Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕМА 4. СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ



ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

4.1.Общая характеристика приемов ЭА.

4.2.Способ сравнения.

4.3.Способ группировки.

4.4.Использование относительных и средних величин в АХД.

4.5.Балансовый способ в АХД.

4.6.Графичиский способ.

4.7.Использование таблиц в анализе.

 

Общая характеристика приемов ЭА

В качестве важнейшего элемента методики АХД выступают технические приемы и способы анализа. Они исполь­зуются на различных этапах исследования для:

- первичной обработки собранной информации (проверки, группировки, систематизации);

- изучения состояния и закономерностей развития исследуе­мых объектов;

- определения влияния факторов на результаты деятельности предприятий;

- подсчета неиспользованных и перспективных резервов по­вышения эффективности производства;

- обобщения результатов анализа и комплексной оценки дея­тельности предприятий;

- обоснования планов экономического и социального разви­тия, управленческих решений, различных мероприятий.

В анализе хозяйственной деятельности используется много различных способов. Среди них можно выделитьтрадицион­ные способы, которые широко применяются и в других дис­циплинах для обработки и изучения информации (сравнения, гра­фический, балансовый, средних и относительных чисел, аналитических группировок).

Для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования и подсчета резервов в анализе применя­ются такие способы, как цепные подстановки, абсолютные и от­носительные разницы, интегральный метод, корреляционный, ком­понентный, методы линейного, выпуклого программирования, теория массового обслуживания, теория игр, исследования опе­раций, эвристические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок спе­циалистов и другие.

Применение тех или иных спосо­бов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов и так далее.

 

 

 

Способ сравнения

Прием сравнения является одним из ведущих приемов ЭА для выявления и оценки различий в экономических процессах и явлениях.

Сравнение – это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.

В ЭА сравнение используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ.

Сравнение используется в следующих ситуациях:

1) сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана;

2) сопоставление фактических показателей с нормативными. Это позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий;

3) сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденция развития экономических процессов;

4) сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий и подразделений. Это необходимо для поиска резервов;

5) сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по отрасли производится с целью определения положения предприятия на рынке среди других предприятий той же отрасли или подотрасли;

6) сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей;

7) сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них;

8) сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов.

В ЭА различают следующие виды сравнительного анализа:

- Горизонтальный сравнительный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня, достижений науки и передового опыта);

- Вертикальный сравнительный анализ изучает структуру экономических явлений и процессов. Это достигается путем расчета удельного веса частей в общем целом, соотношений частей целого между собой;

- Трендовый анализ применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года (исследование рядов динамики);

- Одномерный сравнительный анализ – данные сопоставляются по одному или нескольким показателям одного объекта или сопоставляется несколько объектов по одному показателю;

- Многомерный сравнительный анализ – проводится сопоставление результатов деятельности нескольких субъектов по нескольким показателям.

Обязательным условием использования приема сравнения является сопоставимость показателей, так как сравнивать можно только качественно однородные величины. Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, — необходимость обеспечения сопоставимости показателей,по­скольку сравнивать можно только качественно однородные ве­личины.

Несопоставимость показателей может быть вызвана разными причинами: разным уровнем цен, объемов деятельности, струк­турными изменениями, неоднородностью качества продукции, разными отрезками времени, за которые были исчислены срав­ниваемые показатели, неодинаковыми исходными условиями деятельности (техническими, природными, климатическими и так далее), разной методикой расчета показателей, изменением учетной политики предприятия и другие. Для обеспечения сопоста­вимости сравниваемые показатели надо приводить к единой базе по перечисленным выше факторам.

В первую очередь необходимо принимать во внимание рост цен в связи с инфляцией, оказывающей влияние на величину всех стоимостных показателей (стоимость произведенной и ре­ализованной продукции, выручку, себестоимость, прибыль, раз­мер материальных затрат, запасов, основных средств и так далее). Чтобы нейтрализовать влияние данного фактора, сравниваемые показатели выражают в одних и тех же ценах.

К примеру, для обеспечения сопоставимости валовой про­дукции ее физический объем в отчетном и базисном периодах выражают в ценах базисного периода:

 

,

где и физический объем производства -го вида продук­ции соответственно в отчетном и базисном периодах;

цена -го вида продукции в базисном периоде.

В нашем примере (табл. 4.1) действительный прирост вало­вой продукции равен

.

Если же определить его, не обращая внимания на разную сто­имостную оценку, то получаем завышенный показатель прироста:

.

