Здавалка
Главная | Обратная связь

О равенстве и уравниловке



Никакого равенства не может быть, пока есть классы и пока есть трудквалифицированный и неквалифицированный (см. "Государство и революция"Ленина). ("XIV съезд ВКП(б)" т.7 стр.376.) Нельзя говорить о равенстве в основной руководящей статье, не даваястрогого определения, о каком равенстве идет речь - равенстве крестьян срабочим классом, равенстве внутри крестьянства, равенстве внутри рабочегокласса, между квалифицированными и неквалифицированными, или о равенстве всмысле уничтожения классов. Нельзя замалчивать в руководящей статьеочередные лозунги партии о работе в деревне. Нельзя играть фразой оравенстве, ибо это есть игра с огнем, так же как нельзя играть фразой оленинизме, замалчивая очередной лозунг ленинизма в вопросе о крестьянстве. ("XIV съезд ВКП(б)" т.7 стр.376.) Эти люди, очевидно, думают, что социализм требует уравниловки,уравнения, нивелировки потребностей и личного быта членов общества. Нечего иговорить, что такое предположение не имеет ничего общего с марксизмом,ленинизмом. Под равенством марксизм понимает не уравниловку в области личныхпотребностей и быта, а уничтожение классов, т. е. а) равное освобождениевсех трудящихся от эксплуатации после того, как капиталисты свергнуты иэкспроприированы, б) равную отмену для всех частной собственности насредства производства после того, как они переданы в собственность всегообщества, в) равную обязанность всех трудиться по своим способностям иравное право всех трудящихся получать за это по их труду (социалистическоеобщество), г) равную обязанность всех трудиться по своим способностям иравное право всех трудящихся получать за это по их потребностям(коммунистическое общество). При этом марксизм исходит из того, что вкусы ипотребности людей не бывают и не могут быть одинаковыми и равными покачеству или по количеству ни в период социализма, ни в период коммунизма. Вот вам марксистское понимание равенства. Никакого другого равенства марксизм не признавал и не признает. Делать отсюда вывод, что социализм требует уравниловки, уравнивания,нивелировки потребностей членов общества, нивелировки их вкусов и личногобыта, что по плану марксистов все должны ходить в одинаковых костюмах и естьодни и те же блюда, в одном и том же количестве,- значит говорить пошлости иклеветать на марксизм. ("Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б)" т.13 стр.354.) ...всякому ленинцу известно, если он только настоящий ленинец, чтоуравниловка в области потребностей и личного быта есть реакционнаямелкобуржуазная нелепость, достойная какой-нибудь первобытной секты аскетов,но не социалистического общества, организованного по-марксистски, ибо нельзятребовать, чтобы у всех людей были одинаковые потребности и вкусы, чтобы вселюди в своем личном быту жили по одному образцу. ("Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б)" т.13 стр.354.) Буржуазные писатели охотно изображают марксистский социализм, какстарую царскую казарму, где все подчинено "принципу" уравниловки. Номарксисты не могут быть ответственными за невежество и тупость буржуазныхписателей. ("Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б)" т.13 стр.356.) Не может быть сомнения, что ... путаница во взглядах у отдельных членовпартии насчет марксистского социализма и увлечение уравниловскимитенденциями сельскохозяйственных коммун похожи, как две капли воды, намелкобуржуазные взгляды наших левацких головотяпов, у которых идеализациясельскохозяйственных коммун доходила одно время до того, что они пыталисьнасадить коммуны даже на заводах и фабриках, где квалифицированные инеквалифицированные рабочие, работая каждый по своей профессии, должны былиотдавать зарплату в общий котел и делить ее потом поровну. Известно, какойвред причинили нашей промышленности эти уравниловско-мальчишеские упражнения"левых" головотяпов. Как видите, остатки идеологии разбитых антипартийных групп имеютдовольно большую