Балансовый способ в АХД
Балансовый способ служит, главным образом, для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны оыть тождественными. Он широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными средствами производства., а также при анализе полноты их использования. Например: Баланс обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами (потребность в трудовых ресурсах = фактическое их наличие). Баланс рабочего времени (возможный фонд рабочего времени = фактическое количество отработанных часов. Кормовой баланс (плановая потребность в фураже = его фактическое наличие). Платежный баланс (платежные средства = платежные обязательства). Как вспомогательное средство балансовый метод используется в АХД для проверки исходных сведений, на основе которых проводится анализ, а также для проверки правильности собственно аналитических расчетов В частности, этот способ используется при проверке правильности определения влияния разных факторов на прирост величины результативного показателя (балансовая увязка). В детерминированном анализе алгебраическая сумма величины влияния отдельных факторов должна соответствовать величине общего прироста результативного показателя. Если такая тождественность отсутствует, то это свидетельствует о неполном учете факторов или допущенных ошибках в расчетах. Балансовый способ может быть использован при построении детерминированных аддитивных факторных моделей. В некоторых случаях балансовый способ может быть использован для определения величины влияния отдельных факторов на прирост результативного показателя. Например, когда из трех факторов известно влияние двух, то влияние третьего можно определить, отняв от общего прироста результативного показателя результат влияния первых двух факторов. В анализе на основе балансового метода разработан один из способов факторного анализа - пропорционального деления или долевого участия.
Графический способ Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур. Значение графиков: - они имеют большое иллюстративное значение. Благодаря им изучаемый материал становится более доходчивым и понятным; - график дает обобщающий рисунок положения или развития изучаемого явления, позволяет зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация. На графике более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых показателей. Основные формы графиков, которые используются в АХД, -диаграммы. Диаграммы по своей форме бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные. По содержанию различают диаграммы сравнения, структурные, динамические, графики связи, графики контроля. Диаграммы сравнения показывают соотношения разных объектов по какому-либо показателю. Наиболее простым и наглядным графиком для сравнения величин показателей являются столбиковые и полосовые диаграммы. Для их составления используют прямоугольную систему координат. На оси абсцисс размещают основу столбцов одинакового размера для всех объектов. Высота каждого столбца должна быть соразмерна величине показателя, который нанесен в соответственном масштабе на ось ординат. Для наглядности столбцы можно заштриховать или зарисовать. Полосовые диаграммы размещают по горизонтали: основу полос размещают на оси ординат, а масштаб - на оси абсцисс. Иногда диаграммы сравнения представляют в виде квадратов или кругов, площадь которых пропорциональна величине соответствующих показателей. Особой разновидностью являются фигурные диаграммы, в которых соотношения объектов показываются в виде условно-художественных фигур (колоса, клубня, головы животного, трактора и так далее). Когда они хорошо выполнены, то обращают на себя внимание, делают информацию более доходчивой. Структурные (секторные) диаграммы позволяют выразить состав изучаемых показателей, удельный вес отдельных частей в общей величине показателя. В структурных диаграммах изображение показателя дается в виде разбитых на сектора геометрических фигур (квадратов, кругов), площадь которых берется за 100 или 1. Величина сектора определяется удельным весом части. Диаграмма динамики предназначена для изображения изменения явлений за соответствующие промежутки времени. Для этой цели могут использоваться столбиковые, круговые, квадратные, фигурные и другие графики. Но чаще используются линейные графики. Динамика на таком графике подается в виде линии, которая характеризует беспрерывность процесса. Для построения линейных графиков пользуются системой координат: на оси абсцисс откладывают периоды, а на оси ординат -уровень показателей за соответствующие отрезки времени, исходя из принятого масштаба. Линейные графики очень широко используются при изучении связей между показателями (графики связи). На оси абсцисс откладываются значения факторного показателя (X), а на оси ординат - значения результативного показателя (У) в соответствующем масштабе. Линейные графики в наглядной и доходчивой форме отражают направление и форму связи. Графики контроля находят широкое применение в АХД при изучении сведений о ходе выполнения плана. В таком случае на графике будут две линии: плановый и фактический уровень показателей за каждый день или другой промежуток времени. Графические способы могут использоваться также при решении методических задач АХД и в первую очередь при построении разнообразных схем для наглядного изображения внутреннего строения изучаемого объекта, последовательности технологических операций, взаимосвязей между результативными и факторными показателями и так далее. Требования, которые должны выполняться при построении графиков: 1) выразительность и контрастность рисунка (для этого могут использоваться разноцветные краски); 2) масштаб, который бы обеспечивал наглядность и не усложнял его чтение; 3) не нужно забывать и про эстетичную сторону - график должен быть простым и красивым. Чтобы обеспечить эти требования при построении графика, умышленно прерывают оси координат или берут только отдельные их отрезки, на которых отражается исследуемая информация. Можно также сжимать или растягивать оси, делать с ними разные преобразования.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|