Здавалка
Главная | Обратная связь

Гайдн (по Геллерту)



 

В Зальцбургском музее Моцарта хранится один документ, возможно принадлежащий перу Иоганна Эльслера, помощника и переписчика Гайдна. Он рассказывает нам о распорядке жизни композитора.

Летом он всегда вставал в 6.30 утра. Сначала брился - до семидесяти трех лет сам. Затем одевался. Если к тому времени уже приходил ученик, Гайдн заставлял его играть свой урок, а сам заканчивал туалет. Если ученик делал ошибку, композитор сразу же ее исправлял и давал новое задание. Так проходило часа полтора. Ровно в 8.00 подавали завтрак. Сразу после него и до 11.30 он обыкновенно сидел за пианино и импровизировал, набрасывая черновики новых сочинений. Затем принимал посетителей, наносил визиты сам или гулял до 1.30. С 2.00 до 3.00 пополудни обедал, после чего или занимался вопросами домашнего хозяйства, или опять садился за инструмент оркестровать утренние эскизы. Вечером в 8.00 он покидал дом и возвращался к 9.00, чтобы заняться оркестровками или почитать книгу В десять ужинал хлебом и вином: он взял за правило вечером ничего, кроме этого, не есть, за исключением тех случаев, когда ужинал не дома. В половине двенадцатого шел спать, а в старости иногда и после полуночи. Зимой его режим дня практически не изменялся - разве что вставал он на полчаса позже. В последние пять или шесть лет жизни старость и болезни нарушили этот строгий распорядок.

В начале весны 1800 года Гайдн отправил свою жену в Баден на минеральные воды. В марте в возрасте семидесяти лет она умерла там от артрита.

Побывав в Вене, где в "Токунстлер Социетат" 15 марта и во дворце Шварценберг 12 и 13 апреля состоялось исполнение "Сотворения мира", Гайдн вернулся в Эйзенштадт и все лето трудился над второй ораторией - "Времена года".

В сентябре 1800 года в Эйзенштадт прибыли именитые зарубежные гости: адмирал Нельсон и леди Гамильтон возвращались в Англию из Неаполя вместе со своим другом, бывшим английским послом сэром Вильямом. Проведя три недели в Вене, они выехали в Эйзенштадт в субботу вечером, 6 сентября.

Супруги Эстерхази ранее уже были в Неаполе в гостях у местных коронованных особ, а Гайдн встречался с Гамильтонами во время своего второго приезда в Лондон. Сэр Вильям же был одним из подписчиков коллекции шотландских народных песен, обработки которых Гайдн делал для эдинбургского издателя Томсона.

В воскресенье, 7 сентября, гостей развлекали фейерверком; в понедельник был устроен бал, а в среду - охота. Говорят, леди Гамильтон не отходила от композитора все время своего пребывания в Эйзенштадте. Гайдн послал слугу в Вену за копией своей кантаты "Ариадна" (1789), которую леди Гамильтон исполнила под аккомпанемент автора. Кроме того, этот дуэт развлекал гостей "Нельсоновской" арией "Строки из Битвы на Ниле", слова которой написала подруга леди Гамильтон, миссис Корнелия Найт.

Гости из Англии присутствовали и при исполнении новой мессы Гайдна; маловероятно, чтобы это была месса ре минор, позже известная под названием "Месса Нельсона", скорее всего, звучала месса "Сотворение мира" в си-бемоль мажоре. Каждый вечер в течение четырех дней оркестр и хор давали концерты. Попутно заметим, что широко распространенная в то время легенда о том, как Нельсон попросил у Гайдна перо, а взамен подарил ему свои золотые часы, по-видимому, не имеет под собой реальных оснований. То, что Гайдн вскоре после визита отдал своему брату Михаилу золотые часы в качестве компенсации за те, что были украдены у того французскими солдатами, хозяйничавшими в Зальцбурге, и что после смерти Гайдна среди его вещей были обнаружены два портрета Нельсона и карта битвы на Ниле, не может служить достаточным подтверждением этой истории.

