Здавалка
Главная | Обратная связь

Способ пропорционального деления и долевого участия



В ряде случаев для определения величины влияния факторов на прирост результативного показателя может быть использован способ пропорционального деления.Это касается тех случаев, ког­да мы имеем дело с аддитивными моделями , и моделя­ми кратно-аддитивного типа:

 

В первом случае, когда имеем одноуровневую модель типа расчет проводится следующим образом:

 

 

Например, уровень рентабельности повысился на 8% в свя­зи с увеличением суммы прибыли на 1000 тыс. руб. При этом прибыль возросла за счет увеличения объема продаж на 500 тыс. руб., за счет роста цен — на 1700 тыс. руб., а за счет роста себе­стоимости продукции снизилась на 1200 тыс. руб. Определим, как изменился уровень рентабельности за счет каждого фактора:

 

Методика расчета для смешанных моделей несколько слож­нее. Взаимосвязь факторов в комбинированной модели можно проиллюстрировать (рис. 5.1).

Рисунок 5.1 Схема взаимодействия факторов

Здесь сначала с помощью способа цепной подстановки необ­ходимо определить, как изменился результативный показатель за счет факторов А и В, азатем способом пропорционального деления или долевого участия рассчитать влияние факторов вто­рого порядка, определяющих показатель В.

К примеру, себестоимость тоннокилометра (ткм) зависит от суммы затрат на содержание и эксплуатацию автомобиля ( ) и среднегодовой его выработки ( ):

Установлено, что за счет снижения среднегодовой выработки автомобиля себестоимость 1 ткм повысилась на 180 руб. При этом известно, что выработка снизилась:

а)из-за сверхплановых простоев машин — на 5000 ткм;

б)сверхплановых холостых пробегов — на 4000 ткм;

в)неполного использования грузоподъемности — на 3000 ткм.
Всего — на 12 000 ткм.

Можно определить изменение себестоимости под влиянием факторов второго уровня:

 

 

Для решения такого типа задач можно использовать также спо­соб долевого участия. Для этого сначала определяется доля каждо­го фактора в общей сумме их приростов, которая затем умножает­ся на общий прирост результативного показателя (табл. 5.5):

 

Таблица 5.5 Расчет влияния факторов на результативный показатель способом долевого участия

Фактор Изменение годо­вой выработки автомобиля, ткм Доля фактора в общем измене­нии годовой вы­работки, % Изменение уров­ня себестоимо­сти 1 ткм, руб.
Сверхплановые простои машин (D) -5000 41,67 +75,0
Сверхплановые холо­стые пробеги (N) -4000 33,33 +60,0
Неполное использова­ние грузоподъемности машин (М) -3000 25,00 +45,0
Итого -12 000 100,00 +180,0






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.