Легирование сталей как способ повышения коррозионной стойкости
Для придания сталям определенных механических свойств или коррозионной стойкости в их состав вводят легирующие элементы. Легирующие элементы образуют с железом твердые растворы, а взаимодействуя друг с другом или с примесными элементами, — неметаллические включения или избыточные фазы. Химический состав сталей соответствует стандартам, обозначаемым для различных стран-производителей следующим образом: ГОСТ — Россия (или СССР); AISI — США; B.S. — Великобритания; A.F.N.O.R. — Франция; DIN — Германия (ФРГ); SIS — Швеция, MSZ — Венгрия; CSN — Чехия (Чехословакия). Для обозначения химического (марочного) состава сталей согласно отечественной классификации используется цифровое и буквенное обозначение. Каждому из легирующих элементов присвоена определенная буква русского алфавита: X — Cr; Н — Ni; М — Мо; Г — Мп; Ю — А1; Ф — W; С — Si; Т — Ti; Д — Си; Б — Nb; А — N. За буквой, обозначающей химический элемент, следует одно- или двузначное целое число, соответствующее концентрации легирующего элемента в массовых %. Первая цифра аббревиатуры, обозначающей марку стали, соответствует концентрации углерода в сотых долях масс [2]. Согласно стандартам, содержание легирующих и примесных элементов в стали каждой определенной марки колеблется в некоторых допустимых пределах. Низколегированные стали содержат в своем составе легирующие элементы в количестве нескольких процентов, вводимых, в основном, для придания сталям определенных механических или технологических свойств. В особую группу следует выделить коррозионно-стойкие стали, в состав которых обязательно входит хром в количестве 12 и более (до 30) масс.%. Стали указанной группы разработаны специально для эксплуатации в особо агрессивных условиях, что характерно для химической промышленности, где углеродистые и низколегированные стали нестойки. Классификация, номенклатура и химический состав отечественных коррозионно-стойких сталей представлены ГОСТ 5632-72. Хром обладает высокой склонностью к пассивации в средах различной кислотности и анионного состава. Он устойчив также к питтинговой коррозии. Поляризационная кривая растворения хрома в серной кислоте приведена на рисунок 1.2 (кривая 2). Область пассивации наступает при более отрицательном потенциале, чем у железа, а критический ток пассивации примерно на два порядка меньше. Это означает, что хром обладает более высокой склонностью к пассивности, чем железо.
Рисунок 1.2 - Зависимость скорости растворения от потенциала для различных металлов: 1 — железо;2—хром; 3 — никель. 1 н. H2SO4, температура комнатная
Пассивность хрома обеспечивается образованием на его поверхности слоя оксида Сr2О3. Железо и хром имеют одинаковый тип кристаллической решетки — ОЦК, с близкими параметрами решетки и дают непрерывный ряд твердых растворов (рисунок1.3). Преобладающей твердой фазой является α - фаза (феррит). При содержании менее 11,5-12% Сr при температурах не выше 865-1400 °С существует γ - фаза (аустенит). При концентрации Сr 20-75 % при температурах не выше 800-850 °С образуется σ-фаза, которая является интерметаллическим соединением Fe-Cr (рисунок 1.3).
Рисунок 1.3 – Диаграмма состояния системы Fe-Cr В системе Fe-Cr реализуется правило Таммана. Согласно этому правилу скачкообразное повышение устойчивости сплава происходит при доле благородных или коррозионно-устойчивых атомов в сплаве, равной n/8, где n - целое число (1, 2, 3, 4, 6). Сплавы железо-хром, содержащие 11,8 масс.% Сг, имеют в решетке твердого раствора 1/8 долю атомов Сr. При этом появляется первая граница устойчивости, характеризующаяся стойкостью сплава к холодной разбавленной HNO3. При содержании 23,7 маc. % Сr, что соответствует 2/8 атомным долям хрома в сплаве, появляется вторая граница устойчивости, характеризующаяся стойкостью сплава в горячей разбавленной HNO3. Около 35,8 масс.% Сr, т.е. приблизительно при 3/8 атомных долях хрома в сплавах, появляется граница устойчивости к таким активным средам, как царская водка.
Введение хрома в железо способствует улучшению пассивируемости и увеличению устойчивости пассивного состояния сплавов Fe-Cr. При достижении концентрации хрома, равной 12 %, происходит смещение критического потенциала пассивации сплавов в отрицательную сторону до значения, равного Екр чистого хрома (рисунок 1.4). При указанном содержании хрома происходит и резкое скачкообразное снижение критического тока пассивации, т.е. уменьшения скорости растворения металла (рисунок 1.5). Характеристики питтингостойкости сплавов Fe-Cr также претерпевают существенное улучшение при достижении 12 % Сг (рисунок 1.6). При концентрации в сплавах 17% Сг происходит второе резкое улучшение питтингостойкости. Сплавы, содержащие более 40 % Сг, как и чистый хром, в водных средах вообще не подвергаются питтинговой коррозии.
