Здавалка
Главная | Обратная связь

Общероссийские приоритетные проблемы социальной политики



В современных условиях правительству приходится решать сложнейшие зада­чи стабилизации при неуклонном продолжении избранного ранее курса преобразо­ваний. Оппоненты правительства и президента как из « ком муно-патр йоги чес кой», так и из «демократической» оппозиции настаиваю на решительной перемене или существенной корректировке самого курса. Эта обшая диспозиция проявляется и в подходах к социальной политике.


 




       
 
   
 


В последние годы реально посильная для правительства постановка задач билизации выливалась его в обещание не допустить нового ухудшения положен) большинства населения. Это ставилось на место приоритетной задачи социаль» политики на ближайшие годы.

Сторонники перемены или существенной корректировки курса полагали, что такой постановке задача стабилизации и невыполнима, и недостаточна. За года реформ неблагополучие в социальной сфере вылилось в заметные процессы мае совой деградации населения вплоть до образования многомиллионного (порядка 10 миллионов) «социального дна». Сверхприоритетной проблемой социальной политики становится сегодня недопущение массовой деградации и люмпени­зации населения. Задача борьбы с бедностью сегодня уже отстает от потребностей обеспечения национальной безопасности России.

Сохранение принятого в 1991 году общего курса делает не менее острой, чрезвычайной (в силу прямой увязанности с обеспечением национальной безо­пасности) проблему сохранения независимости страны, предотвращения пре­вращения России в колонию или полуколонию «Большой семерки». Социально-политический аспект этой проблемы в следующем.

Страна пробует выйти из трудностей, опираясь на свою нужность мировому хо­зяйству. В этом желании войти в международное разделение труда нет опасностей, есть даже благо, если страна сохраняет экономическую независимость. Тогда oi направляет эффект, получаемый от международного сотрудничества, на решен внутренних социальных и экономических проблем и тем самым улучшает общее по­ложение дел в стране. Колониальная зависимость начинается с того, что выгодные для международного сотрудничества отрасли перестают быть собственностью дан­ной страны, становятся собственностью иностранного капитала. Иностранный капи-гал распоряжается эффектом, полученным от международного экономического со­трудничества, совсем не так, как независимая страна. Он не вкладывает этот эффект в улучшение социально-экономической ситуации, в преодоление кризиса тех или яных отраслей и регионов. Связь разных отраслей национального хозяйства разры­вается. Экспортные отрасли больше не служат поддержкой и опорой неэкспортных этраслей. Последние больше не имеют шансов выкарабкаться, подняться. Они за­гнивают и деградируют, отстают все больше и больше.

Население колонизуемой страны также постепенно разделяется на две нерав-лые части. Одна — работники экспортных отраслей - включена в мировой рынок н -смеет более или менее устойчивое положение. Уровень жизни здесь в несколько эаз выше, чем у остального населения, хотя он в несколько раз ниже, чем при та-(их же занятиях в развитых капиталистических странах. А вот остальное населе-те колонии или полуколонии (и это обычно 75-85% населения) прозябает, оказы-шется как бы лишним и не имеющим шансов на достойную перспективу. Они как ш попадают в резервацию.

Воспрепятствовать превращению России в резервацию рыноч не­конкурентоспособного большинства населения пока еще можно. Но с каждым ■одом все труднее.

Таковы два чрезвычайных приоритета социальной политики трудящихся. Hi )яду с ними обозначим другие приоритеты:

1) необходимо преодолеть вопиющую социальную несправедливость, созда! )ую принудительной приватизацией в ходе шоковых реформ. Итоги рабо


нескольких поколений оказались присвоенными «властными элитами», кучкой мошенников и финансовых спекулянтов. Массовое несогласие населения с итога­ми приватизации, массовое ощущение несправедливости, учиненной приватизато­рами, стало серьезным фактором социальной вражды в обществе и неблагоприят­ного климата для законного предпринимательства;

2) необходимо кардинально оздоровить процесс перехода к новой системе цен­
ностей/к новым доминирующим идеологиям.

Нынешнее российское государство закладывает основы и поощряет углубление страшнейшего духовного раскола в обществе. Власти культивируют ценности и идеологии, воспринимаемые многими в обществе как чуждые. Фактически созда­лось положение, при котором капитал уже получил реальные преимущества в про­паганде и культивировании угодных ему идеологий и ценностей. Под покрови­тельством государственных властей осуществляется навязчивая американизация и внедряется люмпенизирующая массовая культура.

