. Примечание. Номинальные значения частоты и мощности излучаемых колебаний даны в сводном паспорте на комплект аппаратуры ДИСС-15. 4.Рабочий диапазон высот: а) в режиме навигации —10…3000 m б) в режиме висения над сушей — 2...1000 m в) в режиме висения над морем (при волнении более 1 балла) — 2... 500 m 5. Диапазон измерения путевой скорости — 50...399km/h 6.Диапазон измерения угла сноса — ±45°. 7. Диапазон счисления ортодромических координат: а) вдоль ортодромии — ± 999 km; б) боковое уклонение от ортодромии —± 499km. 8. Диапазон измерения составляющих вектора скорости в режиме висения: — продольный — от —25 до +50km\h — поперечный—±25 km/h; — вертикальный — ±10m/s. 9.Среднеквадратичные погрешности измерения параметров: —путевой скорости —0,5%± l,5km/h; —угла сноса — 25' —ортодромических координат — l%±1km; —продольной и поперечной составляющих вектора путевой скорости — ±1,5 km/h; —вертикальной составляющей — ± 0,4 m/ s. 10. Потребляемые токи, не более: —по бортсети постоянного тока +27V16A; —по бортсети переменного тока 115 V 400 Hz 2 А; —по бортсети переменного тока 36 V 400 Hz 1 А.
Комплект аппаратуры ДИСС-15.
Размещение аппаратуры ДИСС-15 на вертолете . —высокочастотный блок расположен в специальном обтекателе на откидной литой раме, закрепленной в нижней части хвостовой балки между шпангоутами № 2 и 5; —низкочастотный блок расположен в радиоотсеке на левом борту, между шпангоутами № 14 и 15. Блок во время работы обдувается специальным внешним вентилятором обдува, расположенным там же; —вычислитель координат (блок 5) расположен в радиоотсеке на левом борту между шпангоутами № 14 и 15 —индикатор висения и малых скоростей (блок 6) установлен на левой приборной доске летчиков —индикатор путевой скорости и угла сноса (блок 7) установлен на правой приборной доске летчиков —индикатор координат (блок 8) установлен на правой приборной доске летчиков —пульт контроля (прибор ПК) установлен на правой этажерке в кабине экипажа Коммутационная аппаратура ДИСС-15 размещена в распределительной коробке «РК РИ-65, ДИСС-15», установленной в радиоотсеке на левом борту сверху, между шпангоутами № 20 и 21. С аппаратурой ДИСС-15 сопряжены: —авиагоризонт АГБ-ЗК; —гиромагнитный компас ГМК-1А. Для согласования входных сопротивлений узлов отработки низкочастотного блока с выходными сопротивлениями сельсин-датчиков АГБ-ЗК и ГМК-1А применены три переходных сельсин-трансформатора, расположенные в радиоотсеке на левом борту в районе шпангоутов № 14...15. Описание Высокочастотный блок состоит из приемопередатчика, антенного блока и волноводных элементов, жестко закрепленных на общем амортизационном основании. Основание имеет точно выполненные базовые поверхности для установки блоков, четыре отверстия «К» для фиксации электрической оси антенн и два отверстия «Н» для юстировки высокочастотного блока на вертолете. На верхней части основания размещается высокочастотный тракт, коммутатор СВЧ и приемопередатчик. К нижней части основания крепится приемная и передающая антенны. Соединение высокочастотного блока с низкочастотным блоком осуществляется посредством кабеля. Низкочастотный блок состоит из вычислителя составляющих скорости и блока питания, установленных на соединительной коробке (прибор CK-A1), которая служит одновременно связывающим конструктивным звеном и амортизационной рамой. Электрическое соединение низкочастотного блока с другими блоками осуществляется посредством кабелей через прямоугольные комбинированные разъемы в соединительной коробке. Кроме того, соединительная коробка СК-А1 выполняет функции общего коммутационного устройства аппаратуры, обеспечивающего межблочные связи и связи с сопрягаемыми бортовыми устройствами. Вычислитель координат представляет собой электронный блок, установленный на амортизационной раме. Индикатор висения и малых скоростей представляет собой пилотажный электромеханический прибор. Лицевая панель прибора состоит из четырехугольного крепежного фланца, внутри которого расположена круглая шкала. На шкале имеются: —перекрестие для индикации горизонтальных составляющих вектора скорости (по вертикальной щели ведется отсчет составляющей ВПЕРЕД — НАЗАД, по горизонтальной - ВЛЕВО — ВПРАВО; —дугообразная шкала в левой части для индикации вертикальной составляющей скорости; —световое табло ВЫКЛ. Отсчет скоростей ВПЕРЕД—НАЗАД и ВЛЕВО—ВПРАВО производится по острию столбиков указателей, перемещающихся в щелях перекрестия. Цена деления обеих шкал 5 km/h; Пределы измерения: —по шкале ВПЕРЕД — 50 km/h; —по шкалам НАЗАД—ВЛЕВО, ВПРАВО- 25 km/h. Отсчет скорости ВВЕРХ—ВНИЗ производится по подвижной стрелке. Цена деления 1 m/h. Индикатор путевой скорости и угла сноса представляет