Организационные причины деградации пастбищ
Анализируя причины низкой эффективности комплекса мер по управлению процессами охраны, восстановления, эксплуатации пастбищ Черных земель и работами по фитомелиорации следует сказать следующее. Первая причина - отсутствие Комплексной программы по предотвращению процесса опустынивания и восстановлению продуктивности деградирования пастбищ. Вопрос этот надо рассматривать в комплексе мер препятствующих возможности нарушения нормального воспроизводства продуктивности пастбищ. Главная цель программы должна быть не в том, чтобы обеспечить животноводство региона кормами любой ценой (как решалось в советское время), а в том, чтобы обеспечить достаточное производство кормов дешевых, за счет потенциала пастбищ, приведя в экологическое равновесие хозяйственные потребности с биологическими возможностями фитоценозов (пастбищ аридной зоны). В условиях сложившегося хозяйственного механизма, когда хозяйства заинтересованы не в восстановлении пастбищ, а в получении максимального количества дешевого корма и выполнении плана с минимальными издержками, когда план по производству продукта и задание по улучшению пастбищ хозяйству устанавливается одним органом (РАПО), когда контрольные функции за правилами использования земель находятся тоже в РАПО (или Агропроме) - решение проблемы улучшения пастбищ делается невозможным. Восстановить или улучшить пастбища можно в том случае, если освободить их от скота на время улучшения. Поскольку хозяйство живет за счет производства продукции, и поголовье ему планируется на всю площадь пастбищ, хозяйство (район или республика), имея план производства продукции животноводства, никогда не пойдет на освобождение пастбищ. Поэтому, поскольку хозяйственная и природоохранная деятельность внутри одного ведомства вступают в противоречие приводящее сначала к уничтожению части основных средств производства (пастбищ), а затем и самого производства (животноводства) решить этот вопрос можно только в том случае, если вывести его за рамки отрасли. Это вторая причина. Третья причина - несогласованность и нескоординированность действий многих исполнителей. Располагая небольшими мощностями в регионе, предприятия Минлесхоза РСФСР, Госагропрома РСФСР, Минводхоза. РСФСР и др. вели работы на ничтожно малых площадях - по 300-400 га. В случае удачно проведенных работ (а в аридной зоне это закономерно) такие участки становились зелеными оазисами, где концентрировалось поголовье диких и домашних животных и уберечь от потрав мелкие контуры невозможно. Распыленность средств и усилий при попытке закрепить развеваемые пески на большей площади тоже усугубляли проблему. Четвертая причина - отсутствие прочной научной базы в регионе Западного Прикаспия по вопросу ведения пастбищного хозяйства. Ни в одном из имеющихся в регионе институтов нет даже лабораторий пастбищного хозяйства, лабораторий интродукции и селекции пастбищных растений. Имеющиеся отделы и станции различных институтов (ВНИАЛМИ, ВНИИК, КНИИМС) решали задачи своих отраслей, не координируя своипланы научных работ с общей задачей восстановления и использования пастбищ аридной зоны. . Пятая причина - несовершенство системы планирования и финансирования мелиоративных работ. При планировании не учитывается реальное состояние природных ресурсов, в частности, состояние пастбищ, динамика их сбоя, фактическая кормоемкостъ. Отчеты службы землеустройства, даже на том уровне достоверности, который они имеют сегодня, не принимаются во внимание при планировании выходного поголовья скота, уровня обеспеченности кормами, продуктивности и, наконец, объемов производства животноводческой продукции Поэтому, поскольку хозяйственная и природоохранная деятельность внутри одного ведомства вступают в противоречие приводящее сначала к уничтожению части основных средств производства (пастбищ), а затем и самого производства (животноводства) решить этот вопрос можно только в том случае, если вывести его за рамки отрасли. Это вторая причина. Третья причина - несогласованность и нескоординированность действий многих исполнителей. Располагая небольшими мощностями в регионе, предприятия Минлесхоза РСФСР, Госагропрома РСФСР, Минводхоза. РСФСР и др. вели работы на ничтожно малых площадях - по 300-400 га. В случае удачно проведенных работ (а в аридной зоне это закономерно) такие участки становились зелеными оазисами, где концентрировалось поголовье диких и домашних животных и уберечь от потрав мелкие контуры невозможно. Распыленность средств и усилий при попытке закрепить развеваемые пески на большей площади тоже усугубляли проблему. Четвертая причина - отсутствие прочной научной базы в регионе Западного Прикаспия по вопросу ведения пастбищного хозяйства. Ни в одном из имеющихся в регионе институтов нет даже лабораторий пастбищного хозяйства, лабораторий интродукции и селекции пастбищных растений. Имеющиеся отделы и станции различных институтов (ВНИАЛМИ, ВНИИК, КНИИМС) решали задачи своих отраслей, не координируя своипланы научных работ с общей задачей восстановления и использования пастбищ аридной зоны. . Пятая причина - несовершенство системы планирования и финансирования мелиоративных работ. При планировании не учитывается реальное состояние