Здавалка
Главная | Обратная связь

Перспективы развития платежной системы Республики Беларусь



Глобальный финансово-экономический кризис не мог обойти стороной и Беларусь, которая имеет обширные мирохозяйственные связи и достаточно открытую экономику. Поэтому в таких условиях особую значимость приобрело надежное функционирование платежной системы страны, позволяющее поддерживать на должном уровне расчетно-платёжные отношения между субъектами хозяйствования, формирование и расходование бюджетных средств, функционирование финансового рынка. Для всех участников экономического процесса в условиях высокой инфляции важную роль играет скорость прохождения платежей при минимальных расчетных рисках [16].

Успешная реализация Основных направлений денежно-кредитной политики РБ и экономический рост в 2008 году в значительной мере были обеспечены за счет эффективного, надежного и безопасного функционирования НПС [14].

Во избежание системного кризиса в стране особое внимание со стороны национального банка Республики Беларусь должно быть уделено поддержке ликвидности банков, на долю которых приходится наибольший удельный вес в платежном обороте.

В связи с этим, основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год предусматривалось обеспечивать надежное и безопасное функционирование платежной системы государства, повышение её эффективности за счет реализации таких мероприятий, как:

– дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы НПС и системы безналичных расчетов, тарифной политики в сфере предоставления платежной системой услуг пользователям;

– усиление надзора за платежной системой со стороны национального банка Республики Беларусь;

– повышение экономической и эксплуатационной эффективности компонентов инфраструктуры платежной системы, производительности и пропускной способности функциональных компонентов АС МБР при минимизации всех видов рисков;

– анализ и мониторинг состояния АС МБР и выявление на этой основе резервов ее дальнейшего развития;

– продолжение работы по модернизации программно-технической инфраструктуры АС МБР, формированию на территории РБ единого расчетного и информационного пространства, созданию условий для расширения границ расчетного обслуживания граждан по принципу "одного окна";

– расширение сферы применения электронного документооборота в платежной системе;

– внедрение современного центра управления ключевой информацией для повышения безопасности расчетов в платежной системе;

– поддержание параметра доступности банков к АС МБР на уровне не ниже 99,5 % дневного фонда рабочего времени;

– проведение согласованной и экономически обоснованной процентной и тарифной политики, направленной на обеспечение сбалансированности экономических интересов участников, систем расчетов по розничным платежам.

Концепцией развития национальной платежной системы Республики Беларусь до 2010 года с учетом мировых тенденций, утвержденной постановлением Правления национального банка Республики Беларусь от 26.05.2004 № 84, была очерчена среднесрочная стратегия развития национальной платежной системы, направленная на дальнейшее повышение её эффективности, надежности и безопасности на основе совершенствования организационной структуры системы межбанковских расчетов, развития и совершенствования систем стандартизации и сертификации, использования накопленного отечественного и международного опыта в области организационного, нормативно-правового и технологического обеспечения [2].

Переход с 5 января 2009 года на обработку всех межбанковских платежей в систему BISS требовал от банков качественно нового подхода к управлению платежами и ликвидностью.

Решению данной задачи способствовало грамотное применение составного платежного сообщения формата, чтобы этот формат использовался главным образом для осуществления несрочных клиентских платежей на небольшие суммы.

Функционирование системы BISS дало возможность исключить представление платежных документов на бумажном носителе, сокращение бумажного документооборота, увеличение доступности платежных услуг конечным пользователям за счет диверсификации каналов доставки платежных инструкций в банк [16].

Расширение электронного документооборота также позволило ускорить оборачиваемость денежных средств в платежной системе за счет автоматизации процесса обработки платежных инструкций на всех стадиях их движения – от направления платежных документов в банк до их доставки бенефициару, и, в конечном итоге, снизить расходы банка и субъектов хозяйствования, связанные с обработкой документов на бумажных носителях.

В настоящее время национальный банк Республик Беларусь большое внимание уделяет модернизации программой и технической базы осуществления межбанковских расчетов, проводимой в рамках развития современных информационных технологий в данной области. Развитие программно-технической инфраструктуры проводится поэтапно в соответствии с разработанными и утвержденными нормативными правовыми актами национального банка Республики Беларусь и планами [16].

