ТЕМА 4. СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 4.1.Общая характеристика приемов ЭА. 4.2.Способ сравнения. 4.3.Способ группировки. 4.4.Использование относительных и средних величин в АХД. 4.5.Балансовый способ в АХД. 4.6.Графичиский способ. 4.7.Использование таблиц в анализе.
Общая характеристика приемов ЭА В качестве важнейшего элемента методики АХД выступают технические приемы и способы анализа. Они используются на различных этапах исследования для: - первичной обработки собранной информации (проверки, группировки, систематизации); - изучения состояния и закономерностей развития исследуемых объектов; - определения влияния факторов на результаты деятельности предприятий; - подсчета неиспользованных и перспективных резервов повышения эффективности производства; - обобщения результатов анализа и комплексной оценки деятельности предприятий; - обоснования планов экономического и социального развития, управленческих решений, различных мероприятий. В анализе хозяйственной деятельности используется много различных способов. Среди них можно выделитьтрадиционные способы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации (сравнения, графический, балансовый, средних и относительных чисел, аналитических группировок). Для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования и подсчета резервов в анализе применяются такие способы, как цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, интегральный метод, корреляционный, компонентный, методы линейного, выпуклого программирования, теория массового обслуживания, теория игр, исследования операций, эвристические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и другие. Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов и так далее.
Способ сравнения Прием сравнения является одним из ведущих приемов ЭА для выявления и оценки различий в экономических процессах и явлениях. Сравнение – это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. В ЭА сравнение используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ. Сравнение используется в следующих ситуациях: 1) сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана; 2) сопоставление фактических показателей с нормативными. Это позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий; 3) сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденция развития экономических процессов; 4) сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий и подразделений. Это необходимо для поиска резервов; 5) сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по отрасли производится с целью определения положения предприятия на рынке среди других предприятий той же отрасли или подотрасли; 6) сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей; 7) сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них; 8) сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов. В ЭА различают следующие виды сравнительного анализа: - Горизонтальный сравнительный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня, достижений науки и передового опыта); - Вертикальный сравнительный анализ изучает структуру экономических явлений и процессов. Это достигается путем расчета удельного веса частей в общем целом, соотношений частей целого между собой; - Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года (исследование рядов динамики); - Одномерный сравнительный анализ – данные сопоставляются по одному или нескольким показателям одного объекта или сопоставляется несколько объектов по одному показателю; - Многомерный сравнительный анализ – проводится сопоставление результатов деятельности нескольких субъектов по нескольким показателям. Обязательным условием использования приема сравнения является сопоставимость показателей, так как сравнивать можно только качественно однородные величины. Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, — необходимость обеспечения сопоставимости показателей,поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. Несопоставимость показателей может быть вызвана разными причинами: разным уровнем цен, объемов деятельности, структурными изменениями, неоднородностью качества продукции, разными отрезками времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели, неодинаковыми исходными условиями деятельности (техническими, природными, климатическими и так далее), разной методикой расчета показателей, изменением учетной политики предприятия и другие. Для обеспечения сопоставимости сравниваемые показатели надо приводить к единой базе по перечисленным выше факторам. В первую очередь необходимо принимать во внимание рост цен в связи с инфляцией, оказывающей влияние на величину всех стоимостных показателей (стоимость произведенной и реализованной продукции, выручку, себестоимость, прибыль, размер материальных затрат, запасов, основных средств и так далее). Чтобы нейтрализовать влияние данного фактора, сравниваемые показатели выражают в одних и тех же ценах. К примеру, для обеспечения сопоставимости валовой продукции ее физический объем в отчетном и базисном периодах выражают в ценах базисного периода:
, где и — физический объем производства -го вида продукции соответственно в отчетном и базисном периодах; — цена -го вида продукции в базисном периоде. В нашем примере (табл. 4.1) действительный прирост валовой продукции равен . Если же определить его, не обращая внимания на разную стоимостную оценку, то получаем завышенный показатель прироста: . Таблица 4.1 — Нейтрализация влияния стоимостного фактора на объем производства продукции
Многие показатели могут быть несопоставимыми из-за изменения масштабов деятельности предприятия. К примеру, если сравнить сумму затрат отчетного года ) с затратами базисного периода ( ), то разность этих показателей будет обусловлена не только изменением уровня себестоимости продукции, но и изменениями в объеме производства продукции. Чтобы привести затраты в сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для чего переменную сумму затрат базисного периода надо пересчитать на фактический объем производства продукции отчетного периода ) и после этого сравнить с суммой затрат отчетного периода (табл. 4.2): . где — переменные затраты на единицу продукции -го вида; — постоянные затраты на весь выпуск продукции в исследуемом периоде, не зависящие от его объема. Таблица 4.2 — Нейтрализация влияния объемного фактора на сумму затрат предприятия
Сумма постоянных затрат: прошлого периода — 300 лн руб.; отчетного периода — 320 млн руб. Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще всего объем полученной продукции приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая ее количество. Типичный пример — изменение жирности молока (табл. 4.3).
