Неделя
| Тема
| Содержание занятий
| Кол-во часов
|
| Предмет и задачи методики преподавания биологии и экологии. История становления и развития.
| 1. Принципы организации процесса обучении.
2. Методика преподавания биологии – педагогическая наука.
3. История становления и развития методики преподавания биологии.
|
|
| Содержание предмета «Биология» и экологического воспитания в средней школе.
| 1. Проанализировать систему принципов в методике обучения биологии, выделить дидактические общепедагогические принципы построения биологического образования и специфические методико- биологические принципы (вхождения в природу, единства природы, экологизации, природособразности, краеведческого подхода и др.).
|
|
| Взаимосвязь предмета «Биология» с экологическим воспитанием.
| 1.Роль предмета биологии в повышении уровня экологических знаний.
2.Межпредметные взаимосвязи биологии с экологией.
|
|
| Формирование и развитие основных биологических и экологических понятий.
| 1.Развитие понятий в курсах ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и гигиены человека, общей биологии.
|
|
| Методы обучения биологии и экологии.
| Формы лабораторных работ, их место в уроке. Варианты проведения практических работ. Фенологические наблюдения. Методы мультимедийного обучения биологии.
|
|
| Формы обучения биологии и экологии.
| 1. Требования к современному уроку
2. Подбор оборудования к урокам.
3. Изложение нового материала.
|
|
| Урок как основная форма организации обучения биологии и экологии.
| Основные типы уроков биологии; классификация их: 1) по характеру структуры и содержания урока, 2) по выбранным методам, 3) по месту урока в теме, 4) по дидактическим целям и задачам и др.
Особенности вводного урока, урока изучения нового материала и обобщающего урока.
|
|
| Нетрадиционные виды уроков.
| 1.Экскурсии, их виды; место и значение в обучении.
2. Методика проведения экскурсий в природу, музей.
|
|
| Современные технологии в обучении биологии и экологии.
| 1.Программированное обучение, модульное, проблемно - модульное обучение, технология уровневой дифференциации на уроках биологии.
2.Технология обучения «Мозговой штурм». Знакомство с зарубежными технологиями, ориентированными на действие.
|
|
| Активизация экологической познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.
| 1.Познакомить студентов с организацией процесса обучения, способствующей развитию и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и экологии.
Вопросы для обсуждения:
Принципы развивающего обучения.
Способы организации процесса обучения, способствующие развитию и активизации познавательной деятельности.
|
|
| Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности.
| 1.Развитие общеучебных и специальных умений и навыков при обучении биологии. 2.Умение как важный компонент содержания биологического образования в школе.
3.Умения как способы деятельности. Навык как автоматизированное умение.
|
|
| Методика использования эксперимента экологической направленности на уроках биологии.
| 1.Познакомить студентов с методикой организации лабораторных работ и их место в гигиеническом воспитании учащихся; уметь организовать учащихся на результативное выполнение лабораторных работ.
2. Методика и техника постановки эксперимента по данной теме.
|
|
| Средства обучения биологии и экологии.
| 1.Вспомогательные средства обучения: технические средства обучения, лабораторное оборудование, их характеристика. 2.Информационные средства обучения.
3.Наглядные пособия по биологии, их виды. Классификация и характеристика наглядных пособий.
|
|
| Контрольно- оценочная деятельность при обучении биологии и экологии. Виды и методы контроля знаний
| 1.Нетрадиционные приемы контроля знаний: зачетная книжка, игры, самоконтроль, написание «сочинения-фантазии» и др. 2.Использование наглядных и практических приемов контроля знаний и умений.
|
|
| Материальная база обучения биологии и экологии.
| 1.Уголок живой природы, его ботаническая и зоологическая части.
2.Организация наблюдений в живом уголке и его использование при обучении биологии.
3.Воспитательная роль живого уголка.
|
|
| Всего
| |
|