Здавалка
Главная | Обратная связь

Управление социальной сферой как объектом



'*' социальной политики в регионе

Смысл управления социальной сферой региона заключается в координации, гар­монизации взаимодействий подсистем, совершенствовании структуры этой чрезвы­чайно сложной социальной системы. Сложность структуры социальной сферы обу­славливает необходимость создания достаточно развитой системы управления,



1ричем главным субъектом управления социальной сферой региона являются rocy-j дарственные органы власти и органы общественного самоуправления. Они ocyiuecrj ]ляют управление социальной сферой в целях достижения позитивных изменений |то обеспечивается путем формирования оптимальной структуры региональных лестных органов управления и применением на всех уровнях законов и реализацие финцииов их функционирования и развития в социальной сфере.

На региональном уровне социальная сфера объект управления для всех госу-щретвенных органов власти, функционирующих в регионе, прежде всего для ми-шетерств и ведомств, имеющих социальную направленность (министерств и госу-шретвенных комитетов ведающих вопросами социальной защиты, образования,! :ультуры и межнациональных отношений, здравоохранения, физической культуры! [ спорта, труда и др.), на местном — управления и отделы органов местного само--* правления. На каждом уровне управления социальной сферой выполняются свои] )ункции в соответствии с предоставленными полномочиями.

Управление социальной сферой региона сопряжено с выполнением множества; >ункций, решением конкретных аналитических и организационных задач, обра-юткой больших по объему и сложных по структуре потоков информации. По-кольку социальная сфера представляет собой специфическую область связей и ■ткошений, складывающихся между субъектами общественной жизнедеятельно-ти, управление ею должно осуществляться с учетом условий и факторов, обеспе-ивающих воспроизводство, развитие, совершенствование взаимодействующих бщеетвенных групп и индивидов.

Особенности социальной сферы региона как объекта социальной политики вы-ваны специфическим разнообразием развития культуры, природно-климатичес-их, географических и экологических условий, так и трансформацией социальных бытовых потребностей в получении образования, освоении культурных ценно-гей, организации труда и отдыха, сохранении здоровья в процессе социализации ичности в характерных условиях функционирования конкретного региона. Дос-ижение сбалансированности в социальной сфере, устранение возникающих соци-льных деформаций и в конечном счете достижение социальной стабильности яв-яется сутью социачьной политики в регионе.

Главная роль в разработке и реализации программ развития социальной сферы тводится органам исполнительной власти региона. Основой для принятия реше-ий является сопостанление показателей развития социальной инфраструктуры с ормативными или определение фактическою показателя, принятого для характе-истики определённой отрасли социальной сферы.

Зависимость социальной сферы от системы производства и потребления требует эрректировки принимаемых решений исходя из существующих производственных финансовых возможностей. Поэтому программа развития социальной сферы ре-тона должна сочетать макроэкономическое управление с регулированием цен и до-адов, целевым использованием бюджетных средств и кредитов, введением аитимо-эпольного регулирования. При разработке социальных планов, рассчитанных на энкретные сроки появляется возможность применения социальных нормативов для тределения соотношений между производственной и непроизводственной сферами, руктурами капитальных вложений и занятости населения и др.

Согласованность концепции, принципов поведения и мер по достижению по­давленных целей, ориентированных на оптимальное и устойчивое развитие соци-


альной сферы в направлении существенного улучшения условий жизнедеятельно­сти населения, быстрой социализации личности и формирования у нее желатель­ных для общества социальных установок характеризует региональную социальную политику как сильную. Сильная социальная политика предполагает не просто це­ленаправленное и интенсивное воздействие соответствующих субъектов на соци­альные процессы, а ориентирована на получение реальных результатов и придание намеченным мерам и протекающим процессам желательного содержания и на­правленности как на этапе разработки региональной социальной политики на фе­деральном, так и ее реализации, региональном и местном уровнях. Кроме того, сильная региональная социальная политика сопряжена с достаточно основатель­ной и всесторонней реализацией практических мер (программ, проектов), направ­ленных на защиту всех элементов социальной структуры региона, а также отдель­ных личностей, разрушающих или тормозящих развитие процессов. В итоге, региональная социальная политика становится сильной, когда меры, нацеленные на достижение социально значимых целей, согласуются с экономическим, куль­турным, экологическим и демографическим факторами общественного развития.

4. Управление социальными процессами и социальным развитием е регионе

Рассматривая проблемы управления социальными процессами и социальным раз­витием в регионе, необходимо фиксировать последовательное изменение состояний или элементов социальной системы и её подсистем, любого социального объекта че­рез заданные промежутки времени, т.е. проводить социологический мониторинг. Это позволит осознанно воздействовать субъекту управления на реально существующие общественные отношения и процессы, воспроизводить качественное состояние соци­ального объекта, а при необходимости обусловливать переход к новому состоянию.

Сущность социологического подхода к управлению социальными процессами состоит как в целенаправленном управляющем воздействии на объект (целепола-гание и целеосуществление), так и в самореализации ряда процессов социального регулирования. Механизм управления социальными процессами образует единство Целенаправленного управляющего воздействия и социальной самоорганизации.

