Здавалка
Главная | Обратная связь

Симметрия и асимметрия в композиции



Построение композиционного центра предполагает связывание отдельных разрозненных предметов мебели и оборудования и декоративного искусства в единое целое. Их объединение может проводиться по законам симметрии и асимметрии.

Симметрия как принцип группировки элементов на плоскости или в пространстве предполагает наличие одной или нескольких осей, по отношению к которым ведется построение.

Построение, симметричное по отношению к какой-либо одной оси, вертикальной или же горизонтальной, - относительная симметрия.

Когда принимаются две взаимно перпендикулярные оси симметрии и построение имеет четко выявленный точечный центр - это абсолютная симметрия.

Симметрия как композиционный прием вызывает ощущение спокойствия, отдыха, строгости и силы, поэтому применение ее в жилом интерьере создает ощущение некоторой официальности, если применяется в общесемейных зонах. В то же время для ряда функциональных зон применение симметрии оказывается функционально оправданным. Очень часто именно с ее помощью выстраиваются интерьеры детских комнат для двоих детей, спальни родителей. Эффект симметрии усиливается, если на противоположной от окна стене размещено зеркало. Распространенным приемом в жилом интерьере является уравновешенная симметрия. В этом случае тоже присутствует центральная ось, по обе стороны от которой группируются разновеликие предметы.

Если симметричное построение в какой-то мере строго и парадно, то асимметрия вносит в интерьер свободу, движение, динамизм. Уже незначительные отклонения, внесенные в симметричную схему, делают элемент интерьера или интерьер в целом более сложным и интересным

В основе асимметричного построения жилого интерьера чаще всего лежит функциональная потребность, т.е. необходимость обеспечить площади для самых разных рабочих операций. При этом свобода и гибкость асимметричного построения особенно хорошо различима при сопоставлении с включенными в его состав симметричными группами, если симметричная группа невелика по размеру и играет второстепенную роль. Применение асимметричных схем диктуют мансардные этажи, так как наклонные потолки заставляют вмещать объемную мебель в образовавшееся пространство неправильной формы.

Линия в интерьере

В дизайне линии имеют определенные визуальные

эффекты:

• направляющий — линии создают движение глаз (вверх — вниз, из стороны в сторону, по спирали и т. п.);

• деление и объединение

• психологический (различные виды линий соответствуют определенным эмоциональным состояниям).

Линия связана с формой и создает структуру или очертание композиции, а также определяет зрительный путь по ней. Зачастую линия может подчеркнуть основной посыл композиции даже больше, чем ритм или цвет.

Горизонталь и вертикаль

Горизонталь

Психологические ассоциации — базис, основа. С другой стороны — они же создают ощущение равнодушия и холода.

Визуальный эффект — противостоит естественному контуру — округлости, укорачивает и расширяет.

Вертикаль

Психологические ассоциации — развитие, подъем, восхождение.

Символика — основной элемент творения, активный, действующий, первородный луч, символ мужской силы. Вертикальные линии — обычно самые торжественные, выразительные элементы, часто выступающие как центральный элемент. Они придают композиции стройность, высоту, теплоту.

Диагональ

Психологические ассоциации — драматичность, активность, постепенное развитие, как решительное, так и не решительное.

Визуальный эффект — удлиняет, если ближе к вертикали, расширяет, если ближе к горизонтали.

Кривые линии в интерьере

Зигзаг

Психологические ассоциации — напряжение, тревога, резкость, восторженность, возбудимость.

Символ — творчество, основанное на комбинации абсолютно различных идей, оригинальность, нестандартность.

Визуальный эффект — создает динамику.

Кривая

Психологические ассоциации — естественный контур, женственность, округлость, пассивность, мягкость.

Символика — часть круга, означает богиню Луну, женское творение. Волнистая линия во многих древних орнаментах символизирует воду.

Визуальный эффект — создает округлость, мягкость.

Форма

Геометрические (круг, овал, прямоугольник, треугольник и т. д.) — легко измеряются и просчитываются математически.

Природные (ракушка, лист, рыба, цветок) — создаются природой, живые, движущиеся, изменчивые.

Искусственные — абстрактные — случайные формы, созданные человеком.

Круг

Психологические ассоциации — женственность, природа, объединение, защита. Круг обычно выбирают самые доброжелательные, спокойные, чувствительные люди, стремящиеся найти общее даже в противоположных точках зрения.

Символика — мир, солнце, надежда, счастье, кольцо, власть, золото. Окружность означала небо, Солнце, Луну. Ноль — окружность, обрисовывающая пустоту.

Визуальный эффект — объединение, целостность, уравновешенность, подчеркивание центра.

Квадрат

Психологические ассоциации — стабильность, монолитность, тяжесть. Люди, предпочитающие квадрат, трудолюбивы, упорны, доводят дело до конца. Это раз и навсегда заведенный порядок, предсказуемость, закон.

Символика — знак материального мира, составленный из четырех стихий, которые соответствуют четырем

сторонам света.

Визуальный эффект — грубость, устойчивость, тяжеловесность, порядок.

Треугольник

Психологические ассоциации — лидерство, соперничество, конкуренция, честолюбие и прагматичность. Люди, предпочитающие треугольник, способны концентрироваться на главной цели. Это энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и достигают их.

Визуальный эффект — движение вверх, вниз и т. д., в зависимости от расположения вершины треугольника.

Безусловно, существует великое разнообразие форм, которые сочетают в себе те или иные базовые качества. За основу в оформлении интерьера могут браться либо чистые прямые линии и формы, как в минималистских дзенских интерьерах, либо динамичные извивающиеся линии модерна и т. п. Важна общая идея и атмосфера, которой должна быть наполнена квартира.

Повтор, нюанс, контраст

Симметричное и асимметричное построение предполагает использование таких композиционных средств, как повтор, нюанс и контраст.

С повтором мы встречались при анализе симметричных решений, когда по обе стороны от оси располагались одинаковые элементы. Количество повторений может быть разным.

Если в явлении повтора сохраняются размеры, материал, цвет, фактура, то изменение хотя бы одного из этих составляющих в небольших пределах может дать нюансные решения. Резкие изменения названных характеристик приводят к контрасту.

Композиция интерьера может быть построена так, что в одном интерьере встречаются одинаковые и подобные фигуры. В этом случае появляется ощущение перегрузки, рассогласованности. Для жилого интерьера оказывается достаточным использование очень мягких нюансных изменений.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.