Здавалка
Главная | Обратная связь

Судить о нем дано лишь знатоку, и я думаю, что имею такое же право



устанавливать в нем законы, как и любой другой"

Гайдн

 

В 17бб году князь Николай переехал во дворец в Эстерхазе, хотя тот еще был недостроен. Пока два года спустя не завершилось строительство Дома музыки, музыканты курсировали между Эйзенштадтом и Эстерхазой, в которой проводили большую часть времени.

 

Переехав в Эстерхазу, Гайдн стал писать меньше симфоний, и с 17б6 по 1770 год он закончил их не более десяти. Возможно, отчасти это объясняется тем, что после смерти Вернера Гайдн впервые смог заняться сочинением церковной музыки, не опасаясь пробудить ревность старика, - ведь большая часть церковной музыки, исполнявшейся до этого в Эйзенштадте, принадлежала перу старого музыканта. Если наше предположение верно, это лишний раз доказывает уважение молодого композитора к престарелому капельмейстеру и тактичность, с которой Гайдн стремился не дать повода к соперничеству.

Через год после смерти Вернера (1766) Гайдн написал свое первое церковное произведение для князя, "Мессу в честь Пречистой Девы Марии", также известную как "Большая органная месса ми-бемоль мажор". В ее исполнении участвуют четыре солиста, хор и оркестр в составе струнных, двух английских рожков, фагота и двух валторн. Важную роль играет и орган, благодаря которому месса получила свое второе название. На следующий год Гайдн создал музыку на слова "Stabat Mater" для почти такого же состава инструментов.

В Эстерхазе вновь проснулся интерес Гайдна к струнным квартетам. После почти десятилетнего перерыва он с 1768 по 1772 год написал сравнительно быстро три цикла по шесть квартетов каждый, опубликованных как соч. 9, соч. 17, соч. 20. Нельзя точно сказать, что вызвало всплеск внимания к этой музыкальной форме, но, может быть, дело в том, что князь стал заказывать меньше баритонных трио, чем раньше, поэтому Гайдн, любивший инструментальную музыку естественным образом обратился к струнному квартету. Возможно, ему также хотелось побольше задействовать двух талантливых музыкантов, Томазини и Вейгля, которые уже тогда блистали мастерством при исполнении сочиняемых им симфоний.

За первые два года в Эстерхазе Гайдн написал лишь несколько симфоний, одна из которых (№ 59 ля мажор, так называемая "Огненная симфония"), вероятно, была создана на основе музыки к какой-то незавершенной пьесе. Затем, с 1768 по 1770 год, оркестровая музыка Гайдна заметно изменилась. В это время по всей Центральной Европе, и особенно в Германии, неожиданно стало популярным новое литературное течение, влияние которого вскоре ощутили на себе и музыка, и изобразительное искусство. Течение это назвали Буря и натиск, из-за бушевавших в нем, особенно в поэзии, страстей, чуждых более ранней литературе XVIII века. Поэзия и проза писателей "Бури и натиска"* (* "Буря и натиск" - литературное движение в Германии 70-80-х годов XVIII в. Восприняв гуманистический пафос Просвещения, отвергнув нормативную эстетику классицизма, представители этого течения требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом. Представители движения: молодые И. В. Гёте и Ф. Шиллер, Ф. М. Клингер, К. Ф. Д. Шубарт и др. - Прим. перев.) были проникнуты чувственной меланхолией, более близкой романтизму XIX века.

"Хотя название Буря и натиск" взято из пьесы, написанной в 1776 немецким драматургом Фридрихом Максимилианом фон Клингером (1752-1831), течение, носящее сегодня это имя, прокатилось по Германии намного раньше. Может быть, всплеск этого бунтарского романтизма, полного уныния и отчаяния, вызвали гремевшие тогда по всей стране постановки трагедий Шекспира в новых переводах. В Эстерхазе в 1773 году ставили и "Гамлета", и "Макбета", а в 1774 году к репертуару добавились "Король Лир" и "Отелло". В 1776 году в поместье с "Ричардом III" и "Ромео и Джульеттой" приехала гастролирующая труппа. По слухам, Гайдн написал музыку для "Гамлета", но партитуры как таковой не сохранилось* (* Были, впрочем, сообщения о некоей рукописи сомнительного авторства, найденной в Бенедиктианском аббатстве незадолго до второй мировой войны), хотя не исключено, что позднее композитор использовал некоторые мелодические фрагменты из нее в других произведениях.

Неудивительно, что мы не находим отголосков идей Бури и натиска в операх Гайдна, поскольку характерное для этого направления мрачное настроение вряд ли понравилось бы аристократической публике, чьи пристрастия в области оперы и театра ограничивались итальянскими комедиями и классическими трагедиями, весьма далекими от настоящих страстей.