Управление социальными процессами в регионе в широком смысле — это управление всей совокупностью условий жизнедеятельности, включая формирова­ние социальной инфраструктуры региона, а также их расширенным воспроизвод­ством, в узком — управление сторонами общественной жизни, касающихся взаи­моотношений людей и социальных групп. На всех уровнях управление Социальными процессами осуществляется путём создания необходимого правово­го пространства и управляющего воздействия органов государственной власти и Других субъектов управления на социальную сферу (условия жизни людей и их ценностные ориентации). Государство в лице федеральных органов власти в ре­гионах и самих региональных органов власти выступает как основной институт, объединяющий усилия всех органов и систем в управлении социальными процес­сами. Причём оно осуществляется проведением социальных реформ, и реформ во


всех других сферах жизнедеятельности региона. Важным является условие взаи­моувязки мер но реализации социальной политики с характером, интенсивностью и направлением протекающих социальных процессов в конкретном регионе.

Кроме государственных органов власти, субъектом управления выступают раз­личные социальные институты, сформированные и функционирующие в регионе. Однако они в виде устойчивых типов и форм социальной практики, посредством которых обеспечивается общественная жизнь и прочность социальных отношений, не всегда функционируют эффективно. Нужно планомерное воздействие на стан­дарты поведения в соответствующих группах, необходимых для осуществления функций данного института.

На уровне регионов государственные органы, воздействуя на социальные по­требности, должны воздействовать на вектор социальных процессов, протекающих в регионе, на каждый субъект региональной социальной политики. Создание ин­ституциональных и неинституциональных социально-экономических предпосылок вовлечения граждан, различных социальных групп и слоев в процесс реализации своих потребностей и интересов важнейший инструмент управления социальными процессами в регионе.

Управление социальными процессами в регионе составная часть управлен! регионом. Соответственно, методологической основой управления социальным] процессами в регионе являются разработанные принципы и функции управленН) легионом. Функции управления фиксируются, при необходимости уточняются & результате проведённой социальной диагностики. Необходимость систематизации тринципов управления на уровне региона вызвана желанием найти оптимальное :оотношснне форм и методов, а также потребностью установления взаимосвязей >азличных элементов объекта управления. Однако достаточно оптимальное соот-юшение для одной ситуации может быть совершенно нерациональным при изме-швшихся обстоятельствах.

В федеративном государстве определённые функции социального управления [елегируются на региональный и местный уровни. Для введения в систему прак-ики управления социальными процессами в регионе необходимы разработка и сушествление взаимообусловленных научно обоснованных программ и планов оциального развития регионов, районов, городов, предприятий.

Управление социальными процессами, осуществляемое сегодня федеральными истемами, ориентировано на приоритет общенациональных интересов и не может гроиться как система, состоящая из простой суммы управляющих воздействий на >циальные процессы, протекающие в регионах. Региональный уровень управления зциальными процессами не просто система мер по повышению уровня и качества изни граждан региона. Он (уровень) включает в себя сочетание зтих мер как с инте-;сами государства, так и с локальной политикой органов местного самоуправления.

Муниципальные органы власти занимают особое место в этой системе. Органы четного самоуправления в рамках своей компетенции осуществляют многогран-деятельность по управлению социальными процессами. Они, находясь наибо-е близко к населению, в большей степени, чем другие органы власти владеют (формацией о нуждах людей и способны повысить эффективность оказываемой циальной помощи, реализуя на практике принцип адресности. Кроме того, прак-ческая часть многих федеральных и региональных программ реализуется именно муниципальном уровне.


Обеспечение равных социальных условий для граждан вне зависимости от бо­гатства региона проживания требует выработки чёткого механизма перераспреде­ления полномочий между регионами. При этом учитывается то обстоятельство, что стартовые возможности после образования Федерации для реализации соци­альных программ у регионов резко отличаются. Для учёта этих возможностей не­обходимо определить не только экономические различия регионов, вызванные на­личием природных ресурсов, промышленного и кадрового потенциала и другими факторами. Сегодня в некоторых регионах (Чувашская Республика, Республика Марий Эл) составляется карта состояния развития социальной сферы, включая ос­новные параметры социальной структуры, условий жизнедеятельности, включая характеристики социальной инфраструктуры. Такой документ называют социаль­ным кадастрам. Внутри региона такой социальный кадастр составляется для каж­дого населённого пункта. Сбор информации для заполнения социальных кадастров осуществляется с помощью переписей населения, а также других региональных исследований, проводимых органами статистики.

Единая методика сбора данных и расчётов позволит использовать социальные стандарты и нормы, формировать механизм межрегионального перераспределения и разграничения полномочий, прав, ответственности центра и регионов в реализа­ции социальных функций. Кроме того, это позволит дифференцированно переме­щать социальные функции в регионы с конкретизацией источников их финансиро­вании и поддержки трансфертами из федерального Центра исходя из социального кадастра регионов.

Таким образом, в региональной социальной политике можно выделить следующие аспектов, по которым происходит управление социальными процессами в регионе:

• бюджетные и налоговые основы социальной политики ;

• политика в области повышения денежных доходов и уровня жизни населения;

• политика в сфере занятости и функционирования рынка труда;

• политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.
Региональная социальная политика и система мер по управлению функциони­
рованием социальной сферы направлены па устойчивое социальное развитие в ре­
гионе как процесса, в ходе которого происходят существенные количественные и
качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или отдельных
её компонентах ■--■ социальных отношениях, социальных институтах, социально-
фупповых и социально-организационных структурах и т.д. Однако не всякие из­
менения в социальных явлениях представляют собой их развитие, а лишь такие,
при которых одни социальные явления переходят на более высокие (по объектив­
ным критериям социального npoipecca) ступени своего состояния (прогрессивное
социальное развитие региона)
либо, напротив, на ступени более низкого уровня
(регрессивное социальное развитие региона).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.