Здавалка
Главная | Обратная связь

Доклад по истории Древнего Мира



Московский Государственный Университет

Им. М. В. Ломоносова

Исторический факультет

Религиозная община Иисуса Христа

Доклад по истории Древнего Мира

студента 1 курса д/о гр.1052

Клопкова К. С.

 

Руководитель семинара:

К.и.н Дурново М.В.

 

Москва, 2013

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………….3

Обзор источников…………………………………………………………………….4

Историографический обзор…………………….………………………………..….6

Глава I: Организация и социальный состав общины………………………………7

Глава II: Иерархия внутри общины Иисуса Христа………………………………10

Глава III: Отношение к материальным благам и экономическая жизнь общины12

Глава IV: Политическая и духовная жизнь общины……………………………...13

Заключение…………………………………………………………………………..16

Список использованной литературы………………………………………………17

 

 

 

Введение:

Христианство сегодня является самой распространённой религией в мире. Данная религия является эсхатологической, то есть религией ожидания конца света и второго Пришествия Христа (мессии).

Изначально данная религия выросла на почве Палестинской религии – иудаизма – и многие религиозные догматы, а также цитаты из Ветхого Завета были перенесены в новую религию. Среди религиозных групп и течений внутри иудаизма I в. н.э. можно выделить, пожалуй, одну, идеологические и структурные основы которой можно посчитать прототипом религиозной общины Иисуса Христа – ессеи. Иное название этой секты – Кумранская община (по местности Вади-Кумран, где были обнаружены рукописи этой общины) или «община нищих». Секта ессеев возникла как некое противопоставление фарисеям и саддукеям – ортодоксальным течениям в иудаизме, которые идеологически не опирались более на Священное Писание и жили для удовлетворения потребностей самих жрецов. Ессеи считали, что иудаизм в лице фарисеев и саддукеев отошёл от ортодоксального иудаизма, осквернил Иерусалимский храм. Для достижения полного равенства среди членов общины кумраниты уходили в пустыню, в полную изоляцию, и каждый член общины отрекался от своего имущества в пользу общины. Кумраниты должны были соблюдать все нормы, прописанные в уставе общины и подчиняться заветам «учителя праведности», который жил во II в. до н.э. и проповедовал борьбу «сынов света» с «сынами тьмы» в преддверии Конца Света, в ожидании прихода Мессии. Однако, несмотря на все сходства ессеев с религиозной общиной Иисуса Христа, различия в идеологии были колоссальны – первые христиане верили в уже в пришедшего Христа как Мессию, община христиан была открыта для доступа и вступления в неё и так далее. Тем не менее нельзя умалять роль Кумранской общины в становлении христианства в качестве некоего образца идеальной общины для служения Богу.[1]

В своей работе я постараюсь дать ответы на некоторые вопросы, связанные с религиозной общиной Иисуса Христа, а именно: существовала ли община сама по себе как исторический факт? Каков был её состав и внутреннее подразделение? Каким образом община существовала и контактировала с внешним миром? И почему небольшая палестинская община верующих в скорый приход Конца Света смогла вырасти в мировую религию? На эти вопросы я постараюсь детально ответить в моём исследовании.

Обзор источников:

В своей работе я использовал в основном каноническую христианскую религиозную литературу, как то «Евангелия» (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна). Также в моём исследовании как источники по составу и действиям религиозной общины выступают апокрифические произведения, например неканонические «Апокалипсис Петра» (Откровение Петра), а также Пистис София, Евангелие от Марии. Рассмотрим каждый источник в отдельности.

Невозможно выстроить какие-либо как канонические, так и апокрифические тексты в точном хронологическом порядке, так как они создавались в разнообразных христианских общинах примерно в одно и то же время, то есть начиная с середины I века н.э. по конец II века. Однако многие лингвистические особенности текстов, а также их локализация (место находки) позволяют исследователям дать более-менее точную датировку.

Евангелие от Матфея (далее Мф.) было создано примерно в 41-55 годах н.э. и содержит в себе проповеди Иисуса Христа, рассказы о его чудесах и убийстве, а также, что не характерно для других Евангелий, родословная Иисуса. Апостол Матфей, бывший сборщик податей (мытарь), последовавший за Христом, считается автором первого Евангелия. Для нашего исследования данное Евангелие полезно тем, что в нём сокрыта информация о составе и деятельности самой общины.

Евангелие от Марка (далее Мк.) – самое короткое из Евангелий, созданное примерно в 60-70-е года I в. Авторство этого Евангелия приписывается Иоанну Марку, который был апостолом из числа семидесяти, ученика апостола Петра. Здесь описываются жизнь и проповеди Христа, его учение, страдания и смерть. Важно отметить тот факт, что, скорее всего, данный текст предназначался для прочтения христианами из язычников, так как даются некоторые пояснения к обычаям иудеев и к географии Палестины. В некоторых местах Евангелие от Марка пересекается с Евангелием от Матфея, давая аналогичное описание событий, правда, представленное в несколько ином порядке. Для моего исследования Евангелие от Марка важно некоторыми деталями, которые помогают понять в основном структуру общины Христа.

Евангелие от Луки (далее – Лк.) – самое обширное (24 главы) – принадлежит перу ученика апостола Павла Луке. Также авторство Деяний Апостолов приписывается святому Луке. Время создания – примерно вторая треть I в. Характерные черты этого Евангелия – большой охват разнообразных тем и сюжетов, не представленных в предыдущих Евангелиях, например информация о поклонении пастухов младенцу-Христу, описание некоторых чудес (например, об исцелении Малха, раба первосвященника) и перечисление некоторых притч. Для нашего исследования, безусловно, данное Евангелие ценно тем, что перечисляет состав апостольской общины

Несколько выпадает из общего ряда Евангелие от Иоанна, предположительно последнее по времени написания (начало II в.). Определенный параллелизм фраз указывает на то, что данное Евангелие было написано наверняка не греком, а иудеем, а по библейскому преданию это был сам апостол Иоанн. На это же указывают пространные философские рассуждения в русле еврейской письменной традиции. Евангелие по преданию было написано учеником Иисуса Иоанном и содержит, в отличие от остальных текстов, пространные рассуждения самого Иисуса а также споры и трения между ним и учениками, то есть внутри самой общины. В этом его высочайшая ценность для нашего исследования.

Далее в своём исследовании я использовал апокрифическую литературу, т.е. литературу, которая не была признано священной на христианских Соборах, но в которой можно найти некоторые указания на состав и иерархию общины Иисуса Христа.

Первый апокриф – Откровение Петра (Апокалипсис), написанный предполагаемо самим апостолом Петром в первой половине II в. н.э. В данном тексте особое внимание уделяется мотивам Конца Света и Второго пришествия Христа, но для нашего исследования полезными оказываются те указания, что даёт автор на некую иерархичность внутри общины Иисуса Христа.

Иное произведение апокрифического характера – Евангелие от Марии, датируемое II в. Данное произведение имеет гностический характер, то есть описание Иисусом Марии и ученикам о сущности Царствия небесного. Для нашего исследования данное Евангелие полезно тем, что показывает взаимоотношения внутри самой общины как между учениками, так и между Учителем и учениками.

И последнее апокрифическое произведение, исключительно гностического характера – Пистис София (букв. по-гречески «вера в мудрость») – датируемое II в. н.э. Данное произведение поделено на четыре объёмных тома, в которых записаны диалоги Иисуса с учениками. Для нашего исследования в Пистисе София находятся некоторые уникальные факты о взаимоотношениях в общине Христа.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.