Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕОРИЯ ТРАДИЦИИ И СИНЕРГЕТИКА



 

Традиция – это метастабильное образование, обладающее свойством самоорганиза­ции. Она подвержена постоянным изменениям, мутациям. Для описания процессов действия традиции как нельзя более подходит синергетическая методология. Г. Хакена, И. При­гожина, Г. Николиса и др. В реальности не существует абсолют­ного порядка или абсолютного бес­порядка. Это возможно лишь в абстракции, существует целый ряд промежуточных ме­жду абсолютным порядком и абсолютным беспорядком форм орга­низации, именно этот множественный ряд и образует окружающую реальность.

Традиция, с одной стороны, это способ организации куль­туры, но, с другой, это спо­соб её мутагенных преобразований. С од­ной стороны, она починяется законам логики, разума и порядка, с другой, именно, она инициирует про­цессы алогичного, неразум­ного и беспорядочности в культуре. Вот что важно и уникально в традиции – если ра­зумные доводы действуют не всегда, то тради­ция так «отрегулирована», что её доводы всегда имеют силу. Разум сам может иметь силу только тогда, когда разумные доводы станут традиционными для той или иной социальной группы. Но, вот что странно, то­гда он сам превращается часто в ирра­цио­нальную силу, происходит его «мутация». Для понимания механизма действия традиции как нельзя точно подходить концепт – «жиз­ненный разум», один из центральных концептов философии «перспективизма» Х. Ор­теги-и-Гассета – философа, который вплотную подходил к проблематике традициоло­гии, хотя и не употреблял этот концепт как основной концепт философии.

Традиция своим рационально-иррациональным характером как нельзя органична реа­лиям культуры, ибо как правильно подчеркивал в свое время Р.Дж. Коллингвуд: «Представление о том, что человек, помимо своей осознанной исторической жизни, от­личается от всех остальных живых существ тем, что он рациональное животное, - не более чем простой предрассудок. Вообще люди рациональны лишь временами, производя усилия над собой, их рациональность непостоянна, порою весьма сомни­тельна» (Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М.,1980. С.216)

Синергетика – это новое направление, которое занимается изучением процессов само­организа­ции. Оно имеет междисциплинарный характер. Основоположниками синергетики являются Г. Хакен, И. Пригожин, Г. Николис и др. Во многом это направ­ление имеет истоком общую тео­рию систем.

 

В отношении комплексного приложения принципов синергетики ко всему объему фи­лософских проблем имеет смысл отметить работу Васильковой В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации)» (1999), которая ос­нована на ее докторской диссертации.

 

В реальности вообще не существует абсолютного порядка или беспорядка. Это возможно лишь в абстракции, существует целый ряд промежуточных между абсолютным порядком и абсолютным беспорядком форм организации, которые и су­ществуют в реальности. Как подчеркивал А. Дж. Тойнби: «Неопределенность – постоянная спутница людей, вышедших на широкую дорогу цивилизации. Путь полон неожиданностей, например кораблекрушений и пожаров, и все это сопровождается как удивительной деморализа­цией, так и редкостным героизмом. Глубина этой неопреде­ленности особенно велика, когда на общество обрушивается не природная стихия, а со­циальная болезнь вроде войны или революции» (Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс. 1991. С.304)

 

«Символом нашего физического мира не может быть устойчивое и периодическое движение планет, что лежит в основе классической механики. Это мир неустойчиво­стей и флуктуаций, в конечном счете ответственных за поразительное разнообразие и богатство форм и структур, которые мы видим в окружающей нас природе» (Николис Г., Пригожин И. Познание. Сложного. Введение. М., 1990. С.7)

 

В принципе зачатки синергетического подхода были заложены В. Оствальдом, кото­рый исследуя кинематику химических реакций вплотную подходил к идеям синерге­тики. Он же дал импульс для возникновения энергетической концепции культуры, ко­торая была потом развита Л. Уайтом, который, в свою очередь уделял достаточно место при­менению законов термодинамики к культурным системам.

 

Кардано создает науку о случайном. Испанский схоласт XVI в. Л. Молина дает интерпретацию Августина о свободе воли дав первые принципы учения о саморгани­зации.. Л. И. Мандельштам, А.А. Андронов.