Поэтому первое произведение Гайдна, проникнутое по-настоящему глубокими чувствами, хотя и необязательно личностно окрашенными, - это не опера, а симфония № 26 ре минор "Жалоба". Название, по-видимому принадлежащее перу автора, навеяно второй, медленной частью, основанной на песнопении из Плача Иеремии, где говорится: "Здесь начинается плач пророка Иеремии". В первой части симфонии есть побочная партия, восходящая к средневековому австрийскому напеву, звучавшему во время Страстной недели перед Пасхой. Возможно, симфония предназначалась для исполнения незадолго до Пасхи, что объясняет трагическое настроение музыки* (* В Страстное воскресенье, пятое воскресенье Великого поста, проводятся торжественные богослужения, посвященные "страстям господним". - Прим. перев.)

Симфония № 39 соль минор (1768) полна той же трагической мощи, которую мы находим в первых двух симфониях Моцарта (№ 25, К. 183), написанных в той же тональности пятью годами позже, возможно в подражание Гайдну. Интересно, что Гайдн использовал четыре валторны, две со звукорядом в си-бемоль мажоре и две - в соль мажоре, так что им были доступны все ступени соль минора и они могли исполнять арпеджио в этой тональности. В своей Симфонии № 25 Моцарт подобным же образом задействовал четыре валторны, не столько для того, чтобы их было лучше слышно, сколько для того, чтобы преодолеть ограничения, накладываемые природой инструмента: ведь валторна тогда была натуральным, нехроматическим инструментом, который "искривляли" для игры в разных мажорных тональностях. По сравнению с современными клапанными инструментами диапазон доступных валторне натуральных звуков был ограничен, тем более в минорных тональностях, поэтому, чтобы иметь в распоряжении больше нот для исполнения произведения в миноре (который может быть не только натуральным, но и гармоническим, и мелодическим, а гаммы каждого из этих видов минора отличаются от натуральной. - Прим. перев), приходилось просто использовать несколько валторн, искривленных по-разному.

В третьей части этой симфонии Гайдн заставляет мелодию скрипок делать один за другим несколько скачков в более чем двухоктавном диапазоне, что наполняет музыку безудержным отчаянием. Эта так называемая "скрипичная техника скачков" появляется вновь в другой симфонии, написанной в то же время (№ 49 фа минор),- в ее второй части, пронизанной тревожным настроением. Второе название этого произведения - Страсти, так как оно впервые было исполнено во время Страстной недели.* (* "Страсти" - от нем. Passion - музыкальное произведение, содержание которого основано на евангельской истории страданий и смерти Христа. Расцвет жанра связан с немецкой культурой XVIII века - "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею" И. С. Баха. - Прим. перев.) Последняя его часть дышит яростью, которую вряд ли можно объяснить религиозными переживаниями по поводу страстей господних. Страстная, неистовая музыка отражает чувства скорее личные, чем религиозные. Если это так, то "Страсти" - одно из тех немногих творений Гайдна, в которых он позволил своим собственным переживаниям повлиять на общее настроение и драматическое напряжение произведения (он вообще не смешивал свою работу - создание музыки - и личную жизнь, всегда полную проблем и душевных ран, предоставив это последующим поколениям композиторов).

Другое значительное произведение периода "Бури и натиска" - Симфония № 44 ми минор, написанная тремя годами позже, в 1771-м. Впоследствии ее назвали "Trauer", или "Траурная", так как Гайдн попросил, чтобы вторую, медленную часть исполнили на его собственных похоронах.

Последнее творение этих лет - периода очень эмоциональной музыки - Симфония № 45. Это едва ли не самое известное произведение композитора, знаменитое не в последнюю очередь благодаря одной истории, связанной с ее необычной финальной частью. Именно из-за этой последней части, написанной в 1772 году в редкой тональности фа-диез минор, где-то в последней четверти XVIII века симфонию окрестили "Прощальной". Нельзя было придумать лучшего названия. Случай, о котором идет речь, произошел с музыкантами князя Эстерхази. Работа у него им была по душе, особенно с таким понимающим капельмейстером, но вместе с тем кое-что не нравилось. В Доме музыки было слишком мало места для того, чтобы жить там вместе с семьями, и, кроме Гайдна и трех старших музыкантов, остальным приходилось проводить в разлуке с женами большую часть года.

Лето 1772 года подошло к концу, а князь как будто бы и не собирался ехать в Вену. Музыканты забеспокоились, что вообще в этом году не повидаются с родными. Они обратились к Гайдну, и тот, как всегда, придумал хитрый способ поведать об их тревоге князю - на этот раз при помощи музыкальной шутки. В Симфонии № 45, как и во всякой другой, четыре части, одна из которых - менуэт, написанный в редкой и потому почти не используемой тональности фа-диез мажор. Четвертая часть заканчивается в тональности до-диез мажор вместо ожидаемого фа-диез мажора. В этом месте Гайдн вставляет Adagio, чтобы донести до своего патрона настроение музыкантов. Оркестровка оригинальна: инструменты замолкают один за другим, и каждый музыкант, закончив партию, гасит свечу у своего пюпитра, собирает ноты и тихо уходит, и в конце концов в тишине зала остаются играть только две скрипки. К счастью, нисколько не разозлившись, князь понял намек: музыканты хотят уехать в отпуск. На следующий день он приказал всем готовиться к немедленному отъезду в Вену, где остались семьи большинства его слуг.