живучесть. ("Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б)" т.13 стр.357.) Уравниловка имеет своим источником индивидуально-крестьянский образмышления, психологию дележки всех благ поровну, психологию примитивногокрестьянского "коммунизма". Уравниловка не имеет ничего общего смарксистским социализмом. Только люди, не знакомые с марксизмом, могутпредставлять себе дело так примитивно, будто русские большевики хотятсобрать воедино все блага и затем разделить их поровну. Так представляютсебе дело люди, не имеющие ничего общего с марксизмом. Так представляли себекоммунизм люди вроде примитивных "коммунистов" времен Кромвеля и французскойреволюции. Но марксизм и русские большевики не имеют ничего общего сподобными уравниловскими "коммунистами". ("Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом" т.13 стр.119.) В ряде предприятий тарифные ставки установлены у нас таким образом, чтопочти исчезает разница между трудом квалифицированным и трудомнеквалифицированным, между трудом тяжелым и трудом легким. Уравниловка ведетк тому, что неквалифицированный рабочий не заинтересован переходить вквалифицированные и лишен, таким образом, перспективы продвижения вперед,ввиду чего он чувствует себя "дачником" на производстве, работающим лишьвременно для того, чтобы "подработать" немного и потом уйти куда-либо вдругое место "искать счастья". Уравниловка ведет к тому, чтоквалифицированный рабочий вынужден переходить из предприятия в предприятиедля того, чтобы найти, наконец, такое предприятие, где могут оценитьквалифицированный труд должным образом. Отсюда "всеобщее" движение из предприятия в предприятие, текучестьрабочей силы. Чтобы уничтожить это зло, надо отменить уравниловку и разбить старуютарифную систему. Чтобы уничтожить это зло, надо организовать такую системутарифов, которая учитывала бы разницу между трудом квалифицированным итрудом неквалифицированным, между трудом тяжелым и трудом легким. ("Новая обстановка - новые задачи хозяйственного строительства" т.13стр.56.)

О революции

Об эволюции и революции ...диалектический метод говорит, что движение имеет двоякую форму:эволюционную и революционную. Движение эволюционно, когда прогрессивные элементы стихийно продолжаютсвою повседневную работу и вносят в старые порядки мелкие, количественные,изменения. Движение революционно, когда те же элементы объединяются, проникаютсяединой идеей и устремляются против вражеского лагеря, чтобы в корнеуничтожить старые порядки и внести в жизнь качественные изменения,установить новые порядки. Эволюция подготавливает революцию и создает для нее почву, а революциязавершает эволюцию и содействует ее дальнейшей работе. ("Анархизм или социализм?" т.1 стр.300.) ...с точки зрения диалектического метода эволюция и революция,количественное и качественное изменения, - это две необходимые формы одногои того же движения. ("Анархизм или социализм?" т.1 стр.309.) Основной вопрос революции есть вопрос о власти. Характер революции, ходи исход ее, целиком определяется тем, в чьих руках власть, какой класс стоиту власти. Так называемый кризис власти есть не что иное, как внешнеевыражение борьбы классов за власть. Революционная эпоха тем, собственно, изамечательна, что борьба за власть принимает здесь наиболее острый иобнаженный характер. ("Две линии" т.3 стр.295.) Революция не может удовлетворить всех и вся. Она всегда одним концомудовлетворяет трудящиеся массы, другим концом бьет тайных и явных враговэтих масс. Поэтому надо выбирать: либо вместе с рабочими и крестьянской беднотойза революцию, либо вместе с капиталистами и помещиками против революции. ("О Временном правительстве" т.3 стр.42.) Кто садится меж двух стульев, тот предает революцию. Кто не с нами, тотпротив нас! ("Современный момент и объединительный съезд рабочей партии" т.1стр.251.) Я думаю, что всякая народная революция, если она является действительнонародной революцией, есть революция творческая, ибо она ломает старый уклади творит, создает новый. Конечно, не может быть ничего творческого в таких, с позволениясказать, "революциях", какие бывают иногда в некоторых отсталых странах ввиде игрушечных "восстаний" одних племен против других. Но такие игрушечные"восстания" никогда не считались марксистами революцией. Речь идет,очевидно, не о таких "восстаниях", а о массовой народной революции,подымающей угнетенные классы против классов-угнетателей. А такая революцияне может не быть творческой. ("Беседа с первой американской рабочей делегацией" т.10 стр.99.) ...