Здавалка
Главная | Обратная связь

Сфера культуры в Республике Беларусь: общая характеристика



Преобразования в культурной жизни Беларуси, произошедшие в конце 80-х–начале 90-х гг., получили правовое закрепление в Законе "О культуре в Белорусской ССР" (июль 1991 г.).

В принятом законодательном акте было продемонстрировано стремление отказаться от классовых установок, начать переустройство культурной сферы на основе общечеловеческих ценностей, использовать подходы и нормы, соответствующие взятым международным обязательствам.

Внешним культурным связям в законе был посвящен специальный раздел, в котором подчеркивалось, что Республике Беларусь принадлежит исключительное право устанавливать и развивать внешние связи, заключать международные договоры и соглашения в области культуры, осуществлять взаимный обмен достижениями культуры.

Предприятия, учреждения и организации культуры, общественные объединения, в том числе и творческие союзы, получили право самостоятельно заключать договоры (контракты) с иностранными юридическими и физическими лицами на любые формы сотрудничества в сфере культуры.

С целью преодоления остаточного принципа в финансировании культуры Законом предусматривалось выделение на эту сферу не менее 3,0 % государственного бюджета республики.

«Значительный прогресс в первой половине 90-х гг. наметился в развитии связей республики с белорусской диаспорой, носивших в основном культурный характер. В 1993 г. правительством Беларуси была утверждена государственная программа "Белорусы в мире", которая действовала с 1993 по 1997 году» [16, 57].

На культурный процесс в Беларуси и ее регионах сегодня влияют несколько основных факторов. Первым фактором является мировая глобализация культуры, которая выражается в том, что по информационным и культурным каналам распространяются паттерны культуры, продуцированные странами-лидерами в области экономики и политики.

Второй фактор - возрождение национального самосознания и возвращение этнокультурных ценностей. Влияние третьего фактора развития современного культурного процесса - становления рыночной экономики - оголяет проблемные зоны реализации культурной политики, поскольку при усилении коммерческого вектора развития культуры до сих пор не обозначены четко приоритеты и источники государственного финансирования.

Государство должно создавать необходимые условия для приобщения граждан к национальному и мировому культурному наследию; формировать систему предприятий и учреждений искусства и культуры; выделять необходимые материальные и финансовые средства; обеспечивать проведение научных исследований и разработку научных проектов в области культуры, готовить квалифицированные кадры; создавать гарантии и стимулы художественного творчества, сохранять традиционную культуру (фольклор, народные промыслы, ремесла), обеспечивать формирование и эстетизацию среды обитания человека, защиту интересов народа Белоруссии в области культуры.

В Республике Беларусь сложилась определенная структура отрасли, включающая учреждения различного вида деятельности, связанные с производством и хранением культурных ценностей:

• культурно-просветительные учреждения: библиотеки, клубы, дома и дворцы культуры, музеи, выставки, галереи, парки культуры и отдыха;

• театрально-зрелищные объединения и предприятия: театры, концертные объединения, цирки, филармонии, музыкальные ансамбли и группы, хореографические и художественные коллективы, студии изобразительного искусства;

• предприятия кино- и видеоискусства: киностудии, кинотеатры, киновидеоцентры и салоны;

• учебные заведения: вузы культуры, музыки и искусства, музыкальные, художественные и хореографические училища, институты и курсы по переподготовке и повышению квалификации кадров, музыкальные школы и школы искусств.

В настоящее время в Беларуси работает свыше 13 тысяч различных учреждений культуры и искусства. В систему Министерства культуры входят детские школы искусств, средние специальные и высшие учебные заведения. В области культуры работает более 40 тыс. человек.

Активно развивается белорусский театр. В республике работают около 30 профессиональных театров, в том числе 8 театров республиканского подчинения. Принимаются меры по развитию белорусской кинематографии, продолжается планомерная работа по модернизации киносети, развиваются локальные сети кабельного телевидения.

«В профессиональном музыкальном и хореографическом искусстве осуществляются целевые программы концертного обслуживания населения, ведется пропаганда высоких образцов классического искусства. В республике плодотворно работают более 70 оркестров и ансамблей, 13 концертных организаций» [5, 83].

Национальной гордостью являются: Государственный академический народный хор имени Цитовича; Государственная академическая хоровая капелла имени Ширмы; Государственный академический народный оркестр имени Жиновича; Государственный ансамбль танца; Белорусский государственный хореографический ансамбль «Хорошки» и многие другие.

Этнокультурное разнообразие страны ярко проявляется в заключительных мероприятиях Республиканского фестиваля национальных культур, который проходит в г. Гродно. Из года в год расширяется география и увеличивается число участников фестиваля. В июне 2008 г. в г. Гродно прошли заключительные мероприятия данного фестиваля, в котором приняли участие около 700 представителей от национальных общностей и многочисленные гости.

Большой популярностью пользуется Открытый детский фестиваль национальных культур «Сонечны птах», который ежегодно проходит в Минском Дворце детей и молодежи. Диалог культур осуществляется во время районных и городских праздников национальных культур, организуемых национальными общностями при участии местных и региональных органов государственного управления. Развивая свою культуру и искусство, этнокультурные общественные объединения обогащают белорусское общество представлениями о ценностях своих народов и расширяют палитру его культурного разнообразия.

