О Ленине и ленинизме
Величие Ленина, как продолжателя Маркса и Энгельса, в том именно исостоит, что он не был никогда рабом буквы в марксизме. В своихисследованиях он следовал указанию Маркса, неоднократно говорившего, чтомарксизм есть не догма, а руководство к действию. Ленин знал это и, строгоразличая между буквой и сутью марксизма, никогда не считал марксизм догмой,а старался применить марксизм, как основной метод, в новой обстановкекапиталистического развития. В том именно и состоит величие Ленина, что оноткрыто и честно, без колебаний, поставил вопрос о необходимости новойформулы о возможности победы пролетарской революции в отдельных странах, небоясь того, что оппортунисты всех стран будут цепляться за старую формулу,стараясь прикрыть именем Маркса и Энгельса свое оппортунистическое дело. ("О социал-демократическом уклоне в нашей партии" т.8 стр.249.) Человек, стоящий на наших позициях, должен говорить голосом твердым инепреклонным. В этом отношении Ленин - настоящий горный орел. ("Письмо из Кутаиса" т.1 стр.56) Я думаю, что никаких "новых принципов" Ленин не "прибавлял" кмарксизму, так же как Ленин не отменял ни одного из "старых" принциповмарксизма. Ленин был и остается самым верным и последовательным ученикомМаркса и Энгельса, целиком и полностью опирающимся на принципы марксизма. Но Ленин не был только лишь исполнителем учения Маркса - Энгельса. Онбыл вместе с тем продолжателем учения Маркса и Энгельса. Что это значит? Это значит, что он развил дальше учение Маркса - Энгельса применительнок новым условиям развития, применительно к новой фазе капитализма,применительно к империализму. Это значит, что, развивая дальше учение Марксав новых условиях классовой борьбы, Ленин внес в общую сокровищницу марксизманечто новое в сравнении с тем, что дано Марксом и Энгельсом, в сравнении стем, что могло быть дано в период доимпериалистического капитализма, причемэто новое, внесенное Лениным в сокровищницу марксизма, базируется целиком иполностью на принципах, данных Марксом и Энгельсом. В этом смысле и говорится у нас о ленинизме, как марксизме эпохиимпериализма и пролетарских революций. ("Беседа с первой американской рабочей делегацией" т.10 стр.92.) Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарскойреволюции.Точнее: ленинизм есть теория и тактика пролетарской революциивообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности. Маркс иЭнгельс подвизались в период предреволюционный (мы имеем в виду пролетарскуюреволюцию), когда не было еще развитого империализма, в период подготовкипролетариев к революции, в тот период, когда пролетарская революция неявлялась еще прямой практической неизбежностью. Ленин же, ученик Маркса иЭнгельса, подвизался в период развитого империализма, в периодразвертывающейся пролетарской революции, когда пролетарская революция ужепобедила в одной стране, разбила буржуазную демократию и открыла эрупролетарской демократии, эру Советов. Вот почему ленинизм является дальнейшим развитием марксизма. ("Об основах ленинизма") т.6 стр.71.) Ленинизм не есть ленинское учение минус марксизм. Ленинизм естьмарксизм эпохи империализма и пролетарских революций. Иначе говоря, ленинизмвключает в себя все, что дано Марксом, плюс то новое, что внес Ленин всокровищницу марксизма и что необходимо вытекает из всего того, что даноМарксом (учение о диктатуре пролетариата, крестьянский вопрос, национальныйвопрос, партия, вопрос о социальных корнях реформизма, вопрос об основныхуклонах в коммунизме и т. д.). ("О задачах комсомола" т.7 стр.247.) Ленинизм есть обобщение опыта революционного движения рабочих всехстран. ("О задачах комсомола" т.7 стр.247.) Ленинизм есть самое левое (без кавычек) течение в мировом рабочемдвижении. ("Об индустриализации страны и о правом уклоне в ВКП(б)" т.11 стр.280.) Ленинизм низвел национальный вопрос с высот широковещательныхдеклараций на землю, заявив, что декларации о "равенстве наций", неподкрепляемые со стороны пролетарских партий прямой поддержкойосвободительной борьбы угнетенных народов, являются пустыми и фальшивымидекларациями. Тем самым вопрос об угнетенных нациях стал вопросом оподдержке, о помощи, действительной и постоянной помощи угнетенным нациям вих борьбе с империализмом за действительное равенство наций, за ихсамостоятельное государственное существование. ("Об основах ленинизма") т.6 стр.140.) Вообще нужно сказать, что "система диктатуры пролетариата", при помощикоторой проводится в нашей стране власть одного класса, властьпролетариата,- вещь довольно сложная. Я знаю, что некоторым товарищам ненравится, не по вкусу эта сложность. Я знаю, что многие из них предпочли бы,с точки зрения "принципа наименьшей траты сил", иметь дело с более простой иболее легкой системой. Но что поделаешь: во-первых, ленинизм надо братьтаким, каков он есть на самом деле (нельзя упрощать и вульгаризироватьленинизм), во-вторых, история говорит, что самые простые и самые легкие"теории" далеко не всегда являются самыми правильными. ("К вопросу о рабоче-крестьянском правительстве" т.9 стр.187.) ...не подлежит никакому сомнению, что без
