Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос раскройте смысл соц псих предпосылки возник пед деонтологии



Социально-психологическая предпосылка состоит в необходимости осуществления санации общения педагога с воспитанниками, то есть соблюдения психогигиены общения, и социального контроля над его действиями и поступками.

Со словом «гигиена» ассоциируется термин «чистота». Однако гигиена означает не только соблюдение чистоты и связанные с ней практические действия, направленные на сохранение здоровья человека, но данное понятие используется и в медицине для обозначения одной из фундаментальных отраслей этой науки. Согласно определению, представленному в «Современном энциклопедическом словаре», гигиена – это «область медицины, изучающая влияние жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры, направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни» .

Одним из разделов гигиены является психогигиена. Она изучает влияние различных условий среды на психику человека, разрабатывает мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья людей. Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой (устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно влияющих на нее) и психотерапией (лечение человека с помощью психологических средств воздействия, оказание психологической помощи здоровым людям в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни). Среди проблем, которые призвана разрешить психогигиена, для педагога наиболее важной является психогигиена общения [58, 59]. Это доказывают статистические данные и подтверждают многочисленные ситуации, то и дело возникающие в школьной практике. Например, по данным Департамента по защите прав детей по Павлодарской области в 2008 г. поступило 326 обращений, а с января по март 2009 г. – 124. Из них 23% обращений касаются проблем, возникающих у детей в школе. Начальник Департамента комментирует: «Проблема здесь одна – люди разучились разговаривать друг с другом: учителя с учениками, дети друг с другом» [60]. По результатам социологического исследования, проведенного в 2007 г. Ассоциацией социологов и политологов Республики Казахстан, 70 % детей испытывают насилие со стороны сверстников, 38 % - со стороны учителей .

Примеры следующие: в отделении неврозов почти в одно время лечились двое: девушка 22 лет и женщина 28 лет. У обеих - навязчивый страх перед возможным непроизвольным мочеиспусканием. У обеих это началось в начальных классах примерно одинаково. Учительница не разрешила выйти с урока в туалет и еще при всех упрекнула, пристыдила, что «не запаслась» с перемены, не предусмотрела. А когда девочка обмочилась в классе, это обернулось психотравмой: учительница громогласно осуждала ее, брезгливо стыдила. Стыд был непереносим и оставил в ребенке зерно постоянного страха. Этот страх то приглушается, то вновь порабощает психику. Ни в кино, ни в театр, ни на свидание идти невозможно. Горькая шутка: «Наше место - в туалете, в крайнем случае - рядом...»

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.