Таблица 4.1 — Нейтрализация влияния стоимостного фактора на объем производства продукции

 

 

Изде­лие Прошлый период Отчетный период Объем производства отчетного периода в ценах базисного периода
количе­ство, шт. цена, руб. сумма, тыс. руб. количе­ство, шт. цена, руб. сумма, тыс. руб. количе­ство, шт. цена, руб. сумма, тыс. руб.
А 10 000 27,25 272,5 12 000 12 000 27,25
Б 37,50 187,5 37,50
В 20 000 25,50 2 0000 20 000 25,50
и т.д.                  
Итого

Многие показатели могут быть несопоставимыми из-за изме­нения масштабов деятельности предприятия. К примеру, если сравнить сумму затрат отчетного года ) с затратами базисного периода ( ), то разность этих показателей будет обусловлена не только изменением уровня себестоимости продукции, но и изменениями в объеме производства продук­ции. Чтобы привести затраты в сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для чего перемен­ную сумму затрат базисного периода надо пересчитать на фак­тический объем производства продукции отчетного перио­да ) и после этого сравнить с суммой затрат отчетно­го периода (табл. 4.2):

.

где — переменные затраты на единицу продукции -го вида;

— постоянные затраты на весь выпуск продукции в иссле­дуемом периоде, не зависящие от его объема.

Таблица 4.2 — Нейтрализация влияния объемного фактора на сумму затрат предприятия

Вид продук­ции   Переменные затраты на единицу продукции, тыс. руб. Фактический объем произ­водства про­дукции от­четного пе­риода, шт. Сумма переменных за­трат на фактический объем производства от­четного периода, млн руб.
    to t1     to t1
А   12 000
Б
Итого

Сумма постоянных затрат:

прошлого периода — 300 лн руб.; отчетного периода — 320 млн руб.

Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще всего объем полученной продукции приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая ее количе­ство. Типичный пример — изменение жирности молока (табл. 4.3).

 

 

Таблица4.3 —Нейтрализация влияния качества молока на объем его производства и себестоимость

 

Показатель Прошлый период Отчетный период Отчетный период к прошлому, %
Затраты на производство молока, тыс. руб. 15 000 19 800
Жирность молока, % 3,5 3,3 94,3
Базисная жирность, % 3,4 3,4
Объемы производства молока, ц:      
• по фактической жирности 25 000 30 000
• по базисной жирности 25 735 29 117 113,1
Себестоимость 1 ц молока, руб.:      
• по фактической жирности
• по базисной жирности 116,6

 

Как видно из таблицы, показатели, рассчитанные с учетом жирности молока, существенно отличаются от показателей, оп ределенных без нейтрализации качественного фактора: объем производства молока без учета жирности выше прошлогоднего на 20%, а в пересчете на базисную жирность — на 13,1%. Фак­тический уровень себестоимости молока без учета его жирнос­ти составляет 660 руб., а в пересчете на базисную — 680 руб. В первом случае она повысилась на 10%, а во втором— на 16,6%.

Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой структуре, необходимо фактический объем производства про­дукции пересчитать на структуру базисного периода:

;

,

где общий объем производства продукции; - удельный вес - го вида продукции в общем выпуске;

цена - го вида продукции.

;

В приведенном примере (табл. 4.4) существенно изменилась структура производства: доля дорогостоящей продукции увели­чилась, а дешевой уменьшилась, в результате чего объем произ­водства продукции в стоимостном выражении увеличился на 2% . Если же нейтрализовать влияние структурного фактора, то выпуск продукции уменьшится на 10% . Это более объективная оценка работы предприятия, поскольку по трудоемкости оба изделия примерно одинаковы.

 

Таблица 4.4 — Объем и структура производства продукции

Вид продукции Цена, тыс. руб. Объем производства, шт. Удельный вес
        to t to t
Пальто с воротником из нату­рального меха 0,5 0,7
Пальто с воротником из искус­ственного меха 0,5 0,3
Итого 10 000 1,0 1,0

 

Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть дос­тигнута, если вместо абсолютных величин применить средние или относительные величины. Нельзя, например, сравнивать без учета производственной базы предприятия такие абсолютные показате­ли, как объем производства продукции, сумма прибыли и так далее. Но если вместо абсолютных показателей взять относительные, напри­мер производство продукции на одного работника, сумма прибы­ли на рубль активов, то такие сопоставления весьма корректны.

