Здавалка
Главная | Обратная связь

Взгляды на истину: дуализм и недвойственность



Шайва-сиддханта, итоговые заключения пробужденной души, которая парит в сверхсознании над высшей точкой, проникает в наш разум как чистая суть Вед, Агам шиваизма, "Тирумураи" и особенно великого "Тирумантирама". Шайва-сиддханта пустила глубокие корни в этих священных текстах и для их выражения вздымается вверх, как большое баньяновое дерево. Это наши священные тексты и в них содержится как сущностное единство монизма, так и эволюционная двойственность теизма. Риши Упанишад, сиддхи Агам, наши святые шиваизма и наша Шива-Йогасвами-парампара Нандинитха-сампрадайи всегда учили монистическому теизму, и вы тоже можете пробудить естественные процессы восприятия своей собственной души.

С этой высшей перспективы мы можем наблюдать за всеми теологическими путями, ведущими к Господу Шиве, оценивать их, понимать и с любовью и терпением относится к ним. Это возможно потому, что мы смотрим на внешние и внутренние миры с точки зрения нашей души.

Тем не менее, когда люди смотрят на внешние и внутренние миры из интеллектуальных состояний разума, воспринимая конкретную реальность, в которой понятия "ты", "я", "Бог" и "мир" вечно отделены друг от друга, тогда имеет место тенденция защищать свою теологию в интеллектуальной войне с другими точками зрения. Интеллект таких людей косный и нетерпимый, он полностью противоположен естественному состоянию разума души. Ищущему нет необходимости участвовать в такого рода дебатах. Каждому из вас важно следовать пути наших святых и сиддхов шиваизма. Такой путь болше зависит от любви, чем от учености. Это в большей степени путь терпимости, а не доктринерства. Наши святые и мудрецы достаточно ясно выразили свою точку зрения. Нет нужды ее интерпретировать.

Давайте встанем вместе, объединенные знанием монистического теизма, как учили наши святые наянары и просветленные мудрецы Вед и Агам. Давайте руководствоваться в своих мыслях и действиях высшим разумом. Однажды люди, которые находятся не определенной ступени великой сан-марги, набросятся на вас. Это предсказуемо и естественно. Покажите хороший пример терпимости и понимания в своей общине. Всегда придерживайтесь высшей перспективы.

Помните, что начиная с самой первой встречи человека с Реальностью, как на Востоке, так и на Западе ведутся дискуссии между теми, кто смотрит на мир, как на единое целое, и теми, кто видит его созданным из двух и более частей. Иногда ученики спрашивают, какое направление верно: монизм (адвайта, недуализм) или дуализм (двайта). На самом деле верны оба направления. Это отражено в Ведах, в "Тирумураи" и других священных текстах. Для пробужденного разума обе точки зрения верны. Тот взгляд на этот вопрос, который интегрирует в себе обе точки зрения, является самым совершенным, наиболее духовным и в индуизме он повсеместно встречает одобрение. Недавно мы услышали от одного физика, что его наставник, Вернер Гейзенберг, заметил, что есть два вида истины: поверхностная истина и глубокая. Противоположностью поверхностной истины является ложь. Но противоположность глубокой истины можно постичь как интегральную часть данной истины. Это мудрое наблюдение за физической Вселенной применимо также и к нашему духовному знанию. Самые мудрые мистики не станут чертить квадрат, ограничивающий их взгляды, и не будут отрицать или порицать точки зрения, выходящие за его пределы. Вместо этого они нарисуют большой круг, который включает в себя полноту обширной тайны творения Шивы. На пути к святым стопам Господа Шивы есть разные ступени реализации. Из каждого состояния мир, Бог и душа выглядят несколько иначе. Все зависит от окна, через которое мы смотрим наружу, от чакры, в которой функционируем. Таким образом, при исследовании монизма и дуализма человек должен держать разум открытым. Это приведет к реализации того, что мы называем монистическим теизмом - суммой обеих точек зрения, высшей реализацией, древней философией, врожденно присущей человеку, которая предшествовала даже ведической эре. Что же это такое, монистический теизм? Это вера в Бога, но в такого Бога, который не отделен от человека. Это внешнее поклонение Шиве, которое затем становится внутренним, приводит к реализации собственного тождества с Господом Шивой. Это бхакти, это основанная на опыте философия, ведущая к йогическому преображению.