революция растет и крепнет именно в схватке с контрреволюцией ("Своим путем" т.3 стр.272.) Революция не умеет ни жалеть, ни хоронить своих мертвецов. ("Окружили мя тельцы мнози тучны" т.3 стр.386.) О развитии революции Движение революции нельзя рассматривать, как движение по сплошнойвосходящей линии. Это книжное, не реальное представление о революции.Революция движется всегда зигзагами, наступая и громя старые порядки в однихрайонах, терпя частичные поражения и отступая в других районах. ("Беседа со студентами университета им. Сун Ят-сена" т.9 стр.260.) Никогда нельзя изображать развитие кризиса, как восходящую линиюнарастающих провалов. Никогда такого кризиса не бывает. Революционный кризисразвивается обычно в виде зигзагов: маленький провал, потом улучшениеположения, потом более серьезный провал, затем некоторый подъем и т. д.Наличие зигзагов не должно давать основания думать, что дела буржуазиипоправляются. Поэтому благодушие тут опасно. Опасно, так как кризис может подвинутьсябыстрее, чем думают, и тогда французские товарищи могут быть застигнутыврасплох. А партия, застигнутая врасплох, не может руководить событиями. ("Речь во французской комиссии VI пленума ИККИ" т.8 стр.101.) В период нарастающего кризиса всегда правые поднимают голову. Это общийзакон для революционного кризиса. Правые поднимают голову, ибо они боятсяреволюционного кризиса и поэтому готовы сделать все, чтобы оттащить партиюназад и не дать развиться нарастающему кризису. ("Речь во французской комиссии VI пленума ИККИ" т.8 стр.102.) Неточность в речах ораторов: что мы переживаем, реакцию иликонтрреволюцию. Во время революций реакций не бывает. Когда у властисменяются классы, это не реакция, а революция или контрреволюция. ("Выступление на экстренной конференции петроградской организации" т.3стр.124.) ...в революционную эпоху невозможно устоять на одной точке, тут можнолишь двигаться - вперед или назад. Поэтому, кто старается остановиться вовремя революции, тот неминуемо отстанет, а кто отстал, тому нет пощады:революция толкнет его в лагерь контрреволюции. ("Отставшие от революции" т.3 стр.63.) Когда кризис власти разрешается, то это значит, что известный классстал у власти... ("Выступление на экстренной конференции петроградской организации" т.3стр.122.) О революции буржуазной, пролетарской и отличиях между ними Французская империалистическая республика дает массу примеров того, какпредставители капитала, сами не входя в кабинет министров, "пускают" тудамелкобуржуазных "социалистов" для того, чтобы, спрятавшись за кулисами идействуя чужими руками, беспрепятственно грабить страну. Мы знаем изистории, как финансовые тузы Франции, выдвигая во главе министерства"социалистов" (Бриан! Вивиани!), а сами стоя за их спиной, с успехомпроводили политику своего класса. ("О разрыве с кадетами" т.3 стр.276.) Не удивительно, что французскую революцию возглавляли буржуазныедемократы, а рабочие плелись в хвосте этих господ, "рабочие боролись, абуржуа приобретали власть". ("Современный момент и объединительный съезд рабочей партии" т.1стр.255.) Нынешняя Россия во многом напоминает нам Францию времен великойреволюции. Это сходство, между прочим, выражается в том, что и у нас, как воФранции, контрреволюция ширится и, не умещаясь в собственных границах,вступает в союз с контрреволюцией других государств - она постепеннопринимает международный характер. Во Франции старое правительство заключилосоюз с австрийским императором и прусским королем, призвало себе на