Здавалка
Главная | Обратная связь

Машиностроительный комплекс и перспективы его развития.



Машиностроительный комплекс включает в себя 20 специализированных отраслей и занимает ведущее место в экономике Украины, на его долю приходится 40% всего промышленно-производственного потенциала, 18% стоимости производственных фондов, 25 % численности работников и 13,4 % объема промышленной продукции страны (продукция машиностроения имеет 2 млн. наименований). В машиностроительный комплекс входят 10345 предприятий, 58 подотраслей, 1,6 млн. занятых.

Экономика Украины зависит от других стран из-за импорта машиностроительных компонентов (Франция 20,5 %, Япония 14 %, США -9,5%). Таким образом, одна из главных задач комплекса уменьшить зависимость от других стран по различным компонентам.

Горно-шахтное машиностроение. Отрасль объединяет 5 НИИ, 7 заводов. В настоящее время от 30 до 90 % производственных фондов предприятий устарело, запасными частями предприятия обеспечиваются на 30 %.

Самые главные предприятия отрасли: ПО «Донецкгормаш», Луганский завод горного машиностроения, Криворожский, Днепропетровский заводы горно-шахтного оборудования, Барвинковский и Ясиноватский машиностроительные заводы.

Наибольшие предприятия подъемно-транспортного машиностроениянаходятся в Одессе, Львове, Харькове, Никополе, Прилуках и Днепропетровске, средние - в Славянске, Золотоноше Черкасской области и Киверцах Волынской обл. Наиболее специализированным предприятием подъемно-транспортного машиностроения Украины, которое выпускает разные типы автопогрузчиков, является Львовский завод «Автопогрузчик».

Среди предприятий тяжелого машиностроения самый большой в Украине – Ново-Краматорский машиностроительный завод. Реконструированный Старо – Краматорский завод производит, преимущественно, оборудование для металлургической промышленности.

Крупными производителями металлургического оборудования является Дебальцевский машиностроительный завод, Стахановский литейно-механический завод, Мариупольский завод тяжелого машиностроения. Производителями металлургического оборудования, металлоконструкций, установок для непрерывного разлива стали прокатных станов для проката труб, аппаратов и оборудования для доменных печей, электромагнитных листоукладчиков, чугуно- и шлаковозов, мощных роторных вагоноперебросчиков стали являются города Приднепровья – Днепропетровск, Кривой Рог и Марганец.

Энергетическое машиностроение.Некоторые электростанции в Украине эксплуатируются от 25 до 40 лет. Большинство энергоблоков работает свыше 200 тыс. час (расчетный ресурс - 100 тыс., продленный – 170 тыс.). ГЕС Днепровского каскада работают 400 тыс. час. (с 50-х годов). Реконструкции требуют 8 больших, 25 средних ГЕС, одна ГАЭС и многие ТЕС. Перспективным является рост малой гидроэнергетики, для которой также нужно новое оборудование. Все это требует значительного развития энергетического машиностроения.

Экспортируется продукция в 40 стран. Это оборудование для ТЕС, АЭС и ГЕС. Трансформаторы в Украине выпускают Запорожский и Николаевский заводы, трансформаторные подстанции – Хмельницкий, высоковольтную аппаратуру - Ровенский и Коломыйский заводы.

Общее машиностроение.Общее машиностроение объединяет транспортное (без автомобильного) и сельскохозяйственное (без тракторного) производство, а также производство промышленного технологического и строительного оборудования (без легкой и пищевой промышленности). Предприятия этой отрасли ориентируются, как правило, на потребителя готовой продукции, кроме изделий, которые отмечаются абсолютной транспортабельностью.

Локомотивостроениепривязано к источникам сырья. Тепловозы производят в Луганске на базе паровозостроения и в Харькове на заводе транспортного машиностроения. Промышленные электровозы выпускают в Днепропетровске. В Киеве, Днепропетровске, Полтаве, Одессе, Запорожье, Конотопе и Дружковке есть заводы по ремонту тепловозов.

Железнодорожные вагоны производят в Кременчуге и Днепродзержинске, большегрузные вагоны – в Стаханове (Луганская область). В Мариуполе налажено производство металлических вагонов-цистерн. Наибольшие вагоноремонтные заводы есть в Киеве, Харькове, Одессе, Львове и Конотопе.

Судостроение. Украина принадлежит к странам с относительно высоким уровнем развития судостроения. Она давала свыше 40 % прежнего общесоюзного производства судов. В настоящее время в отрасли работает 110 тыс. рабочих. Судостроительный комплекс состоит из 8 судостроительных, 5 машиностроительных, 11 приборостроительных заводов, 27 специализированных КБ и НИИ.

Объем производства судостроительной продукции в Украине не уменьшается, как в других отраслях, а наоборот, растет. Это одна из перспективных отраслей машиностроения. На 1995 – 2000 гг. заключены контракты на строительство 33 судов на сумму $930 млн., около 90 % которых пойдут на экспорт. Главные заказчики - Греция и Россия.

Сельскохозяйственное машиностроение.В развитии этой, важной для Украины отрасли, сложилась кризисная ситуация, обусловленная, в первую очередь, разрушением прежних экономических связей. В прошлом потребности в комплектующих на 70 % удовлетворялись за счет импорта из России. Лишь 30 % нужных деталей производилось на нашей территории. Кроме того, продукция украинских предприятий неконкурентоспособна на мировом рынке.