Важным для государства является обеспечение реализации прав национальных общностей на изучение своего родного языка, изучаемого в дополнение к белорусскому и русскому, являющимся государственными языками Республики Беларусь. Во многих базовых учебных заведениях страны изучаются в разных формах иврит, польский, литовский, новогреческий, украинский и другие языки. Объединениями организованы порядка 65 школ выходного дня, в которых родной язык, историю и культуру изучают более 5 тыс. человек (азербайджанцы, армяне, афганцы, грузины, греки, евреи, корейцы, литовцы, латыши, молдаване, немцы, поляки, татары, украинцы).

Законы Республики Беларусь «Об образовании», «О культуре» предоставляют национальным общностям право изучения родного языка в специальных классах, группах, школах, а также возрождения культуры и традиций.

На территории нашей страны работают школы с польским и литовским языками обучения. Есть классы с преподаванием на иврите. В 180 общеобразовательных школах Беларуси введен этнокультурный компонент.

Характеризуя ситуацию, связанную с положением национальных меньшинств в Беларуси, необходимо отметить ее стабильность и уникальность, что выражается в отсутствии каких-либо столкновений и конфликтов на этнической, расовой, лингвистической и конфессиональной основе. Такое положение объясняется прежде всего проводимой государством национальной политикой, а также менталитетом граждан страны, историческими традициями мирного межэтнического взаимодействия, давними и прочными связями между этническими группами, проживающими на территории Беларуси.

В последние годы активизировалось международное сотрудничество в сфере национальных отношений. Налажены связи с аналогичными государственными органами Литвы, Молдовы, Латвии, Украины и Российской Федерации.

Белорусская культурная политика относится к этатистской (восточно-европейской) модели. Эта модель представлена в странах бывшего соцлагеря, СНГ, и характеризуется зависимостью всей культурной жизни от воли государства.

Это обусловлено не только авторитарными и тоталитарными режимами, руководящими в большинстве этих стран, но также и с глубокими антидемократическими и антилиберальными традициями Советского Союза.

Цель культурной политики в Беларуси состоит в том, чтобы обеспечить, используя специфические государственные средства законодательно - правового, финансового и кадрового регулирования, единое культурное пространство на территории страны, «устойчивость целостной системы культурных ценностей и норм, формирующих национальную идентичность белорусов(при сохранении и развитии регионального и этнического многообразия культур» [5, 91].

Экономическое стимулирование развития сферы культуры предусматривает не только увеличение объемов бюджетного финансирования, но и создание стимулирующих условий, а это значит введение системы льгот на налогообложение на средства, которые вкладываются в развитие сферы.

Беларусь не создает в этом вопросе новый прецедент, а использует опыт других стран, где бюджетное финансирование значительно меньшее, но существуют такие экономические формы стимулирования.

Важным элементом должно стать развитие системы платных услуг.

Однако механическое планирование, доведение плановых показателей по платным услугам для учреждений культуры от достигнутого, неверное, и не должно таким быть.

"Платные услуги должны стимулировать в первую очередь творческую деятельность, соответствовать сущностному назначению учреждений культуры. И если введение платных услуг обусловлено повышением качества обслуживания, качества предложения, тогда посетители будут охотно пользоваться ими.

В условиях современности выживают только те творческие коллективы и работники, деятели культуры, которые находят себе спонсоров. Даже на телевидении теперь надо платить за собственное выступление солистам, музыкантам, не говоря уже о художниках.

В каждой передаче по любому каналу телевидения сообщается о том, кто является её спонсором. С помощью спонсоров снимаются фильмы, ставятся спектакли, проходят фестивали, большие концерты, проводятся выставки изобразительного искусства, восстанавливаются исторические памятники, издаются произведения писателей и поэтов и многое-многое другое.

В целях дальнейшего развития, популяризации и поддержки национальной культуры и искусства принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.03.2011 № 308 «Об утверждении Положения о попечительском совете организации культуры». Принятие данного решения инициировано Министерством культуры Республики Беларусь с целью стимулирования создания попечительских советов.

Безусловно, «в настоящее время можно говорить о множественности субъектов культурной политики, к каковым относятся творческие союзы, всевозможные ассоциации, общества, лиги, гильдии, благотворительные фонды, поддерживающие культурные проекты и т.п» [6, 47] .

Однако многочисленные общественные структуры в области культуры пока не обладают сколько-нибудь значительным потенциалом, чтобы серьёзно влиять на государственную культурную политику, реально отстаивая интересы своих участников.

Состояние современной государственной культурной политики в Беларуси можно определить как проблемное, что детерминировано расхождениями: во- первых, между государственной идеологией и фактически осуществляемой культурной политикой; во-вторых, между деятельностью институтов управления культурой и актуальной потребностью в трансформации их функций.

Традиционно государство участвует в формировании культурной политики по направлениям: сохранение наследия (музейные коллекции, исторические здания, живопись, музыкальную литературу, ремесла и фольклор); распространение культурного продукта (театральная, издательская деятельность); творчество (художественное), подготовка кадров для созидания продуктов художественной культуры и их обслуживания, а также исследование вышеназванных процессов. Построение социально-ориентированной культурной политики - это сложный процесс, который определяет социокультурную дифференциацию общества, субъективную мотивацию и содержательную направленность активности населения.

Расхождение между значимыми социокультурными интересами и потребностями населения страны и недостаточная возможность их удовлетворения институциональными формами культуры обуславливают актуальность поиска средств осуществления процесса модернизации культурной политики в современной Беларуси.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.