Здавалка
Главная | Обратная связь

Вторичное акустическое поле корабля.



План

Проведения лекции

Дисциплина: «Теория, устройства и живучесть корабля»

по теме № 6 «Гидроакустические комплексы и гидроакустические системы».

Тема занятия: № 1«Основные задачи, решаемые гидроакустическими комплексами и системами».

Учебная и воспитательная цели:

1. Ознакомить с назначением, тактическими свойствами, ТТХ, решаемыми задачами ГАК ИГАС НК И ПЛ.

2. Формировать профессиональную компетентность.

Время: 2 часа.

Место проведения: __________________.

№ п/п Этапы занятия, перечень вопросов подлежащих изучению Отводимое время Организационно- методические указания
Организационная часть лекции: – проверка наличия студентов; – запись в журнал учета занятий. 3 мин    
Вводная часть занятия: -Объявление темы, цели и основных вопросов занятия. 2 мин  
Изложение материала: Введение в дисциплину 1. Основные понятие о гидроакустических системах, назначение и решаемые задачи ГАК и ГАС ПЛ и НК при освещении обстановки в океане. 2. Классификация гидроакустических комплексов, систем и средств.   5 мин 40 мин     35 мин    
Заключительная часть занятия: - Подведение итогов занятия. - Выдача задания на самоподготовку. - Ответы на возникшие вопросы.   5 мин     Устно.

Задание на самоподготовку:

Изучить основные задачи решаемые ГАК и ГАС НК И ПЛ, их назначение, специфики решаемых задач. Изучить классификационные признаки ГАК И ГАС.

Литература:

1. Ю.А. Корякин, С.А. Смирнов, Г.В. Яковлев. Корабельная гидроакустическая техника: состояние и актуальные проблемы. – СПб.: Наука, 2004. – 410 с. 177 ил.

2. И.В. Соловьев, Г.Н. Корольков, А.А. Бараненко и др. Морская радиоэлектроника: Справочник. – СПб.: Политехника, 2003. –246 с.: ил.

3. Г.И. Казанцев, Г.Г. Котов, В.Б. Локшин и др. Учебник гидроакустика. – М.: Воен. издат. 1993. 230 с. ил.

Материально-техническое обеспечение занятия:

1. ПК.

2. Мультимедийная приставка, экран.

Профессор ККС ФВО

капитан 1 ранга – запаса _______________ Е. Юрченко

«_____» ________________ 20 г.

 

ВВЕДЕНИЕ.

Как и любое физическое тело, корабль (подводная лодка) формирует в пространстве целую совокупность физических полей различного происхождения.

Под физическим полем корабля (ФПК) понимают область пространства, в каждой точке которого можно определить или зарегистрировать изменение какого-либо физического параметра, вызванного присутствием или деятельностью корабля.

В настоящее время все ФПК классифицируют по следующим основным признакам:

1. По характеру возникновения: естественное; искусственное.

2. По носителю: физическое поле корабля; группы кораблей; оружия; технических средств и т.д.

3. По физической природе: акустическое поле; магнитное поле; электрическое поле; гидродинамическое поле; тепловое поле; радиолокационное поле и т.д.

4. По взаимосвязи с источником: собственное поле; поле следности.

5. По месту источника образования (излучения): первичное и вторичное поле.

Первичным полем корабля называют поле, которое образуется за счет излучения кораблем некоторого вида энергии в окружающее водное пространство.

Вторичным полем корабля называют поле, которое образуется за счет отражения кораблем энергии некоторого вида, излучаемой каким-либо объектом, расположенным вне корабля.

Следует заметить, что все первичные поля представляют большую опасность, чем вторичные.

Собственным полем корабля называют поле, возникновение и эволюция которого жестко связаны с кораблем, как источником поля. При прекращении физического существования или деятельности корабля такое поле перестает фиксироваться в пространстве.

Полем следности корабля называют поле, возникающее в результате деятельности корабля, но которое в дальнейшем эволюционирует (развивается) независимо от него. Типичный пример – кильватерный след корабля.

Следует заметить, что из 26-ти более или менее значимых ФПК в настоящее время в системах обнаружения подводных целей (особенно ПЛ), состоящих на вооружении ВМС различных государств мира, широко используются акустическое, магнитное и гидродинамическое поля. Однако возможностью наибольших дальностей обнаружения наличия поля по его специфическим характеристикам (и, соответственно, наибольшей дальностью обнаружения источника поля) обладают гидроакустические системы. Это объясняется тем, что акустические волны распространяются в океане на значительно большие расстояния (вследствие относительно малого затухания), чем другие (например, электромагнитные). При этом гидроакустические системы могут использовать как первичное, так и вторичное акустические поля корабля (АПК). Очевидно также, что все АПК являются собственными полями корабля.

Вопросы изучения первичного и вторичного АПК актуальны не только потому, что они широко используются в гидроакустических системах обнаружения и классификации. Широкое применение эти поля нашли в навигационных системах, системах звукоподводной связи и опознавания, а также в системах самонаведения и неконтактных взрывателях минно-торпедного оружия.

Кроме того, следует учитывать, что на ходовых режимах (особенно для надводных кораблей) основной причиной высокого уровня собственных помех работе ГАС является первичное АПК. При работе корабельных ГАС в активных режимах собственное излучение приводит к образованию еще одной специфической и очень неприятной помехи – реверберационной.

В конечном итоге от характеристик АПК и порождаемых ими помех в существенной степени зависит такая категория, как дальность действия ГАС различного назначения (основной тактический параметр ГАС), о которой также речь пойдет в данном пособии. Четкое понимание механизмов и законов образования АПК и их влияние на дальность действия ГАС позволяет на практике добиваться наиболее эффективного применения этих систем по прямому назначению.

Вторичное акустическое поле корабля.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.