Основные направления совершенствования государственной политики в сфере культуры Беларуси
По мере роста качества жизни населения усиливается стремление людей к новизне и разнообразию, меняются интересы и досуговые предпочтения, вкусы и запросы населения. Авангард, массовая и глобальная культура, коммерческие структуры, формирующиеся на базе творческой деятельности, долгое время оставались вне поля зрения государственной культурной политики. Вместе с тем, в постиндустриальном обществе происходит размывание границ традиционного и актуального, что вкупе с расширением информационных потоков приводит к переосмыслению культурной и индивидуальной самобытности, изменению культурных потребностей населения, которые формализуются в «экономику желаний» современной цивилизации досуга. Таким образом, культурная политика Беларуси как часть государственной социальной политики под воздействием социально-экономических преобразований претерпевает кардинальные изменения. Так, Кодекс "О культуре" планируется разработать в Беларуси до 2015 года. «Беларусь должна более активно проводить масштабные мероприятия культурного плана за пределами страны (дни, недели культуры, художественные выставки, гастроли профессиональных и самодеятельных коллективов и исполнителей и др.)» [12, 168]. Такие мероприятия, хотя и требуют больших средств, как правило, становятся хорошим информационным поводом продемонстрировать имеющиеся достижения. В связи с этим, нужно сказать, что в Беларуси расширяются возможности по использованию спонсорской помощи в сфере культуры. Соответствующий указ №77, направленный на расширение возможностей предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи в сфере культуры подписал глава государства в 2011 году. Данным нормативным правовым актом расширен перечень целей деятельности в сфере культуры и искусства, для реализации которых может быть предоставлена такая помощь. Теперь спонсорские средства можно будет направлять на развитие изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусства (включая создание новых произведений, подготовку концертных программ, постановку спектаклей, проведение выставок). В указе также закреплена возможность предоставления спонсорской помощи на проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров, соревнований, иных мероприятий, организуемых по решению не только главы государства, правительства, облисполкомов, Минского горисполкома, но и всех республиканских органов государственного управления. Указ позволит увеличить приток внебюджетных средств в сферу культуры, что будет способствовать развитию всех видов профессионального искусства и повышению художественного уровня фестивалей и иных творческих акций. Совершенствование кадрового обеспечения в сфере культуры Республики Беларуси предполагает реализацию комплекса практических мероприятий: - разработку и принятие нормативных актов, отвечающих требованиям текущей экономической и политической жизни и обеспечивающих эффективную кадровую политику в сфере культуры и искусства, успешную деятельность учебных заведений Республики Беларусь, занимающихся профессиональной подготовкой специалистов в сфере культуры и искусства; - составление единого сводного плана непрерывного профессионального образования (дополнительное начальное - среднеспециальное - высшее и послевузовское) специалистов в сфере культуры и искусства, принятие мер по совершенствованию организации, содержания и технологии образования в учебных заведениях отрасли; - совершенствование республиканской системы подготовки управленческих кадров в сфере культуры и искусства, дефицитных в республике специалистов в учебных заведениях Республики Беларусь, налаживание планомерного и соответствующего потребностям Республики Беларусь целевого направления на обучение и переподготовку в вузы республики и за рубеж; - развитие сотрудничества учебных заведений Республики Беларусь, связанных с подготовкой кадров культуры и искусства, независимо от их ведомственной принадлежности; - существенное улучшение материального положения лиц, работающих в сфере культуры за счет использования многоканальной системы финансирования. Сегодня необходимо принять более действенные меры по повышению уровня качественного состава руководителей и специалистов отрасли, развитию деловых и профессиональных качеств руководящих кадров; созданию эффективной системы контроля «за закреплением молодых специалистов; реализации мероприятий, направленных на выявление и поддержку талантливой молодежи; стимулированию труда работников культуры за счет выплат из внебюджетных средств, увеличение размера премий и материальной помощи, установления надбавок за высокие творческие и профессиональные достижения» [9, 138]. В целях удовлетворения и развития этнокультурных потребностей жителей нашей республики целесообразно: - повышение осведомленности граждан республики о деятельности различных учреждений и организаций, функционирующих в сфере культуры, а также о трудностях и проблемах, с которыми сталкивается общественность при удовлетворении своих этнокультурных и образовательных потребностей; - привлечение спонсорской помощи к обеспечению каждой диаспоры печатными изданиями соответствующих национальных республик; улучшение организации библиотечного обслуживания этнических групп населения, проживающего на территории Беларуси. - улучшение качества работы средств массовой информации на родном языке, увеличение количества тематических, авторских передач на национальных языках в сетке вещания, учитывая потребности подростков и молодежи; широкое использование возможностей глобальной сети Интернет для пропаганды опыта республики в сфере межнациональных отношений и удовлетворении этнокультурных и образовательных потребностей жителей республики; - создание в республике на базе сельских клубов сети профильных учреждений культуры по типу центров традиционной этнографической и фольклорной школы В Республике Беларусь совершенствуется система регулирования и контроля за состоянием и использованием объектов историко-культурного наследия, в основе которой лежит механизм взаимодействия республиканских и местных органов, ответственных за ее сохранение. В перспективе полагается модернизировать работу по сохранению национальных культурных достояний за счет интенсивной информатизации ветви, создания совершенных баз данных об историко-культурных ценностях, проведения инвентаризации археологических памятников и элементов нематериального культурного наследия. В деле сохранения наследия властные структуры взаимодействуют