Общество заинтересовано в укреплении в новых условиях высоких гуманисти­ческих ценностей, таких как справедливость, высокая нравственность в труде, в быту, в повседневном общении, социальная защищенность, взаимопомощь;

3) необходимость создать демократическую систему социальной защищенно­
сти. Непременной предпосылкой создания демократической системы социальной
защищенности является отказ государства от функции активного нападающего на
уровень жизни населения, освоение, наконец-то, государством своих конституци­
онных социально-защитительных функций;

4) обеспечение условий возрастания общественно полезной и эффективной
экономической активности;

5) обеспечение экологической безопасности и здоровья народа на уровне тре­
бований современного мирового сообщества;

6) предотвращение разрушение социальной инфраструктуры, придание им­
пульсов развития отраслям социального обслуживания;

7) нормализация политики доходов на основе решения, как минимум следую­
щих ключевых проблем:

• форсированное восстановление дореформенного уровня необходимого про­
дукта (оплаты труда и социального обслуживания);

• прекращение использования инфляции И гиперинфляции (и в скрытых, и в от­
крытых формах) как инструмента экономической полигики государства.
Обеспечить полную индексацию доходов и гарантировать неукоснительную
экономическую и юридическую ответственность виновников несвоевременной
выплаты доходов;

• нормализация налоговой политики и налоговую систему, отменить прогрес­
сивный подоходный налог со средней заработной платы, заработки ниже сред­
него уровня полностью освободить от подоходного налога;

• запрещение использования правительством каких-либо базовых нормативов
регулирования доходов кроме установленного законом прожиточного мини­
мума (а как неотложная мера — запрет на использование так называемого фи­
зиологического минимума);

• восстановление и гарантия внебюджетного характера расходования страховых
фондов, сохранение обязательного государственного страхования как источ­
ника образования этих фондов;


• восстановление системы компенсации производственных рисков в сочетании с

запретом социально недопустимых рисков на производстве.

8) обеспечение прогресса во всех сферах жизнедеятельности населения;

9) налаживание эффективного взаимодействия федеральной и местных соци­
альных политик;

10) обеспечение перспективы развития для каждой социальной группы.

Проблемы устойчивости существующего в России политического строя и по­литического курса, с одной стороны, и безопасности России и ее народа как геопо­литических реальностей, с другой стороны, все более становятся не просто разны­ми, но и противостоящими проблемами. Эта ненормальная ситуация могла бы быть разрешена на основе подчинения деятельности существующих властей инте­ресам обеспечения национальной безопасности. Неотложно должны быть обеспе­чены два ключевых дела:

1) сохранение самостоятельности, независимости социального развития России
на основе экономической, политической и культурной самостоятельности;

2) недопущение дальнейшей массовой социальной деградации населения, осуще­
ствление мер, достаточных для социального восстановления образовавшегося
"общественного дна», наращивание реального уровня цивилизованности насе­
ления, обеспечение социального прогресса.

Эти два дела тесно связаны. Шоковые реформы создали принципиальные предпосылки массовой деградации. Длительный шок перевел ситуацию в состоя­ние экономического геноцида, сделал предпосылки массовой деградации ее посто-jhho действующими факторами. Усиливающаяся несамостоятельность властей ]оссии угрожает тем, что до 70% населения нашей страны будут надолго лишены (ивилизованных условий существования и вынуждены будут прозябать.

Общество вправе требовать от государства {от Президента, правительства, Фе-крального Собрания, от властей субъектов Российской Федерации) следующих арантий национальной безопасности, напрямую отражающих социальные права и [нтересы населения:

> надежно блокируются возможности восстановления тоталитаризма; ' не используются диктаторские методы в управлении обществом в целом и со­циальными процессами;

снимаются угрожающие социальному развитию России зависимость от ино- '
странных государств и давление посредством иностранной экспансии. Тем са­
мым гарантируется, что социальное развитие России может н будет осуществ­
ляться на основе экономической, политической и культурной самостоятельности;
допущенная социальная деградация населения блокируется, принимаются ме­
ры к социальной реинтеграции «социальною дна», целенаправленно и на де­
мократической основе формируются и укрепляются необходимые и достаточ­
ные факторы обеспечения социального прогресса.