сочетания практической работыкомсомольского актива с теоретической его подготовкой ("изучение ленинизма")невозможна никакая сколько-нибудь осмысленная коммунистическая работа вкомсомоле. ("О задачах комсомола" т.7 стр.247.) Работа ощупью, работа в потемках - таков удел практических работников,если они не изучают ленинизма, если они не стремятся овладеть ленинизмом,если они не желают сочетать свою практическую работу с необходимойтеоретической подготовкой. ("О задачах комсомола" т.7 стр.249.) ...советую раз навсегда распроститься с привычкой торопливого печениякнижек по ленинизму. Это не годится. ("Письмо Ксенофонтову" т.9 стр.154.) ...некоторые не очень прилежные "читатели" не хотят сами вчитатьсяхорошенько в сочинения Ленина и требуют, чтобы им разжевали основательнокаждую фразу. Но что поделаешь: во-первых, наши руководящие товарищи слишкомзаняты и обременены текущей работой, что не дает им возможности занятьсяразъяснением ленинизма, как говорится, по пунктам; во-вторых, надо жекое-что оставить и для "читателей", которые должны же, наконец, перейти отлегкого чтения сочинений Ленина к серьезному изучению ленинизма. ("К вопросу о рабоче-крестьянском правительстве" т.9 стр.188.) Выход ... один: изучать Ленина не по отдельным цитатам, а по существу,изучать серьезно и вдумчиво, не покладая рук. Другого выхода я не вижу. ("К вопросу о рабоче-крестьянском правительстве" т.9 стр.190.) Не трудно понять, что когда Ленин говорит - "Советская власть плюсэлектрификация есть коммунизм" - этим он не хочет сказать ни того, что прикоммунизме будет какая бы то ни было политическая власть, ни того, что ежелимы занялись серьезно электрификацией страны, то этим уже осуществиликоммунизм. Что же хотел сказать Ленин, делая такое заявление? Он хотел, по-моему,сказать лишь то, что одной Советской власти недостаточно для продвижения ккоммунизму, что для продвижения к коммунизму Советская власть должнаэлектрифицировать страну,
переводя все народное хозяйство на крупноепроизводство, что Советская власть готова итти по этому пути, для того,чтобы притти к коммунизму. Изречение Ленина означает лишь
готовностьСоветской власти двигаться по пути к коммунизму через электрификацию. ("Ответ Куштысеву" т.11 стр.311.) Можно было бы взять ряд вопросов ленинизма и продемонстрировать на них- насколько еще живучи среди некоторых членов партии остатки идеологииразбитых антиленинских групп. Взять, например, вопрос о построении
бесклассового социалистическогообщества. XVII конференция партии сказала, что мы идем к созданиюбесклассового, социалистического общества. Понятно, что бесклассовоеобщество не может притти в порядке, так сказать, самотека. Его надозавоевать и построить усилиями всех трудящихся - путем усиления органовдиктатуры пролетариата, путем развертывания классовой борьбы, путемуничтожения классов, путем ликвидации остатков капиталистических классов, вбоях с врагами как внутренними, так и внешними. Дело, кажется, ясное. А между тем, кому не известно, что провозглашение этого ясного иэлементарного тезиса ленинизма породило немалую путаницу в головах инездоровые настроения среди одной части членов партии? Тезис о нашемпродвижении к бесклассовому обществу, данный, как лозунг, они поняли, какстихийный процесс. И они прикидывали: ежели бесклассовое общество, то значит- можно ослабить классовую борьбу, можно ослабить диктатуру пролетариата ивообще покончить с государством, которое все равно должно отмереть вближайшее время. И они приходили в телячий восторг в ожидании того, чтоскоро не будет никаких классов,- значит не будет классовой борьбы,- значитне будет забот и треволнений,- значит можно сложить оружие и пойти набоковую - спать в ожидании пришествия бесклассового общества. Не может быть сомнения, что эта путаница в головах и эти настроения,как две капли воды, похожи на известные взгляды правых уклонистов, в силукоторых старое должно самотеком врасти в новое, и в один прекрасный день мынезаметно должны оказаться в социалистическом обществе. Как видите, остатки идеологии разбитых антиленинских групп вполнеспособны к оживлению и далеко еще не потеряли своей живучести. ("Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б)" т.13 стр.350.)
