Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности реализации социальной политики в отраслях . социальной сферы различных регионов



В постановлениях Правительства Российской Федерации, касающихся различ­ных аспектов реализации социальной политики, критерии выделения регионов.



которым может быть оказана помощь в социальном развитии не определены. При классификации регионов в одних случаях разработчики обычно пользуются произ­вольным числом характеристик. Поскольку регионы существенно отличаются эко­номическим потенциалом, численностью населения, природными ресурсами, за-1 нимаемой площадью и другими характеристиками, необходимо для определения основных социальных показателей приходится руководствоваться более дробными критериями.

Слабая разработанность единой методики определения бюджетной потребно­сти на базе социальных стандартов и норм не обеспечивает полную «прозрач­ность» расходования бюджета в территориях и проведения бюджетного регулиро­вания, ориентированного на стимулирование регионов к зарабатыванию средств и повышению собираемости налогов. На практике применяются различные способы совершенствования правил и принципов построения бюджетно-налоговой систе­мы. Выделим наиболее существенные из них: необходимость обеспечения равен­ства всех субъектов Федерации в бюджетно-налоговом отношении с Центром не­зависимо от статуса региона; установление принципов единообразия, открытости Прозрачности); права прямого участия субъектов Федерации в подготовке норма-гивных документов по налогово-бюджетным проблемам, затрагивающим их инте­ресы; необходимость четкого разграничения расходов по объектам, отраслям се шальной сферы из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федераций самостоятельность бюджетов субъектов Федерации при определении объёмов на тогов и сборов, касающихся собственных интересов большинства регионов.

Региональная политика в области повышения уровня жизни и денежных дохо-[ов населения нацелена на удовлетворение личных потребностей людей, т.е. уров- | гя потребления материальных, духовных, социальных благ и услуг населения, от- | (ельных социальных слоев и групп.

Дтя сравнения показателей уровня жизни различных регионов используются: i показатели, характеризующие уровень благосостояния: доходы населения, общественные фонды потребления, общий объем потребления основных това­ров, благ и услуг (на душу населения), обеспеченность разными видами соци­ального и коммунально-бытового обслуживания, социальное обеспечения; нормативные показатели количественной и качественной оценки потребностей населения: потребительский бюджет; нормативы социального обслуживания, основных видов потребления услуг; степень удовлетворения потребностей; показатели образа жизни: социальные условия жизни и труда населения, усло­вия распределения благ и услуг, оценка имущества населения, количественная и качественная характеристики учреждения социального обслуживания, ис­пользования внерабочего времени, занятость и социальная стабильность, усло­вия отдыха и физической культуры;

результирующие показатели — рождаемость, смертность, естественный при­рост, средняя продолжительность жизни, сальдо миграции, образования и культурный уровень населения.

В системе этих показателей одним из основных являются доходы населения. В гионах России величины среднедушевого дохода претерпевают значительные менения в районах и центрах, не относящихся к крупным мегаполисам. Наи-|дьшие среднедушевые доходы в последние годы отмечаются в Центральном и падно-Сибирском, наименьшие — в Северо-Кавказском и Центрально-


Чернозёмном регионах. Неравномерность распределения доходов в субъектах Фе­дерации демонстрируют и следующие расчетные показатели. В 48 субъектах Фе­дерации доход составляет 75% от среднего уровня доходов населения России, в пятнадцати — от 75 до 100%, в девяти — от 100 до 125%, всеми— 125%.

Региональная политика в сфере воспроизводства населения, занятости и функ­ционирования рынка труда направлена на регулирование демографических про­цессов (изменение численности, половозрастного состава населения, его профес­сионального и образовательного уровня, развитие семьи).

На фоне всё продолжающегося старения населения многие субъекты Федера­ции превращаются в демографически неблагоприятные зоны с деформированной структурой трудовых ресурсов. Сегодня на одного пенсионера приходится 1,8 ра­ботник, что при низкой доходности работающих не позволяет обеспечить доста­точно высокий уровень пенсий. Увеличение безработицы вынуждает прибегать для регулирования занятости к снижению пенсионного возраста. С другой сторо­ны, старение населения и соответствующее увеличение нагрузки на работающих граждан создаёт ситуацию нежелательности сокращения пенсионного возраста.

