Здавалка
Главная | Обратная связь

Область применения программы



ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

«КАНИС-ТЕРАПИЯ»

(квалификация «волонтер»)

 

Барнаул 2013 г.

Программа учебного курса «КАНИС-ТЕРАПИЯ» (квалификация «волонтер») разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности высшего профессионального образования (далее ВПО) 030300 Психология (бакалавр) и Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 111701 Кинология как программа дополнительного образования.

 

Организация-разработчик: ООО «Консультационный Центр «ДРУГ» совместно с МРОО «Сибирская ассоциация поддержки канис-терапии».

 

Разработчик:

Н.В.Станишевская – руководитель Обучающего Центра «ВЕРШИНА» при ООО «Консультационный Центр «ДРУГ», президент МРОО «Сибирская Ассоциация поддержки КАНИСТЕРАПИИ» .

 

При использовании настоящей программы ссылка на авторство обязательна.

 

Рекомендовано к внедрению с 01 сентября 2013 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго курса  
2.СТРУКТУРА и примерное содержание программы УЧЕБНОго курса
3.условия реализации программы учебного курса
4.Контроль и оценка результатов Освоения программы учебного курса   5. ПРИЛОЖЕНИЯ    

 


Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго курса

«КАНИС-ТЕРАПИЯ» (квалификация «волонтер»)

Область применения программы

Программа учебного курса «КАНИС-ТЕРАПИЯ» (квалификация «волонтер») является одной профессиональных образовательных программ системы дополнительного образования (разработанных в соответствии с ФГОС по специальности 030300 Психология (бакалавр) и ФГОС по специальности СПО 111701 Кинология) , реализуемых ОО «Сибирская Ассоциация поддержки КАНИСТЕРАПИИ» на безе Обучающего Центра «ВЕРШИНА» (ООО «Консультационный Центр «ДРУГ»).

1.2. Место дисциплины в структуре основных профессиональных образовательных программ:

Программа учебного курса «КАНИС-ТЕРАПИЯ» (квалификация «волонтер») относится к профессиональному модулю «КАНИС-ТЕРАПИЯ» и является профессиональной образовательной программой дополнительного образования. Обучение проводится с курсантами, освоившими Программу «КИНОЛОГИЯ» (базовый курс, 1 ступень) и Программу «ЗООПСИХОЛОГИЯ» (квалификация Семейный кинолог-зоопсихолог).

1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения программы учебного курса:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление:

- об анатомии, физиологии и поведении домашней собаки;

- о дрессировке домашней собаки;

- об основных заболеваниях, с которыми работают методом анималотерапии и канис-терапии, и симптомах этих заболеваний;

уметь:

- применять теоретические знания по анималотерапии и канис-терапии на практике;

- анализировать поведение собаки при использовании метода канис-терапии;

- проводить практические занятия с использованием метода канис-терапии под руководством психолога, дефектолога, врача, методиста по канис-терапии;

- определять возможности использования конкретной собаки в канис-терапии в соответствии с основными требованиями метода ;

- практически применять знания по разработке и ведению конкретного занятия в рамках метода канис-терапии с учетом диагноза больного, возрастной категории, состояния больного в момент проведения занятия под контролем психолога, дефектолога, врача, методиста по канис-терапии;

- выполнять упражнения с собакой, показанные для конкретного пациента, при ведении занятия в рамках канис-терапии;

- применять методику практического обучения собаки для использования ее в канис-терапии;

знать:

- основы поведения домашней собаки, правила ее дрессировки и использования в рамках метода канис-терапии;

- историю, виды, инструментарий и направления анималотерапии и канис-терапии;

- основные диагнозы пациентов, с которыми работают методом канис-терапии, их проявления, динамику течения заболевания и методы психологической коррекции, абилитации и реабилитации методиками канис-терапии;

- показания и противопоказания к использованию метода канис-терапии;

-общие для всех заболеваний и специальные методики канис-терапии;

- основные методики мониторинга при применении метода канис-терапии;

- упражнения ЛФК и их применение при работе методом канис-терапии под руководством врача;

- особенности влияния канис-терапии на собак;

- правила первичного отбора собак для канис-терапии и сертификационного отбора (тестивания) собак («собака-помощник», «собака-терапевт»);

- правила ведения документации на пациентов;

- правила ведения документации на собак-терапевтов;

- технику безопасности, личной гигиены и гигиены собаки при работе с пациентами в рамках метода канис-терапии.

Должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

- обладать способностями анализировать поведение пациента и собаки, качество их контакта при применении метода канис-терапии.

Должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

- анализировать (под руководством методиста- канис-терапевта, врача или психолога) состояние пациента; выполнять упражнения, назначенные конкретному пациенту ; уметь найти психологический подход к пациенту в рамках применения метода канис-терапии; уметь найти психологический подход к собаке и уверенно управлять ею во время работы в рамках метода канис-терапии; вести утвержденную учетно-отчетную документацию.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебного курса «КАНИС-ТЕРАПИЯ» (квалификация «волонтер»):

максимальной учебной нагрузки обучающегося часа , в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 274 часа (лекционных занятий - 152 часов; обязательных практических занятий - 48 часов; производственной практики - 20 часов; консультаций по выпускной квалификационной работе - 22 часа; самостоятельной работы курсанта - 24 часов. При необходимости количество практических занятий может быть увеличено (с составлением индивидуальной программы обучения курсанта).

 

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ КУРСА«КАНИС-ТЕРАПИЯ» (квалификация «волонтер»)

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 274
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 250
в том числе:
Теоретические занятия 152
лабораторные работы -
практические занятия 48
контрольные работы 8
практика 20
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 24
Подготовка общепрофессиональной информации и докладов -
Подбор материала и оформление презентаций -
Оформление практических заданий -
Работа с дополнительной литературой 24
Выпускная работа (проект, практическая защита) 22  

2.2. Примерный тематический план и содержание учебного курса: «КАНИС-ТЕРАПИЯ» (квалификация «волонтер»)

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, выпускная работа (проект, практическая защита) Объем часов Уровень освоения  
 
