Здавалка
Главная | Обратная связь

Прогрессивные матрицы Равена



Тестом Равена замеряется развитость визуального мышле­ния. Его не следует отождествлять с наглядно-образным мышле­нием. Отличие визуального мышления состоит в том, что оно функционирует не в предметно-понятийной области, а опериру­ет формально-графическими изображениями. В визуальном мышлении происходит мысленное структурирование («расчле­нение», упорядочивание, систематизация) симультанно (одно­временно и целостно) представленной зрительной информации. Вся деятельность протекает в зрительном поле без привлечения информации, лежащей за пределами рассматриваемой структу­ры, и возможна без речевой рефлексии. Человек мыслит визу­ально, когда он видит закономерности в целостно представлен­ной непосредственно перед его глазами (а не в уме) информа­ции и совершает только допустимые данной воспринимаемой структурой преобразования.

Визуальное мышление представляет собой относительно самостоятельную интеллектуальную подструктуру, которая может начать развиваться чуть ли не с младенчества. В нашей культуре имеется много традиционно любимых детских игр (пирамидки, матрешки, кубики, мозаики, конструкторы и т.д.), которые позво­ляют очень рано развивать визуальное мышление. Оно обычно закладывается еще до того, как ребенок начинает говорить, фор­мируется независимо от речи, может быть высоко развито и при ее отсутствии (у фактически не говорящих детей). Если в доречевой период визуальное мышление не успевает сформироваться (у ребенка не было необходимых для этого игрушек и игр), то позже оно уже не может полноценно развиться, так как речь быс­тро занимает исключительно доминирующее положение. При обследовании школьников уровень развития визуального мыш­ления может служить показателем того, много ли внимания уде­ляли родители ребенку с самого детства. У абсолютного боль­шинства детей, обучающихся в гимназиях, визуальное мышле­ние оказывается на хорошем (или высоком) уровне, так как роди­тели рано начали заботиться об их разностороннем развитии. Если о ребенке вспомнили только перед его поступлением в школу (или не вспомнили вообще), то его визуальное мышление обыч­но не превышает среднего уровня. Иногда в семьях гуманитари­ев недооценивают важность развития визуального интеллекта, в результате, имея высокие вербальные способности, ребенок в средней школе начинает испытывать затруднения на уроках ма­тематики, физики, черчения.

С другой стороны, хорошо развитое визуальное мышление обладает значительными компенсирующими и замещающими возможностями, если какие-то компоненты «основного» речевого мышления развиты недостаточно. Наш опыт работы в коррекционных классах свидетельствует о том, что среди педагогичес­ки запущенных детей, имеющих задержки и дефекты речевого развития, обучаемы именно те, у кого хорошо развито визуаль­ное мышление, диагностируемое тестом Равена. Также крайние визуалы (имеющие высокие результаты по тесту Равена), нераз­говорчивые, плохо владеющие речью и производящие общее впечатление посредственных учащихся, неожиданно для учите­лей могут стать в старших классах победителями математичес­ких олимпиад. Наличие сильного визуального интеллекта неред­ко позволяет ребенку успешно справляться с программой сред­ней школы и тем самым поддерживать впечатление полного бла­гополучия. Однако компенсирующие возможности визуального интеллекта полностью исчерпываются к 9-му классу, и если заб­лаговременно не будут сформированы недостающие компоненты понятийного и абстрактного мышления, то избавить ученика от проблем в старших классах будет уже невозможно.

Визуальный интеллект, замеряемый тестом Равена, не яв­ляется последовательно формирующейся структурой, то есть более высокие, по мнению создателей теста, его уровни могут оказаться более развитыми, чем базовые. Хотя каждой из се­рий теста замеряются все более усложняющиеся по типу интел­лектуальные операции, но формирование их может проходить относительно независимо, более простые могут оказаться раз­виты слабее, чем более сложные. Это отразится и на трудностях в учебе.

Тест Равена позволяет получить представление о том, уме­ет ли подросток мыслить самостоятельно. Дело в том, что инст­рукция к тесту дается только в самом общем виде, достаточном для начала работы. Однако задания в тесте не однородны, и уча­щимся приходится самостоятельно несколько раз частично транс­формировать и конкретизировать общий подход к их выполне­нию. Если подросток справляется с тестом, не задавая вопро­сов, и при этом не происходит резкого падения качества выпол­нения от серии к серии (количество ошибок возрастает не более чем на две), то можно говорить о произвольности мышления в визуальном плане. Общий вывод о степени самостоятельности мышления также нужно делать с учетом результатов по тесту Равена. Неразвитость визуального мышления характерна для край­них аудиалов и кинестетиков. Аудиалы могут развить визуальное мышление, если они будут пытаться собственные рассуждения изображать графически. Изображать следует зависимости и клю­чевые моменты в рассуждениях при решении задач, при систе­матизации текстов. Графическое изображение закономерностей не следует путать с символическими рисунками. С помощью сим­волических рисунков визуальное мышление не развивается. На­учившись практически переводить закономерности, выделенные в речевой форме, в визуально-графические схемы, подросток сможет легко осуществлять и обратную операцию - понимать содержание изображений, когда основной смысл передается визуально, а не текстом. «Чистые» кинестетики в старших классах не встречаются. (Если они не формируют, хотя бы в минималь­ном объеме, речевой системы доступа, то еще в начальных клас­сах переводятся во вспомогательную школу.) Развивать их визу­альное мышление можно при подключении манипулирования с последующим осознанием собственных действий через рассуж­дения. Однако сначала ребенок должен сформировать аудиальную систему доступа, овладевать в минимальном объеме аудиальными методами восприятия и кодирования информации. Далее через сознательный речевой анализ и построение изображений (используя и мануальные пробы) будет постепенно формироваться и визуальное мышление.

Мы предлагаем свои интерпретации шкал теста Равена, со­ставленные в результате многолетнего его использования в ком­плексе с другими методиками и по итогам наблюдений за проте­канием процесса обучения школьников. Мы используем и несколько другие названия для шкал, в большей степени соответствующие тем особенностям визуального мышления, которые ими замеря­ются. В работе с учащимися 7-11-х классов предлагается исполь­зовать серии В, С, D, Е теста Равена.

В комплекте нашей Методики имеется программа компьютерной обработки данных.

Ручная обработка результатов обследования производится посредством сравнения ответов ученика с ключом. Исправления допускаются и не считаются за ошибку. Каждое совпадение с ключом оценивается в 1 балл. Для каждой серии подсчитывается сумма баллов, результаты сравниваются с данными нормативной таб­лицы (Приложение 2). Очень низкие результаты, когда ответы по всем субтестам попадают в 1-ю зону, не являются характерными для нашей культуры. Бывает, что дети недопонимают инструкцию, случайно в процессе решения пропускают какие-то задания или начинают не с первой картинки, иногда «оригинальничают». По­этому прежде чем делать окончательное заключение, следует повторно провести тестирование, но уже индивидуально. В этом случае работу желательно начинать с серии А и убедиться, что подросток понял инструкцию. В характеристике отражаются ре­зультаты повторного выполнения теста.

Визуальное мышление не является абсолютно необходимым для успешного обучения подростка в старших классах. Сведения о нем необходимы для прогноза становления технического ин­теллекта, инженерных и физико-математических способностей, а также способностей в области строительства, архитектуры, промышленного и компьютерного дизайна.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.