Демографические показатели служит основой для проведения социальной по­литики в сфере занятости, а также при регулировании рынка труда и реализации программ сохранения рабочих мест. Рынки труда и рабочей силы имеют ярко вы­раженные региональные особенности.

Региональная специфика занятости и функционирования рынка труда,-кроме указанных причин, обусловлена особенностями формирования экономически ак­тивного населения с учетом возможностей рынка труда, сложившимся уровнем и структурой занятости, а также наличием завершённых производственных циклов, соответствующей сырьевой базы, инвестиционной привлекательностью региона. Неравномерное развитие регионов не позволяет многим из них поддержать тре­буемый уровень занятости. В регионах совокупность социально-трудовых отно­шений по поводу найма и применения труда работников в региональной структуре производства (рынок труда) формируется под влиянием региональной социальной политики, учитывающей социальные, национальные, культурные, трудовые тра­диции. Оптимальным соотношением для типичных регионов является равная чис­ленность занятых в материальной и непроизводственной сфере. Однако в ближай­шие годы такого соотношения могут добиться лишь регионы, в которых сегодня происходит росг материального производства. Сейчас в ряде дореформенных де­прессивных регионов (Бурятия, Чувашская Республика, Алтайский край, Амур­ская, Кировская, Курганская и Читинская область) намечается поэтапное прибли­жение к рациональным нормативам потребления услуг. Вместе с тем на сегодняшний день существенно различается степень удовлетворённости в тех или иных видах услуг в новых депрессивных регионах (Удмуртской Республики, Ха­баровском крае, Архангельской и Ивановской областях). Соответственно в этих регионах существенно различаются темпы роста численности работников по от­раслям непроизводственной сферы.

Приоритеты в осуществлении большинства образовательных программ также переходят в регионы. Однако требуется ерхрансние государственного патронажа образования, науки, культуры на федеральном уровне, без чего сохранение едино­го образовательного пространства невозможно. Сегодня регионы разрабатывают и реализуют собственную концепцию развития системы регионального образования,



асновой которой должна стать идея возведения системы образования в ранг на­ционального приоритета.

Эта задача не может быть решена сегодня отдельно ни федеральным Центром, in каждым регионом в отдельности. Регионализация в сфере образования обу-;ловлена отказом от унитарной модели образования и одновременно необходимо­стью обогащения единого образовательного пространства страны. Федеральный вровень призван решать вопросы, которые не под силу регионам или же их реше-1ие каждым регионом в отдельности нерационально. В субъектах Федерации со-[местными усилиями федеральных, региональных и местных органов власти пред-ггоит создание условий постепенного перехода к автономному функционированию j развитию региональных образовательных систем в соответствии с социально-1кономическими, культурными и образовательными потребностями.

Задача региональной политики в области развития культуры заключается в аатериализации намеченных в программе социального развития региона меро-фиятий. В связи с развитием рыночных отношений внимание региональных орга-юв власти концентрируется на повышении эффективности выделяемых учрежде-шям культуры бюджетных средств, переводе учреждений культуры на частичное амофинансирование, поиске оптимальной структуры многоканального финанси-ювакия региональных социальных программ.

В развитии культуры в регионах намечаются различные пути сохранения |ринципа преемственности культуры, охраны культурного наследия, осуществле-;Ия демократизации культуры, обеспечения участия широких масс в культурной сизни, согласованности экономического и культурного развития, создания воз-[ожностей для развития творческой личности, утверждения культуры различных аций и народностей. Наметившееся в последние годы ухудшение положения ультуры в регионах, вызванное процессом разрушения единого культурного про-гранства страны, приводит к возрастанию опасности коррозии культуры из-за силения межнациональных конфликтов, растраты духовного потенциала народов, ынужденных в массовом порядке мигрировать по разным причинам. Эти внешние акторы, негативно влияющие на развитие культуры, дополняются внутренними, аторые ставят под риск сохранение культурных ценностей. Альтернативы в раз-ктии культуры, строящиеся на вседозволенности, отрицательно сказываются на уховном развитии людей.

