Управление социальной сферой как объектом
'*' социальной политики в регионе Смысл управления социальной сферой региона заключается в координации, гармонизации взаимодействий подсистем, совершенствовании структуры этой чрезвычайно сложной социальной системы. Сложность структуры социальной сферы обуславливает необходимость создания достаточно развитой системы управления, 1ричем главным субъектом управления социальной сферой региона являются rocy-j дарственные органы власти и органы общественного самоуправления. Они ocyiuecrj ]ляют управление социальной сферой в целях достижения позитивных изменений |то обеспечивается путем формирования оптимальной структуры региональных лестных органов управления и применением на всех уровнях законов и реализацие финцииов их функционирования и развития в социальной сфере. На региональном уровне социальная сфера объект управления для всех госу-щретвенных органов власти, функционирующих в регионе, прежде всего для ми-шетерств и ведомств, имеющих социальную направленность (министерств и госу-шретвенных комитетов ведающих вопросами социальной защиты, образования,! :ультуры и межнациональных отношений, здравоохранения, физической культуры! [ спорта, труда и др.), на местном — управления и отделы органов местного само--* правления. На каждом уровне управления социальной сферой выполняются свои] )ункции в соответствии с предоставленными полномочиями. Управление социальной сферой региона сопряжено с выполнением множества; >ункций, решением конкретных аналитических и организационных задач, обра-юткой больших по объему и сложных по структуре потоков информации. По-кольку социальная сфера представляет собой специфическую область связей и ■ткошений, складывающихся между субъектами общественной жизнедеятельно-ти, управление ею должно осуществляться с учетом условий и факторов, обеспе-ивающих воспроизводство, развитие, совершенствование взаимодействующих бщеетвенных групп и индивидов. Особенности социальной сферы региона как объекта социальной политики вы-ваны специфическим разнообразием развития культуры, природно-климатичес-их, географических и экологических условий, так и трансформацией социальных бытовых потребностей в получении образования, освоении культурных ценно-гей, организации труда и отдыха, сохранении здоровья в процессе социализации ичности в характерных условиях функционирования конкретного региона. Дос-ижение сбалансированности в социальной сфере, устранение возникающих соци-льных деформаций и в конечном счете достижение социальной стабильности яв-яется сутью социачьной политики в регионе. Главная роль в разработке и реализации программ развития социальной сферы тводится органам исполнительной власти региона. Основой для принятия реше-ий является сопостанление показателей развития социальной инфраструктуры с ормативными или определение фактическою показателя, принятого для характе-истики определённой отрасли социальной сферы. Зависимость социальной сферы от системы производства и потребления требует эрректировки принимаемых решений исходя из существующих производственных финансовых возможностей. Поэтому программа развития социальной сферы ре-тона должна сочетать макроэкономическое управление с регулированием цен и до-адов, целевым использованием бюджетных средств и кредитов, введением аитимо-эпольного регулирования. При разработке социальных планов, рассчитанных на энкретные сроки появляется возможность применения социальных нормативов для тределения соотношений между производственной и непроизводственной сферами, руктурами капитальных вложений и занятости населения и др. Согласованность концепции, принципов поведения и мер по достижению подавленных целей, ориентированных на оптимальное и устойчивое развитие соци- альной сферы в направлении существенного улучшения условий жизнедеятельности населения, быстрой социализации личности и формирования у нее желательных для общества социальных установок характеризует региональную социальную политику как сильную. Сильная социальная политика предполагает не просто целенаправленное и интенсивное воздействие соответствующих субъектов на социальные процессы, а ориентирована на получение реальных результатов и придание намеченным мерам и протекающим процессам желательного содержания и направленности как на этапе разработки региональной социальной политики на федеральном, так и ее реализации, региональном и местном уровнях. Кроме того, сильная региональная социальная политика сопряжена с достаточно основательной и всесторонней реализацией практических мер (программ, проектов), направленных на защиту всех элементов социальной структуры региона, а также отдельных личностей, разрушающих или тормозящих развитие процессов. В итоге, региональная социальная политика становится сильной, когда меры, нацеленные на достижение социально значимых целей, согласуются с экономическим, культурным, экологическим и демографическим факторами общественного развития. 4. Управление социальными процессами и социальным развитием е регионе Рассматривая проблемы управления социальными процессами и социальным развитием в регионе, необходимо фиксировать последовательное изменение состояний или элементов социальной системы и её подсистем, любого социального объекта через заданные промежутки времени, т.