В некоторых случаях для обеспечения сопоставимости пока­зателей используются поправочные коэффициенты.

Особенно нужно быть внимательным в отношении методи­ческого несоответствия показателей. Оно может не только иска­зить результаты сравнения, но и вообще изменить смысл. На­пример, фондоотдача может быть исчислена по всей сумме ос­новных фондов, по основным производственным фондам или только по активной их части. Поэтому, чтобы обеспечить пра­вильность выводов, нужно добиться тождества показателей по методике их расчета.

Очень важно также при сравнении показателей обеспечить их сопоставимость по природно-климатическим условиям. Осо­бенно это актуально для сельского хозяйства. Нахождение пред­приятий в различных природно-экономических зонах оказыва­ет существенное влияние на выход продукции, уровень пере­менных и постоянных затрат, трудоемкость продукции и так далее. Для обеспечения сопоставимости показателей по этому фактору выделяют долю прироста показателей, обусловленного климати­ческими и территориальными особенностями, с последующим устранением их влияния.

Необходимо обращать внимание на сезонный характер неко­торых показателей. Например, накапливаются запасы товаров к сезону, создаются запасы кормов на зимний период, возрастает коэффициент оборачиваемости капитала в период деловой ак­тивности предприятия и так далее.

Следует не допускать также, чтобы сравниваемые показатели были неоднородны по составу затрат, количеству учитываемых объектов и др. Нельзя, например, сопоставлять показатели цеха и показатели завода в целом, себестоимость произведенной и себестоимость реализованной продукции, брутто-прибыль и чи­стую прибыль предприятия и так далее.

Несопоставимость показателей может быть вызвана измене­ниями в учетной политике предприятия, способными радикаль­но повлиять на формирование операционных затрат, финансо­вых результатов и финансовое состояние предприятия, что также надо учитывать при анализе. В частности, действующие нор­мативные акты допускают следующие способы регулирования доходов и расходов предприятия:

• изменение стоимостных границ отнесения имущества к ос­новным средствам или к оборотным активам, что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами отнесения их на затраты;

• изменение метода переоценки основных средств: путем ин­дексации первоначальной стоимости с использованием сред­нестатистических коэффициентов пересчета или прямым пе­ресчетом первоначальной стоимости в цены, сложившиеся на дату переоценки на соответствующие виды основных средств, от чего зависят фонд переоценки имущества (доба­вочный капитал), сумма амортизационных отчислений и как результат — величина операционных затрат, прибыли и соб­ственного капитала предприятия;

• применение различных методов переоценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним;

• использование метода ускоренной амортизации по активной части основных средств также приводит к увеличению себе­стоимости продукции и уменьшению суммы прибыли, а сле­довательно, и налогов на прибыль;

• изменение метода оценки потребленных производственных запасов (NIFO, FIFO, LIFO);

• изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (по фактическим за­тратам или равномерными частями за счет созданного ре­монтного фонда);

• изменение сроков амортизации расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продук­ции и уменьшению прибыли отчетного периода;

• изменение метода определения прибыли от реализации про­дукции (по моменту отгрузки продукции или моменту ее оп­латы).

Таким образом, основными способами приведения показате­лей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факто­ров путем приведения их к единому базису, а также использо­вание средних и относительных величин, поправочных коэффи­циентов, методов пересчета и так далее.

 

Способ группировки

Группировка инфор­мации — деление массы изучаемой совокупности объек­тов на качественно однородные группы по соответ­ствующим признакам. При группировке инди­видуальные величины показателей заменяются среднегрупповыми В результате этого взаимно погашаются разные случай­ные отклонения, вызванные неявным воздействием других факторов, поэтому взаимосвязь проявляется более четко.

Правильная группировка информации дает воз­можность изучать зависимость между показателями, более глу­боко разобраться в сущности изучаемых явлений, системати­зировать материалы анализа, определить главное, характерное и типичное.

1. В зависимости от задач используются следующие группировки:

типологические – В результате такой группировки выделяются социально-экономические типы. Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д. ;

– структурные – Структурные группировки позволяют изучать внутрен­нее строение показателей, соотношения в нем отдельных час­тей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по степени выполнения плана производства про­дукции, снижению ее себестоимости и т.д.;

– аналитические – Аналитические (причинно-следственные) группиров­ки используются для определения наличия, направления и фор­мы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количествен­ного выражения) или количественной.

2. По сложности построения различают:

– простые – С помощью простых груп­пировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппиро­ванными по какому-либо одному признаку;

– комбинированные – В комбини­рованных группировках деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы - по другому признаку и так далее.