собой навигационно-пилотажный электромеханический прибор. Лицевая панель прибора выполнена в виде четырехугольного крепежного фланца, внутри которого расположена круглая шкала, имеющая подвижную стрелку угла сноса, табло трехразрядного декадного счетчика путевой скорости и табло П (память). В нижней части блока симметрично вертикальной оси шкалы расположены две ручки управления. Левая ручка предназначена для переключения вычислительного тракта из рабочего режима (Р) в контрольный режим (К) и наоборот, правая ручка — для переключения режима работы аппаратуры над сушей (индекс С) и морем (индекс М). Считывание величины и знака угла сноса производится по положению подвижной стрелки относительно рисок круговой шкалы. Цена деления шкалы 2°, пределы измерения по шкале угла сноса ±45°. 400 Считывание величины путевой скорости производится по показаниям декадного счетчика. Цена первого разряда (крайний справа)— 1 km/h, цена деления второго разряда 10 km/h и третьего разряда — 100 km\h Пределы измерения путевой скорости 50... 400km/h (от 0 до 50 km/h счетчик работает, табло закрыто шторкой). Индикатор координат представляет собой навигационный электромеханический прибор. Лицевая панель прибора выполнена в виде четырехугольного крепежного фланца, внутри которого, слева, расположены три индикаторных табло и световое табло ВКЛ, справа — органы управления индикатором. Считывание величины бокового уклонения осуществляется по показаниям верхнего трехразрядного декадного счетчика. Цена единицы первого разряда (справа) — 1 km, второго— 10 km, третьего — 100 km. Определение направления уклонения производится по табло ВЛЕВО—ВПРАВО. Пределы измерения бокового отклонения составляют 0...499 km в каждую сторону. Считывание величины пройденного пути осуществляется по показаниям аналогичного декадного счетчика; Определение направления движения производится по табло ВПЕРЕД—НАЗАД. Пределы измерения пройденного пути составляют 999 km в каждую сторону. Ниже счетчика пути расположено индикаторное табло угла карты, которое разделено на левую трехразрядную часть, где устанавливаются градусы, и правую, где выставляются минуты вводимого значения угла карты. Органы управления индикатора выполнены в виде четырех групп клавишных выключателей. Каждая группа, состоящая из двух клавиш, располагается на одной линии справа с соответствующими индикаторными табло. Бортовой пульт контроля представляет собой малогабаритное электронное устройство для контроля параметров аппаратуры. На лицевой панели пульта размещены световые табло, надписи и ручка переключения режимов. Слева от ручки переключения режимов размещено световое табло КОНТР, справа — световое табло РАБОТА. Внизу, слева, установлено световое табло М. (отказ магнетрона), справа табло В (отказ вычислителя). Переключатель режимов может устанавливаться в любое из пяти различных положений. Крайнее правое положение соответствует режиму РАБОТА, четыре других положения — различным проверочным задачам контрольного режима. Световое табло ДИСС ОТКАЗАЛ на правой приборной доске фиксирует отказ аппаратуры одновременно с табло М или В на пульте контроля и переход в режим ПАМЯТЬ, т. е. загорается одновременно с табло П (память) на блоке 7. С вертолета выпуска 1978 г. табло ДИСС ОТКАЗАЛ при переходе в режим ПАМЯТЬ загорается с задержкой 2,5 s.
Индикатор путевой скорости и угла сноса Индикатор координат
Бортовой пульт контроля
Индикатор висения и малых скоростей
Работа аппаратуры ДИСС-15 основана на использовании эффекта Допплера-Белопольского, сущность которого заключается в том, что при взаимном относительном перемещении источника и приемника электромагнитных колебаний частота принимаемых колебаний отличается от частоты излучаемых на величину Fд, называемой допплеровской частотой. Для измерения путевой скорости на вертолете установлены передатчик (источник электромагнитных колебаний) и приемник, который принимает отраженные от земли сигналы, несущие информацию о частоте Допплера.
Рис. 1. Принцип измерения путевой скорости: А. Излученная энергия СВЧ А'. Отраженная энергия СВЧ
Путевая скорость W и частота Допплера связаны следующей зависимостью (рис. 1). или, учитывая, что излучение под углом, то Или где F д — частота Допплера; f A — частота излучаемых колебаний; с — скорость распространения электромагнитных волн; W — путевая скорость летательного аппарата; — угол наклона луча к земле; Wp — проекция вектора W на направление излучения; — длина волны излучаемых колебаний. В аппаратуре ДИСС-15 используется антенная система с трехлучевой диаграммой направленности (рис. 2), что необходимо для измерения угла сноса а и вычисления составляющих вектора скорости вертолета.