е. проводить социологический мониторинг. Это позволит осознанно воздействовать субъекту управления на реально существующие общественные отношения и процессы, воспроизводить качественное состояние социального объекта, а при необходимости обусловливать переход к новому состоянию. Сущность социологического подхода к управлению социальными процессами состоит как в целенаправленном управляющем воздействии на объект (целепола-гание и целеосуществление), так и в самореализации ряда процессов социального регулирования. Механизм управления социальными процессами образует единство Целенаправленного управляющего воздействия и социальной самоорганизации. Управление социальными процессами в регионе в широком смысле — это управление всей совокупностью условий жизнедеятельности, включая формирование социальной инфраструктуры региона, а также их расширенным воспроизводством, в узком — управление сторонами общественной жизни, касающихся взаимоотношений людей и социальных групп. На всех уровнях управление Социальными процессами осуществляется путём создания необходимого правового пространства и управляющего воздействия органов государственной власти и Других субъектов управления на социальную сферу (условия жизни людей и их ценностные ориентации). Государство в лице федеральных органов власти в регионах и самих региональных органов власти выступает как основной институт, объединяющий усилия всех органов и систем в управлении социальными процессами. Причём оно осуществляется проведением социальных реформ, и реформ во всех других сферах жизнедеятельности региона. Важным является условие взаимоувязки мер но реализации социальной политики с характером, интенсивностью и направлением протекающих социальных процессов в конкретном регионе. Кроме государственных органов власти, субъектом управления выступают различные социальные институты, сформированные и функционирующие в регионе. Однако они в виде устойчивых типов и форм социальной практики, посредством которых обеспечивается общественная жизнь и прочность социальных отношений, не всегда функционируют эффективно. Нужно планомерное воздействие на стандарты поведения в соответствующих группах, необходимых для осуществления функций данного института. На уровне регионов государственные органы, воздействуя на социальные потребности, должны воздействовать на вектор социальных процессов, протекающих в регионе, на каждый субъект региональной социальной политики. Создание институциональных и неинституциональных социально-экономических предпосылок вовлечения граждан, различных социальных групп и слоев в процесс реализации своих потребностей и интересов важнейший инструмент управления социальными процессами в регионе. Управление социальными процессами в регионе составная часть управлен! регионом. Соответственно, методологической основой управления социальным] процессами в регионе являются разработанные принципы и функции управленН) легионом. Функции управления фиксируются, при необходимости уточняются & результате проведённой социальной диагностики. Необходимость систематизации тринципов управления на уровне региона вызвана желанием найти оптимальное :оотношснне форм и методов, а также потребностью установления взаимосвязей >азличных элементов объекта управления. Однако достаточно оптимальное соот-юшение для одной ситуации может быть совершенно нерациональным при изме-швшихся обстоятельствах. В федеративном государстве определённые функции социального управления [елегируются на региональный и местный уровни. Для введения в систему прак-ики управления социальными процессами в регионе необходимы разработка и сушествление взаимообусловленных научно обоснованных программ и планов оциального развития регионов, районов, городов, предприятий. Управление социальными процессами, осуществляемое сегодня федеральными истемами, ориентировано на приоритет общенациональных интересов и не может гроиться как система, состоящая из простой суммы управляющих воздействий на >циальные процессы, протекающие в регионах. Региональный уровень управления зциальными процессами не просто система мер по повышению уровня и качества изни граждан региона. Он (уровень) включает в себя сочетание зтих мер как с инте-;сами государства, так и с локальной политикой органов местного самоуправления. Муниципальные органы власти занимают особое место в этой системе. Органы четного самоуправления в рамках своей компетенции осуществляют многогран-/ю деятельность по управлению социальными процессами. Они, находясь наибо-е близко к населению, в большей степени, чем другие органы власти владеют (формацией о нуждах людей и способны повысить эффективность оказываемой циальной помощи, реализуя на практике принцип адресности. Кроме того, прак-ческая часть многих федеральных и региональных программ реализуется именно муниципальном уровне. Обеспечение равных социальных условий для граждан вне зависимости от богатства региона проживания требует выработки чёткого механизма перераспределения полномочий между регионами. При этом учитывается то обстоятельство, что стартовые возможности после образования Федерации для реализации социальных программ у регионов резко отличаются. Для учёта этих возможностей необходимо определить не только экономические различия регионов, вызванные наличием природных ресурсов, промышленного и кадрового потенциала и другими факторами. Сегодня в некоторых регионах (Чувашская Республика, Республика Марий Эл) составляется карта состояния развития социальной сферы, включая основные параметры социальной структуры, условий жизнедеятельности, включая характеристики социальной инфраструктуры. Такой документ называют социальным кадастрам. Внутри региона такой социальный кадастр составляется для каждого населённого пункта. Сбор информации для заполнения социальных кадастров осуществляется с помощью переписей населения, а также других региональных исследований, проводимых органами статистики. Единая методика сбора данных и расчётов позволит использовать социальные стандарты и нормы, формировать механизм межрегионального перераспределения и разграничения полномочий, прав, ответственности центра и регионов в реализации социальных функций. Кроме того, это позволит дифференцированно перемещать социальные функции в регионы с конкретизацией источников их финансировании и поддержки трансфертами из федерального Центра исходя из социального кадастра регионов. Таким образом, в региональной социальной политике можно выделить следующие аспектов, по которым происходит управление социальными процессами в регионе: • бюджетные и налоговые основы социальной политики ; • политика в области повышения денежных доходов и уровня жизни населения; • политика в сфере занятости и функционирования рынка труда; • политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|