помощьих войска и повело наступление на народную революцию. В России староеправительство заключает союз с германским и австрийским императорами - онохочет призвать себе на помощь их войска и потопить в крови народнуюреволюцию. ("Международная контрреволюция" т.1 стр.247.) Раньше обычно дело происходило таким образом, что рабочие дрались вовремя революции на баррикадах, они проливали кровь, они свергали старое, авласть попадала в руки буржуа, которые угнетали и эксплуатировали потомрабочих. Так было дело в Англии и во Франции. Так было дело в Германии. Унас, в России, дело приняло другой оборот. У нас рабочие представляли нетолько ударную силу революции. Будучи ударной силой революции, русскийпролетариат старался вместе с тем быть гегемоном, политическим руководителемвсех эксплуатируемых масс города и деревни, сплачивая их вокруг себя,отрывая их от буржуазии, изолируя политически буржуазию. Будучи же гегемономэксплуатируемых масс, русский пролетариат боролся за то, чтобы захватитьвласть в свои руки и использовать ее в своих собственных интересах, противбуржуазии, против капитализма. Этим, собственно, и объясняется, что каждоемощное выступление революции в России, как в октябре 1905 года, так и вфеврале 1917 года, выдвигало на сцену Советы рабочих депутатов, как зародышинового аппарата власти, призванного подавлять буржуазию,- в противовесбуржуазному парламенту, как старому аппарату власти, призванному подавлятьпролетариат. Дважды пыталась у нас буржуазия восстановить буржуазный парламент иположить конец Советам: в сентябре 1917 года, во время Предпарламента, довзятия власти большевиками, и в январе 1918 года, во время Учредительногособрания, после взятия власти пролетариатом,- и каждый раз терпелапоражение. Почему? Потому, что буржуазия была уже изолирована политически,миллионные массы трудящихся считали пролетариат единственным вождемреволюции, а Советы были уже проверены и испытаны массами, как своя рабочаявласть, променять которую на буржуазный парламент было бы для пролетариатасамоубийством. Не удивительно поэтому, что буржуазный парламентаризм непривился у нас. Вот почему революция привела в России к власти пролетариата. ("Беседа с первой американской рабочей делегацией" т.10 стр.96.) Различие между революцией пролетарской и революцией буржуазной можнобыло бы свести к пяти основным пунктам. 1) Буржуазная революция начинается обычно при наличии более или менееготовых форм капиталистического уклада, выросших и созревших еще до открытойреволюции в недрах феодального общества, тогда как пролетарская революцияначинается при отсутствии, пли почти при отсутствии, готовых формсоциалистического уклада. 2) Основная задача буржуазной революции сводится к тому, чтобызахватить власть и привести ее в соответствие с наличной буржуазнойэкономикой, тогда как основная задача пролетарской революции сводится ктому, чтобы, захватив власть, построить новую, социалистическую экономику. 3) Буржуазная революция завершается обычно захватом власти, тогда какдля пролетарской революции захват власти является лишь ее началом, причемвласть попользуется как рычаг для перестройки старой экономики и организацииновой. 4) Буржуазная революция ограничивается заменой у власти однойэксплуататорской группы другой эксплуататорской группой, ввиду чего она ненуждается в сломе старой государственной машины, тогда как пролетарскаяреволюция снимает с власти все и всякие эксплуататорские группы и ставит увласти вождя всех трудящихся и эксплуатируемых, класс пролетариев, ввидучего она не может обойтись без слома старой государственной машины и заменыее новой. 