Названные социальные проблемы, решенность или нерешенность которых 1ужит критерием обеспеченности или необеспеченности национальной безопас-зсти, можно и нужно воспринимать как наивысшие и чрезвычайные приорите-ы социальной политики, как стратегические цели ближайшего этапа. Сие-:ма мер, обеспечивающих решение этих проблем, могла бы составить эезвычайную государственную социальную программу, программу соци-■ьного оздоровления России и социальной защиты ее народа.


2. Приоритеты социальной политики в сфере занятости и регулирования доходов населения

Достижение человеком экономической самостоятельности и социального бла­гополучия невозможно без адекватного решения проблемы занятости.

Закрытие многих предприятий в различных регионах России, или резкое со­кращение на них численности рабочих мест привело к существенным деструктив­ным процессам на разного уровня рынках труда.

В ряде территорий вопросы занятости преимущественно решаются за счет ресурсопоглощения кадров рынками труда крупных городов. Все меньшее число жителей малых городов, поселков, иных небольших населенных пунктов, яв-ляюшихся основными административными единицами страны, может найти ра-6otV вблизи места жительства и вынуждено нести существенные физические, материальные, моральные затраты по своему иногороднему трудоустройству. На территории постоянного места жительства их знания, желание работать зачастую не востребуются. Это касается людей разных возрастов и разных профессий. Специфическая система профессионального образования жителей обозначенных поселений, осуществляемая в подавляющем большинстве случаев за счет обра­зовательных учреждений крупных городов не ориентирована на рынок труда их родных мест. Свыше 50% выпускников вузов и средних профобразовательных учреждений не имеют реальной трудовой перспективы по месту жительства, они адекватно своему профессиональному уровню не могут найти место работы И жилье а иных регионах. Все это привело к резкому массовому обнищанию насе­ления.

Ситуация в сфере занятости, регулирования доходов и расходов населения нуждается в коренном изменении. Реальные сдвиги возможны при комплексном решении нижеследующих проблем.

Осуществление структурной перестройки экономики страны проводимой в интересах России И россиян и ориентированной на социо-экономическое перспек­тивное развитие производственной и непроизводственной сфер. Повышение эко­номической активности должно быть направлено на созидание и прогресс;

• обеспечение народу России возможности трудиться на условиях эффективной,
продуктивной, полной занятости подавляющего большинства трудоспособно­
го населения страны;

• создание современных производств и рабочих мест, конкурентоспособных по
уровню производительности, условиям труда, а также культуре организации с
таковыми в развитых зарубежных странах.

Для конкретных территорий потребуется принятие решений с учетом специфи­ки территориальных ресурсов.

Развитие экономически перспективных сфер труда нуждается в поддержке органов власти путем реализации целевых программ, кредитной и налоговой политики, организационной и моральной поддержки инициатив, упреждении и пресечении посягательств на имущественные и финансовые интересы юри­дических и физических лиц. Последнее особо значимо:

• без принятия адекватных мер в этой сфере цивилизованное, не криминогенное
развитие рынков товаров, услуг, труда будет сдерживаться.


Экономически оправданная переориентация отечественного потребителя на отечественные товарыи услуги в рееурсообеспеченных сферал должна стать шансом по подъему экономики в регионах.В этой связи возможно акти­визировать малое и среднее предпринимательство путем содействия общественно полезному и эффективному предпринимательству.

Эффективное развитие «малой» экономики должно обеспечить определенные налоговые поступления в региональные бюджеты, что снизит нагрузку на дотации из центра. Это позволит решить уюбодневные социальные проблемы.

Проведение кадровой политики с учетом структурной перестройки эконо­мики. С этой целью следует создавать региональные разного уровня профессио­нальные образовательные учреждения.

В практике использования кадровых ресурсов сложилось сателлитное по­ложение малых городов, поселков, иных населенных пунктов по отношению к крупным мегаполисам. Эта ситуация должна претерпеть существенные из­менения. У жителей конкретных территорий должно быть право выбора тер­риториального места работы,а у региональных рынков труда —■ потенциал квалифицированных кадров.В этой связи необходимо решать проблемы трудо­вой миграции, одновременно с этим решая связанные с ними правовые, экономи­ческие, жилищные и иные вопросы

Средства, предназначенные на поддержание занятости населения, следует ис­пользовать преимущество на целевую профессиональную подготовку с ориентаци­ей работников на конкретные рабочие места, как действующие так и перспектив­ные.

