Здавалка
Главная | Обратная связь

От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов в древнем мире, раннем средневековье в странах Западной Европы.



Основные понятия научные взгляды на те или иные формы аномального развития ребенка и способы их психолого-педагогической коррекции, греко-римская цивилизация и европейское средневековье в аспекте отношения к аномальным детям.

Античная цивилизация и судьба человека с отклонениями в развитии. Средневекое законодательство. Влияние христианства на отношение общества к аномальным людям.

Базовые составляющие темы:

1.Специальное образование как самостоятельное направление педагогической науки и практики достаточно молодо, ему менее двухсот лет. Отсчет принято вести от момента появления в Европе в конце XVIII в. первых специальных классов для детей с сенсорными нарушениями.

2. Началом истории специального образования является момент осознания власть предержащими необходимости обучать аномальных детей

3. Первым документальным свидетельством интереса к людям с увечьями, инвалидам принято считать египетский папирус Ebers (1550 г. до н.э.), который, по мнению египтологов, базируется на еще более древней рукописи времен врача Имхотепа (3000 г. до н.э.).

4. Условия жизни детерминировали концепцию общественно-госу-дарственного воспитания: дети считались собственностью государства, а не родителей.

5. Заботясь о прочности государства, античное законодательство предписывало выявлять физически неполноценных детей в момент рождения и отделять их от здоровых. В худшем случае эти обездоленные уничтожались, в лучшем - оставлялись на произвол судьбы.

Резюме.

Итак, анализируя период западноевропейской истории с IX в. до н.э. по XII в., можно утверждать, что отношение общества и государства к лицам с выраженными отклонениями в умственном и физическом развитии колебалось от агрессивного и нетерпимого до безразличного:

- в античном мире дети, родившиеся с грубыми физическими или умственными недостатками, в большинстве случаев обрекались на смерть;

- в античный период лица с выраженными отклонениями в развитии не считались полноценными гражданами, их статус не отличался от положения рабов и домашних животных;

- античное законодательство, совершенствуя гражданское право, видит своей задачей защиту общества, отдельных граждан от "неполноценных" людей, учреждает опекунство над ними; глухонемые признаются недееспособными, т.к. не могут изложить свое мнение устно или письменно;

- античная философия не считает глухонемых, сумасшедших, людей с физическими уродствами объектом общественного внимания и заботы; глухонемые признаются необучаемыми; античная медицина приходит к выводу о сверхъестественной природе глухоты и невозможности ее излечения;

- античное общество выделяет из общей группы инвалидов слепых и проявляет по отношению к ним некоторое милосердие;

- с возникновением христианства появляются единичные факты милосердного отношения к людям с отклонениями в развитии, но одновременно растет и число религиозных предубеждений и суеверных опасений в обществе;

- в эпоху раннего Средневековья в Европе начинает формироваться культурная традиция дискриминации лиц с физическими и психическими нарушениями в развитии; философы-богословы теоретически обосновывают неполноценность людей с врожденными физическими, умственными и психическими недостатками;

- средневековое законодательство, следуя традициям Римского Права, не признает инвалидов дееспособными; светский и церковный законы, народные традиции едины во взгляде на инвалида, как на неполноценного человека, от которого следует защищаться;

- социальные потрясения, войны, эпидемии способствуют обесцениванию жизни ребенка-инвалида не только в глазах общества, но и его близких.

Лекция № 2.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.