В этих условиях регионы пытаются самостоятельно решать проблемы развития ультуры, определяют меры но созданию условий для развития творческого по-:нциала республики и процессов интеграции в российское и международное ^льтурное пространство.

Необходимость реформирования региональной системы здравоохранения и ме-•щинского страхования вызвана постоянным снижением возможностей качест-:нного медицинского обслуживания населения. Из за слабого обеспечения отрас-\ из федерального бюджета сегодня уже 80 процентов расходов на [равоохранение несут региональные бюджеты. Регионы сегодня сами стали опре-нтъ собственную тактику развития отрасли с учетом региональных особенно-ей, посредством разработки и реализации целевых программ развития отрасли и >ганизаиии практической работы по оказанию медицинской помощи населению, цнако финансовые возможности регионов резко отличаются друг от друга. Во-:рвых, регионы в доперестроечный период достигли различного уровня развито-


сти системы здравоохранения. Сегодня различный экономический потенциал ре­гионов, обусловленный их разным стартовым потенциалом, при резком ослабле­нии перераспределительной функции государства создает диспропорции в дина­мике развития различных регионов, что вносит диспропорции в качество медицинского обслуживания граждан, доступе всех людей к необходимой меди­цинской помощи. Диспропорции в финансовом обеспечении населения регионов средствами региональных бюджетов и обязательного медицинского страхования достигла огромных размеров. Одним из инструментов уменьшения отмеченных диспропорций является Территориальная программа государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью. Этой программой опре­делен минимальный социальный стандарт, ниже которого в территориальных про­граммах не могут быть установлены объём и условия оказания медицинской по-моши. Обеспечение этого стандарта осуществляется поступлениями обязательного медицинского страхования и бюджета всех уровней.

Социальная политика государства, как бы она не называлась, во все времена была направлена на оказание социальной защиты и помощи гражданам.

Центр тяжести оказания государственной социальной помощи социально уяз­вимым семьям и гражданам всё больше смещаегся в регионы. Проведённый тра­диционный анализ документов Министерства труда и социального развития Рос­сийской Федерации позволил определить типы уязвимых семей и состояние социальной помощи населению в регионах. Во всех регионах оказывается помощь инвалидам I и II групп, в 49 регионах из 52 обследованных оказывается помощь одиноким пенсионерам и семьям состоящим из одних пенсионеров, в 41 субъектах Федерации — неполным семьям и семьям, имеющим на попечении детей сирот, в 32-х — беременным женщинам, в 26-ти — хроническим больным, в 19-ти — кор­мящим матерям и семьям несовершеннолетних родителей, в 18-ти — студенче­ским семьям. Волгоградская, Ленинградская, Ростовская, Пермская области и дру­гие регионы приняли законы об оказании адресной социальной помощи населению. Концепции региональной семейной политики, принятые в ряде регио­нов, включают в себя базовые принципы предоставления гарантий поддержания социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и соз­дание условий экономически активным членам семьи для общественно полезной деятельности и повышения благосостояния семьи. Законы и подзаконные акты субъектов Федерации не могут ухудшать положение по сравнению с федеральной нормой. Исходя из этого принципа многие регионы, напротив, вводят дополни­тельные льготы для малообеспеченных семей. Так, в Белгородской области к чис­лу малообеспеченных, которым оказывается помощь, дополнительно отнесены се­мьи с детьми до 16 лет, студенческие семьи, семьи, в которых имеются беременные женщины. В Краснодарском крае к числу бедных относятся семьи, доходы которых не превышают уровня стоимостной оценки продуктового набора прожиточного минимума. В Республике Мордовия и Тамбовской области к числу социально уязвимых отнесены неполные семьи с тремя и более детьми до 18 лет, семьи беженцев и вынужденных переселенцев.

В целом, регионы по разному определяют критерии социальной помощи и её размеры. Как правило, к социально уязвимым категориям населения отнесены: многодетные семьи, одинокие родители, семьи, где имеются дети-инвалиды, дети-сироты, дети из социально неблагополучных семей, пожилые и престарелые граж-



,не, инвалиды, беженцы, переселенцы. Главная трудность, с которой столкнулись е регионы — отсутствие методики для определения дохода для возникновенияJ iaisa на помощь.