Необходимо создать ориентированную на рынок труда систему профессио­
нальной ориентации школьников, систему социально-защищенных рабочих мест
для групп населения, трудоустраиваемых на условиях квот. Особое значение имеет
обеспечение развития социального партнерства при решении проблем занятости
лиц, попавших в особые жизненные ситуации (беженцев, переселенцев и др.). Без­
работный, либо человек, стремящийся поменять место работы, должен иметь ре­
альную перспективу решения своих проблем. Минимизация безработицы________ эко­
номически состоятельное направление усилий государства и общества.

Одной из перспективных управленческих технологий является формиро­вание межрегиональных программ занятости, совместно подготовленных граничащими друг с другом регионами.

Жители территорий, не относящихся к депрессивным, должны иметь перспек­тиву трудоустройства и стабильной эффективной занятости. Применительно к де­прессивным территориям необходимо разработать специальные целевые програм­мы, которыми следует предусмотреть либо отселение людей, либо меры по выводу территории из статуса экономической депрессии, следовательно, таким путем ре­шать проблемы занятости этой категории населения.

Только эффективная, продуктивная занятость создает материальную основу для реализации любых социальны* программ. В ряду социальных явлений, кото­рые в основной своей массе имеют потребительский характер, занятости как кате­гории, имеющей производственную сторону, принадлежит базовое место.

Намечая меры социальной политики в сфере занятости, следует сконцен­трировать внимание на вопроса! повышения её продуктивности, эффектив­ности.Но как раз с этой стороны проблемы занятости в российской экономике


почти не решаются. В России мотивация высокопродуктивного труда не получила должного развития, в том числе, в сфере самозанятости. Ее подавляют отсутствие модернизации оплаты труда, высокое налоговое бремя, распространение техноло­гий «теневой экономики».

Необходимо найти решение проблемы скрытой безработицы (во всех секторах экономики), неполной занятости, дотирования убыточных предприятий и т.п., без чего будет тормозиться структурная перестройка производства, без которой нет будущего у экономики.

Обеспечение эффективной занятости, непрепятствование высвобождению из­лишней численности персонала может порождать тенденцию роста социально обездоленных категорий населения. Это усилит антагонизацию социальной струк­туры общества, если не будет дополнена мерами перераспределения трудовых ре­сурсов путем инициирования самозанятости, других путей честного трудового до­бывания средств существования.

Особое социально-политическое значение имеет защита трудовых прав и инте­ресов граждан, т.е. социальная политика в отношении трудоспособного населения, работающих граждан. Проблемы не могут быть решены только путем социальной зашиты неработающего населения, включая безработных. За счет этой группы мер могут быть только смягчены беды этой части населения. Игнорирование социаль­ных бед работающего населения — путь, не дающий позитивного решения. Защи­та трудовых прав и интересов работающего населения должна осуществляться че­рез социальное партнерство при решении проблем в сфере социально-трудовых отношений.

Таким образом, занятость не является самодостаточным средством решения социальных проблем, включая безработное население. Как показала действитель­ность, занятость должна быть подкреплена и достаточным материальным факто­ром — заработной платой, адекватной трудовому вкладу работника и востребо­ванностью произведенных им товаров и услуг. Особое значение для благосостояния граждан имеет налоговая политика.Общество уже давно нахо­дится в ожидании такой экономической политики, которая давала бы простор тру­довой активности, деловой инициативе. Целесообразно на разных уровнях четче обозначить позицию в налоговом регулировании по вопросам необоснованной дифференциации размеров оплаты труда.

В социальной политике необходимо использовать механизм стимулирования инвестиционной и филантропической деятельности предпринимателей на благо­творительные цели. Этот опыт накоплен во многих цивилизованных странах и его следует в разумных пределах перенять. В стране должны быть созданы условия для развития социального партнерства в рамках социально-ориентированного ис­пользования капитала. Действенный механизм социального партнерства даст но­вые источники финансирования отраслей социальной сферы. Однако благотвори­тельность не должна стать некой патерналистской основой отношений отдельных социальных групп, а государство в этой связи не должно отстраниться от выпол­нение своих социальных обязательств.

