Здавалка
Главная | Обратная связь

Дидактическая поэзия как жанр от Гесиода до Лукреция.



Дидактич – наставительный эпосуходящий корнями в прошлое. родовая община быстроразлагалась, если гомер – канун классового общва, то гесиод уже ориентация чела в пределах класс. обва.

Гесиод(8-7 вв до н.э. ) героические иденалы иссякли и превращялись в поучение, наставление, мораль. Классовое об-во разделило людей на имущих и неимущих . певец населения разорившегося, не наживающ-ся на аспаде древней общины. отсюда обилие мрачных красок. Был землевладельцем и рапсодом. Поэт крестьянского труда. сохранились 2 поэмы ТЕОГОНИЯ и РАБОТЫ И ДНИ. попытка осмысления мира с позиции своб. землевлад. , притясняемого «царями-дароядцами», творящими неправый суд. Ср-ва осмысления – мифы, притчи, поговорки, правила нар мудрости. , стремление углубить нравств понятия. показательна поэма "Работы и дни". Она написана в форме "увещания", обращенного к брату поэта Персу, который вел с Гесиодом тяжбу о наследстве, выиграл ее с помощью "царей-дароядцев" и затем, обеднев, имел намерение завести новую тяжбу. Такие "увещания" известны нам из литератур древнего Востока (египетской) .

не стремится к реформам, старается упорядочить, закрепить традиц. взгляды на божеств. миропорядок. выдвигая на 1 план нравств моменты. пр-ия символизируют о начинающейся ломке традиц мировоззрен, идеологич сдвиге, происход. в период распада родового общ-ва.

архилохсер 7 в. до н.э.проблема изменч-ти сущ-ия, где всё зависит от судьбы и случая, но признаёт созидательное значение человеч. усилий. превратностям судьбы надо противопоставить стойкость) В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй\Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт сильный, сжатый, образный язык, рапсоды исполняли его наряду с гомером.

семонид.современник архилоха, иониец. нет политич и гражд мотивов, хоть и был видным деятелем общины. в элегиях и ямбах паессимистич. размышления об обманчивостилюдских надежд, о нависающих над челом страхах и угрозах. в божественном нет ничего кроме произвола. призыв наслаждаться благами жизни, пока возможно.

Сапфомонодическая лирика – самое красивое на земле то. что мы любим.

Солон. кроме полит. пр-ий, большая элегия К САМОМУ СЕБЕ стремления и судьбы людей рассматр-ся убежден в пагубности неправых поступков и несправедливо нажитых богатств, в том, что божественное возмездие постигает рано или поздно самого виновника или его потомков; но рядом с этим он видит, что даже благие усилия зачастую не приводят к желанному результату и не предохраняют от несчастья. Более того, самые законные человеческие желания, как например стремление к богатству, легко превращаются в ненасытность, за которой следует карающая «беда». Божество, по мнению Солона, незримо выравнивает нарушения «меры», но, как сказано в одном из фрагментов, «мысль бессмертных богов скрыта от людей», «Самое трудное», говорится в другом фрагменте, «это — найти невидимую меру разумения, которая только и содержит в себе пределы всех вещей». Нонет пессимизма. Он принимает жизнь с ее трудами, уроками и утехами.

6 в. Феогнид. обращены элегии к мальчику Кирну. кот-ого поэт наст-ляет в принципах класс. этики. +афоризмы о благочестии, почтение к родителям, непримиримой классовой ненависти аристократа и демократии, какие можно встретить в мировой литературе. Люди от рождения делятся на «добрых», т. е. аристократов (стр. 66), и «подлых»; «добрым» присущи все добродетели, они смелы, прямодушны, благородны; «подлым» свойственны все пороки: низость, грубость, неблагодарность; однако «подлые» богатеют и становятся у власти, между тем как знать разоряется, и «благородный» превращается в «низкого».

пиндар. первая обязанность гр-нина – повиновение законам полиса. меняется идеал доблести. на обладание этими кач-вами претендует аристократия закон-царь.

Лукреций – философск. трактарт «О ПРИРОДЕ» философская точка зрения в соотв. со взглядами эпикурейства.

Энний Квинт (239-169). Исторический эпос «Анналы», охватывающий в 18 книгах всю историю Рима. Энний – творец латинского гекзаметра. Энний резко критикует своих предшественников, первых римских поэтов, за грубость формы, недостаточное внимание к стилистической обработке, за необразованность; философии никто из них "даже во сне не видел". Программа Энния - ввести в римскую литературу принципы греческой формы и греческое идейное содержание, перестроить ее на основе греческой поэтики, риторики и философии. Ощущая себя реформатором, он работает, подобно Ливию Андронику и Невию, в различных областях и обогащает римскую литературу новыми жанрами. Энний хочет дать поэму гомеровского стиля, стать вторым, римским Гомером.
"Гомеризм" Энния имеет прежде всего формальный характер и состоит в воспроизведении стиховой формы и отдельных стилистических и повествовательных приемов древнегреческих поэм, в введении гомеровского колорита, как он понимался эллинистическими комментаторами Гомера.

Он знакомит римлян с этическими и натурфилософскими системами западногреческих мыслителей, дает рационалистические объяснения народной религии в дидактической поэме "Эпихарм"

Лукреций Тит Кар (98-55). Автор замечательной поэмы «О природе» - философского трактата, в котором отражена точка зрения поэта на жизнь, на мир в соответствии с взглядами эпикурейцев. Назаконченния. Дидактическая поэма. Стихотворная форма, которую самому автору приходится оправдывать потребностями популяризации. Выступет как просветитель. Сухое философское содержание эпикурейской физики. Поэма составлена гекзаметром, состоит из 5-6 книг, у каждой свое вступление.
Освободить человечество от гнета тяготеющих над ним предрассудков, от страха перед богами и смертью — такова задача







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.