К основным производителям сельскохозяйственных машин в Украине принадлежат: Кировоградское ОАО «Красная звезда», Одесский завод сельскохозяйственных машин, ОАО «Херсонские комбайны», ОАО «Тернопольский комбайновый завод», Бердянское ОАО «Первомайский завод сельскохозяйственных машин», Днепропетровский комбайновый завод, ОАО «Новоград-Волынский завод сельскохозяйственного машиностроения», Винницкий завод тракторных агрегатов.

Производство транспортных средств для железнодорожного транспорта. Ежегодная потребность Украины в пригородном железнодорожном транспорте – 120 дизель-поездов, 240 вагонов электропоездов постоянного тока и 240 переменного тока. Они в Украине не производятся. Разработка проекта их изготовления поручена Государственной холдинговой компании ДХК «Лугансктепловоз». Создан первый дизель-поезд. Производство электрических поездов прекращено из-за отсутствия средств. Магистральные электровозы начал выпускать Днепропетровский электровозостроительный завод.

Украине нужны 11,3 тыс. пассажирских вагонов. Современный парк их насчитывает 9 тыс., 1/3, из которых отработали срок эксплуатации. Крюковский вагонозавод (Кременчуг) подписал контракт с французской фирмой «De Ditpit» на выпуск 250 – 300 вагонов за год. Проект пока еще не реализован из-за финансовые затруднения.

Освоен серийный выпуск свыше 20 новых типов грузовых вагонов, которые можно использовать и для международных перевозок.

Среднее машиностроение.Базовой отраслью среднего машиностроения является станкостроение,которое ориентировано на районы и центры с развитыми машиностроением, научно–исследовательской и конструкторской базой. Производство станков сосредоточено в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Одессе, Запорожье, Львове, Краматорске, Житомире. Однако, отрасль следует расширять за счет производства станков с числовым программным управлением, станков-автоматов, шлифовальных, фрезерных станков.

Размещение тракторного машиностроенияориентировано преимущественно на потребителя. Важнейшим центром тракторостроения является Харьков, где производят не только разные модификации колесных и гусеничных тракторов, но и двигатели для них. Колесные трактора производят в Днепропетровске, тракторные агрегаты - в Виннице, комплектующие для тракторов - на специализированных предприятиях Симферополя, Кременчуга, Чугуева, Луганска, Белой Церкви, Одессы.

Автомобилестроение в Украине, как и во всем бывшем Союзе, никогда не было развито на надлежащем уровне. Это касается, прежде всего, качества и ассортимента продукции, что в условиях общего экономического кризиса привело к значительному упадку отрасли. К автомобилестроительному комплексу относятся 4 автомобильных завода, 94 предприятия, которые выпускают комплектующие, 150 заводов прежней оборонной промышленности и 160 предприятий других отраслей.

Проектные мощности дают возможность выпускать 35 тыс. КрАЗов (на Кременчугском автозаводе), 7,5 тыс. городских автобусов-лазов (на Львовском автозаводе), 300-350 тыс. автомобилей на Запорожском автозаводе (ЗАЗ) и 17 тыс. на автозаводе Луцка (ЛУАЗ). Однако в наилучшие времена максимальная загрузка мощностей составляла 95 %.

В настоящее время в Украине автомобильный парк состоит из 913,3 тыс. грузовых автомобилей (потребность на ближайшие 10 лет – до 1,6 млн., в том числе 60 % малой грузоподъемности), из них 36% эксплуатируются свыше 6 лет, 40 % – от 3 до 6 лет. Половина парка грузовых автомобилей имеет грузоподъемность от 2 до 5 т (оптимальное количество – 20 %). Не хватает автомобилей малой грузоподъемности - до 2 т, потребность в которых составляет до 40 тыс. в год. Для решения этого вопроса на КрАЗе создано СП «КрАЗ -IVEKO» (совместно с Италией).

Самолетостроение.По уровню развития самолетостроения Украина принадлежит к наиболее развитым странам мира. Подобную промышленность имеют 5-6 государств, которые применяют так называемые, «высокие технологии». Некоторые модели «АНов» опережают аналогичные мировые образцы на 3-4 года. Самолетостроение – одна из самых прибыльных отраслей машиностроения. В Украине разработана государственная программа развития авиационной промышленности, которая предусматривает тесное сотрудничество со странами СНГ, так как изолированное развитие этой отрасли практически невозможно из-за значительной зависимости ее от внешнего снабжения комплектующими. Совместно с Россией предусматривается расширить выпуск военно-транспортных Ан-70, Ан-72, Ан-74 (серийное производство будет на Киевском государственном авиазаводе), транспортно-пассажирских (Ан-140, Ан-38, Ту-344). Ан-140 будет производиться на КИДАЗе, Харьковском ДАЗе; Ан-70 – при участии Украины и России (Самара). Подписан договор с Узбекистаном - одним из главных производителей пассажирских самолетов в СНГ.

Радиоэлектронная промышленность. До 1991 г. в Украине практически не производились технические средства связи. В результате конверсии ВПК налажено производство многих видов продукции. В частности, на Днепровском машиностроительном заводе начали выпускать цифровые электронные АТС, которые по качеству и экономичности не уступают мировым аналогам. На Ровенском заводе АТС, ПО «Монолит» (Харьков), Львовском заводе телеграфной аппаратуры выпускают коммутационное оборудование для сельской местности и небольших городов. Производственные мощности Черкасского завода телеграфной аппаратуры, завода «Прожектор» (Малин), ОАО «Завод Нева» (Хмельницкий) дают возможность полностью обеспечить телефонную сеть Украины цифровыми системами передачи. ПО «Орион» (Тернополь) производит средства мобильной связи для железнодорожного транспорта, КБ радиосвязи и ОАО «Муссон» (Севастополь) - средства радиосвязи для морского транспорта и глобальной морской системы безопасности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.