Интересный документ, в значительной степени проливающий свет на то, какого исполнения своих произведений добивался Гайдн, - инструкция, которую он написал для исполнения кантаты под названием Приветствие. Эта праздничная кантата, написанная в 17б8 году, была предназначена для инаугурации нового прелата в обители Цветтль в Нижней Австрии. Поскольку композитор не мог присутствовать на церемонии, он послал детальные указания насчет того, как следует исполнять его музыку.

Гайдн просил, чтобы тщательно соблюдались все его рекомендации, касающиеся темпа и динамики, подчеркивался контраст между пиано и пианиссимо, форте и фортиссимо, большое внимание уделялось фразировке. Композитор требовал, чтобы речитативы следовали за ариями без пауз и чтобы певцы произносили слова медленно - тогда каждый слог будет звучать разборчиво. Что касается инструментовки, он рекомендовал две виолы, поскольку партии виол и контрабасов различались. Еще автор советовал, чтобы фагот звучал в унисон с виолончелями и контрабасами.

Опыт Гайдна как дирижера проявился также в том, что он попросил переписчика сделать так, чтобы скрипачи не переворачивали страницы одновременно, так как тогда в одних и тех же местах в звучности струнных возникнут "провалы". Наконец, композитор настаивал на проведении не менее четырех репетиций, чтобы музыканты могли полностью освоиться со своими партиями.

Из указаний Гайдна видно, что он тщательнейшим образом заботился о написанной им музыке и ожидал того же от других, особенно когда сам не мог присутствовать при ее исполнении.

22 марта 1770 года оркестр и труппа Эстерхазы впервые выступили в Вене, в доме одного австрийского дворянина, Готфрида Фрайгерра фон Сумерау, с оперой Гайдна "Аптекарь". Эта постановка заслужила почетное звание самого значительного музыкального события сезона.

16 сентября того же года множество гостей присутствовало в Эстерхазе на первом исполнении другой оперы, "Рыбачки", написанной Гайдном в предыдущем году по случаю свадьбы племянницы князя Эстерхази, графини Ламберг, и графа Поджи. В этой opera buffa на либретто Гольдони Гайдн соединил элементы комической и серьезной драмы. Серьезные персонажи, князь Линдоро и его невеста Эврильда, поют классические изысканные арии; партии же комических героев, двух рыбаков и их возлюбленных, намного проще и в чем-то напоминают народные песни. В отличие от предыдущих опер, в "Рыбачках" Гайдн часто использует ансамбли, в том числе септет в первом акте.

После представления князь развлекал гостей тщательно подготовленным выступлением своих гренадеров. Солдаты изображали сцены сражений с таким шумом и реализмом, что военный спектакль наверняка вытеснил из памяти зрителей музыку Гайдна.

В честь именин княгини Марии Луизы, вдовы князя Антона Эстерхази, 26 июля 1775 года состоялась премьера новой оперы композитора, "Обманутая неверность". Сюжет довольно заурядный; сила любви преодолевает все препятствия. После представления весь дворец и окрестности были ярко освещены огнями и был устроен бал-маскарад.

Когда в сентябре следующего года императрица Мария Терезия посетила Эстерхазу, специально для нее оперу исполнили еще один раз, после чего Ее Величество будто бы изволили заметить, что, если им захочется услышать оперу в хорошем исполнении, они приедут в Эстерхазу. Если даже императрица на самом деле так сказала, то это был всего лишь комплимент, поскольку больше она не почтила поместье своим визитом ни разу.

Для увеселения именитой гостьи поставили также кукольную оперу на музыку Гайдна под названием "Филемон и Бауцис". Этим представлением открылся первый сезон в новом театре марионеток. В течение более чем ста лет ноты оперы были утеряны, но большая их часть - старая рукописная версия, где диалоги проговаривались, а не пелись, - была обнаружена в 1950 году в библиотеке Парижской консерватории.

 

Глава 7

Эстерхаза II

"Смешение серьезного и комического в его произведениях не всем нравится,

особенно потому что комического в них все-таки больше;

а что касается правил, то автор имеет о них лишь отдаленное представление".