Рис. 2. Схема расположения лучей допплеровского измерителя: a. Луч I b. Луч 2 c. Луч 3 1. Линия пути 2. Линия, параллельная поперечной оси вертолета 3. Линия, параллельная продольной оси вертолета 4. Проекция направления луча 3 на плоскость, параллельную продольной и поперечной осям вертолета 5. Проекция продольной оси вертолета I. Проекция лучей антенной системы на плоскость, параллельную продольной и поперечной осям вертолета f. Направление полета.
Рис. 3. Блок-схема измерителя ДИСС-15: /. Передающая антенна 2.Передатчик 3 Индикатор путевой скорости и угла сноса {w, a) 4 Индикатор висения и малых скоростей (Wxn Wz, W f) 5. Индикатор координат (х, z) и ЗУК, 6. Приемная антенна 7. Устройство выделения допплеровских частот 8 Вычислитель составляющих скоростей в системе координат вертолета 9. Устройство преобразования координ-ат 10. Вычислитель координат /. Высокочастотный блок //. Низкочастотный блок
Блок-схема аппаратуры ДИСС-15 приведена рис. 3. Работа аппаратуры происходит следующим образом. Энергия СВЧ, генерируемая передатчиком, направляется в передающую антенну и излучается в сторону земной поверхности. Отраженные от земной поверхности сигналы поступают на приемную антенну, откуда они даются на устройство выделения допплеровских частот и разделение их по знаку. По величинам и знакам допплеровских частот принимаемых раздельно по трем лучам антенны, в аппаратуре решается задача вычисления составляющих вектора скорости вертеле. Сначала решается задача вычисления в системе. координат, связанной с вертолетом (ось X и параллельна продольной строительной оси, Z параллельна поперечной оси, ось Y перпендикулярна осям X и Z) Решение производится вычислителем составляющих вектора скорости в системе координат, связанной с вертолетом, путем преобразования допплеровских сигналов F д в постоянные напряжения, связанных с частотами этих сигналов следующими соотношениями: где k — коэффициент пропорциональности — углы визирования лучей антенны — угол между вектором скорости и проекцией на горизонтальную плоскость. Затем решается задача получения составляющих вектора скорости в горизонтальной ной системе координат по напряжениям, пропорциональным составляющим вектора скорости в связанной с вертолетом системе координат и напряжениям, пропорциональным крену, тангажу вертолета, поступающим из авиагоризонта АГБ-ЗК. Вычисленные составляющие вектора скоро в земной системе координат Wxr, Wzr и Wyr выдаются в виде постоянных напряжений. По напряжениям, пропорциональным продольной и поперечной составляющих вектора скорости в горизонтальной (земной) системе координат, в вычислителе составляющих вектора скорости совместно с блоком 7 решаются пучения напряжений: -пропорционального углу сноса, по формуле: -пропорционального путевой скорости, по формуле: Где угол сноса.
Вычисленные параметры движения вертолета срабатываются следящими системами индикаторных блоковоков и индицируются на указателях Wxr, Wzr и Wyr, a , и счетчика W. По напряжению, пропорциональному продольной и поперечной составляющим вектора скорости, и напряжению, пропорциональному разности между курсовым углом и углом карты, вырабатываются импульсы, управляющие приводом счетчиков отработки пройденного пути бокового уклонения индикатора координат (Блок 8). Частота следования этих импульсов пропорциональна скорости вертолета вдоль ортодромии (канал обработки пройденного пути) и скорости вертолета, перпендикулярный к ортодромии (канал обработки бокового уклонения). Координаты в ортодромической системе координат X и Z индицируются на шкалах индикатора координат.
Связь аппаратуры ДИСС-15 с бортовыми устройствами навигации.
Для обеспечения вычисления составляющих вектора скорости в земной системе координат аппаратура ДИСС-15 сопрягается с датчиками крена и тангажа авиаризонта АГК- 3К. При этом через переходные сельсин-трансформаторы ПСТ (крен) (21/29), и ПСТ (тангаж) (23/ 29) с синусно-косинусных трансформаторов датчиков крена и тангажа авиагоризонта АГБ-ЗК на синусно-косинусные трансформаторы-приемники СКТ узла У5 и CKT узла У-2 блока НЧ подаются напряжения, пропорциональные текущим значениям углов крена, тангажа вертолета. Для обеспечения вычисления координат положения вертолета аппаратура ДИСС-15 сопрягается с датчиком гиромагнитного компаса ГМК-1А. При этом через переходный сельсин-трансформатор ПСТ (курс) (22/29) с синусно-косинусного трансформатора датчика ГМК -1Ана синусно-косинусный трансформатор приемника СКТ узла подается напряжение, пропорциональное текущему значению угла магнитного курса вертолета.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|