Раздел 1. Введение. Анималотерапия как метод работы с пациентами: история, теория, методика Содержание учебного материала    
Техника безопасности и личная гигиена канис-терапевта (волонтера) и гигиена собаки-терапевта  
АНИМАЛОТЕРАПИЯ (История. Виды анималотерапии. Инструментарий. Активная и пассивная анималотерапия)  
НЕНАПРАВЛЕННАЯ АНИМАЛОТЕРАПИЯ (Взаимодействие человека и и живонтых, в том числе собаки, в семье. Эффективность ненаправленной анималотерапии в детском, подростковом, среднем и пожилом возрасте)  
НАПРАВЛЕННАЯ АНИМАЛОТЕРАПИЯ (История использования метода. Виды направленной анималотерапии в зависимости от использования животных: иппотерапия, канис-терапия, феллинотерапия, орнитотерапия, дельфинотерапия, терапия с использованием других видов животных. История анималотерапии как психотерапевтического метода. Использование образов животных. Сказкотерапия. Куклотерапия. Театр теней).  
АНИМАЛОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОТЕРРАПЕВТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ (Функции анималотерапии при работе с категорией пожилых людей. Влияние анималотерапии на здоровье пожилых людей. Устранение ситуативной тревожности и сенсорной депривации методом анималотерапии в работе с пожилыми людьми. Психопрофилактика, психодиагностика, реабилитация, психотерапевтическая функция самореализации и психокоррекции категории пожилых людей в рамках анималотерапии).  
Лабораторные работы -    
Практические занятия: Практическое занятие 1. Составление программы занятия с категорией «пожилые люди», просмотр проведение занятия методистом-канис-терапевтом , анализ мониторинга состояния пациентов, проведенного психологом.  
Контрольные работы  
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение лекционного материала Подготовка к докладам      
Раздел 2. Канис-терапия как метод Содержание учебного материала    
КАНИС-ТЕРАПИЯ (Предпосылки возникновения лечения с помощью собак, обусловленные особенностями их врожденного стайного поведения, генетически закрепленным главенством человека в межвидовой стае, восприятием собаки человеком как членом семьи, отсутствием у человека социальной агрессии к собакам. Возраст, размеры и породы собак – терапевтов. Возможности диагностики заболеваний с помощью собак. Особенности канис-терапии при работе с детьми. Показания к использованию канис-терапии. Противопоказания для использования метода канис-терапии. Влияние канис-терапии на собак.)  
ИСТОРИЯ КАНИС-ТЕРАПИИ КАК МЕТОДА (Использование канис-терапии для лечения больных в Древней Греции, Египте.18 век – США. Борис Левинсон как «пионер метода канис-терапии» (1960 г.). Мировое признание канис-терапии. Канис-терапия в России. Специалисты по канис-терапии, степени их квалификации  
НАПРАВЛЕНИЯ КАНИС-ТЕРАПИИ (Экспериментально-реабилитационное направление. Экспериментально-лечебное направление. Идеоаналитическое направление. Диагностика при помощи собак).  
ОБЩИЕ МЕТОДИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КАНИС-ТЕРАПИИ (Исключение противопоказаний для использования канис-терапии. Контроль за собаками, его особенности при использовании их для канис-терапии. Правила для волонтеров. Общие методы и принципы практической работы с пациентами, обязательные ля всех категорий пациентов. Составление плана занятия в рамках общей программы работы с конкретным пациентом. Особенности разовых занятий в рамках канис-терапии, специфика их проведения).  
Лабораторные работы -    
Практические занятия: Практическое занятие 2.Составление плана разового занятия с учетом специфики разовых встреч, возрастной категории и диагноза пациента. При проведении методистом занятия, анализ занятия.  
Контрольная работа  
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение лекционного материала Подготовка к докладам  
Раздел 3. Специальные методики в канис-терапии Содержание учебного материала      
КАНИС-ТЕРАПИЯ КАК ПСИХОЛОГО-КОРРЕКЦИОННАЯ И АДАПТАЦИОННАЯ МЕТОДИКА У ДЕТЕЙ-СИРОТ И СОЦИАЛЬНЫХ СИРОТ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА (Особенности поведения детей–сирот и социальных сирот, постоянно проживающих в закрытых учреждениях, специфика работы с детьми данной категории. Задачи работы с детьми-сиротами и социальными сиротами. Оценка количества собак и волонтеров при групповых занятиях. Структура занятия. Методы оценки результатов. Тестовая оценка изменений в поведении пациентов. Тест Басса-Дарка. Тест «Несуществующее животное».  
КАНИС-ТЕРАПИЯ ПРИ ДИАГНОЗЕ ДЦП (Характеристика ДЦП как диагноза. Варианты ДЦП. Психологические особенности больных ДЦП с различной степенью тяжести и сохраненности интеллекта. Задачи лечебно-педагогической работы с пациентами данной категории. Коррекция поведения больных с диагнозом ДЦП. Развитие мелкой моторики рук. Интеллектуальное развитие пациента. Развитие речи на основе предметно-практической и игровой деятельности путем стимуляции сенсорно-моторного поведения и голосовых реакций. Логопедическая работа).  