С одной из точек зрения дуалистический, плюралистический, взгляд кажется истинным, но это всего лишь часть целого. Упрощенно говоря, плюрализм появился как философское заключение сиддхов и святых, пребывавший на ступенях чарьи и крийи, тогда как монизм, соединенный с теизмом, является переполняющим видением на джняна-паде и йога-паде. Это можно объяснить и по другому. Мысленно представьте гору и путь, ведущий к ее ледяной вершине. По мере того, как путешественник проходит нижние уровни, он видит луга, ущелья, огромные валуны. Мы можем это сравнить с теизмом, естественным дуалистическим состоянием, в котором Бог и человек отличны друг от друга.

Достигая вершины, человек видит, что отдельные части на самом деле являются одной горой. Это можно сравнить с чистым монизмом. К сожалению многие чистые монисты, которые поднялись на вершину, учат отрицанию существования подножия горы, по которому они однажды прошли в своем движении к монистической платформе. Но если подняться еще немного выше, воспарив сознанием в пространство над самым высоким пиком горы, станет известна вся истина. Низ и верх воспринимаются как единое целое, ибо теизм и монизм нашли свое понимание у пробужденной души и приняты ею. Знающий и знание становятся единым целым.

Последователи плюралистической интерпретации шайва-сиддханты рассматривают отдельную часть как целое, склоняясь к отрицанию, переопределению и изменению монизма, которому учили святые шиваизма, провозгласившие его в Ведах и Агамах. Чтобы узнать итоговые заключения, чтобы понять монизм шайва-сиддханты, они должны пройти немного вперед, дольше следовать садхане и увидеть благодаря этому истину с высших планов сознания. Как напоминал нам Риши Тирумулар: "Сиддханта без веданты - примитивизация шиваизма". Веданта является (и всегда была) итоговым заключением Вед, но на самом деле, эзотерически, это означает, что ее заключения являются результатом реализации тысяч людей. Говорится, что когда йогическая реализация и, как следствие, трансформация, отсутствуют, тогда это "путь слов". Однако понимание веданты естественным путем ведет к сиддханте, понимание человека вызывает желание реализации Атмана. В таком случае имеет место правильное и необходимое сочетание веданты и сиддханты, как путей жизни и духовной практики.

Мой садгуру Шива Йогасвами как-то спросил меня, какая из этих школ мысли является правильной. Я ответил, что обе по-своему правы. Все зависит от того, находитесь ли вы на вершине горы, глядя вниз, или стоите у подножия и смотрите вверх. Он улыбнулся и кивнул.

Джнянагуру Йогасвами учил, что монистический теизм является высшим видением истины. Для плюралиста отрицать Веды - значит отрицать веданту и, таким образом, отрицать саму Истину. Для ведантиста отрицать реальность Бога и творения все равно, что отрицать Вечную Истину. Мы не можем найти более поверхностного подхода, чем заявить (как это сделал один пандит), что утверждения святых, достигших просветления, - лишь маловажные теории или бред сумасшедшего.

Дебатируется (с участим тамильских националистов из штата Тамил-Наду) вопрос о том, что монизм может разделить тамильский народ. Такое утверждение неоправдано. Монистический теизм является душой шиваизма и поэтому является душой тамильского народа. Монистический теизм - это то, что объединит весь этот народ во всем мире в одну единую веру.

Утверждают также, что защита плюрализма, как уникальной особенности тамильского шиваизма, сохраняет лицо тамильского народа. Это очень узкий взгляд. Он отражает лишь частичное понимание Истины и отрицает, что у тамильского народа есть свое, принадлежащее ему по праву наследие полноты и богатства санатана-дхармы. История дравидов свидетельствут, что объединенными людьми являются те, кто вместе, сообща поклоняются одному и тому же Всевышнему Богу, выражая свою преданность полноте вечных истин, открытых их мудрецами и святыми. В результате каждый придерживатеся своей дхармы, проявляя развитые качества лидерства, сострадания, интуиции, сотрудничества и силы духа. Таким образом, каждый пробуждает в себе стремление настойчиво придерживаться садханы, ведущей к личному переживанию этих внутренних Истин.