5) Буржуазная революция не может сплотить вокруг буржуазии насколько-нибудь длительный период миллионы трудящихся и эксплуатируемых массименно потому, что они являются трудящимися и эксплуатируемыми, тогда какпролетарская революция может и должна связать их с пролетариатом вдлительный союз именно как трудящихся и эксплуатируемых, если она хочетвыполнить свою основную задачу упрочения власти пролетариата и построенияновой, социалистической экономики. ("К вопросам ленинизма" т.8 стр.21.) В чем состоит исходный пункт Коминтерна и коммунистических партийвообще при подходе к вопросам революционного движения в колониальных изависимых странах? Он состоит в строгом различении между революцией в странахимпериалистических, в странах, угнетающих другие народы, и революцией встранах колониальных и зависимых, в странах, терпящих империалистическийгнет других государств. Революция в империалистических странах - это одно,там буржуазия является угнетателем других народов, там она контрреволюционнана всех стадиях революции,там момент национальный, как моментосвободительной борьбы, отсутствует. Революция в колониальных и зависимыхстранах - это нечто другое, там гнет империализма других государств являетсяодним из факторов революции, там этот гнет не может не задевать также инациональную буржуазию, там национальная буржуазия на известной стадии и наизвестный срок может поддержать революционное движение своей страны противимпериализма, там национальный момент, как момент борьбы за освобождение,является фактором революции. ("Объединенный пленум ЦК и ЦКК ВКП(б)" т.10 стр.10.) Пролетариат был и остается смертельным врагом царизма. Крестьянство верило пролетариату и, видя, что ему не получить земли безсвержения царизма, пошло за пролетариатом. Либеральная буржуазия разочаровалась в царизме и отошла от него, ибоцаризм не только не завоевал ей новых рынков, но не сумел удержать дажестарых, отдав Германии 15 губерний. Союзный капитал, друг и доброжелатель Николая II, "принужден" был такжеизменить царизму, ибо царизм не только не обеспечил ему желанного "единствафронта", но явно готовил еще сепаратный мир с Германией. Таким образом царизм оказался изолированным. Этим, собственно, и объяняется тот "поразительный" факт, что царизм"тихо и неслышно скончался". Но силы эти преследовали совершенно различные цели. Либеральная буржуазия и англо-французские капиталисты хотели проделатьв России малую революцию, вроде младотурецкой, для того, чтобы, подняввоодушевление народных масс, использовать его для большой войны, причемвласть капиталистов и помещиков осталась бы в основе непоколебленной. Малая революция для большой войны! Рабочие и крестьяне добивались, наоборот, коренной ломки старогоуклада, того, что называется у нас великой революцией, с тем чтобы,опрокинув помещиков и обуздав империалистическую буржуазию, окончить войну,обеспечить дело мира. Великая революция и мир! (Выступления на VI съезде РСДРП(б) т.3 стр.171.) О восстаниях на Руси Почему погибло восстание крестьян при Пугачеве или при Степане Разине?Почему тогда не сумели крестьяне добиться изгнания помещиков? Потому, что уних не было, да и не могло быть тогда такого революционного руководителя,как рабочий класс. Почему французская революция кончилась победой буржуазиии возвращением изгнанных ранее помещиков? Потому, что у французских крестьянне было тогда, да и не могло быть,такого революционного руководителя, какрабочий класс,- крестьянством руководили тогда буржуазные либералы. Нашастрана является единственной страной в мире, где союз рабочих и крестьянодержал победу над помещиками и капиталистами. А чем это объяснить? Тем, чтово главе революционного движения в нашей стране стоял и продолжает стоятьиспытанный в боях класс рабочих. Стоит только подорвать у нас идеюруководства рабочего класса, чтобы от союза рабочих и крестьян не осталоськамня на камне, а капиталисты и помещики вернулись бы обратно в свои старыегнезда. ("О хозяйственном положении и политике партии" т.8 стр.143.) Мы, большевики, всегда интересовались такими историческими личностями,как Болотников, Разин, Пугачев и др. Мы видели в выступлениях этих людей-отражение стихийного возмущения угнетенных классов, стихийного восстаниякрестьянства против феодального гнета. Для нас всегда представляло интересизучение истории первых попыток подобных восстаний крестьянства. Но,конечно, какую-нибудь аналогию с большевиками тут нельзя проводить.