Область применения программы
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«КАНИС-ТЕРАПИЯ»
(квалификация «волонтер»)
Барнаул 2013 г.
Программа учебного курса «КАНИС-ТЕРАПИЯ» (квалификация «волонтер») разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности высшего профессионального образования (далее ВПО) 030300 Психология (бакалавр) и Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 111701 Кинология как программа дополнительного образования.
Организация-разработчик: ООО «Консультационный Центр «ДРУГ» совместно с МРОО «Сибирская ассоциация поддержки канис-терапии».
Разработчик:
Н.В.Станишевская – руководитель Обучающего Центра «ВЕРШИНА» при ООО «Консультационный Центр «ДРУГ», президент МРОО «Сибирская Ассоциация поддержки КАНИСТЕРАПИИ» .
При использовании настоящей программы ссылка на авторство обязательна.
Рекомендовано к внедрению с 01 сентября 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
|
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго курса
|
|
2.СТРУКТУРА и примерное содержание программы УЧЕБНОго курса
|
|
3.условия реализации программы учебного курса
|
|
4.Контроль и оценка результатов Освоения программы учебного курса
5. ПРИЛОЖЕНИЯ
|
|
Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго курса
«КАНИС-ТЕРАПИЯ» (квалификация «волонтер»)
Область применения программы
Программа учебного курса «КАНИС-ТЕРАПИЯ» (квалификация «волонтер») является одной профессиональных образовательных программ системы дополнительного образования (разработанных в соответствии с ФГОС по специальности 030300 Психология (бакалавр) и ФГОС по специальности СПО 111701 Кинология) , реализуемых ОО «Сибирская Ассоциация поддержки КАНИСТЕРАПИИ» на безе Обучающего Центра «ВЕРШИНА» (ООО «Консультационный Центр «ДРУГ»).
1.2. Место дисциплины в структуре основных профессиональных образовательных программ:
Программа учебного курса «КАНИС-ТЕРАПИЯ» (квалификация «волонтер») относится к профессиональному модулю «КАНИС-ТЕРАПИЯ» и является профессиональной образовательной программой дополнительного образования. Обучение проводится с курсантами, освоившими Программу «КИНОЛОГИЯ» (базовый курс, 1 ступень) и Программу «ЗООПСИХОЛОГИЯ» (квалификация Семейный кинолог-зоопсихолог).
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения программы учебного курса:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление:
- об анатомии, физиологии и поведении домашней собаки;
- о дрессировке домашней собаки;
- об основных заболеваниях, с которыми работают методом анималотерапии и канис-терапии, и симптомах этих заболеваний;
уметь:
- применять теоретические знания по анималотерапии и канис-терапии на практике;
- анализировать поведение собаки при использовании метода канис-терапии;
- проводить практические занятия с использованием метода канис-терапии под руководством психолога, дефектолога, врача, методиста по канис-терапии;
- определять возможности использования конкретной собаки в канис-терапии в соответствии с основными требованиями метода ;
- практически применять знания по разработке и ведению конкретного занятия в рамках метода канис-терапии с учетом диагноза больного, возрастной категории, состояния больного в момент проведения занятия под контролем психолога, дефектолога, врача, методиста по канис-терапии;
- выполнять упражнения с собакой, показанные для конкретного пациента, при ведении занятия в рамках канис-терапии;
- применять методику практического обучения собаки для использования ее в канис-терапии;
знать:
- основы поведения домашней собаки, правила ее дрессировки и использования в рамках метода канис-терапии;
- историю, виды, инструментарий и направления анималотерапии и канис-терапии;
- основные диагнозы пациентов, с которыми работают методом канис-терапии, их проявления, динамику течения заболевания и методы психологической коррекции, абилитации и реабилитации методиками канис-терапии;
- показания и противопоказания к использованию метода канис-терапии;
-общие для всех заболеваний и специальные методики канис-терапии;
- основные методики мониторинга при применении метода канис-терапии;
- упражнения ЛФК и их применение при работе методом канис-терапии под руководством врача;
- особенности влияния канис-терапии на собак;
- правила первичного отбора собак для канис-терапии и сертификационного отбора (тестивания) собак («собака-помощник», «собака-терапевт»);
- правила ведения документации на пациентов;
- правила ведения документации на собак-терапевтов;
- технику безопасности, личной гигиены и гигиены собаки при работе с пациентами в рамках метода канис-терапии.
Должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
- обладать способностями анализировать поведение пациента и собаки, качество их контакта при применении метода канис-терапии.
Должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
- анализировать (под руководством методиста- канис-терапевта, врача или психолога) состояние пациента; выполнять упражнения, назначенные конкретному пациенту ; уметь найти психологический подход к пациенту в рамках применения метода канис-терапии; уметь найти психологический подход к собаке и уверенно управлять ею во время работы в рамках метода канис-терапии; вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебного курса «КАНИС-ТЕРАПИЯ» (квалификация «волонтер»):
максимальной учебной нагрузки обучающегося часа , в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 274 часа (лекционных занятий - 152 часов; обязательных практических занятий - 48 часов; производственной практики - 20 часов; консультаций по выпускной квалификационной работе - 22 часа; самостоятельной работы курсанта - 24 часов. При необходимости количество практических занятий может быть увеличено (с составлением индивидуальной программы обучения курсанта).
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ КУРСА«КАНИС-ТЕРАПИЯ» (квалификация «волонтер»)
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 274
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 250
|
в том числе:
|
|
Теоретические занятия
| 152
|
лабораторные работы
| -
|
практические занятия
| 48
|
контрольные работы
| 8
|
практика
| 20
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 24
|
Подготовка общепрофессиональной информации и докладов
| -
|
Подбор материала и оформление презентаций
| -
|
Оформление практических заданий
| -
|
Работа с дополнительной литературой
| 24
|
Выпускная работа (проект, практическая защита) 22
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебного курса: «КАНИС-ТЕРАПИЯ» (квалификация «волонтер»)
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, выпускная работа (проект, практическая защита)
| Объем часов
| Уровень освоения
| |
|
|
|
| |
Раздел 1.
Введение.
Анималотерапия как метод работы с пациентами: история, теория, методика
| Содержание учебного материала
|
|
| |
| Техника безопасности и личная гигиена канис-терапевта (волонтера) и гигиена собаки-терапевта
|
| |
| АНИМАЛОТЕРАПИЯ (История. Виды анималотерапии. Инструментарий. Активная и пассивная анималотерапия)
|
|
| |
| НЕНАПРАВЛЕННАЯ АНИМАЛОТЕРАПИЯ (Взаимодействие человека и и живонтых, в том числе собаки, в семье. Эффективность ненаправленной анималотерапии в детском, подростковом, среднем и пожилом возрасте)
|
|
| |
| НАПРАВЛЕННАЯ АНИМАЛОТЕРАПИЯ (История использования метода. Виды направленной анималотерапии в зависимости от использования животных: иппотерапия, канис-терапия, феллинотерапия, орнитотерапия, дельфинотерапия, терапия с использованием других видов животных. История анималотерапии как психотерапевтического метода. Использование образов животных. Сказкотерапия. Куклотерапия. Театр теней).
|
|
| |
| АНИМАЛОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОТЕРРАПЕВТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ (Функции анималотерапии при работе с категорией пожилых людей. Влияние анималотерапии на здоровье пожилых людей. Устранение ситуативной тревожности и сенсорной депривации методом анималотерапии в работе с пожилыми людьми. Психопрофилактика, психодиагностика, реабилитация, психотерапевтическая функция самореализации и психокоррекции категории пожилых людей в рамках анималотерапии).
|
|
| |
Лабораторные работы
| -
|
| |
Практические занятия: Практическое занятие 1. Составление программы занятия с категорией «пожилые люди», просмотр проведение занятия методистом-канис-терапевтом , анализ мониторинга состояния пациентов, проведенного психологом.
|
| |
Контрольные работы
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение лекционного материала
Подготовка к докладам
|
| |
Раздел 2.