Результатом этого единения были великие цивилизации долины Инда, империи Чола и Виджаянагара. Однако сегодня мы видим, что тамильский народ разделился на многие "измы". Самая религиозная его часть проникла в высоты сиддханта-веданты. Более интеллектуальные люди, или люди с западным образованием, попались в ловушку аргументов и западного рационализма, или перешли в буддизм и христианство.

Монистический теизм, этот всеобъемлющий и древний путь, который является общим для всех направлений шиваизма, является решением, позволяющим достичь среди тамильского народа в двадцать первом столетии такого единства, какое было свойственно ему пять тысяч лет назад. Теология монистического теизма закрывает двери вероотступничеству, приводит сердце и разум к покою и миру. Более того, именно этот взгляд сверху на реальность сам по себе может освободить душу из циклов рождения и смертей, радости и печали. В этот век просвещения религия, а также знание Истины, которое она содержит, должна быть понятной и легкодоступной всем, кто ищет прибежища у святых стоп Господа Шивы.

Данный раздел книги призван представить философию монистической шайва-сиддханты, которую еще называют адвайта-сиддхантой или адвайта-ишваравадой. Также приводится ее краткое сравнение с плюралистической шайва-сиддхантой, двайта-сиддхантой. Это сопоставление является важным потому, что плюралистические учения настолько широко распространены, что многие авторитетные тексты заявляют, будто шайва-сиддханта - полностью плюралистическая и всецело превосходит школу монизма, которая, хотя и гораздо старше, но менее известна. Между этими школами продолжается длящийся более двадцати столетий философский спор о том, являются ли Бог и душа едиными, или же существуют раздельно.

Впервые с этим длительным спором мне довелось столкнуться в 1948 году, когда в ожидании посвящения, которое впоследствии получил от своего садгуру Шивы Йогасвами, я жил и осуществлял садхану в небольших земляных хижинах с полом из коровьего навоза в Джафне, на Шри-Ланке. Я узнал, что местные сторонники плюрализма были несогласны с утверждениями и заключениями современных мистиков-монистов. В моей жизни этот вопрос снова встал на повестку дня в начале восьмидесятых годов, после того, как мировая община шиваитов признала меня как Гуру Махасаннидханам Кауаи Адхинама и Джагадачарью Кайласа-парампары Натха-сампрадайи. К тому времени наша небольшая, но энергичная индуистская церковь шиваизма распространила тысячи экземпляров нашего катехезиса индуизма "Танец с Шивой", смело провозглашая монистические истины Кайласа-парампары и заявляя право на термин шайва-сиддханта, как наш собственный. Это не осталось незамеченным учеными и пандитами плюрализма, чье заявление о том, будто шайва-сиддханта является плюралистической по определению, на протяжении многих поколений встречало лишь незначительные возражения.

В наш гавайский храм Кауаи Адхинам стало приходить много писем, в которых выражалось несогласие с нашей философской позицией, в которых от нас требовали или отказаться от использования термина шайва-сиддханта, или принять плюралистическую концепцию. Мы не дрогнули, отстаивая свое мнение, и заявили, что шайва-сиддханта - точное название нашего направления шиваизма. В своем ответном письме "Монизм и плюрализм в шайва-сиддханте" мы вновь четко заявили о своей философской позиции и сравнили ее с плюралистическими взглядами, цитируя места из священных текстов. В распространенном по всему миру документе я заявил: "Может быть лишь одно итоговое заключение, и это монистический теизм". Плюралисты восприняли это как брошенную перчатку. Начался спор.

Эта старая вражда, которая когда-то была предметом диспута в пределах деревни, быстро переросла в горячий международный спор между восьмью крупными монастырями в Южной Индии и на Шри-Ланке. В ней приняли участие санги Южной Африки, Маврикия, Малайзии, Англии, а также философы, пандиты, юристы, судьи и политики практически всех континентов. Возможно впервые за всю историю спор велся до достижения итогового решения. Проследите за дебатами не в качестве упражнения, но для углубления своего собственного знания о ключевых вопросах жизни, для понимания своих взаимоотношений с окружающей вас Вселенной, осознания своего собственного пути к слиянию с Шивой.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.