Здавалка
Главная | Обратная связь

ООО «Консультационный Центр «ДРУГ»



ПРОЕКТ «ГОРОД СОЛНЦА»

(КАНИСТЕРАПИЯ)

Г. Барнаул, 2011

Введение

Название проекта взято из философского труда Томаззо Кампанеллы «Город Солнца», в котором люди счастливы, а основными принципами правления являются Мощь, Мудрость и Любовь, являющиеся соправителями Солнца – верховного жреца. Нами использовалось название детского учреждения «Солнышко» по аналогии с нашим Проектом, где, на взгляд автора работы, при внедрении программы канистерапии для детей и подростков неврозами, дефицитом внимания , гиперактивностью и прочими подобными проблемами, философией терапии с привлечением собак должны стать именно эти три направления – Мощь (сила и защита взрослого человека и собаки), Любовь (безграничная любовь собаки по отношению к ребенку) и Мудрость (как взрослых людей – кинологов, зоопсихологов и психологов, так и собак-терапевтов, безошибочно определяющих свое отношение к больным детям и дарующих им свою помощь).

Актуальность

КАНИСТЕРАПИЯ — (от латинского canis — собака) — Совместные занятия детей и собак, во время которых происходит общение детей с собаками. По мнению специалистов, такие занятия улучшают процесс обучения и способствуют реабилитации.

Следует разделять три направления:

Собственно канистерапия - направление психотерапии, требующее соответствующего уровня образования (психологическое образование плюс владение психотерапевтическими методами), и обязательно - кинологическая подготовка и большой опыт. В рамках этого направления происходит формирующая, психокоррекционная и психотерапевтическая работа.

Лечебная кинология - активное участие пациента во взаимодействии с собакой, игры с собакой, обучающее направление.

Реабилитация с помощью собак - активное или пассивное взаимодействие, направленное на восстановление и развитие альтернативных физических или психических функций.

Канистерапия - вид анималотерапии с использованием собак. Собака удовлетворяет дефицит человека в общении, повышает самооценку , улучшает его общительность, разрешает конфликты.

Собака всегда рада общению с человеком. Ей не важно, какая у него внешность и сколько денег, ее приводит в восторг сам факт его существования и возможность находиться рядом с ним. Это выгодно отличает собаку от отношения людей, которые всегда оценивают друг друга. Ее тяга к человеку независима от политических и религиозных убеждений последнего, от перемен в его социальном положении, а порой даже от отношения к ней самой. И потому к собаке тянутся и взрослые, и дети, испытывающие недостаток безусловной любви, стремящиеся к свободному проявлению эмоций. Собачья жалость не воспринимается человеком как что-то унизительное, в ней видится только то, что хочется видеть, - сопереживание. Кроме того, собаки используются в терапии чаще других животных, так как они легко обучаются вербальным командам и охотно им подчиняются.

Любое воспитание — это комплексный подход и процесс. Невозможно развивать одну область личности, забывая о других. Нельзя вырастить целостную личность, если заниматься только обучением, и забывать о необходимости формировать у ребенка навыки активности, самоопределения, самообразования, целеполагания и т.п. Ведь если говорить о детях, то помощь в развитии и формировании произвольности и целеполагания становится вопросом первостепенной важности. Это залог их способности успешного выживания в социуме и удовлетворении потребности самореализации.

Функции канистерапии:

- Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.

- Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.

- Реабилитационная функция. Контакты с животными являются дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, способствующим как психической, так и социальной ее реабилитации.

- Функция удовлетворения потребности в компетентности. Потребность в компетентности, выражаемая формулой "я могу", является одной из важнейших потребностей человека.

- Функция самореализации. Одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности.

- Функция общения. Одной из важнейших функций, которую могут осуществлять животные в процессе взаимодействия человека с ними – это функция партнеров общения.

Канистерапия рекомендуется при неврастении, истерии, психастении и неврозах. "Хвостатый доктор" может быть любой породы – ротвейлером, колли, бульдогом, карликовым пинчером и обыкновенной дворнягой. К работе с пациентами допускаются не все собаки, а только спокойные, не агрессивные, со стабильной психикой.

Цель и задачи

Целью занятий с детьми является позитивный эмоциональный настрой и проведение социальной адаптации и интеграции. Хотелось бы отдельное внимание уделить психологическим особенностям детей младшего подросткового и подросткового возраста. В работе с этими детьми лечебная кинология также достигла определенных успехов. Наиболее важным в этом возрасте является формирование стратегий взаимодействия в группе, отношения со сверстниками, развитие лидерских качеств, принятие ответственности за собственные решения, самоидентичность, доверие к окружающим. У детей с вышеперечисленными синдромами наблюдаются достаточно серьезные трудности в формировании этих личностных характеристик. Терапевтичность метода лечебной кинологии заключается в том, что собака выступает субъектом взаимодействия, способным в полной мере создать ситуацию доверия, личностной безопасности и выступить связующим звеном в процессе налаживания взаимоотношений со сверстниками. Профессиональная задача специалистов заключается в том, чтобы разомкнуть дуальную связь «собака — ребенок» и ввести в это пространство других участников взаимодействия. Эта задача реализуется через выполнение различных совместных заданий, совместную подготовку собак для выполнения служебных заданий таких, как охрана, поиск вещей и предметов, пограничной, спасательные работы. Таким образом, у подростка происходит формирование активной жизненной и общественной позиции, воспитание гражданской ответственности, повышение эмпатийного понимания страданий и переживаний других людей. Грамотная организация пространства межличностного взаимодействия и своевременное переключение акцентов взаимодействия с одного субъекта на другой, расширение стереотипов поведения, формирование различных механизмов эмоционального реагирования, предоставляя при этом, возможность сохранять аутентичное состояние к себе и внешнему миру отличает общение со своей собакой дома и в коррекционных группах, организуемых специалистами.