Актуален круг вопросов, связанных с формированием доходов населения, пре­жде всего, доходов от трудовой деятельности. В последние годы отмечается край­не неблагоприятная тенденция в соотношениях доходов от трудовой деятельности и доходов от собственности; уровня доходов работников сложного и простого тру-


 




да. По уровню оплаты труда выделились отрасли с преобладанием относительно простого труда, тогда как отрасли с преобладанием высокил технологий, которые должны составить основу структурной перестройки экономики, не получили под­держки. Трансформация макроэкономических процессов привела к преобладанию в доходах населения доходов, не связанных с оплатой труда. Всё большее значение Приобретают доходы от собственности. В такой ситуации ощутимое улучшение материального положения людей, если оно будет идти так, как шло до сих пор, за средними показателями станет скрывать все более зловещее противоречие между растущим богатством одних и вопиющей бедностью других. Особую социально негативную значимость несет процесс дифференциации населения по группам в зависимости от уровня доходов. Недопустимо игнорировать господствующую в народе философию социальной справедливости. Для прекращения процесса раз­межевания населения на бедных (около 50% которых в России являются нищими) и очень богатых необходимо предпринять активные меры. В настоящее время в стране количество бедных находится выше критической 10% черты, которая счи­тается порогом люмпенизации населения и является одним из важных индикато­ров, свидетельствующих о накоплении потенциала для социального взрыва, либо включении механизма глобальной самоликвидации. Защищать сложившееся по­ложение можно только силой, которой располагает власть, поддерживаемая удов­летворенным этой властью капиталом, пренебрегая мнением народа. Складываю­щееся сейчас расслоение общества социально несправедливо и экономически нецелесообразно. Это противоречие независимо от того, возникло оно по неведе­нию, либо по умыслу, остается ахиллесовой пятой современной социальной поли­тики, и грозит перерасти в социальную катастрофу. Современная цивилизованная экономика должна быть ориентирована на то, чтобы результаты экономической деятельности (прошлой, настоящей и будущей) не расхищались, а направлялись на поддержание созидательных начал, заложенных в производительном капитале. Та­кую направленность развития следует не только провозгласить, но разработать и внедрить соответствующие механизмы ее реализации, Здесь находится и социаль­ная основа народной поддержки политических партий, отдельных политиков.

Цел е на правленное проведение политики доходов предполагает: создание эффективной системы оплаты труда, обеспечивающей в полной мере воспро­изводство рабочей силы адекватно ее затратам в процессе той или иной про­фессиональной деятельности; установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума; нормализацию налоговой полигики и налоговой системы.

Повышение цены труда потянет за собой цепочку зависимых от этих категорий мероприятий, которые потребуют адекватного механизма их реализации. Решения следует искать в модернизации организационных технологий, кадровых ресурсах, повышении квалификации всех звеньев работников и, что особенно существенно, сопричастности работников к управлению производством. Необходимо определить меры по недопущению вопиющего наступления на права трудящихся, которые се­годня лишены возможности участвовать в таком управлении, наметить этапы их осуществления, подсчитать возможности экономики н выработать технологии со­циальных реформ в области доходов работающего населении.

Следует дать научное и на его основе правовое обоснование экономиче­ским и моральным категориям оценки труда.


Каждый здоровый, дееспособный человек должен иметь возможность най­ти или создать рабочее место, обеспечиваю шее ему и его семье достойную жизнь. Он должен иметь реальную возможность получить необходимое для этого образование и переподготовку. Ни выход на рынок товаров и рабочей си­лы, ни подъем экономики невозможны без формирования конкурентоспособного работника, имеющего достойную оплату своего труда.

Использование потенциала «наукоградов» и наукоемких производств.Уни­кальные кадры специалистов, разработки сверхсовременных технологий, ценное оборудование, производственные площади должны быть востребованы в интере­сах конкретных регионов и в целом России. Изменить ситуацию может активное экономически состоятельное сотрудничество различных заинтересованных струк­тур, целенаправленные маркетинг И менеджмент, высокая активность в получении, в том числе государственных и межгосударственных заказов, на разработку и реа­лизацию высоких технологий. Все это должно позитивно повлиять на ситуацию в сфере занятости элиты российского производства.

Ня базе «наукоградов» рационально создавать региональные и межрегио­нальные учреждении профессионального образования высшего и среднего звена. Такая постановка вопроса предусматривает решение нескольких проблем: занятости высококвалифицированных специалистов, создание целевой профессио­нальной образовательной инфраструктуры, повышение возможностей молодежи соответствующих регионов в получении достойного современного образования, целевое использование материально-технических, кадровых и иных ресурсов «наукоградов».