Цит. по д-ру Бёрни

 

Жизнь в Эстерхазе текла по раз и навсегда заведенному сценарию. Почти каждый год приезжал какой-нибудь очень важный гость, для которого организовывались продуманные во всех мелочах увеселения. Визит императрицы Марии Терезии в 1773 году, должно быть, напомнил Гайдну о том случае, когда он мальчиком забрался на строительные леса вокруг ее дворца в Шёнбрунне. Но на этот раз императрица, судя по всему, была довольна композитором и одарила его дорогой золотой табакеркой, полной дукатов. В честь Ее Величества Гайдн поставил не только две оперы - обычную и кукольную, но и подготовил новое исполнение Симфонии № 48 до мажор, написанной в 17б9 году и получившей название "Мария Терезия". Ее сыграли на концерте в Китайском павильоне.

В течение последующих десяти лет Гайдн писал в основном оперы, хотя были среди его работ и два значительных хоровых произведения: "Месса св. Цецилии", законченная в 1772 году, и первая оратория композитора, "Возвращение Товия". Ораторию Гайдн создал в 1774-1775 годах для Венского музыкального общества - пример нарушения условий контракта, запрещавшего писать музыку для исполнения вне пределов Эстерхазы. Концерт, на котором оратория была представлена публике, был организован в пользу бедных музыкантов и их семей, для которых тогда собрали 2000 флоринов - значительная по тем временам сумма денег. Выступление прошло успешно, но о нем довольно быстро забыли, и Гайдну удалось вновь поразить музыкальную элиту Вены лишь много лет спустя.

И все же большую часть времени и сил у Гайдна отнимала его работа в Эстерхазе. К визиту эрцгерцога Фердинанда и эрцгерцогини Беатрисы д'Эсте в августе 1775 года он написал комическую оперу "Неожиданная встреча", где использовал одну турецкую мелодию, очень напоминающую ту, что позднее прозвучит в "Похищении из сераля" Моцарта. В то время из памяти народа уже стирались воспоминания о господстве турок над некоторыми частями Австро-Венгерской империи, но зато все больше распространялась мода на турецкую музыку и искусство.

В 1775 году Гайдн закончил мессу "Св. Иоанн Богослов" си-бемоль мажор, также называемую "Малой органной мессой" (чтобы не путать ее с более ранней Большой органной мессой ми-бемоль мажор). В том же году князь наконец-то расстался с баритоном и больше не требовал, чтобы для него сочиняли дивертисменты.

На следующий год произошедший в Эйзенштадте пожар уничтожил многие рукописи Гайдна - как и пожар 17б8 года. Какие именно рукописи погибли в огне в первый и во второй раз, точно неизвестно. После венского успеха "Возвращения Товия" Гайдну заказали оперу "Истинное постоянство". С расчетом на возможности Королевской оперной труппы он выполнил работу с размахом. К сожалению, у композитора возникли трудности с подбором исполнителей, а мелочные интриги и всеобщее безразличие к проекту настолько вывели его из себя, что он отказался от постановки оперы. В конце концов она увидела свет в Эстерхазе в 1779 году.

С 1776 по 1779 год Гайдн написал еще три оперы. Первая из них, "Большой пожар, или Сгоревший дом", не является оперой в полном смысле слова, - это было скорее музыкальное сопровождение к пьесе, шедшей в кукольном театре. Несмотря на название, это - комедия или даже фарс с участием клоуна, дракона и привидения. Есть мнение, что Гайдн использовал в ней мелодические фрагменты Симфонии № 59 (1766-1768).

24 октября 1776 года произошел один случай, о котором осталось довольно много свидетельств. Во время исполнения оперы Г. Ф.Телемана* (* Телеман Г.Ф. (1681-1767), немецкий композитор, капельмейстер, музыкальный деятель. Автор инструментальных сочинений, около 40 опер, 5 ораторий, церковной музыки. - Прим. перев.) "Il finto pazzo per amore" тенор Бендетто Бьянчи подшутил над сопрано Катариной Пошва, два раза подняв подол ее юбки палкой. Хотя сама певица этого сначала не заметила, зрители, среди которых был и ее муж, очень возмутились. После того как жалобу передали князю, Бьянчи был приговорен к публичной порке и двухнедельному тюремному заключению. Его также обязали во время следующего появления на сцене извиниться за оскорбление.

Для свадьбы Николая Эстерхази, второго сына князя, и графини Марии Анны Вайссенвольф 3 августа 1777 года Гайдн написал еще одну "итальянскую" оперу - "Лунный мир". Как и в "Аптекаре", ее либретто основано на истории Гольдони. Главный герой Буонафеде чересчур увлечен астрономией. Два ухажера его дочерей подшучивают над ним, заставив поверить, что он перенесся на Луну. Убедив его в том, что они важные персоны с Луны, они добиваются от него согласия на брак с девушками. Увертюра к этой опере была позже использована в качестве первой части Симфонии №63 (1777-1780).

