Здавалка
Главная | Обратная связь

Самоконтроль поведения



Самоконтроль поведения составляет особый аспект изучения «силы воли», так как связан с контролированием своих поступков в различных трудных ситуациях, со сдерживанием своих желаний. Для того чтобы контролировать свои поступки, человек должен иметь определенное психическое развитие: обладать способно­стью думать о себе как о независимом самостоятельном существе, могущем управ­лять собственными действиями, иметь представления о нравственном поведении. Зачатки этого появляются уже на 2-м году жизни ребенка.

Первым признаком формирования самоконтроля является уступчивостьре­бенка. Она появляется в период от 12 до 18 месяцев, когда дети начинают показы­вать осведомленность о желаниях и ожиданиях родителей и добровольно подчи­няются их просьбам и командам. Развитие уступчивости приводит к похожим на сознательные вербализации ребенка, когда он делает замечание самому себе, го­воря «нет, нельзя» при желании, например, дотронуться до электрической розет­ки. В связи с этим нельзя не вспомнить Л. С. Выготского (1934–1986), писавшего, что дети не могут управлять своим поведением до тех пор, пока они не интегри­руют нормы поведения, рассказанные им родителями, в свою собственную речь.


116Глава 5. Сознательный самоконтроль как форма произвольного управления

Наиболее отчетливо самоконтроль поведения проявляется детьми в ситуации отсроченного вознаграждения, т. е. в ожидании подходящего места и времени для удовлетворения своего желания (противостояние искушению). Способность ждать постоянно усиливается в период между 18 и 30 месяцами, при этом особен­но отличаются этим дети, имеющие успехи в языковом развитии. Кроме того, са­моконтроль развивается эффективнее у тех детей, матери которых сопереживают и оказывают поддержку своим малышам.

Стратегии самоконтроля. Уолтер Мишел [Walter Mishel, 1996] попытался выяснить, что же дети думают и говорят сами себе, чтобы противостоять искушению. В серии исследований дошкольникам показывали два вознаграждения: чрезвычайно желанное, которого им при­шлось бы ждать, и менее желанное, которое они могли получить в любое время. Дошкольни­ки, обладавшие наибольшим самоконтролем, использовали любые способы, чтобы отвлечь свое внимание от желанных объектов: закрывали глаза, пели и даже пытались заснуть!

…Мишел выяснил, что научение детей трансформировать стимул таким образом, чтобы компенсировать его раздражающее качество, способствует отсрочке удовлетворения. В од­ном из исследований дошкольников просили образно думать о конфетах как о «белых и пу­шистых облаках». Других детей попросили сконцентрировать внимание на их реальных каче­ствах: «они сладкие и их можно жевать». Дети, находившиеся в условиях трансформации стимула и воображения, ждали гораздо дольше, прежде чем съели положенную награду.

Берк Л. Е. 2006. С. 802

Дети младшего школьного возраста довольно успешны в нравственном само­регулировании, т. е. умении следить за своим поведением в соответствии с обще­ственными нормами поведения. Большую роль при этом играют соотношения между эмоциональной и когнитивной сферами: у детей, у которых последняя до­минирует, самоконтроль осуществляется успешнее.


Глава 6







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.