Здавалка
Главная | Обратная связь

Конферансье как режиссер концерта



обычно конферансье ведет концерт в русле заранее установ­'11 'III\ОЙ режиссером (или редактором) последовательности номе­1" '1\. Но довольно часто случаются разные нестыковки, иногда 'I,I,!(C артисты опаздывают. И здесь конферансье выступает как , 11< Iсобразный дежурный режиссер программы, который должен 1I"())lшданную перестановку номеров сделать незаметной для 'l'llтеля, провести это так, чтобы сохранить целостное впечатле-

1111(' от концерта'.

Конферансье должен вести свое выступление в контексте об-

111.,j'( цели концерта, а цели эти изменчивы. Наиболее ясно это 1IIIJllIO на примере так называемых тематических, юбилейных кон­III'pTOB. Юбилей артиста, организации - одно, юбилейная дата в II'ТОРИИ страны - другое; тематический концерт по случаю Дня 1"I()отника сельского хозяйства и тематический концерт, посвя­III,"IIНЫЙ ДНЮ снятия блокады Ленинграда в Великой Отечествен­IlIlii войне, - очень различны. Нельзя столь разные концерты ве­, 111 В одинаковой манере: разная мера юмора, подбор реприз, тон.

Конферансье обязан реагировать на всякие неожиданности 11 казусы, происходящие во время концерта. ОН должен обыграть , нучайное падение микрофона, не вовремя закрытый или откры­11,lii занавес, оговорку артиста и так далее. Артисты-конферан­, 1." буквально расцветают, когда случается что-нибудь подобное.

)I'OT сиюминутный отклик на казусную ситуацию позволяет в 11. I.IIIIOЙ мере проявиться таланту импровизатора. И зритель очень 1111 I()ит и ценит такие моменты.

«Провокация» зала

Опытные конферансье довольно часто прибегают даже к IIриему провокации, чтобы создать неординарную ситуацию и I,ЛССНУТЬ «неожиданной~ репризой. Конечно, речь в этом случае IIj\CT не о подлинной импровизации, а об импровизации сделан­II()Й, подготовленной; это своего рода домашняя заготовка. Од­11;11(0, если эта заготовка сделана умело, если в ней присутствует /I,I'Йствительный элемент провокации зрительного зала, то неважно, что ответ конферансье на реакцию публики, созданную им са­мим, своей же провокацией, - заранее заготовлен. Важно другое:

Заготовленный ответ должен производить впечатление импрови­зации.

Режиссер может помочь конферансье подготовить такую провока­цию и через нее перестроить настроение зрительного зала для вос­приятия контрастного номера.

На УН Всесоюзном конкурсе артистов эстрады победителем в жанре конферанса стал Е. Альпер, тогда студент кафедры эстрады ЛГИТМик. На втором туре конкурса, по традиции, каждому прошед­шему в этот этап соревнования конферансье дается блок из пяти­шести номеров, который он должен провести, про конферировать. Последовательность номеров жестко установлена, перестановка но­меров недопустима. И рядом оказались два совершенно контрастных номера: вслед за выступлением певицы шел номер острого полити­ческого содержания. Перед молодым конферансье встала задача со­чинить не только интересную <\подводку» К этому номеру, но самое главное - перенастроить восприятие зрителя с одного жанра на дру­гой, с одной темы на другую. И ночью перед вторым туром была под­готовлена реприза, которая как раз строилась на приеме провокации.

Надо заметить, что политсатира как жанр к середине 80-х го­дов прошлого столетия себя изжила. От политсатирических разоб­лачений оставалось лишь ощущение невыносимой фальши.

Вместе с тем, инерция политического мышления еще существо­вала, еще появлялись в газетах разоблачительные скандалы «из жиз­ни Запада». На этом противоречии и была построена провокация.

Как раз в это время сын премьер-министра Великобритании М. Тетчер был уличен в каких-то неблаговидных финансовых ма­хинациях. Тема была на слуху.

Конферансье подошел к микрофону и коротко выразил сожа­ление по поводу того, что жанр политсатиры исчезает. «А между тем, - обратил он внимание публики, - посмотрите, что происхо­дит в Англии ... » И дальше шло четверостишие:

Маргарет Тетчер в кругах высшей знати Железною леди слывет, но, кстати, Знают все нации, знают народы,

В этой семейке - не без урода.

Банальность, пошлость, <\нафталинность» этого стишка была очевидна. у нормального зрителя она не могла вызвать ничего, кроме чувства стыда за молодого артиста.

 

и вот молодой конферансье произносит этот стишок. В зале повисает угнетающая тишина, зрителя в буквальном смысле берет оторопь: как мог молодой современный человек, который так хо­роню выступил на первом туре, проявивший там и высокий вкус, и чувство юмора, и способность к импровизации, - как он мог опу­ститься до такого! Справедливости ради надо отметить, что в зале раздался один смешок, который повис в воздухе ...

Конферансье держит паузу. Тишина становится гнетущей.

И тогда он говорит: <\Конечно, сегодня другие времена, и полити­ческая сатира на эстраде должна быть другой. И если мы касаемся серьезных тем, то выражать их должны языком достойным. Так, как это делает артист ... » (и далее он объявлял номер).

Раздались аплодисменты. Никто в зале не догадался, что его обманули этим «сатирическим» стишком. Но зритель оценил, как конферансье подчеркнул важность темы следующего номера, как перенастроил зал от ощущения развлекательности предыдущего номера к серьезности темы следующего.

Когда Е. Альпер вел заключительный концерт конкурса, мно­гие артисты подходили к нему (а это были иИ. Отиева, и Е. Шиф­рин) и просили объявить их также хорошо, как он сделал это на втором туре ...

В этой репризе конферансье провокация зрительного зала !lомогла артисту создать ощущение импровизационности.

Режиссер должен понимать, что использование приема провока­I\ИИ всегда связано с большим риском. Надо так рассчитать прово­l(;lЦИЮ, чтобы реакция зала могла быть единственно возможной и ожидаемой.

Этот при мер позволяет нам коснуться еще одной важной I'('МЫ искусства конферанса. Речь пойдет о сочетании подготов­III'IШЫХ заранее текстов, реприз, провокаций и собственно имп­I)()визации. Здесь роль режиссера весьма существенна.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.