Для оратории "Времена года" ван Свитен перевел и адаптировал одноименное стихотворение шотландского поэта Джеймса Томсона (1700-1748), наиболее известное произведение которого "Правь, Британия!", фрагмент пьесы "Альфред", было положено на музыку Томасом Арном* (* Томас Огастин Арн (1710-1778), английский композитор. - Прим. перев.) в 1740 году. В стихотворении говорится о том, как меняется деревенская природа в течение года. Гайдн в оратории имитирует звуки живой природы, в том числе пение птиц, раскаты грома и даже кваканье лягушки.

Премьера нового творения Гайдна состоялась 24 апреля 1801 года во дворце князя Шварценберга. В мае ораторию два раза исполняли при дворе, при этом императрица Мария Терезия пела сольные партии сопрано. Премьера Времен года для широкой публики состоялась также в мае в венском театре "Редутензаль".

Как и в случае с "Сотворением мира", каждое исполнение "Времен года" зрители встречали с огромным восторгом. Вновь Гайдн получил за свою работу значительную сумму денег, однако после написания оратории он чувствовал себя совершенно обессиленным. В 1805 году он как-то обронил: "Времена года" не принесли мне счастья. Мне не следовало писать этой вещи. Она отняла у меня последние силы".

Гайдн чувствовал, что жить ему осталось недолго, и в 1801 году решил составить завещание. В этот период счастливым его сделала только краткая встреча с братьями, Михаилом и Иоганном Евангелистом. Композитор задумал на следующий год написать еще одну грандиозную ораторию на тему Страшного суда, однако, возможно в связи со смертью ван Свитена в 1802 году, так и не взялся за нее.

Последние произведения Гайдна были написаны в 1802 и в 1803 годах: месса "Harmonic" и неоконченный квартет Соч. 103 си-бемоль мажор, две части которого были опубликованы в 1806 году Он также завершил новый цикл обработок шотландских народных песен для Вильяма Уайта, эдинбургского издателя, который заплатил за них 500 флоринов. Об этой своей работе композитор сказал: "Я горжусь ею и тешу себя надеждой, что благодаря ей мое имя будет жить в Шотландии и много лет спустя после моей смерти".

В последние годы жизни Гайдн был удостоен многочисленных наград, которые ему присылали со всей Европы. Он очень гордился своими медалями и подарками и часто показывал их гостям. Когда И. Ф. Райхардт, бывший капельмейстер прусского короля Фридриха, посетил Гайдна в ноябре 1808 года, композитор показал ему черную эбонитовую шкатулку подаренную княгиней Эстерхази. На крышке коробки был изображен Большой зал Венского университета в день 27 марта 1808 года, когда там состоялось исполнение оратории "Сотворение мира"* (* Шкатулка была сильно повреждена, когда при освобождении Вены в 1945 году пострадал Венский городской музей). Райхардт также видел у Гайдна золотые медали из России и Парижа, великолепное кольцо, присланное композитору русским царем, и многочисленные дипломы почти из всех городов Европы, включая "Диплом Свободы" Вены, врученный ему в 1804 году. Райхардт сказал: "Кажется, разглядывая эти вещи, добрый старик счастливо проживает заново всю свою жизнь".

В письмах и беседах Гайдн часто жаловался на то, что силы - и умственные и физические - покидают его. Для человека, который никогда ничем в жизни не болел, постепенный упадок здоровья оказался невыносимой мукой. Гайдн заказал специально для себя визитную карточку, которую отсылал в ответ на приглашения. На ней значилось: "Ушла навсегда моя сила, стар я стал и слаб".

Формально Гайдн оставался капельмейстером в Эйзенштадте до 1804 года, и хотя он принимал некоторое участие в проведении музыкальных мероприятий, большую часть работы после 1800 года выполнял Иоганн Фукс. В 1804 году Гайдн официально покинул свой пост при князе Эстерхази. Когда Михаил Гайдн отказался стать его преемником, на должность капельмейстера назначили Иоганна Непомука Гуммеля (1778-1837) - пианиста, композитора и некогда ученика Моцарта.

31 марта 1805 года Гайдн не смог присутствовать на празднествах в честь своего семидесятитрехлетия. Из-за этого по Европе снова распространился слух, что композитор умер. В Париже Керубини* (* Керубини Луиджи (1760-1842), композитор. По национальности итальянец. Работал во Франции. Преподаватель, затем профессор и директор Парижской консерватории. Следовал традициям итальянской оперы и принципам драматургии К. В. Глюка. - Прим. перев.) написал кантату в его память; кроме того, в честь якобы умершего Гайдна подготовили исполнение "Реквиема" Моцарта. Гайдн, уже привыкший к слухам о своей собственной смерти, саркастически заметил, что, к сожалению, не может приехать в Париж, чтобы дирижировать исполнением обоих произведений.