Для обеспечения эффективности, надежности и безопасности АС МБР требуется разработка адекватных и эффективных механизмов мониторинга, управления и контроля, присутствующих в системе различных типов рисков.

Согласно международной практике, в платежной системе принято выделять следующие риски, имеющие потенциальную возможность вызывать системный риск:

– операционный риск, который может служить источником расчетного риска;

– расчетный риск, объединяющий кредитный риск и риск ликвидности и имеющий свойство распространяться по системе, перетекая в системный.

Управление рисками осуществляется на базе мероприятий, направленных на полное соответствие национальной платежной системы Ключевым принципам для системно значимых платежных систем Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (далее – КП) [9, с. 121].

Выявление системного риска осуществляется посредством постоянного мониторинга и анализа процесса обработки платежей в системе межбанковских расчетов. Предотвращение системного риска связано также с совершенствованием процедур обеспечения банков дневной ликвидностью.

Одним из приоритетных мероприятий по предотвращению операционного риска является обеспечение надзора за состоянием и функционированием программно-технической инфраструктуры АС МБР. Главным управлением платежной системы уже начата работа в данном направлении. Постановлением Правления национального банка №145 от 20.07.2007г. утверждена Концепция осуществления надзора за платежной системой РБ [1].

Развитие АС МБР осуществлялось в соответствии с Программой развития банковского сектора экономики РБ на 2006–2010 годы, и было направлено на обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования НПС [9, с. 120].

В 2008–2010 годах были продолжены работы по дальнейшему развитию и совершенствованию платежной системы, в первую очередь направленные на обеспечение надежного, безопасного и эффективного функционирования АС МБР:

– реализация мероприятий по повышению производительности центрального вычислительного комплекса;

– модернизация и развитие центрального архива межбанковских расчетов;

– внедрение комплексной системы информационной безопасности АС МБР;

– модернизация и развитие системы нормативно-справочной информации;

–модернизация и развитие системы управления программно-техническим комплексом АС МБР;

– создание полномасштабной системы резервного копирования и архивирования АС МБР.

В целях развития в Беларуси рынка розничных банковских услуг и системы безналичных расчетов по розничным платежам Правлением национального банка Республики Беларусь приняты в 2004 году Концепция развития розничных банковских услуг в Республики Беларусь до 2010 года и в 2005 году – Концепция развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам до 2010 года. Основными целями указанных документов являются: увеличение числа клиентов, объемов привлекаемых банками ресурсов и улучшение их структуры, рост возможностей банков по проведению активных и посреднических операций, а также увеличение доли безналичных расчетов при совершении розничных платежей и, как следствие, сокращение наличного денежного оборота. В рамках реализации задач, определенных упомянутыми Концепциями, в республике проводилась работа по созданию единого расчетного и информационного пространства для оплаты услуг через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, организации почтовой и электрической связи [16].

Создание единого расчетного и информационного пространства позволило гражданам осуществлять оплату коммунальных и иных услуг в банковских и почтовых организациях, а также с использованием устройств самообслуживания (инфокиосков и банкоматов) по принципу "одного окна" на основании единого лицевого счета.

В заключении можно сделать вывод о том, что национальный банк Республик Беларусь осуществлен ряд мер по совершенствованию платежной системы, что позволило значительно улучшить основные показатели её работы, расширить спектр услуг, предоставляемых банкам-участникам. Вместе с тем в платежной системе Беларуси есть резервы для дальнейшего развития, которые необходимо было использовать. В этой связи следует разработать и внедрить новый проект программно-технической инфраструктуры АС МБР, позволяющий значительно повысить эффективность, надежность, безопасность ее функционирования и минимизировать затраты на эксплуатацию. В предстоящий период в платежной системе требуется обеспечить равномерность отправки банками платежей в АС МБР, полный переход на электронный документооборот, расширить применение банками для работы с клиентами сертифицированной системы класса "Клиент-банк", ускорить создание единого удостоверяющего центра электронной цифровой подписи для банковской системы Беларуси.

Замечания:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.