О Лиге наций
О причинах неучастия Советского Союза в Лиге наций неоднократноговорилось в нашей печати. Я мог бы отметить некоторые из этих причин. Советский Союз не является членом Лиги наций и не принимает участия вЛиге наций потому, прежде всего, что он не хочет брать на себяответственности за империалистическую политику Лиги наций, за "мандаты",которые выдаются Лигой наций на предмет эксплуатации и угнетенияколониальных стран. Советский Союз не участвует в Лиге наций, так как онстоит против империализма, против угнетения колоний и зависимых стран. Советский Союз не участвует в Лиге наций потому, во-вторых, что он нехочет брать на себя ответственности за те военные приготовления, за роствооружений, за новые военные союзы и т. д., которые прикрываются иосвящаются Лигой наций и которые не могут не вести к новымимпериалистическим войнам. Советский Союз не участвует в Лиге наций, так какон стоит целиком и полностью против империалистических войн. Наконец, Советский Союз не участвует в Лиге наций потому, что он нехочет быть составной частью той ширмы империалистических махинаций, которуюпредставляет Лига наций и которые она прикрывает елейными речами своихчленов. Лига наций при нынешних условиях есть "дом свиданий" дляимпериалистических заправил, обделывающих свои дела за кулисами. То, о чемговорят официально в Лиге наций, представляет пустую болтовню, рассчитаннуюна обман народа. А то, что неофициально делают империалистические заправилыза кулисами Лиги наций, есть настоящее империалистическое дело, фарисейскиприкрываемое велеречивыми ораторами Лиги наций. Что же может быть удивительного в том, что Советский Союз не хочет бытьчленом и участником этой антинародной комедии? ("Беседа с иностранными рабочими делегациями" т.10 стр.206.) Возьмем Лигу наций, являющуюся, по мнению лживой буржуазной прессы и неменее лживой социал-демократической прессы, орудием мира. К чему привелаболтовня Лиги наций по вопросу о мире, о разоружении, о сокращениивооружений? Ни к чему хорошему, кроме обмана масс, кроме новых вспышеквооружения, кроме нового обострения назревающих конфликтов. Разве можносчитать случайностью тот факт, что три года болтает Лига наций о мире иразоружении, три года поддерживает эту лживую болтовню так называемый IIИнтернационал, а "нации" все вооружаются и вооружаются, расширяя старыеконфликты между "державами", нагромождая новые конфликты и подрывая, такимобразом, дело мира? ...
Подкупная буржуазная пресса всех стран, от Японии до Англии, от Франциидо Америки, кричит во всю глотку о "неискренности" советских предложений поразоружению. Почему же, в таком случае, не проверить искренность советскихпредложений и не приступить теперь же практически к разоружению или, покрайней мере, к серьезному сокращению вооружений? За чем же стало дело? ("XV съезд ВКП(б)" т.10 стр.279-280.) Лиге наций дана еще одна пощечина. Ибо кто же, кроме лакеевимпериализма, может считать "нормальным" тот факт, что один из членов Лигинаций расстреливает население другого из членов Лиги наций, а сама Лиганаций вынуждена молчать, полагая, что это ее не касается? ("Речь на V Всесоюзной конференции ВЛКСМ" т.9 стр.199.)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.