В последние годы жизни композитора часто навещали ведущие музыканты того времени и просто друзья, среди которых были аббат Фоглер* (* Фоглер Георг Йозеф (1749-1814), немецкий композитор, музыкальный теоретик, органист, педагог. - Прим. перев.), семья Веберов и вдова Моцарта. В 1805 году Игнац Плейель, ученик Гайдна и некогда лондонский соперник, теперь сделавшийся издателем, приехал из Парижа, чтобы подарить учителю полное издание его квартетов. Сын Плейеля так писал в своем письме об этом визите: "Гайдн очень одряхлел, с трудом ходит; скажет пару слов - и у него перехватывает дыхание. Ему всего лишь семьдесят три, а выглядит он на все восемьдесят. Он постоянно говорит, что конец его близок, что он слишком стар и теперь совершенно бесполезен миру".

Керубини тоже специально приехал из Парижа, чтобы навестить престарелого композитора. Даже княгиня Эстерхази несколько раз посещала дом Гайдна.

Очень омрачили жизнь композитора в это время два события - смерть его любимых братьев Иоганна Евангелиста (10 мая 1805 года) и Михаила (август 1806 года). Чуть позднее, 25 апреля 1808 года, после пятидесяти пяти лет на службе семейства Эстерхази скончался Томазини, первая скрипка оркестра.

Последним триумфом Гайдна было исполнение в честь его семидесятишестилетия мессы "Сотворение мира" 27 марта 1808 года в Большом зале Венского университета. Несмотря на плохое состояние здоровья, композитор выразил желание присутствовать при этом событии. Князь Эстерхази предоставил экипаж, и, в сопровождении своего доктора, Гайдн отправился на концерт. Это был последний раз, когда он появился на публике. У зала его встретила огромная толпа поклонников, кричавших "Да здравствует Гайдн!"; о его появлении возвестили трубы и барабаны. Князь Эстерхази помог композитору войти в зал. Престарелого музыканта на кресле перенесли на почетное место рядом с княгиней Эстерхази. Были все ведущие музыканты Вены, включая Гуммеля и Сальери. Однако присутствие на концерте оказалось слишком тяжелым для Гайдна, поэтому пришлось во время антракта отвезти его домой. Печальным было расставание с композитором; прощаясь с ним навсегда, Бетховен выступил вперед и поцеловал ему руку.

К началу 1809 года Гайдн был уже почти инвалидом. Последние дни его жизни были неспокойными: войска Наполеона в начале мая захватили Вену. Во время бомбардировки французов ядро снаряда упало недалеко от дома Гайдна, все здание затряслось, и среди слуг поднялась паника. Должно быть, больной очень страдал от грохота канонады, которая не прекращалась более суток.

Когда Вена капитулировала, Наполеон приказал, чтобы возле дома Гайдна выставили часового, который следил бы, чтобы умирающего больше не тревожили. Говорят, что почти каждый день, несмотря на слабость, Гайдн играл на пианино австрийский национальный гимн - как акт протеста против захватчиков.

Ранним утром 31 мая Гайдн впал в кому и тихо покинул этот мир. В городе, где хозяйничали вражеские солдаты, прошло много дней, прежде чем люди узнали о смерти Гайдна, так что его похороны прошли почти незамеченными. 15 июня в честь композитора устроили заупокойную службу, на которой исполнили "Реквием" Моцарта. На службе присутствовало много высших чинов французского офицерства. Сначала Гайдна похоронили на кладбище в Вене, но в 1820 году его останки перевезли в Эйзенштадт. Когда вскрыли могилу, обнаружилось, что череп композитора отсутствует. Оказывается, два друга Гайдна подкупили могилыцика на похоронах, чтобы взять голову композитора. С 1895 по 1954 год череп находился в музее Общества любителей музыки в Вене. Затем в 1954 году он, наконец, был погребен вместе с остальными останками в саду Бергкирхе - городской церкви Эйзенштадта.

 

"Вся жизнь моя была гармоничной песней" - Геллерт, "Старец" (Гайдн, 1799)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.