В 1777 году Гайдн купил в Эйзенштадте дом за 2000 гульденов. Именно там он собирался жить зимой, когда весь двор князя покидал Эстерхазу. А на следующий год впервые прошел слух, что Гайдн умер. Неизвестно, кто распускал эти сплетни, но они дошли до Англии, где д-р Чарльз Бёрни написал о смерти композитора в своей Всеобщей истории музыки, опубликованной в конце года.

Премьера "Истинного постоянства" в конце концов состоялась весной 1779 года. Как и в Неожиданной встрече, в этой dramma giocoso* (* Комическая опера (ит.) - Прим. перев.) мы находим много деталей, которые позднее встречаются у Моцарта, на этот раз в опере "Женитьба Фигаро" (1768). Героиня по имени Розина выходит замуж за графа, который всячески унижает ее, ошибочно подозревая в неверности. И характеры и ситуации имеют у Моцарта своих "двойников".

В опере "Истинное постоянство" Гайдн часто дает речитатив в сопровождении оркестра вместо обычного harpsichord continuo* (* Аккомпанемента на клавикордах. - Прим. перев.) Речитативы и арии следуют друг за другом безо всяких пауз, образуя длинные музыкальные пассажи, которых в Истинном постоянстве девять. После первого исполнения в Эстерхазе оперу поставили в Пресбурге (сейчас Брно в Чехии) в 1785 году, в Вене в 1790-м и на следующий год - в Париже.

Для новой оперы Гайдн взял текст Метастазио - тогда старику был 81 год, - того самого Метастазио, который помог ему двадцать лет назад в Вене. "Необитаемый остров" использовался в качестве либретто для нескольких опер других композиторов, в том числе Хольцбауэра и Йоммелли* (* Никколо Йоммелли (1714-1774), итальянский композитор, представитель неаполитанской оперной школы. В его творчестве проявились тенденции, близкие оперной реформе К. В. Глюка. - Прим. перев.) В этой работе очень хорошо чувствуется влияние Глюка: речитативы в сопровождении оркестра и повторяющийся лейтмотив, трактовка простого сюжета, не перегруженного событиями, в классической манере. Героиню, Констанцу, разлучают с мужем, Эрнесто; пожив на необитаемом острове, куда ее забросили пираты, она вновь соединяется с ним.

В "Необитаемом острове" Гайдну впервые представилась возможность написать музыку для недавно принятой на службу девятнадцатилетней певицы-меццо, Луиджии Польцелли, муж которой, Антонио, поступил в оркестр в 1779 году в качестве скрипача. Антонио Польцелли был намного старше своей жены и страдал туберкулезом. Их брак был несчастливым, и Гайдна, чья супружеская жизнь также не удалась, очень скоро заинтересовала привлекательная молодая женщина. Поскольку он был старше ее на двадцать восемь лет, можно предположить, что сначала он просто стремился окружить ее отеческой заботой.

Хотя о Луиджии известно немного, но именно она, по всей видимости, подарила композитору новое счастье. Она не обладала выдающимся голосом, но Гайдн проделывал большую работу, транспонируя для нее арии и устраняя непреодолимые для ее слабого голоса исполнительские трудности. В Эстерхазе она получала только второстепенные партии, которые Гайдн часто приспосабливал под ее скромные певческие возможности. Первоначально контракт с ней при дворе Эстерхази был заключен всего лишь на год, но несмотря на то что князь хотел в 1780 году уволить супругов Польцелли, они остались у него на службе - безусловно, благодаря вмешательству Гайдна.

18 ноября 1779 года сгорел большой театр в Эстерхазе, где должна была состояться премьера Необитаемого острова. Как раз тогда расположенный рядом Китайский павильон готовили к намечавшейся на 21 ноября свадьбе графа Антона Форгаха и графини Грассалькович. Возможно, взорвались две большие печи, огонь в которых поддерживали в течение нескольких предыдущих дней, чтобы обогреть комнаты. Пожар быстро перекинулся на здание театра, который уже через полчаса сгорел дотла. Если бы не проливной дождь, могли бы быть серьезно повреждены и другие постройки, в том числе и сам замок. И вновь множество рукописей Гайдна погибло в огне.

Пожар не расстроил свадьбы, которая, как и было намечено, состоялась три дня спустя. Все планировавшиеся представления перенесли в кукольный театр, где б декабря - менее чем через три недели после пожара - и состоялась премьера оперы Гайдна.

Очевидно, князь стремился как можно быстрее восстановить театр на прежнем месте, так как 18 декабря - ровно месяц спустя после пожара - в основание нового оперного театра был заложен первый камень. Фундамент пришлось полностью заменить, а через десять месяцев строительство нового здания, еще более роскошного, чем прежнее, было завершено. Хотя уже в ноябре 1780 года в нем ставили пьесы, исполнение оперы Гайдна "Вознагражденная верность", предназначенной для официальной церемонии открытия 15 октября, пришлось отложить, так как для постановки опер сцена была еще не готова.