Отдельные крестьянские восстания даже в том случае, если они не являютсятакими "разбойными" и неорганизованными, как у Степана Разина, ни к чемусерьезному не могут привести. Крестьянские восстания могут приводить куспеху только в том случае, если они сочетаются с рабочими восстаниями, иесли рабочие руководят крестьянскими восстаниями. Только комбинированноевосстание во главе с рабочим классом может привести к цели. Кроме того, говоря о Разине и Пугачеве, никогда не надо забывать, чтоони были царистами: они выступали против помещиков, но за "хорошего царя".Ведь таков был их лозунг. Как видите, аналогия с большевиками никак не подходит. ("Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом" т.13 стр.112.) О революционной борьбе Нельзя проводить непроходимую грань между "революционным подъемом" и"непосредственно революционной ситуацией". Нельзя говорить: "до этой чертымы имеем революционный подъем, а за чертой - скачок в непосредственнореволюционную ситуацию". Так могут ставить вопрос только схоластики. Первыйобычно "незаметно" переходит во вторую. Задача состоит в том, чтобы теперьже готовить пролетариат к решительным революционным боям, не дожидаясьмомента "наступления" так называемой непосредственно революционной ситуации. ("Ответ товарищам свердловцам" т.12 стр.189.) Было бы недостойным педантизмом требовать, чтобы Россия "подождала" ссоциалистическими преобразованиями, пока Европа не "начнет". "Начинает" тастрана, у которой больше возможностей... (Выступления на VI съезде РСДРП(б) т.3 стр.174.) Можно ли отождествлять "революционную борьбу" и "революционныедействия" с низвержением господствующего класса, с захватом власти, спобедой революции, как условием разрешения национального вопроса? Конечно,нельзя. Одно дело, когда говоришь о победе революции, как об основномусловии разрешения национального вопроса, и совершенно другое, дело, когдаусловием разрешения национального вопроса ставишь "революционные действия" и"революционную борьбу". Необходимо отметить, что путь реформ, путьконституционный вовсе не исключает "революционных действий" и "революционнойборьбы". Решающими при определении революционного и реформистского характератой или иной партии нужно считать не "революционные действия" сами по себе,а те политические цели и задачи, во имя которых они предпринимаются ииспользуются партией. Русские меньшевики в 1906 году, после разгона первойДумы, предлагали, как известно, организовать "всеобщую забастовку" и даже"вооруженное восстание". Но это нисколько не мешало им оставатьсяменьшевиками. Ибо для чего они предлагали тогда все это? Конечно, не дляразгрома царизма и организации полной победы революции, а для того, чтобы"произвести давление" на царское правительство в целях завоевания реформы, вцелях расширения "конституции", в целях созыва "улучшенной" Думы."Революционные действия" для реформирования старых порядков при сохранениивласти в руках господствующего класса - это одно, это путь конституционный."Революционные действия" для слома тарых порядков, для низвержениягосподствующего класса - это другое, это путь революционный, это путь полнойпобеды революции. Разница тут коренная. ("Еще раз к национальному вопросу" т.7 стр.218.) Революционность той или иной группы, того или иного течения, той илииной партии проверяется не на том, какие заявления или декларации будутвынесены ими. Революционность проверяется делом, практикой, практическимипланами той или иной группы, того или иного течения, той или иной партии.Нельзя верить заявлениям и декларациям людей, как бы они ни были эффектны,если они не подтверждаются на деле и если они не проводятся в жизнь. ("Объединенный пленум ЦК и ЦКК ВКП(б)" т.10 стр.50.) Вообще Советы являются наиболее целесообразной формой организации масс,но мы должны говорить не языком учреждений, а указывать классовоесодержание, должны стремиться к тому, чтобы массы также отличали форму отсодержания. Вообще говоря, вопрос о формах организации не является основным. Будетреволюционный подъем, создадутся и организационные формы. Пусть вопрос оформах не заслоняет основного вопроса: в руки какого класса должна перейтивласть. (Выступления на VI съезде РСДРП(б) т.3 стр.181.) ...