природных ресурсов, в частности, состояние пастбищ, динамика их сбоя, фактическая кормоемкостъ. Отчеты службы землеустройства, даже на том уровне достоверности, который они имеют сегодня, не принимаются во внимание при планировании выходного поголовья скота, уровня обеспеченности кормами, продуктивности и, наконец, объемов производства животноводческой продукции. Поэтому, поскольку хозяйственная и природоохранная деятельность внутри одного ведомства вступают в противоречие приводящее сначала к уничтожению части основных средств производства (пастбищ), а затем и самого производства (животноводства) решить этот вопрос можно только в том случае, если вывести его за рамки отрасли. Это вторая причина. Третья причина - несогласованность и нескоординированность действий многих исполнителей. Располагая небольшими мощностями в регионе, предприятия Минлесхоза РСФСР, Госагропрома РСФСР, Минводхоза. РСФСР и др. вели работы на ничтожно малых площадях - по 300-400 га. В случае удачно проведенных работ (а в аридной зоне это закономерно) такие участки становились зелеными оазисами, где концентрировалось поголовье диких и домашних животных и уберечь от потрав мелкие контуры невозможно. Распыленность средств и усилий при попытке закрепить развеваемые пески на большей площади тоже усугубляли проблему. Четвертая причина - отсутствие прочной научной базы в регионе Западного Прикаспия по вопросу ведения пастбищного хозяйства. Ни в одном из имеющихся в регионе институтов нет даже лабораторий пастбищного хозяйства, лабораторий интродукции и селекции пастбищных растений. Имеющиеся отделы и станции различных институтов (ВНИАЛМИ, ВНИИК, КНИИМС) решали задачи своих отраслей, не координируя своипланы научных работ с общей задачей восстановления и использования пастбищ аридной зоны. . Пятая причина - несовершенство системы планирования и финансирования мелиоративных работ. При планировании не учитывается реальное состояние природных ресурсов, в частности, состояние пастбищ, динамика их сбоя, фактическая кормоемкостъ. Отчеты службы землеустройства, даже на том уровне достоверности, который они имеют сегодня, не принимаются во внимание при планировании выходного поголовья скота, уровня обеспеченности кормами, продуктивности и, наконец, объемов производства животноводческой продукции Поэтому, поскольку хозяйственная и природоохранная деятельность внутри одного ведомства вступают в противоречие приводящее сначала к уничтожению части основных средств производства (пастбищ), а затем и самого производства (животноводства) решить этот вопрос можно только в том случае, если вывести его за рамки отрасли. Это вторая причина. Третья причина - несогласованность и нескоординированность действий многих исполнителей. Располагая небольшими мощностями в регионе, предприятия Минлесхоза РСФСР, Госагропрома РСФСР, Минводхоза. РСФСР и др. вели работы на ничтожно малых площадях - по 300-400 га. В случае удачно проведенных работ (а в аридной зоне это закономерно) такие участки становились зелеными оазисами, где концентрировалось поголовье диких и домашних животных и уберечь от потрав мелкие контуры невозможно. Распыленность средств и усилий при попытке закрепить развеваемые пески на большей площади тоже усугубляли проблему. Четвертая причина - отсутствие прочной научной базы в регионе Западного Прикаспия по вопросу ведения пастбищного хозяйства. Ни в одном из имеющихся в регионе институтов нет даже лабораторий пастбищного хозяйства, лабораторий интродукции и селекции пастбищных растений. Имеющиеся отделы и станции различных институтов (ВНИАЛМИ, ВНИИК, КНИИМС) решали задачи своих отраслей, не координируя своипланы научных работ с общей задачей восстановления и использования пастбищ аридной зоны. . Пятая причина - несовершенство системы планирования и финансирования мелиоративных работ. При планировании не учитывается реальное состояние природных ресурсов, в частности, состояние пастбищ, динамика их сбоя, фактическая кормоемкостъ. Отчеты службы землеустройства, даже на том уровне достоверности, который они имеют сегодня, не принимаются во внимание при планировании выходного поголовья скота, уровня обеспеченности кормами, продуктивности и, наконец, объемов производства животноводческой продукции.В регионе площадь пастбищ уменьшилась на 500 тыс. га за счет При нерешенности вопроса об источниках финансирования работ по закреплению песков и восстановлению пастбищ региона плановых заданий по этим видам работ не устанавливалось. За выполнение этого вида работ не предусматривалось мер морального или материального поощрения как фактора признания полезности для общества. Определив пять основных причин низкой эффективности организационно-хозяйственных мер по борьбе с опустыниванием Черных земель в период наибольшего развития опустынивания (80 – е годы), которые можно сформулировать как отсутствие комплексной целевой программы в регионе, несовершенство организационной структуры управления процессом охраны пастбищных ресурсов региона, слабая научно-производственная база и несоответствие форм и методов планирования фитомелиоративных работ в регионе - можно определить пути решения этой важной для региона задачи.[1] ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|