Экономика Причерноморского экономического района. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
В район входят АР Крым, Николаевская, Одесская, Херсонская области, г. Севастополь. Занимает площадь 113,4 тыс. км2, с населением около – 7203,7 тыс. чел. Причерноморский экономический район имеет выгодное экономико-географическое положение. По его территории проходят важнейшие речные, морские, железнодорожные и воздушные пути, которые соединяют этот район со странами Кавказа, Россией, Турцией, Болгарией, Румынией, Молдовой и др. Через территорию региона проходит международный Евро-Азиатский транспортный коридор № 9. Особенность этого района заключается в специализации промышленного и с/х производства. Так ОПФ составляют 14,6 % от их уровня по Украине, инвестиции - 13,1 %, продукция промышленности – 7,3 %, с/х – 14,4 %, экспорт – 9,4 %, импорт – 6,9 %. : данные 2010 года. Уровень специализации промышленности характеризуется следующими данными: химическая и нефтехимическая промышленность (14,8 %), энергетика (11,8 %), машиностроение и металлообработка (19,7 %), пищевая промышленность (29,0 %). Особенностью этого района является развитие с/х производства. Так, производство основных видов с/х продукции в 2010 году составляло: зерно – 19,3% от производства Украины, подсолнуха – 21,8 %, овощей – 18,6 %, мяса – 15,8 %, молока – 12,6 %, яиц – 16,5 %. Производилось растительного масла 12,1% от уровня по стране, консервов – 37,6 %, сыра – 12,8 %. Особенность этого района – это судостроение, судоремонт, рыболовство, морские и речные грузоперевозки и пассажироперевозки. Центры судостроения – Николаев, Херсон, Керченский судостроительный и судоремонтные заводы в Одессе, Ильечевске, Измаиле. Важное значение в развитии Причерноморского экономического района имеют рекреационные ресурсы, их использование на современном этапе недостаточно. Таблица 8.5. Компонентная структура природно-ресурсного потенциала района
Через территорию Причерноморского экономического района проходят стратегические нефтепроводы и газопроводы, которые соединяются внутри страны с международными магистралями: Одесса – Броды – Гданськ и Одесский терминал, газопровод Шебелинка (Харьковская обл.) – Днепропетровск – Одесса – Кишинев. Ведется строительство нефтепровода с Урала через Азербайджан до портов Грузии, а также два международных коридора: Хельсинки – Москва – Киев – Одесса – Кишинев – Бухарест – Александрополис. Анализ ПРП показывает (табл. 8.5.), что Причерноморский экономический район составляет по объему ПРП 15,5 % по отношению к стране, второе место после Донецкого экономического региона (21,1 %). Однако следует заметить, что наибольший удельный вес в ПРП занимают водные, земельные и рекреационные ресурсы. В социальной сфере район выглядит следующим образом: уровень торговли и услуг - 11,7 % от уровня страны, объектов торговли – 15,8 %, платные услуги – 17,1 %, образование: высшие учебные заведения около 14 % и студентов около 14 %, театры - 18,3 %, санатории - 51,2 %, доходы населения – 12,4 %. Проблемы, перспективы развития производительных сил района: - ускорение темпов развития и эффективное использования акваторий Азовского и Черного морей, терминальных вод, биоэнергии); - развитие курортно-туристического хозяйственного комплекса, а также нетрадиционных видов туризма; - строительство новых туристических предприятий и модернизация действующих; - внедрение эффективных мер по охране окружающей среды, разработка нормативно- правовой базы совместно с Россией и другими странами по недопущению техногенных катастроф в Черном и Азовском морях; - обеспечение сбалансированного развития различных инфраструктурных сетей хозяйства курортных комплексов, совершенствование управления ими, обеспечение охраны рекреационных ресурсов; - активное участие Украины в организации Черноморского экономического сотрудничества для реализации важнейших стратегических целей; - развитие социальной сферы, связанное с уровнем жизни, безработицы, занятости, условиями труда и быта; - обеспечение структурных изменений промышленного производства, реализация инновационной стратегии в области снижения энергоемкости, материалоемкости и трудоемкости промышленного производства.