нельзя входить в состав правительства, если ведешь дело к свержениюэтого правительства. ("Революция в Китае и задачи Коминтерна" т.9 стр.298.) ...основной темой стратегического лозунга является вопрос о власти наданном этапе революции, вопрос о том, какой класс свергается и в руки какогокласса переходит власть. ("О трех основных лозунгах партии" т.9 стр.208.) ...стратегические лозунги нашей партии нельзя расценивать ни с точкизрения эпизодических удач или поражений революционного движения в тот илииной период, ни, тем более, с точки зрения сроков или форм осуществления техили иных требований, вытекающих из этих лозунгов. Стратегические лозунгипартии могут быть расцениваемы лишь с точки зрения марксистского анализаклассовых сил и правильного расположения сил революции на фронте борьбы запобеду революции, за сосредоточение власти в руках нового класса. ("О трех основных лозунгах партии" т.9 стр.207.) День восстания должен быть выбран целесообразно. Только так надопонимать революцию. Говорят, что нужно ждать нападения со стороныправительства, но надо понимать, чт такое нападение. Повышение цен на хлеб,посылка казаков в Донецкий район и т.п.,- все это уже нападение. До какихпор ждать, если не будет военного нападения? То, что предлагают Каменев иЗиновьев, объективно приводит к возможности для контрреволюции подготовитьсяи сорганизоваться. Мы без конца будем отступать и проиграем революцию. ("Речь на заседании ЦК 17 октября 1917г." т.3 стр.381.) Там, где пролетариат борется сознательно, либеральная буржуазияперестает быть революционной. ("Предисловие к брошюре К. Каутского" т.2 стр.4.) ...чем сознательнее борется пролетариат, тем более контрреволюционнойстановится буржуазия. ("Наши кавказские клоуны" т.2 стр.40.) Ни одно революционное мероприятие не гарантировано от некоторыхотрицательных сторон, если оно проводится неправильно. ("О работе в деревне" т.13 стр.220.) Репрессии, не разрешая ни одного вопроса революции, только обостряютположение. (Выступления на VI съезде РСДРП(б) т.3 стр.177.) Кто решится утверждать, что сомнительная дружба кучки фабрикантовценнее для революции, чем действительная, кровью закрепленная дружбамиллионов рабочих? ... Кто решится сказать, что сомнительная дружба кучки помещиков ценнее дляреволюции, чем действительная дружба многомиллионной крестьянской бедноты,переодетой ныне в солдатские шинели? ("О Временном правительстве" т.3 стр.41-42.) ...нельзя принимать решительный бой при невыгодных условиях, когдарезервы еще не подтянуты, так же как, например, большевики не принялирешительного боя ни в апреле, ни в июле 1917 года. ...не избегать решительного боя в невыгодных условиях (когда его можноизбегнуть),- значит облегчить дело врагов революции. ("Вопросы китайской революции" т.9 стр.228.) Некоторые товарищи думают, что наступление на всех фронтах являетсятеперь основным признаком революционности. Нет, товарищи, это неверно.Наступление на всех фронтах в данный момент есть глупость, а нереволюционность. Нельзя смешивать глупость с революционностью. ("Беседа со студентами университета им. Сун Ят-сена" т.9 стр.256.) Удержание власти на другой день революции не менее важно чем взятиевласти. ("Троцкизм или ленинизм?") т.6 стр.331.) Настоящим революционером является не тот, кто проявляет мужество впериод победоносного восстания, но тот, кто, умея драться хорошо припобедоносном наступлении революции, умеет вместе с тем проявить мужество впериод отступления революции, в период поражения пролетариата, кто не теряетголову и не дрейфит при неудачах революции, при успехах врага, кто неударяется в панику и не впадает в отчаяние в период отступления революции. ("Троцкизм или ленинизм?") т.6 стр.330.)

