Здавалка
Главная | Обратная связь

Правовые основы организации платежной системы Республики Беларусь



Национальная платежная система Республики Беларусь (далее – НПС) представляет собой совокупность банковских и других финансовых институтов, платёжных инструментов, банковских правил и процедур, а также межбанковских систем перевода денежных средств, обеспечивающих их обращение внутри страны и взаимодействие с зарубежными платежными системами.

Под банковскими и другими финансовыми институтами, оказывающими платёжные услуги, понимаются её участники, которые имеют право на такую деятельность. По законодательству Республики Беларусь ведение счетов и обеспечение безналичных платежей рассматриваются как банковская деятельность, и поэтому только банки и небанковские кредитно-финансовые организации, при наличии лицензии национального банка Республики Беларусь, вправе оказывать данные услуги. Субъекты хозяйствования, действующие в реальном секторе экономики и на финансовом рынке, осуществляют всевозможные платежи только через посредника банк, где открываются их счета, и выступают лишь как инициаторы платежа и клиенты платежной системы, но не ее участники [16].

Особое место среди участников платежной системы занимает национальный банк Республики Беларусь, так как в соответствии со статьями 25, 32 Банковского кодекса РБ от 25 октября 2000 г. № 441–3 одной из основных целей деятельности национального банка Республики Беларусь является организация эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы [1].

Национальный банк вправе:

– определять основные направления совершенствования платежной системы страны;

– устанавливать правила, формы, сроки и стандарты проведения безналичных и наличных расчетов и ответственность за их нарушение;

– вести ведомственный архив данных для статистической обработки и подтверждать информацию об операциях, осуществляемых при проведении межбанковских расчетов.

Исходя из своих прав, национального банка Республики Беларусь 29 марта 2001 года издал Постановление Правления № 66 «Об утверждении Инструкции о банковском переводе» в которой говорится, что настоящая Инструкция определяет порядок осуществления безналичных расчетов в белорусских рублях и иностранной валюте в форме банковского перевода и обязательна для исполнения национального банка Республики Беларусь, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями (банки), другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (юридические лица) и физическими лицами. Эта Инструкция ежегодно дополняется и изменяется с учётом различных факторов, которые происходят в банковской сфере [16].

В национальном банке Республики Беларусь имеется собственный ограниченный круг клиентов, которым открыты счета для совершения платежей, однако главная роль национального банка Республики Беларусь как организатора платежной системы заключается в ведении и регулировании корреспондентских счетов коммерческих банков и собственного межфилиального счета. Платежи по этим счетам производятся через Белорусский межбанковский расчетный центр (далее — БМРЦ), который выступает техническим оператором АС МБР. Под регулированием корреспондентских счетов понимают различные механизмы, используемые национальным банком Республики Беларусь в процессе управления кредитными и ликвидными рисками и их сдерживания при предоставлении дополнительных средств коммерческим банкам на осуществление межбанковских расчетов. Дополнительные средства необходимы для поддержания дневной ликвидности коммерческих банков и завершения всех платежей, поскольку расчеты осуществляются в пределах средств на корреспондентских счетах, и их превышение не допускается. Национальный банк Республики Беларусь, при недостаточности рынка межбанковских кредитных ресурсов выступающий в качестве кредитора последней инстанции, выделяет средства участникам расчетов в форме:

– ломбардных кредитов, то есть кредитов, обеспеченных ценными бумагами, входящими в Ломбардный список, которые предоставляются как на один день (кредиты "овернайт"), так и на срок до 30 дней;

– сделок РЕПО, то есть покупки у банков государственных ценных бумаг на условиях их обратной продажи через определенный срок;

– сделок СВОП, то есть покупки у банков иностранной валюты на условиях их обратной продажи через определенный срок;

– разрешений на использование средств фонда обязательных резервов в установленных пределах на бесплатной основе и без залога;

– встречного обмена депозитами в национальной и иностранной валютах;

– переучета векселей субъектов хозяйствования.

В рамках регулирования национального банка Республики Беларусь корреспондентских счетов возможно и изъятие избыточной ликвидности для повышения доходности активов коммерческого банка [16].

 

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что платежная система есть совокупность законодательно регулируемых элементов, обеспечивающих совершение платежей между сторонами в процессе выполнения ими своих обязательств. Платежная система формирует всю совокупность безналичного денежного оборота при помощи особых инструментов и методов, по установленным в данном государстве правилам.

Устойчивая и быстродействующая платежная система, обеспечивающая потребности банков, экономических институтов, субъектов хозяйствования в проведении расчетов, – необходимая предпосылка эффективного функционирования экономики страны [3, с. 152].

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.