с научными учреждениями и общественными объединениями. В Беларуси законодательно определен порядок осуществления общественного контроля за использованием и содержанием историко-культурных ценностей, выполнением реставрационно-восстановительных работ. С этой целью при Министерстве культуры создана общественная комиссия, в состав которой вошли представители неправительственных организаций, занимающихся охраной историко-культурного наследия. Формирование устойчивого имиджа культурного государства невозможно без целенаправленной деятельности по сохранении наследия. В современном глобализированном мире осуществление такой деятельности происходит только во взаимодействия с другими странами и культурами. Беларусь позиционирует себя как самостоятельный субъект на общеевропейском и мировом пространстве и является его неотъемлемой частью. «С течением времени, наши усилия на пути интеграции в культурный контекст Европы будут оценены в полной мере и откроют в будущем широкие перспективы для развития культурного туризма и межкультурных коммуникаций» [12, 170]. На сегодняшний день бюджетное финансирование ориентировано не на потребителя культурных благ, а скорее на содержание учреждений культуры. И на первый план выходит задача более эффективного использования государственных ресурсов, которые направляются на содержание всей системы. Привилегия получения бюджетных средств должна стать стимулом создания востребованного произведения искусства или услуги. Бюджетная политика должна перейти от управления расходами к управлению результатами. Для создания нового импульса развития более чем назрела необходимость создания системы многоканального финансирования: государственный бюджет, а также частные средства меценатов, спонсоров и инвесторов. Актуальная на данный момент для сферы культуры задача - увеличить эффективность использования бюджетных средств. "Для этого надо больше привлекать частный капитал, частную инициативу, объединять усилия государственных органов и частных организаций. Государство обеспечивает постоянное финансирование культуры на уровне 0,8% ВВП в год. И такой процент планируется держать и дальше, размер господдержки в абсолютных цифрах будет увеличиваться. Но отрасль должна еще и сама зарабатывать для своего развития. На данный момент Минкультуры проводит реформу, направленную на совершенствование законодательной базы в сфере культуры. Изменения претерпят нормативно-правовые акты, которые регулируют принципы управления, государственного финансирования и создания конкурентных механизмов развития культуры. Среди наиболее значимых шагов, сделанных в 2011 году в данном направлении- введение налоговых льгот, расширение возможностей для использования спонсорской помощи. Еще один фактор, который поможет привлечь в культуру частный капитал, - это создание при учреждениях культуры опекунских советов. Такой возможностью уже воспользовались Большой театр, Национальный художественный и исторический музеи, Национальный музей-заповедник "Несвиж". Вывод: Предложенная госпрограмма развития и сохранения культуры республики будет важным стимулом для инициативной деятельности учреждении культуры и важным шагом государственной поддержки. Поскольку основную сеть учреждений культуры сегодня составляют государственные учреждения, они формируют и в большей степени реализуют культурную политику, понятно, что они требуют поддержки, внимания. Реализация программы будет способствовать формированию единого информационного пространства, интеграции отечественной культуры в мировой культурный процесс, формированию и укреплению позитивного имиджа Беларуси.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Реализация Государственной программы сохранения и развития культуры в Беларуси должна стать делом не только узкого, ограниченного круга лиц, профессионально связанных с отраслью культуры, но и широкого круга специалистов, причастных к государственному управлению социально-экономическими и общественно-политическими процессами. Она должна оказывать регулирующее воздействие на деятельность средств массовой информации и рекламу, индустрию досуга и шоу-бизнес, которые сегодня предпочитают быть секторами экономического процесса, использующими культурный продукт как средство извлечения финансовой выгоды. Хотя определенная коммерциализация культуры неизбежна в ситуации движения общества от плановой к рыночной экономике, но именно этот процесс повышает статус государственной культурной политики и универсализирует ее функции. Состояние современной государственной культурной политики в Беларуси, с нашей точки зрения, может быть определено как проблемное, что детерминировано некоторыми противоречиями. Во-первых, между национально-государственной идеологией и фактически осуществляемой культурной политикой и, во-вторых, между деятельностью институтов управления культурой и актуальной потребностью в трансформации их функций. Это приводит к тому, что активность государства в сфере культуры не соответствует реальной социокультурной ситуации, запросам общества, а заявленные процессы модернизации тормозятся инерционностью в деятельности самих культурных институтов, разрывом между политическими целями, социальными задачами и их практическим осуществлением. Одним из главных результатов реформ в Беларуси конца XX века стало обретение свободы культурной деятельности, как в творческих, так и в организационных ее проявлениях. Однако свобода для многих творческих работников принесла потерю бюджетной поддержки, разнообразных гарантий, существовавших при советской власти, потерю значительной части аудитории и многое другое. Кроме того, за годы реформ кардинально изменилась иерархия ценностей, формы и объем потребления культуры населением, вся парадигма культурного развития. Традиционно государство участвует в формировании культурной политики по направлениям: сохранение наследия (музейные коллекции, исторические здания, живопись, музыкальную литературу, ремесла и фольклор); распространение культурного продукта (театральная, издательская деятельность); творчество (художественное), подготовка кадров для созидания продуктов художественной культуры и их обслуживания, а также исследование вышеназванных процессов. Построение социально-ориентированной культурной политики - это сложный процесс, который определяет социокультурную дифференциацию общества, субъективную мотивацию и содержательную направленность активности населения. (выводы не совсем соответствуют поставленным задачам) ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|