О религии

...я должен заявить, что, говоря формально, у нас нет таких условийприема в члены партии, которые бы требовали от кандидата в члены партииобязательного атеизма. Наши условия приема в партию: признание программы иустава партии, безусловное подчинение решениям партии и ее органов, членскиевзносы, вхождение в одну из организаций партии. ... Значит ли это, что партия нейтральна в отношении религии? Нет, незначит. Мы ведем пропаганду и будем вести пропаганду против религиозныхпредрассудков. Законодательство нашей страны таково, что каждый гражданинимеет право исповедывать любую религию. Это дело совести каждого. Именнопоэтому и провели мы отделение церкви от государства. Но, проведя отделениецеркви от государства и провозгласив свободу вероисповедания, мы вместе стем сохранили за каждым гражданином право бороться путем убеждения, путемпропаганды и агитации против той или иной религии, против всякой религии.Партия не может быть нейтральна в отношении религии, и она ведетантирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков,потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки идут против науки,ибо всякая религия есть нечто противоположное науке. Такие случаи, как вАмерике, где осудили недавно дарвинистов, у нас невозможны, потому чтопартия ведет политику всемерного отстаивания науки. Партия не может быть нейтральной в отношении религиозных предрассудков,и она будет вести пропаганду против этих предрассудков, потому что это естьодно из верных средств подорвать влияние реакционного духовенства,поддерживающего эксплуататорские классы и проповедующего повиновение этимклассам.. Партия не может быть нейтральной в отношении носителей религиозныхпредрассудков, в отношении реакционного духовенства, отравляющего сознаниетрудящихся масс. Подавили ли мы реакционное духовенство? Да, подавили. Беда только втом, что оно не вполне еще ликвидировано. Антирелигиозная пропагандаявляется тем средством, которое должно довести до конца дело ликвидацииреакционного духовенства. Бывают случаи, что кое-кто из членов партии иногдамешает всемерному развертыванию антирелигиозной пропаганды. Если такихчленов партии исключают, так это очень хорошо, ибо таким "коммунистам" неместо в рядах нашей партии. ("Беседа с первой американской рабочей делегацией" т.10 стр.132.) Были тогда такие чудаки в нашей партии, которые думали, что Ленин понялнеобходимость борьбы с церковью лишь в 1921 году, а до того времени он будтобы не понимал этого. Это, конечно, глупость, товарищи. Ленин, конечно,понимал необходимость борьбы с церковью и до 1921 года. Но дело вовсе не вэтом. Дело в том, чтобы связать широкую массовую антирелигиозную кампанию сборьбой за кровные интересы народных масс и повести ее таким образом, чтобыона, эта кампания, была понятна для масс,чтобы она, эта кампания,былаподдержана массами. ("О работах Апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК" т.11 стр.50.) Получилась в известной степени такая же комбинация (конечно, ссоответствующими оговорками), какая имела место в 1921 году, когда партия воглаве с Лениным, ввиду голода в стране, поставила вопрос об изъятииценностей из церквей на предмет приобретения хлеба для голодающих районов,построив на этом широчайшую антирелигиозную кампанию, и когда попы,уцепившись за ценности, выступили на деле против голодающих масс и тем самымвызвали озлобление масс против церкви вообще, против религиозныхпредрассудков в частности, против попов и их руководителей в особенности. ("О работах Апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК" т.11 стр.50.) Никакой борьбы большевиков с мусульманами не было и не могло быть. ("Очередная ложь" т.4 стр.94.)





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.