Рисунок 1.6 - Влияние концентрации хрома на скорость питтинговой коррозии сплавов Fe-Cr в 10%-м растворе FeCl3 х 6H2O
Скачкообразное увеличение коррозионной стойкости сплавов Fe-Cr при достижении 12% Сг обусловлено происходящими при этой концентрации изменениями состава и свойств пассивирующей пленки. Так, пассивирующие слои сплавов с низким содержанием хрома состоят из оксидов железа. Они близки по своему составу к оксидам, образующимся на поверхности чистого железа. В сплавах, содержащих более 12% Сг, внешние (контактирующие с раствором) слои пассивирующей пленки обогащены хромом, входящим в состав оксида Сг2O3[3]. Основным недостатком хромистых сталей является их высокая склонность к хрупкому разрушению. Для преодоления этого недостатка коррозионно-стойкие стали легируют никелем. Благодаря высокой прочности, пластичности и коррозионной стойкости никель используют и как основу для изготовления коррозионностойких конструкционных материалов. Так же, как и хром, при температурах, близких к температуре плавления, никель образует с железом непрерывный ряд твердых растворов, имеющих, однако, ГЦК решетку (рисунок 1.7). При снижении температуры 7-твердый раствор распадается на α+γ. Равновесная концентрация Ni в α-твердом растворе достигает ~ 7,5 % . При концентрации в сплаве ~ 74 % никеля происходит образование интерметаллического соединения FeNi3. Никель снижает скорость диффузии углерода в кристаллической решетке сплавов на основе железа, тем самым препятствуя выделению карбидной фазы.
Рисунок 1.7 - Диаграмма состояния системы Fe-Ni
Электрохимическое поведение никеля в активном состоянии во многом сходно с рассмотренным ранее поведением железа. Однако активное растворение никеля в серной кислоте имеет специфическую особенность — на анодной поляризационной кривой имеется точка перегиба и, следовательно, два тафелевых участка (рисунок 1.2, кривая 3). Предполагается, что наличие второго тафелевского участка обусловлено тем, что в сернокислых средах растворение Ni происходит по двум параллельным путям: с участием сульфат-ионов и с участием молекул Н2О. Оба процесса дают вклад в общий ток, и каждый из них доминирует в соответствующей области рН. Ширина пассивной области никеля в кислых водных средах (+0,43 - +1,35 В) существенно ниже, чем хрома (0,0- + 1,10 В), а скорость растворения в пассивном состоянии приблизительно на два порядка величины выше. Пассивность обеспечивается образованием на поверхности защитного слоя, состоящего из NiO (подслой толщиной ~ 4А, прилегающий к металлу) и Ni(OH)2 (подслой толщиной ~ 6 А, контактирующий с электролитом). Введение в сталь никеля способствует не только улучшению механических свойств вследствие аустенизации структуры, но и облегчает пассивацию и повышает устойчивость пассивного состояния, в том числе в средах, провоцирующих развитие таких локальных коррозионных процессов, как питтинговая и щелевая коррозия. Повышение коррозионной стойкости сталей вследствие легирования их никелем не связано с изменением состава и свойств пассивирующей пленки — никель в составе пассивирующих пленок не обнаружен. Недостатком хромоникелевых аустенитных сталей является их низкая стойкость против коррозионного растрескивания, минимум которой приходится на наиболее широко распространенные стали типа 18Cr-8Ni. Более 70 % всех производимых нержавеющих сталей являются сталями аустенитного класса, содержащими ≥17% хрома и свыше 10 % никеля [3]. Построение тройных диаграмм для такой системы является сложным процессом и поэтому используют их изотермические срезы. Пример таких срезов для системы Fe-Cr-Ni представлен на рисунке 1.8. На рисунке 1.8 б. обозначены составы промышленных сталей. Для большего повышения коррозионной стойкости в состав хромоникелевых нержавеющих сталей вводят молибден. Молибден улучшает пассивируемость сталей в неокислительных средах, сужая область активного растворения, и способствует существенному снижению их склонности к питтинговой и щелевой коррозии за счет затруднения питтингообразования, облегчения репассивации, снижения скорости растворения металла в очагах локальной коррозии и увеличения индукционного периода.