Таблица4.3 —Нейтрализация влияния качества молока на объем его производства и себестоимость
Как видно из таблицы, показатели, рассчитанные с учетом жирности молока, существенно отличаются от показателей, оп ределенных без нейтрализации качественного фактора: объем производства молока без учета жирности выше прошлогоднего на 20%, а в пересчете на базисную жирность — на 13,1%. Фактический уровень себестоимости молока без учета его жирности составляет 660 руб., а в пересчете на базисную — 680 руб. В первом случае она повысилась на 10%, а во втором— на 16,6%. Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой структуре, необходимо фактический объем производства продукции пересчитать на структуру базисного периода: ; , где — общий объем производства продукции; - удельный вес - го вида продукции в общем выпуске; — цена - го вида продукции. ; В приведенном примере (табл. 4.4) существенно изменилась структура производства: доля дорогостоящей продукции увеличилась, а дешевой уменьшилась, в результате чего объем производства продукции в стоимостном выражении увеличился на 2% . Если же нейтрализовать влияние структурного фактора, то выпуск продукции уменьшится на 10% . Это более объективная оценка работы предприятия, поскольку по трудоемкости оба изделия примерно одинаковы.
Таблица 4.4 — Объем и структура производства продукции
Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных величин применить средние или относительные величины. Нельзя, например, сравнивать без учета производственной базы предприятия такие абсолютные показатели, как объем производства продукции, сумма прибыли и так далее. Но если вместо абсолютных показателей взять относительные, например производство продукции на одного работника, сумма прибыли на рубль активов, то такие сопоставления весьма корректны. В некоторых случаях для обеспечения сопоставимости показателей используются поправочные коэффициенты. Особенно нужно быть внимательным в отношении методического несоответствия показателей. Оно может не только исказить результаты сравнения, но и вообще изменить смысл. Например, фондоотдача может быть исчислена по всей сумме основных фондов, по основным производственным фондам или только по активной их части. Поэтому, чтобы обеспечить правильность выводов, нужно добиться тождества показателей по методике их расчета. Очень важно также при сравнении показателей обеспечить их сопоставимость по природно-климатическим условиям. Особенно это актуально для сельского хозяйства. Нахождение предприятий в различных природно-экономических зонах оказывает существенное влияние на выход продукции, уровень переменных и постоянных затрат, трудоемкость продукции и так далее. Для обеспечения сопоставимости показателей по этому фактору выделяют долю прироста показателей, обусловленного климатическими и территориальными особенностями, с последующим устранением их влияния. Необходимо обращать внимание на сезонный характер некоторых показателей. Например, накапливаются запасы товаров к сезону, создаются запасы кормов на зимний период, возрастает коэффициент оборачиваемости капитала в период деловой активности предприятия и так далее. Следует не допускать также, чтобы сравниваемые показатели были неоднородны по составу затрат, количеству учитываемых объектов и др. Нельзя, например, сопоставлять показатели цеха и показатели завода в целом, себестоимость произведенной и себестоимость реализованной продукции, брутто-прибыль и чистую прибыль предприятия и так далее. Несопоставимость показателей может быть вызвана изменениями в учетной политике предприятия, способными радикально повлиять на формирование операционных затрат, финансовых результатов и финансовое состояние предприятия, что также надо учитывать при анализе. В частности, действующие нормативные акты допускают следующие способы регулирования доходов и расходов предприятия: • изменение стоимостных границ отнесения имущества к основным средствам или к оборотным активам, что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами отнесения их на затраты; • изменение метода переоценки основных средств: путем индексации первоначальной стоимости с использованием среднестатистических коэффициентов пересчета или прямым пересчетом первоначальной стоимости в цены, сложившиеся на дату переоценки на соответствующие виды основных средств, от чего зависят фонд переоценки имущества (добавочный капитал), сумма амортизационных отчислений и как результат — величина операционных затрат, прибыли и собственного капитала предприятия; • применение различных методов переоценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним; • использование метода ускоренной амортизации по активной части основных средств также приводит к увеличению себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли, а следовательно, и налогов на прибыль; • изменение метода оценки потребленных производственных запасов (NIFO, FIFO, LIFO); • изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (по фактическим затратам или равномерными частями за счет созданного ремонтного фонда); • изменение сроков амортизации расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции и уменьшению прибыли отчетного периода; • изменение метода определения прибыли от реализации продукции (по моменту отгрузки продукции или моменту ее оплаты). Таким образом, основными способами приведения показателей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и так далее.