Канис-терапия как метод
| Содержание учебного материала
|
| |
| КАНИС-ТЕРАПИЯ (Предпосылки возникновения лечения с помощью собак, обусловленные особенностями их врожденного стайного поведения, генетически закрепленным главенством человека в межвидовой стае, восприятием собаки человеком как членом семьи, отсутствием у человека социальной агрессии к собакам. Возраст, размеры и породы собак – терапевтов. Возможности диагностики заболеваний с помощью собак. Особенности канис-терапии при работе с детьми. Показания к использованию канис-терапии. Противопоказания для использования метода канис-терапии. Влияние канис-терапии на собак.)
|
| |
| ИСТОРИЯ КАНИС-ТЕРАПИИ КАК МЕТОДА (Использование канис-терапии для лечения больных в Древней Греции, Египте.18 век – США. Борис Левинсон как «пионер метода канис-терапии» (1960 г.). Мировое признание канис-терапии. Канис-терапия в России. Специалисты по канис-терапии, степени их квалификации
|
|
| |
| НАПРАВЛЕНИЯ КАНИС-ТЕРАПИИ (Экспериментально-реабилитационное направление. Экспериментально-лечебное направление. Идеоаналитическое направление. Диагностика при помощи собак).
|
|
| |
| ОБЩИЕ МЕТОДИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КАНИС-ТЕРАПИИ (Исключение противопоказаний для использования канис-терапии. Контроль за собаками, его особенности при использовании их для канис-терапии. Правила для волонтеров. Общие методы и принципы практической работы с пациентами, обязательные ля всех категорий пациентов. Составление плана занятия в рамках общей программы работы с конкретным пациентом. Особенности разовых занятий в рамках канис-терапии, специфика их проведения).
|
|
| |
Лабораторные работы
| -
|
| |
Практические занятия: Практическое занятие 2.Составление плана разового занятия с учетом специфики разовых встреч, возрастной категории и диагноза пациента. При проведении методистом занятия, анализ занятия.
|
| |
Контрольная работа
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение лекционного материала
Подготовка к докладам
|
| |
Раздел 3.
Специальные методики в канис-терапии
| Содержание учебного материала
|
| |
| КАНИС-ТЕРАПИЯ КАК ПСИХОЛОГО-КОРРЕКЦИОННАЯ И АДАПТАЦИОННАЯ МЕТОДИКА У ДЕТЕЙ-СИРОТ И СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА (Особенности поведения детей–сирот и социальных сирот, постоянно проживающих в закрытых учреждениях, специфика работы с детьми данной категории. Задачи работы с детьми-сиротами и социальными сиротами. Оценка количества собак и волонтеров при групповых занятиях. Структура занятия. Методы оценки результатов. Тестовая оценка изменений в поведении пациентов. Тест Басса-Дарка. Тест «Несуществующее животное».
|
| |
| КАНИС-ТЕРАПИЯ ПРИ ДИАГНОЗЕ ДЦП (Характеристика ДЦП как диагноза. Варианты ДЦП. Психологические особенности больных ДЦП с различной степенью тяжести и сохраненности интеллекта. Задачи лечебно-педагогической работы с пациентами данной категории. Коррекция поведения больных с диагнозом ДЦП. Развитие мелкой моторики рук. Интеллектуальное развитие пациента. Развитие речи на основе предметно-практической и игровой деятельности путем стимуляции сенсорно-моторного поведения и голосовых реакций. Логопедическая работа).
|
|
| |
| ЛФК В РАМКАХ КАНИС-ТЕРАПИИ ПРИ ДИАГНОЗЕ ДЦП (Принципы организации ЛФК при диагнозе ДЦП. Упражнения для растяжки мышц, снятия напряжения в мышцах, расширения диапозона движений, упражнения на выносливость. Правила работы с собакой при канис-терапии с пациентами с диагнозом ДЦП. Продолжительность занятий и их структура. Допустимая нагрузка на собаку. Особенности проведения индивидуальных и групповых занятий).
|
|
| |
| КАНИС-ТЕРАПИЯ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) (Особенности детей с диагнозом «аутизм». Тестирование пациентов (Тест «Оценочная шкала раннего детского аутизма», методика США). Особенности проведения занятий пациентов с диагнозом РАС. Нагрузка на собаку. Индивидуальные занятия, их планирование).
|
|
| |
| КАНИС-ТЕРАПИЯ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДИАГНОЗОМ СДВГ (Психологические особенности детей и подростков с диагнозом СДВГ. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей с СДВГ. Исследование отношений с помощью «рисунок семьи». Учет результатов тестирования и наблюдений при разработке занятия ля канис-терапии. Коррекционные задачи с детьми с диагнозом СДВГ).