α — феррит; γ— аустенит (мартенсит); σ — сигма-фаза. Области практических составов сплавов: 1 — ферритные Сг - стали; 2 — аустенитные стали типа 18-8; 3, 4 — аустенитные стали повышенной коррозионной стойкости; 5 — жаростойкие Ni-сплавы. По сторонам треугольника отложены концентрации элементов в % (по массе) Рисунок 1.8 - Фазовое равновесие в системе Fe-Ni-Cr при 400 °С (а) и комнатной температуре (б)
Молибден и вольфрам имеют ОЦК кристаллическую решетку и обладают ограниченной растворимостью в железе. Увеличение устойчивости пассивного состояния хромоникельмолибденовых сталей объясняется вхождением молибдена в состав пассивирующих слоев. Предполагается, что при потенциалах пассивной области сталей, где молибден подвергается перепассивации, то есть растворяется с образованием молибдат-ионов, происходит образование смешанных оксидов хрома и молибдена, обладающих более высокими защитными свойствами, чем оксид хрома [3]. Основным недостатком хромоникельмолибденовых сталей является их низкая стойкость в окислительных средах. Для придания хромистым и хромоникелевым сталям высоких прочностных характеристик их дополнительно легируют вольфрамом. Кроме улучшения механических свойств вольфрам, подобно молибдену, увеличивает коррозионную стойкость сталей, однако его действие оказывается не столь эффективным. Углерод является необходимым легирующим элементом в сталях мартенситного класса (стали 30X13, 40X13, 95X18 и др.), где он обеспечивает высокие прочностные характеристики. В сталях других структурных типов углерод является вредной примесью. Так, он образует карбиды хрома (типа Сг23С6), что снижает содержание хрома в сплаве. Марганец в концентрациях 6-9% в комбинации с никелем обеспечивает по сравнению с хромоникелевыми сплавами более высокий предел растворимости углерода и азота, повышенную стабильность аустенита. Азот является сильным аустенитообразующим элементом. Он очень полезен в аустенитных и аустенито-ферритных сталях. Азот упрочняет твердый раствор сильнее, чем углерод, повышает стойкость против питтинговой коррозии, замедляет выделение карбидных и интерметаллидных фаз. Однако присутствие азота в сталях ферритного класса нежелательно, так как он отрицательно влияет на их механические свойства. Медь, введенная в стали, повышает их стойкость в минеральных кислотах. Титан и ниобий образуют карбиды TiC и NbC и тем самым удаляют углерод из твердого раствора. При их введении в сталь повышается стойкость сталей против локальных видов коррозии. Элементы S, Pb, Se вводят в сплавы для повышения механической обрабатываемости. Al и Si повышают жаростойкость, микродобавки редких металлов (бор и цирконий) улучшают механические свойства. Таким образом, важнейшим направлением повышения коррозионной стойкости конструкционных материалов является противокоррозионное легирование. Регулирование фазового состава сталей. Реальные стали являются гетерогенными системами, содержащими в твердом растворе — металлической матрице — посторонние фазы (так называемые избыточные фазы и неметаллические включения). Избыточные фазы (к ним относятся карбиды, нитриды, силициды, бориды) и неметаллические включения (оксиды и сульфиды) образуются в результате взаимодействия примесных и легирующих элементов сталей и отличаются от металлической матрицы химическим составом, кристаллической структурой и электрохимическими характеристиками. Несмотря на относительно небольшое количество (от сотых до десятитысячных долей масс.%) посторонние фазы вносят свой вклад в интегральную скорость анодного и катодного процессов и характер растворения металла [2]. Влияние фаз на коррозионную стойкость сталей определяется тем, насколько и каким образом различаются электрохимические характеристики фазы и металлической матрицы при потенциале свободной коррозии Екор стали. Если при Екор скорость растворения какой-либо фазы оказывается ниже, чем твердого раствора, то постепенное ее накопление на поверхности стали приведет к снижению общей скорости растворения за счет уменьшения доли растворяющейся поверхности и затруднения диффузионных процессов подвода и отвода участников электрохимической реакции. Если при Екор скорость растворения фазы превышает скорость растворения металлической матрицы, то происходит ее избирательное растворение, часто приводящее к развитию локальных коррозионных процессов. Таким образом, добиться повышения коррозионной стойкости нержавеющих сталей, сравнимого с достигаемым при дополнительном легировании достаточно большим количеством дорогостоящих и дефицитных легирующих элементов, можно регулированием их фазового состава. Для нержавеющих сталей это достигается предотвращением образования в их структуре карбидов хрома и марганецсодержащих сульфидов, осуществляемым различными способами — рафинированием металла или модифицированием его элементами, обладающими более высоким, чем Сг и Мn, сродством к углероду или сере, и образующими с ними более стойкие соединения. Оба способа реализуются на стадиях выплавки и переплавов металла[3].
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|