(Таким образом, могут быть построены двух-, трехуровневые группировки. Они позволяют изучать очень разнообразные и сложные взаимосвязи. Но не­обходимо отметить и их существенный недостаток. Построение таких группировок отличается высокой трудоемкостью, а полу­ченные результаты очень трудно воспринимаются. Поэтому для изучения сложных взаимосвязей лучше такую группировку заменить несколькими простыми.)

При построении группировок важно правильно выбрать количество групп и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа.

Методика построения группировок коротко может быть определена в виде следующего алгоритма:

1) определение цели анализа;

2) сбор необходимых данных по всей совокупности объек­тов;

3) ранжирование совокупности по выбранному для группи­ровки признаку;

4) выбор интервала распределения совокупности и ее деле­ние на группы;

5) определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам;

6) анализ полученных средних величин, определение взаимо­связи и направления воздействия факторных показателей на изу­чаемый результат.

В случае построения комбинированных группировок этот алгоритм расширяется за счет повтора (несколько раз) четвер­того и пятого пунктов.

 

4.4. Использование относительных и средних вели­чин в анализе хозяйственной деятельности

Абсолютные величины показывают количественные раз­меры явления в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости и т.д. безотносительно к размеру других явлений.

Относительные показатели отражают соотношение ве­личины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другое время или по другому объекту. Относительные показатели по­лучают в результате деления одной величины на другую, кото­рая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые.

Относительные величины выражаются в форме коэффициен­тов (при базе 1), процентов (при базе 100), промиле (при базе 1000).

В АХД используются следующие виды относительных величин:

- относительная величина планового заданияпредстав­ляет собой отношение планового уровня показателя текущего года к его уровню в прошлом году или к среднему за три-пять предыдущих лет.

- относительная величина выполнения плана представ­ляет собой отношение фактического уровня показателя к его плановому уровню

- относительная величина динамики. Их определяют путем деления величины показа­теля текущего периода на его уровень в предыдущем периоде (месяце, квартале, году). .Называются они темпами роста (при­роста) и выражаются обычно в процентах или коэффициентах. Относительные величины динамики могут быть базисными и цепными. В первом случае каждый следующий уровень дина­мического ряда сравнивается с базисным годом, а в другом – уровень показателя следующего года относится к предыдущему;

- показатель структуры - это относительная доля (удель­ный вес) части в общем, выраженная в процентах или коэффи­циентах. (Например, удельный вес посевов зерновых культур в общей посевной площади, удельный вес рабочих в общем ко­личестве работников предприятия);

- относительные величины координации представляют собой соотношение частей целого между собой, например, ак­тивной и пассивной части основных производственных фондов, силовых и рабочих машин, собственного и заемного капитала;

- относительными величинами интенсивности называ­ются те, которые характеризуют степень распространенности, раз­вития какого-либо явления в соответствующей среде, например, степень заболеваемости населения, процент рабочих высшей ква­лификации;

- относительные величины эффективности - это соотно­шение эффекта с ресурсами или затратами, (например, произ­водство продукции на 100 га сельскохозяйственной площади, на один рубль затрат, на одного рабочего и т.д.).

Сред­ней величиной называется обобщенная количественная характеристика совокупности однородных явле­ний по какому-либо признаку.

В средней величине отражаются общие, характерные, типичные черты изучаемых явлений по соответствующему признаку. Она показывает общую меру этого признака в изучаемой совокупности, т.е. одним чис­лом характеризует всю совокупность объектов. С помощью средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов, (например, районы по уровню урожайности культур, предпри­ятия по уровню оплаты труда и т.д.)

В АХД используются разные типы средних величин:

среднеарифметическая простая

среднеарифметическая взвешенная

среднегармоническая взвешенная

среднегеометрическая

среднеквадратическая простая

среднеквадратическая взвешнная

среднехронологическая и др.

 

При использовании средних величин в АХД следует учиты­вать, что они дают обобщенную характеристику явлений, основываясь на массовых данных. (Нередко бывает, что за общими средними показателями, которые выглядят довольно неплохо, скрываются результаты плохо работающих бригад, цехов и других хозяйственных под­разделений. За средними данными не видны и достижения пе­редовиков производства). Поэтому при анализе необходимо рас­крывать содержание средних величин, дополняя их среднегрупповыми, а в некоторых случаях и индивидуальными показателями.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.