|
|
| |
| КАНИС-ТЕРАПИЯ ПРИ РАБОТЕ С ПАЦИЕНТАМИ С ДИАГНОЗОМ ЭПИЛЕПСИЯ (Диагностика эпилепсии. Виды эпилептических припадков. Генерализованные припадки. Малые припадки. Формы первой помощи больному. Причины, провоцирующие припадки. Формы эпилепсии. Особенности характера больных эпилепсией. Канис-терапия для больных эпилепсией. Обучение собак-терапевтов предупреждению больного о предстоящем припадке).
|
|
| |
| КАНИС-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ДИАГНОЗОМ ОЛИГОФРЕНИЯ (Особенности диагностики олигофрении. Клинические формы олигофрении. Классификация олигофрении. Психологические процессы при олигофрении. Коррекционно-развивающее обучение детей с указанным диагнозом. Сочетание канис-терапии с обучающими формами и трудотерапией. Особенности канис-терапии для детей с синдромом Дауна. Особенности канис-терапии для детей с диагнозом олигофрения в стадии дебильности).
|
|
| |
| КАНИС-ТЕРАПИЯ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДЕПРЕССИЙ (Причины депрессий. Особенности депрессий, их виды. Возрастные категории, подверженные депрессиям. Особенности работы в рамках канис-терапии с различными возрастными категориями пациентов.)
|
|
| |
Лабораторные работы
| -
|
| |
Практические занятия: Практическое занятие 3.Анализ Проекта ООО «КЦ «ДРУГ» «Город Солнца». Составление плана дополнительного занятия в рамках проекта.
Практическое занятие 4.Составление комплекса упражнений для конкретного пациента с диагнозом ДЦП под контролем врача (по методике Т,Г, Олейниковой, г. Красноярск)
Практическое занятие 5.Составление плана занятия для пациента с легкой формой ДЦП (дети старшего возраста и подростки).
Практическое занятие 6. Составление примерного плана занятия в рамках канис-терапии для конкретного ребенка с диагнозом РАС с учетом всех возможных условий.
Практическое занятие 7. Разработка занятия для конкретного ребенка с диагнозом СДВГ под контролем психолога.
Практическое занятие 8. Разработка занятия в рамках канис-терапии для конкретного ребенка с диагнозом олигофрения в стадии дебильности.
Практическое занятие 9. Разработка и проведение занятия в рамках канис-терапии для студентов 1 курса, сдавших сессию.
|
| |
Контрольные работы
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с дополнительной литературой
Изучение лекционного материала
Подготовка к докладам
|
| |
Раздел 4.
Обучение и тестирование собак для работы в рамках метода «канис-терапия»
| Содержание учебного материала
|
| |
| ТЕСТИРОВАНИЕ СОБАК (Первичное тестирование собак на пригодность к канис-терапии. Требования, предъявляемые к собакам. Необходимое оборудование для тестирования. Сертификация собак).
|
| |
| ОБУЧЕНИЕ СОБАК-ТЕРАПЕВТОВ (Обучение собак в рамках общего курса послушания. Выработка выдержки, адекватного отношения к апортировочному предмету, идеального послушания , дружелюбия. Приемы «цирковой дрессировки»).
|
|
| |
Лабораторные работы
| -
|
| |
Практические занятия: Практическое занятие 10. Участие в первичном тестировании собак на пригодность к использованию в канис-терапии. Анализ работы собак.
Практическое занятие 11. Сертификация собак-помощников и собак терапевтов. Помощь в проведении сертификации. Заполнение документов – протоколов, журнала, карточек на собак. Анализ работы собак.
Практическое занятие 12.Документация на пациентов. Ведение карточек пациентов и контрольных тетрадей. Мониторинг состояния пациентов, контроль динамики (под контролем врачей и психологов).
|
| |
Контрольные работы
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с дополнительной литературой
Изучение лекционного материала
Подготовка к докладам
|
| |
| |
Раздел 5.
ПРАКТИКА
| Содержание учебного материала
|
|
| |
| Практическая работа в течение месяца, 2 раза в неделю, с группой пациентов определенной категории и диагноза по теме выпускной работы.
|
| |
Практические занятия
| -
|
| |
Контрольные работы
| -
| |
Самостоятельная работа обучающихся:
Изучение лекционного материала
Работа с дополнительной литературой
Подготовка к докладам
|
| |
Примерная тематика выпускной работы (проект, практическая защита)
|
|
| |
Консультации по выпускной квалификационной работе
|
| |
Практические занятия выполняются с категорией пациентов по выбору курсанта
| | |
ВСЕГО
|
|
| |
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.