В феврале следующего года оперу наконец-то представили публике. Сюжет этой комедии-пасторали наивен и слаб с литературной точки зрения; в качестве главных героев выступают два пастуха. Прелюдию к третьему акту, написанную для охотничьих гобоев, фаготов, валторн, труб, барабанов и струнных, Гайдн позднее включил в качестве финала в свою Симфонию №73 ре мажор ("Охота"), написанную в 1781 году

В это время князь увлекся оперой - возможно, переключив на нее свой интерес с игры на баритоне. Он потребовал от Гайдна, чтобы тот ставил оперы не два, как раньше, а три раза в неделю. Это означало, что времени на сочинение музыки у композитора оставалось еще меньше.

Слава о Гайдне к концу 1770-х годов разнеслась далеко за пределы Эстерхазы, хотя большую часть времени он был вынужден проводить там. Композитор говорил, что чувствует себя в поместье "погребенным заживо", хотя это и не значит, что он был там несчастлив. В 1781 году Ле Грос, дирижер "Концерте Спиричуэлс" в Париже, написал Гайдну о том, как ему понравилось песнопение "Stabat Mater" (1773), исполнением которого он руководил, и попросил прислать другие произведения. Тремя годами позже другая парижская музыкальная организация, Концерты, олимпийской ложи, предложила ему написать шесть симфоний. По ее заказу в 1785-1786 годах Гайдн создал цикл симфоний, сейчас известных под названием "Парижских": Симфония № 82 до мажор, называемая "Медведь" из-за монотонных басов в последней части; Симфония № 83, получившая имя "Курица" из-за повторяющихся нот в партии гобоя в первой части, и Симфония № 85, озаглавленная "Королева", так как она стала любимым произведением Марии Антуанетты. Симфонии приобрели большую популярность, и поступил заказ еще на три, № 90-92, которые были написаны в 1788 году, по-видимому для некоего графа д'Огни.

Также в 1781 году Гайдн впервые через британского посла в Вене, генерала Джермингема, установил контакты с Англией. Вильям Форстер, лондонский издатель и скрипичный мастер, через посла попросил разрешения опубликовать произведения Гайдна. Результатом стало появление английского издания симфоний композитора и некоторых других его произведений. Вскоре и другие лондонские издатели последовали примеру Форстера, а один из них, Джон Бленд, в 1789 году даже приехал в Эстерхазу, чтобы заполучить новые работы. С его визитом связана одна история, объясняющая, почему Струнный квартет фа минор, соч. 55 № 2, назвали "Бритвенным". С трудом бреясь тупой бритвой, Гайдн, по легенде, воскликнул: "Я бы отдал за хорошую бритву свой лучший квартет". Услышав это, Бленд немедленно протянул ему свой комплект английских стальных бритв. Верный своему слову, Гайдн подарил издателю рукопись.

В 1782 году умерли три человека, чья судьба была связана с Гайдном. 21 апреля в возрасте восьмидесяти четырех лет в Вене, в доме, в котором он жил с 1735 года, скончался Метастазио. 1 мая покинула этот мир Мария Тереза, жена князя Антона Эстерхази, в честь свадьбы которой в 17б3 году Гайдн написал свою первую настоящую оперу, "Ацис и Галатея". В том же году, в июле, не стало в живых княгини Марии Анны Луизы, вдовы князя Павла Антона Эстерхази, в 17б1 году взявшего Гайдна на службу.

Следующая опера Гайдна, "Роланд-паладин", при его жизни была самой популярной: в течение двух лет в Эстерхазе состоялось тридцать ее представлений, а после этого до конца века ее ставили еще тридцать три других театра в Германии и Австрии. Не исключено, что первый раз (в августе 1782 года) она шла в исполнении театра марионеток. Положенная в основу оперы история Ариосто* (* Лудовико Ариосто (1474-1535), итальянский поэт эпохи Возрождения. - Прим. перев.) - смесь комедии и трагедии,- как нельзя больше подходила для кукольного театра.

Другой значительной работой Гайдна в 1782 году стала "Missa Celensis" до мажор (Mariazellermesse), бенедиктус* (* От лат. Benedictus - "Благословен" - одна из частей мессы и реквиема.- Прим. перев.) которой основывался на вполне светской арии из "Лунного мира". Сочиняя мессу для мариацелльской обители, Гайдн, наверное, вспоминал, как в отчаянии приехал туда в 1750 году нищим музыкантом в поисках работы. Он не мог забыть доброту хористов, организовавших тогда для него сбор пожертвований. Год спустя, в 1783-м, император Иосиф II запретил использовать оркестр для исполнения музыки в церкви, после чего Гайдн в течение почти четырнадцати лет не писал больших произведений для церковного хора.