Главным принципом работы с детьми, а именно курсов « Юного кинолога» можно считать повышение их мотивации к общественно-полезным занятиям и расширении спектра проявления позитивных эмоций. При взаимодействии с собакой такие дети раскрываются гораздо быстрее, так как уровень доверия к взрослым достаточно низкий. Программа занятий с этими детьми готовится по индивидуальному плану и включает в себя больше практических аспектов применения кинологических знаний детьми, общественную значимость собак, формирование патриотического сознания. В этом проекте подростки более активно принимают участие в дрессировке собак, изучают основные приемы дрессуры, сопровождают собаку при выполнении служебных поручений.

Коррекционные задачи:

1. Диагностика, расширение кругозора, усвоение новых понятий, развитие навыков самопрезентации, адаптация к собакам различных пород и размеров.

2. Освоение новых понятий, развитие тонкой моторики, формирование навыков самообслуживания, развитие произвольности, снижение фобического напряжения перед собакой, развитие такт ильного канала восприятия, развитие эмпатии, формирование навыков принятия ответственности и самостоятельности.

3. Развитие навыков планирования, произвольности, самоконтроля, самостоятельности. Развитие моторики мелкой и крупной, формирование позитивной мотивации деятельности, развитие коммуникативных способностей.

4. Развитие коммуникативных навыков, способности понимать другого и прогнозировать ситуацию по невербальным проявлениям (развитие социального интеллекта), работа со страхами и агрессией, навыки управления чувствами и переживаниями, навыки вербализации чувств и состояний. Развитие моторики, работа с базовыми ценностями.

5. Развитие моторики, произвольности, координации движения, развитие речи, постановка голоса, развитие уверенности в себе, лидерских способностей, коммуникативных способностей, социального интеллекта.

6. Формирование новых понятий, двигательная активность, развитие эстетического мировосприятия, развитие способностей коллективной работы. Развитие умения чувствовать другого, в том числе и собаку. Развитие координации движений.

7. Развитие физической активности, координации движений, постановка голоса, развитие произвольности, навыков саморегуляции и самоконтроля, развитие памяти, коммуникативные способности, навыки командного взаимодействия.

Апробация

Центр «Солнышко» начал активно сотрудничать с «Сибирской федерацией любительского собаководства», канистерапия активно практикуется преподавателями и кинологами Отдела образования ОО СФЛС и АНО СПО «Барнаульским гуманитарным колледжем»; руководителем отдела образования ОО СФЛС (на момент внедрения программы), а в настоящее время – генеральным директором ООО «Консультационный Центр «ДРУГ», Н.В. Станишевской и президентом МРОО «Сибирская ассоциация поддержки канис-терапии»была предложена программа, учитывающая психологические особенности и проблемы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (основанные на предположительных выводах при предварительной диагностике, выявленных проблемах детей-подростков (участников проекта) психологом центра (Паутовой Е.Е) используется при подготовке программа в соответствии с предположительными проблемами; также детям предлагается получить больше знаний о собаках, о породах, о разведении и уходе за собаками, о дрессировке, а по окончании курсов официально получить сертификаты «Юного кинолога». Новокрещенова Л.А работает профессиональным кинологом, собака (Дана - SWEET HEART III (импорт из США, родители собаки-канис-терапевты); специально обученная собака , проводила работу с детьми инвалидами в (ДЦП, синдром Дауна, олигофренией, аутичные дети, слепота, глухота).

Занятия, групповые или индивидуальные, проходят в игровой форме, где для каждого ребёнка индивидуально подбираются упражнения и нагрузки, соответствующие его физическим возможностям и потребностям.

Сроки проведения занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю на протяжении 6 месяцев с одной группой детей. Проводит занятия профессиональный кинолог (Новокрещенова Л.А), курируют занятия руководитель отдела образования ( Станишевская Н.В) и психолог ( Паутова Е.Е).

Используемые методы:

На занятиях используются самые различные приемы: игры, викторины, сказкотерапия (дети сочиняют истории и сказки о собаках, наполняя их сюжетами и проблемными ситуациями из своей собственной жизни. Такое проживание чувств и эмоций, связанных либо со страхами, либо с социально не одобряемыми стереотипами, позволяет более полно развивать и корректировать эмоционально-волевую сферу ребенка), арттерапия – рисунки, стихи, лепка, изображение фигур позами и жестами и т.д. Привлечение внимания ребенка к происходящему на занятии и материалу, предлагаемому детям, строится на постоянной поддержке интереса. Можно сказать, что произвольность и повышение познавательной и поведенческой активности у детей происходит через интерес.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.