Тема 9:Международные экономические связи Украины и ее интеграция в европейские и другие мировые структуры. План 1. Сущность и формы внешнеэкономических связей Украины. 2. Экономические связи Украины со странами СНГ и мира. 3. Проблемы и перспективы развития внешнеэкономических связей Украины в ХXІ веке. Территориальное разделение труда – это объективный процесс производственной специализации экономических районов и стран, усиление межрайонной или международной кооперации, обмена специализированной продукцией и услугами. Существуют две формы территориального разделения труда: межрайонное и международное. Украина осуществляет экономические связи со 190 странами мира, хотя она делает только первые шаги вхождения ее как равноправного партнера в мировое хозяйство. Основными причинами, которые мешают Украине вхождению в мировое хозяйство на равных условиях с другими странами, являются: - низкая конкурентностпособность товаров и услуг, не отвечающих международным стандартам; - большой удельный вес в экспорте Украины топливно-сырьевых ресурсов (боле 70 %); - низкий удельный вес в экспорте (до 10 %) машин, станков, интеллектуальной собственности (патентов, ноу-хау, лицензий); - отсутствие стабильного законодательства, научного обоснования внешнеэкономической деятельности: по уровню создания благоприятного инвестиционного климата Украина занимает 130 место в мире; - высокий уровень бартерных операций внутри страны и внешнеэкономической деятельности. Международная специализация - это специализация отдельных стран на производстве тех или иных товаров или услуг, для которых она имеет благоприятные социально-экономические и природные условия. Украина участвует в следующих международных формах сотрудничества: - международная торговля товарами и услугами; - научно – техническое сотрудничество; - создание совместных производств; - совместное участие в разработке природных ресурсов, в решении глобальных проблем ХХI века (техногенные, природные катастрофы, болезни, проблемы обеспечения водой, продовольствием); - миграция рабочей силы и валютно – кредитные отношения. Анализ внешней торговли за 2011 г. показывает, что баланс внешней торговли в Украине с другими странами отрицательный. В современной товарной структуре экспорта и импорта доминирующими экспортными позициями остаются минеральные ресурсы, продукция химической промышленности, и наоборот, уменьшается доля машиностроения с 11,8 % до 9,3 %. При анализе транспортных услуг, которые составляют 84 % от всех услуг, следует отметить услуги по транспортировке нефти, газа, нефтепродуктов (50,2 %). В области научно-технического сотрудничества следует отметить следующие формы: - обмен специалистами, подготовка и переподготовка кадров; - создание совместных научно-исследовательских и конструкторских центров; - обмен технологиями, лицензиями, проектными материалами; - сотрудничество в сборе , обработка и передача научно-технической и экономической информации; - сотрудничество в области науки и техники, строительстве, модернизации и эксплуатации предприятий. Вывоз капитала осуществляется в Украину в основном двумя формами: международные займы и кредит и вклад в развитие экономики в создание совместных предприятий (2,5 тыс. предприятий). Следует отметить, что иностранные инвестиции Украины в страны СНГ на 1 чел. составляют -101,1 дол. США, в тоже время России - 379 дол. США, Казахстан - 356,5 дол. США Главные инвесторы в экономику СНГ - США, Япония, Северная Корея, Турция и страны ЕС (табл. 9.1.). Так, в Украину было вложено иностранных инвестиций около 22 млрд. дол. США (на 2011 г.), причем основные инвесторы - США, Россия, Кипр, Голландия, Англия, Германия, Швейцария. Следует заметить, что прямые иностранные инвестиции осуществляют в следующие отрасли: пищевая - 20,1 %, торговля - 18,8 %, финансы, кредит, страхование - 6,4%, машиностроение - 9,0 %, далее от 0,6 % до 4 % в отрасли экономики.
Прямые иностранные инвестиции в Украину (млн.грн.) Таблица 9.1.
Для развития форм экономического сотрудничества Украине необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, правовую базу и стабильность в экономической политике. Проблемы, перспективы развития внешнеэкономических связей Украины: - в связи с функционированием экономики Украины в рыночных условиях возникает несбалансированная структура экономики, низкая конкурентноспособность товаров и услуг на мировых рынках; - большая зависимость Украины от монопольных рынков нефти, газа, угля, древесины, что снижает экономическую безопасность, т.е. слабая конкурентнозащищенность ВЭД, в связи с отсутствием Украины в членстве, ЕС и др.; - развитие экономических связей со странами СНГ, Балтии, ЕС, для чего необходимо приближение экономического законодательства Украины к стандартам ЕС, , а для начала этой работы следует создать зону свободной торговли с ЕС; - активизировать деятельность Украины в рамках ЧЭС, расширять сферу экономических отношений с Турцией, со странами Ближнего и Среднего Востока. Эти отношения позволят смягчить зависимость Украины по нефте-газоресурсам от России, расширить возможности Украины в развитии международных транспортных коридоров; - осуществить диверсификацию экспорта и импорта, с целью завоевания мировых рынков и уменьшение экономической зависимости от ресурсов России; - реальная поддержка отечественного товаропроизводителя; - расширение приграничной торговли, создание свободных экономических зон (СЭЗ), развитие международных транспортных коридоров с соответствующей эффективной инфраструктурой; - создание необходимых социально- экономических условий; - принятие нормативных актов участия в Мировой организации торговли. Украина утвердила себя полноправным субъектом европейского и мирового сотрудничества, достигла международных гарантий безопасности, заключила договора со всеми соседними странами и стала важнейшим фактором стабильности на европейском континенте. Она показала пример ядерного разоружения.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|