ЛФК В РАМКАХ КАНИС-ТЕРАПИИ ПРИ ДИАГНОЗЕ ДЦП (Принципы организации ЛФК при диагнозе ДЦП. Упражнения для растяжки мышц, снятия напряжения в мышцах, расширения диапозона движений, упражнения на выносливость. Правила работы с собакой при канис-терапии с пациентами с диагнозом ДЦП. Продолжительность занятий и их структура. Допустимая нагрузка на собаку. Особенности проведения индивидуальных и групповых занятий).    
КАНИС-ТЕРАПИЯ ПРИ РАССТРОЙСТВАХ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) (Особенности детей с диагнозом «аутизм». Тестирование пациентов (Тест «Оценочная шкала раннего детского аутизма», методика США). Особенности проведения занятий пациентов с диагнозом РАС. Нагрузка на собаку. Индивидуальные занятия, их планирование).  
КАНИС-ТЕРАПИЯ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДИАГНОЗОМ СДВГ (Психологические особенности детей и подростков с диагнозом СДВГ. Особенности детско-родительских отношений в семьях детей с СДВГ. Исследование отношений с помощью «рисунок семьи». Учет результатов тестирования и наблюдений при разработке занятия ля канис-терапии. Коррекционные задачи с детьми с диагнозом СДВГ).  
КАНИС-ТЕРАПИЯ ПРИ РАБОТЕ С ПАЦИЕНТАМИ С ДИАГНОЗОМ ЭПИЛЕПСИЯ (Диагностика эпилепсии. Виды эпилептических припадков. Генерализованные припадки. Малые припадки. Формы первой помощи больному. Причины, провоцирующие припадки. Формы эпилепсии. Особенности характера больных эпилепсией. Канис-терапия для больных эпилепсией. Обучение собак-терапевтов предупреждению больного о предстоящем припадке).  
КАНИС-ТЕРАПИЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ДИАГНОЗОМ ОЛИГОФРЕНИЯ (Особенности диагностики олигофрении. Клинические формы олигофрении. Классификация олигофрении. Психологические процессы при олигофрении. Коррекционно-развивающее обучение детей с указанным диагнозом. Сочетание канис-терапии с обучающими формами и трудотерапией. Особенности канис-терапии для детей с синдромом Дауна. Особенности канис-терапии для детей с диагнозом олигофрения в стадии дебильности).  
КАНИС-ТЕРАПИЯ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДЕПРЕССИЙ (Причины депрессий. Особенности депрессий, их виды. Возрастные категории, подверженные депрессиям. Особенности работы в рамках канис-терапии с различными возрастными категориями пациентов.)  
Лабораторные работы -    
Практические занятия: Практическое занятие 3.Анализ Проекта ООО «КЦ «ДРУГ» «Город Солнца». Составление плана дополнительного занятия в рамках проекта. Практическое занятие 4.Составление комплекса упражнений для конкретного пациента с диагнозом ДЦП под контролем врача (по методике Т,Г, Олейниковой, г. Красноярск) Практическое занятие 5.Составление плана занятия для пациента с легкой формой ДЦП (дети старшего возраста и подростки). Практическое занятие 6. Составление примерного плана занятия в рамках канис-терапии для конкретного ребенка с диагнозом РАС с учетом всех возможных условий. Практическое занятие 7. Разработка занятия для конкретного ребенка с диагнозом СДВГ под контролем психолога. Практическое занятие 8. Разработка занятия в рамках канис-терапии для конкретного ребенка с диагнозом олигофрения в стадии дебильности. Практическое занятие 9. Разработка и проведение занятия в рамках канис-терапии для студентов 1 курса, сдавших сессию.              
Контрольные работы  
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой Изучение лекционного материала Подготовка к докладам  
Раздел 4. Обучение и тестирование собак для работы в рамках метода «канис-терапия» Содержание учебного материала      
ТЕСТИРОВАНИЕ СОБАК (Первичное тестирование собак на пригодность к канис-терапии. Требования, предъявляемые к собакам. Необходимое оборудование для тестирования. Сертификация собак).  
ОБУЧЕНИЕ СОБАК-ТЕРАПЕВТОВ (Обучение собак в рамках общего курса послушания. Выработка выдержки, адекватного отношения к апортировочному предмету, идеального послушания , дружелюбия. Приемы «цирковой дрессировки»).  
Лабораторные работы -    
Практические занятия: Практическое занятие 10. Участие в первичном тестировании собак на пригодность к использованию в канис-терапии. Анализ работы собак. Практическое занятие 11. Сертификация собак-помощников и собак терапевтов. Помощь в проведении сертификации. Заполнение документов – протоколов, журнала, карточек на собак. Анализ работы собак. Практическое занятие 12.Документация на пациентов. Ведение карточек пациентов и контрольных тетрадей. Мониторинг состояния пациентов, контроль динамики (под контролем врачей и психологов).        
Контрольные работы  
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой Изучение лекционного материала Подготовка к докладам  
   
Раздел 5. ПРАКТИКА Содержание учебного материала      
Практическая работа в течение месяца, 2 раза в неделю, с группой пациентов определенной категории и диагноза по теме выпускной работы.  
Практические занятия -    
Контрольные работы -  
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение лекционного материала Работа с дополнительной литературой Подготовка к докладам  
Примерная тематика выпускной работы (проект, практическая защита)  
Консультации по выпускной квалификационной работе  
Практические занятия выполняются с категорией пациентов по выбору курсанта    
ВСЕГО  







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.