 

Синергетика возникла независимо от кибернетики и даже в противовес ей. Синерге­тика отталкивается от мысли, что реальные процессы хаотичны и нелинейны, организован­ные процессы – это лишь частные моменты, вернее результат этих хаотичных процессов. Кибернетика отходит от иного – от идеи принципиальной орга­низованности процессов.

Методологической основой синергетического рассмотрения явлений – это понимание того, что все устойчивые системы образуются из хаоса, и даже после того, как система самоорганизуется в ней присутствует всегда элемент хаотичности и дезорганизованно­сти, который имеет не деструктивный, а конструктивный характер. Более того, фактор хаотичности – это фактор, который придает динамичность развитию системы.

Корни такого миропонимания можно увидеть у древних китайцев, с их концепцией «Дао», и Гераклита.

Синергетика является во многом родственным системному подходу к явлениям, но, с другой стороны, прямо противоположным. Синергетика отталкивается от идеи о нели­нейности протекающих в мире процессов, а системный подход наоборот утверждает об идее о возможности управляемых процессов.

 

Теория бифуркаций восходит к А. Пуанкаре (1879) и к работам А.А. Андронова (1933). Если ньютонова теория рассматривает природу как движение плавных и непрерывных процессов, теория катастроф рассматривает окружающий мир еще как скачкообразные процессы.

 

Все философские концепции содержат в себе понимание того, что все факты человеческой культуры и окружающего мира диалектичны, т.е. могут быть осознаны и описаны на базе каких-то серий оппозиций. Это понимание является основополагаю­щим. Исходной основой возникновения европейской традиции философии был именно это. Со времен Парменида со всей напряженностью стоит вопрос как можно упорядо­чить хаос природы и культуры. Это стремление имело базой процесс рационализации общества и процесс рационализации знания об окружающем мире.

Рей Бредбери «И грянул гром»» популярный пример – «эффекта бабочки».

 

1.ТРАДИЦИЯ И ЯВЛЕНИЯ АВТОКОЛЕБАНИЙ

 

Создатель теории нелинейных колебаний А.А. Андронов (1901-1952). Теория нелинейных колебаний была создана Л.И. Мандельштамом, Н.Д. Папалекси, А.А. Анд­роновым, Н.М. Крыловым. Хотя некоторые моменты имелись уже у французского ин­женера А. Леоне (1885) и А. Пуанкаре. Л. И. Мандельштам говорил о «моде» на «не­ли­нейное колебательное мышление».

В такой же степени имеет основание стремление к созданию социальной физики. При­менение аппарата классической физики действительно не могло дать должного эффекта. Но ментальность человеческой культуры совершенствуется, ситуация меняется. Получившая последнее десятилетие распространение методология исследования нестационарных процессов в физике и химии вполне приложима для ис­следования социокультурных процессов.

 

2 .ТРАДИЦИЯ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В СИНЕРГЕТИКЕ

 

Лейбниц проводил аналогию другого порядка – часовую мастерскую, где стрелки всех часов рассогласованы.

 

Аттракторы – от английского to attract – притягивать. Аттрактором является любое притягивающее множество – устойчивый фокус или устойчивый предельный цикл. Ре­пеллером – является отталкивающее множество точек.

 

Странные аттракторы.

Вихревая дорожка Кармана, которая возникает при обтекании круглого цилиндра. Конвективные валики.

La bifurcation –раздвоение.

 

Дорожка Бенара-Кармона в нестационарном режиме.

 

Тут вспоминаются слова Г. Гёссе: «Пусть тот, кто занимается историей, наделен са­мой трогательной детской верой в систематизирующую силу нашего разума и наших мето­дов, но, помимо этого и вопреки этому, долг его – уважать непостижимую правду, ре­альность, неповторимость происходящего» (Гёссе Г. Игра в бисер» М.1969 С.177-178, уточнить)

 

3. ПОРЯДОК ИЗ ХАОСА: ОРГАНИЗАЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

 

Древние прекрасно понимали изначальность хаоса в формировании структуры Кос­моса. К сожалению, в западноевропейской мысли эта изначальная мудрость была вре­менно утеряна. Только сейчас заново в виде синергетической парадигмы происходит восстановление на новом уровне этого мировидения.

 

КОД ТРАДИЦИИ

Как писал К. Ясперс: «Предметный материал объективной традиции бесконечен. По­гружаясь в него, человек узнает движение в противоречии, бытие в становлении, круги в движении» (Яс­перс К. Всемирная история философии. Введение. Спб., Наука. 2000. С.87)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.