Две последние вещи, написанные Гайдном для сцены в Эстерхазе, были созданы в 1783 году. Первая - это музыкальное сопровождение к кукольной пьесе Осада Гибралтара, поставленной 20 августа 1783 года. А вот оперу "Армида", впервые увидевшую свет 2б февраля 1784 года, Гайдн считал своим самым лучшим произведением в этом музыкальном жанре: "На сегодня это моя лучшая работа". "Армида" отличается от более ранних опер Гайдна тем, что, во-первых, в ее увертюре содержатся музыкальные темы самой оперы и, таким образом, передается ее музыкальное "краткое содержание"; во-вторых, опера серьезна от начала до конца, не "разбавлена" юмористическими эпизодами. Сюжет ее, принадлежащий Тассо* (* Торквато Тассо (1544-1595), итальянский поэт эпохи Возрождения и барокко, автор героической поэмы "Освобожденный Иерусалим" (1580), пасторальной драмы "Аминта" (изд. в 1580), лирики, прозаических сочинений по теории поэзии. - Прим. перев.), уже использовался как основа для опер Лалли, Глюка и Генделя в его Ринальдо. Рыцарь Ринальдо влюбляется в колдунью Армиду, но в конце концов преодолевает свою страсть. Сто лет спустя Дворжак написал на этот же сюжет свою последнюю оперу, которая также называлась "Армида".

О забвении, которое постигло оперы Гайдна в начале XIX века, мы можем судить по следующему диалогу из романа "Гриль Гранж" Томаса Лава Пикока (I860). Автор, один из наиболее образованных и осведомленных людей своего времени, родился в Лондоне в 1785 году обладал значительными познаниями в музыке и был почитателем Гайдна. И все же из его романа мы понимаем, что он ничего не знал об оперном творчестве композитора:

М-р Фальконер: "Что вы скажете о Гайдне?"

Мисс Илекс: "Гайдн опер не писал: те оперы, что я видела, были в основном итальянских авторов. Но музыка его по сути своей театральна".

 

Глава 8

Гайдн и Моцарт

"Самый именитый и очень близкий друг"

Моцарт

 

Гайдн и Моцарт, скорее всего, впервые встретились в Вене в 1781 году; однако ни дата, ни обстоятельства встречи точно не известны. Между двумя композиторами возникла очень близкая дружба, без тени зависти или намека на соперничество. Огромное уважение, с которым каждый из них относился к работе другого, способствовало взаимопониманию. Моцарт показывал старшему другу свои новые произведения и безоговорочно принимал любую критику Он не был учеником Гайдна, но ценил его мнение выше мнения любого другого музыканта, даже своего отца.

Они очень различались по возрасту и темпераменту. Моцарт - пианист-виртуоз и выдающийся композитор, писавший с поразительной легкостью и быстротой. Он не умел вести свои денежные дела и с легкомыслием относился ко всему кроме музыки. Гайдн же, напротив, работал сравнительно медленно и, по его собственному признанию, не был исполнителем-солистом, зато умело вел хозяйство, вникая во все мелочи. Несмотря на такое различие характеров, друзья никогда не ссорились.

В 1785 году на камерном концерте в Вене Моцарт, его отец Леопольд и двое дворян из Австрии исполнили три из шести новых квартетов, которые Моцарт собирался посвятить Гайдну, специально пришедшему послушать их. После этого Гайдн в разговоре с Леопольдом Моцартом сказал: "Даже и перед Богом я Вам скажу как на духу: Ваш сын - величайший композитор из тех, кого я знаю лично или по отзывам. У него есть вкус и, что еще более важно, глубочайшие познания в теории композиции". (Цит. по письму Леопольда Моцарта от 1б февраля 1785 г.)

Моцарт работал над этими квартетами против обыкновения очень долго, почти два года. Он настолько уважал Гайдна, что считал достойным посвятить ему лишь самое лучшее из написанного. Кажется, ни над какими другими своими произведениями он не трудился так кропотливо. По его собственным словам, это был "плод долгого и напряженного труда". "У Гайдна я научился писать квартеты", - говорил он в предисловии к их первому изданию.

Моцарт часто положительно отзывался о Гайдне. Так, он сказал Леопольду Коцелуху, чешскому композитору: "Даже сплавив нас с Вами в одно, нельзя было бы сделать Гайдна". В свою очередь, Гайдн часто говорил о непризнанном гении Моцарта. После венской премьеры "Дон Жуана" (7 мая 1788 года) Гайдн заявил: "Моцарт - величайший композитор из ныне живущих".

До знакомства с операми Моцарта Гайдн более или менее регулярно писал для сцены. Он гордился своими операми, в особенности "Армидой" - последней из написанных для Эстерхазы; но, почувствовав превосходство Моцарта в этом музыкальном жанре и при этом нисколько не ревнуя к другу, он потерял к ним интерес.