Способ группировки Группировка информации — деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. При группировке индивидуальные величины показателей заменяются среднегрупповыми В результате этого взаимно погашаются разные случайные отклонения, вызванные неявным воздействием других факторов, поэтому взаимосвязь проявляется более четко. Правильная группировка информации дает возможность изучать зависимость между показателями, более глубоко разобраться в сущности изучаемых явлений, систематизировать материалы анализа, определить главное, характерное и типичное. 1. В зависимости от задач используются следующие группировки: –типологические – В результате такой группировки выделяются социально-экономические типы. Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д. ; – структурные – Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по степени выполнения плана производства продукции, снижению ее себестоимости и т.д.; – аналитические – Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной. 2. По сложности построения различают: – простые – С помощью простых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку; – комбинированные – В комбинированных группировках деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы - по другому признаку и так далее. (Таким образом, могут быть построены двух-, трехуровневые группировки. Они позволяют изучать очень разнообразные и сложные взаимосвязи. Но необходимо отметить и их существенный недостаток. Построение таких группировок отличается высокой трудоемкостью, а полученные результаты очень трудно воспринимаются. Поэтому для изучения сложных взаимосвязей лучше такую группировку заменить несколькими простыми.) При построении группировок важно правильно выбрать количество групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа. Методика построения группировок коротко может быть определена в виде следующего алгоритма: 1) определение цели анализа; 2) сбор необходимых данных по всей совокупности объектов; 3) ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку; 4) выбор интервала распределения совокупности и ее деление на группы; 5) определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам; 6) анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат. В случае построения комбинированных группировок этот алгоритм расширяется за счет повтора (несколько раз) четвертого и пятого пунктов.
4.4. Использование относительных и средних величин в анализе хозяйственной деятельности Абсолютные величины показывают количественные размеры явления в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости и т.д. безотносительно к размеру других явлений. Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время или по другому объекту. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1), процентов (при базе 100), промиле (при базе 1000). В АХД используются следующие виды относительных величин: - относительная величина планового заданияпредставляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к его уровню в прошлом году или к среднему за три-пять предыдущих лет. - относительная величина выполнения плана представляет собой отношение фактического уровня показателя к его плановому уровню - относительная величина динамики. Их определяют путем деления величины показателя текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). .Называются они темпами роста (прироста) и выражаются обычно в процентах или коэффициентах. Относительные величины динамики могут быть базисными и цепными. В первом случае каждый следующий уровень динамического ряда сравнивается с базисным годом, а в другом – уровень показателя следующего года относится к предыдущему; - показатель структуры - это относительная доля (удельный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффициентах. (Например, удельный вес посевов зерновых культур в общей посевной площади, удельный вес рабочих в общем количестве работников предприятия); - относительные величины координации представляют собой соотношение частей целого между собой, например, активной и пассивной части основных производственных фондов, силовых и рабочих машин, собственного и заемного капитала; - относительными величинами интенсивности называются те, которые характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в соответствующей среде, например, степень заболеваемости населения, процент рабочих высшей квалификации; - относительные величины эффективности - это соотношение эффекта с ресурсами или затратами, (например, производство продукции на 100 га сельскохозяйственной площади, на один рубль затрат, на одного рабочего и т.д.). Средней величиной называется обобщенная количественная характеристика совокупности однородных явлений по какому-либо признаку. В средней величине отражаются общие, характерные, типичные черты изучаемых явлений по соответствующему признаку. Она показывает общую меру этого признака в изучаемой совокупности, т.е. одним числом характеризует всю совокупность объектов. С помощью средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов, (например, районы по уровню урожайности культур, предприятия по уровню оплаты труда и т.д.) В АХД используются разные типы средних величин: среднеарифметическая простая среднеарифметическая взвешенная среднегармоническая взвешенная среднегеометрическая среднеквадратическая простая среднеквадратическая взвешнная среднехронологическая и др.
При использовании средних величин в АХД следует учитывать, что они дают обобщенную характеристику явлений, основываясь на массовых данных. (Нередко бывает, что за общими средними показателями, которые выглядят довольно неплохо, скрываются результаты плохо работающих бригад, цехов и других хозяйственных подразделений. За средними данными не видны и достижения передовиков производства). Поэтому при анализе необходимо раскрывать содержание средних величин, дополняя их среднегрупповыми, а в некоторых случаях и индивидуальными показателями.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|