Таким образом, социальная политика в регионе должна осуществляться совме-ными усилиями И возможностями региональных и местных структур с помощью меральных органов на основе концепции, выработанной их совместными уси-[ями. Объектами социальной политики особого внимания на ближайший период |Лжны стать уровень жизни и здоровья всех слоев населения, образовательный >тенциал. профессиональная структура, социальная мобильность населения, се-.я, жилище, культурная сфера, социальная защита и помощь. Лишь научно обос-1ванное обеспечение функционирования взаимосвязей федерального, региональ­но и местного уровней при реализации социальной политики, учет финансовых зможностей и состояния дел в социальной сфере регионов, обеспечение право-й и нормативной базы для проведения социальных реформ позволит решить от­оченные острые социальные проблемы.

6. Контрольные задания и задачи для самопроверки

Вопрос Л» I. Нужно ли делить сферы реализации государственной социальной литики между Центром и субъектами Федерации. Дайте ответ: «Да» или «Нет»? Если «да», то почему?

Вопрос № 2. Какие функции по формированию и реализации региональной со-алыюй политики возлагает на себя Центр? Выберите два варианта ответа, кото-ie дадут правильный и наиболее полный ответ.

1. По реализации целей и задач государственной региональной социальной по-
тики.

2. По решению социальных проблемам граждан.

3. По выработке механизмов обеспечения социальных гарантий.

4. Передаче все больших социальных функций в регионы.

5. Снятию ограничений в социально-трудовой сфере, созданию возможностей в
гличении доходов граждан, поддержанию оптимального уровня занятости.

Вопрос № 3. Найдите нарушение последовательности прохождения этапов и реализации системного подхода к формированию региональной социальной гштики?

системного подхода, который включает в себя следующие этапы:

разработка понятийного аппарата;

анализ причин и следствий;

выработка путей и средств достижения целей;

определение критериев оценки и механизмов принятия решений;

разработка механизма (индикаторов) определения и процедур анализа состоя­ния социальных процессов;

формулировка целей;


« определение перечня социальных услуг, социальных стандартов и норм, опре­деляющих степень обеспечения социальных гараншй;

■ разработка показателей социальной структуры и социальной инфраструктуры, корм обеспечения социальными услугами;

• разработка функциональных обязанностей субъектов социальной политики, определение механизма разграничения полномочий и ответственности в раз­витии социальной сферы каждого региона.

Вопрос № 4, Являются ли синонимами понятия «региональная социальная по­литика» и «социальная политика в регионе»?

Дайте ответ: «Да» или «Нет»? «Имеется незначительная разница»

Вопрос X» 5. Существует ли взаимосвязь между конкурентоспособностью, ус­тойчивостью региона и конкурентоспособностью, устойчивостью социальной по­литики в регионе?

Дайте ответ: «Да» или «Нет»?

Вопрос Лв 6. Какие компоненты включает в себя социальная сфера? Выберите

правильный вариант ответа.

1. Социальную структуру и условия жизнедеятельности.

2. Социальную структуру и социальную инфраструктуру.

3. Социальную инфраструктуру и условия жизнедеятельности.

4. Социальную инфраструктуру.

5. Социальную структуру, условия жизнедеятельности, включая их главный
компонент— социальную инфраструктуру.

Вопрос Ха 7. Правильно ли следующее выражение: «Социальная политика в регионе реализуется посредством управляющего воздействия на социальную сфе-. ру региона.

Дайте ответ: «Да» или «Нет»?

7. Литература

1. Богданов С.С, Петров А.Н., Сигов В. И. Стратегия социально-
экономического развития районных центров России. М.: Пресс-сервис, 1997.

2. Василец В.И. Управление социально-экономическим развитием региона в
переходный период. М., 1996.

3. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие Рос­
сии. М.: Наука, 1996.

4. Социальная политика в регионах России. / Министерство труда и социально­
го развития Российской Федерации. Всероссийский центр уровня жизни. М, 1998.

5. Шарков Ф.И. Основы региональной социальной политики. Учебное пособие.
М.; АТиСО, 2000.

6. Шарков Ф.И. Социальная политика в России (региональный аспект). Учеб­
ное пособие. М.: Асадаль, 1999. — с. 51.


£3L







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.