Осенью 1787 года Гайдн получил из Праги заказ на новую оперу. Ответом было следующее письмо (от 1 декабря), из которого видна сила привязанности композитора к Моцарту и то, насколько Гайдн был чужд стремления к личной выгоде:

"Вы просите меня написать для Вас opera buffa. Если Вы собираетесь поставить ее в Праге, я вынужден отклонить Ваше предложение, так как все мои оперы настолько тесно привязаны к Эстерхазе, что вне ее должным образом исполнить их нельзя.

Все было бы по-другому, если бы я мог написать специально для Пражского театра совершенно новое произведение. Но даже и в этом случае мне трудно было бы тягаться с таким человеком, как Моцарт.

Если бы я только мог донести до всех, кто любит музыку и особенно до ведущих музыкантов современности то, что я думаю о неподражаемых операх Моцарта, о глубине чувства в них и об их уникальной музыке, то между разными странами разгорелась бы борьба за право обладать таким великим человеком.

Прага должна дать работу этому достойнейшему из людей и хорошо ему заплатить, ведь без денег любой гений представляет собой печальное зрелище и не может вдохновить остальных последовать своему примеру Вот так великие таланты оказываются потерянными для мира. Мне горестно думать, что человек такого редкостного дара, как Моцарт, не состоит при королевском или императорском дворе. Пожалуйста, простите меня за то, что я забыл о цели своего письма, но я так люблю этого юношу".

Позже Моцарт пригласил Гайдна на заключительные репетиции перед премьерой "Волшебной флейты" в Вене (26 января 1790 года). Каждое утро два композитора рука об руку шли к театру, где ее должны были ставить.

Вскоре после этого, узнав, что Гайдн намеревается посетить Лондон, Моцарт воскликнул: "Но Папа, Вы не получили достаточного образования, чтобы путешествовать по миру и Вы знаете так мало языков". На это Гайдн ответил: "Мой язык понимают по всему миру".

Примерно в это время Лоренцо да Понте, либреттист опер Моцарта "Женитьба Фигаро", "Дон Жуан" и "Волшебная флейта", собирался поехать в Англию. В 1790 году он женился на англичанке и по финансовым обстоятельствам - главным образом из-за накопившихся долгов - срочно уехал из Вены. Да Понте предложил Моцарту ехать в Лондон вместе и попытать там счастья. Композитор ответил немного загадочно, сказав, что ему уже слишком поздно браться за такое рискованное предприятие, особенно тогда, когда его жена Констанца больна. Можно только предполагать, как сложилась бы судьба Моцарта, если бы он тогда поехал в Лондон.

Незадолго до того как Гайдн отправился в Англию (в конце 1790 года), он в последний раз виделся с Моцартом. Возможно (если учесть слова, сказанные молодым композитором да Понте), Моцарт уже предчувствовал свою смерть. Это видно также и из его отчаянного послания Гайдну: "Боюсь, Папа, что прощаемся мы в последний раз". Год спустя, 5 декабря 1791 года, Моцарт умер. Весть о его смерти застала Гайдна в Лондоне, но сначала композитор отказывался поверить, что несчастье действительно произошло. Ведь и о его собственной смерти раньше сообщалось несколько раз. Но к январю Гайдн уже точно знал, что его дорогого друга больше нет в живых. Трагедия так глубоко потрясла его, что и спустя годы слезы наворачивались у него на глаза при одном только упоминании имени Моцарта. О своем потрясении Гайдн говорит в письме из Лондона к одному венскому другу-музыканту и некогда собрату по масонской ложе* (* В феврале 1785 года по совету Моцарта Гайдн стал франкмасоном. Его интерес к масонству был, по всей видимости, чисто светским. Будучи убежденным католиком - а некоторые масонские обычаи противоречили католицизму,- он редко принимал участие в собраниях и церемониях и в 1787 году оставил масонство. Увлечение масонством в Австрии продлилось немногим более пятидесяти лет: первая Венская ложа была основана в 1742 году а Национальная большая ложа Австрийских государств была сформирована в 1789 году С вступлением на престол Франца II (1792) масонское движение впало в немилость, а когда в 1795 году вышел императорский указ, запрещающий Братство и объявляющий членство в Ложе незаконным, почти угасло):

"Узнав о его смерти, я некоторое время был сам не свой от горя. Я не в силах был поверить, что Провидение могло так неожиданно призвать в мир иной человека, которого нам никто не сможет заменить. Не будешь ли ты так добр, милый друг, прислать мне список еще не известных здесь произведений Моцарта, и я сделаю все, что в моих силах, чтобы в интересах его вдовы издать их. Три недели назад я написал бедной женщине, что, когда ее сын подрастет, я бесплатно буду обучать его искусству сочинения музыки, чтобы хоть как-то заменить ему отца".

Гайдн отдал дань Моцарту уже хотя бы тем, что сказал д-ру Чарльзу Бёрни в лондонском музыкальном магазине "Бродерип": "Друзья часто льстят мне, говоря, что у меня есть некоторый талант; но его гений был намного выше моего".

 

Глава 9







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.