Конверсия «военных» и иных поселений, содержащих в своей структуре градообразующие иентрыЛ в гражданские соиио-куьтурные поселения. Необхо­димость такого решения обусловлена тем, что в последние годы острой социаль­ной проблемой стало резкое ухудшение условий проживания людей в поселениях, в структуре которых есть градообразующие центры. В этих поселениях наруши­лись сложившиеся системы занятости, медицинского, социального, коммуникаци­онного, транспортного, а также коммунального, бытового, торгового, культурного обслуживания, оказания ритуальных услуг.

Остро проблематичными являются водоснабжение, доставка топлива, противо­пожарная безопасность. В ряде мест осложнилась криминогенная ситуация, что обусловлено снятием режима и ослаблением охраны многих поселений. Должным образом не легализована система преемственности по жизнеобеспечению их насе­ления между местными органами власти и ведомственными органами управления. В результате нередки случаи своеобразного безвластия в таких поселениях.

Градообразующими центрами рассматриваемых поселений изначально были воинские части (учреждения), институты, предприятия И т.п. Специфика этой си­туации предопределила демофафический и профессиональный состав населения таких поселений, характер их социальной инфраструктуры. Следствием расфор­мирования и реорганизации указанных центров, осуществлявших финансирование и управление социумом городков, при отсутствии преемственности между воен­ными, иными ведомственными и гражданскими ответственными структурами ста­ла вышеуказанная ситуация.

Местные муниципалитеты оказались не платёжеспособными для сохранения и поддержания должного жизнеобеспечения поселений. Средства, выделяемые для


       
   
 
 
 
 


модернизации этих поселений (по сложившейся схеме) не покрывают необходи­мых расходов и не обеспечивают сколько-нибудь существенно меры по социаль­ной реабилитации, в том числе профессиональной, их населения.

Всё это вызвало у людей негативное отношение к проживанию в этих посе-тениях. При этом у людей нет каких-либо реальных перспектив благополучно эешить вопросы своего переезда, на новом месте получить жильё и работу в ко­роткие сроки. Решение этой сложной социальной проблемы требует принятия целевых мер по упорядочению функционирования поселений, имеющих в своей пруктуре градообразующие центры, полноценного использования их жилищно­го фонда, а также различного имущества, которое осталось в них после расфор­мирования центров, и, к сожалению, по большей части к настоящему времени разграблено.

В результате осуществления мер по конверсии следует предусмотреть: » в социальном плане — создание системы социальной адаптации людей, свя­занных в прошлом со службой либо работой в градообразующих центрах и об­служиванием соответствующих поселений, а также членов их семей и вынуж­денных переселенцев. Целью предусматриваемых мер станет снижение социальной напряженности в местах компактного проживания вышеуказанных категорий населения и создание условий для наиболее полного использовании интеллектуального и профессионального потенциала специалистов, высвобо­жденных в результате расформирования градообразующих центров. Решение актуальных социальных вопросов возможно путем:

- обеспечения граждан жилой площадью за счет строительства жилья раз­
ных форм собственности в местах компактного проживания и в зонах
влияния поселений;

- профориентации, переподготовки и трудоустройства населения (в том
числе для работ на строительных объектах), создания новых рабочих мест
за счет интеграции военной, иной специфической и гражданской инфра­
структур, развития и укрепления предпринимательства, способного без
больших государственных затрат в значительной степени решить пробле­
му занятости, расширить предложения товаров и услуг, и, на этой основе,
обеспечить социально-экономическую стабильность;

» в экономическом плане — осуществление перевода непроизводственной час­ти ведомственной собственности в сферу производственно-гражданскую, по­строенную в соответствии с требованиями рыночной экономики, в первую очередь, производящую продукцию и оказывающую услуги, заведомо вос­требованные обществом. Эффективное использование существующих произ­водственных площадей (мощностей) и инженерного обеспечения поселений при решении поставленных задач позволит сократить сроки и стоимость ор­ганизации производств, постоянно расширяя сферу деятельности, создавая зоны опережающего социально-экономического развития и способствуя ин­теграции различных инфраструктур в отрасли экономики и науки. Создавае­мые зоны опережающего социально-экономического развития на базе кон­версии военных и иных поселений, имеющих в своей структуре градообразующие центры, будут стимулировать экономическое развитие территорий;


в экологическом плане — прекращение деградации и экосистем, возникшей в результате воздействия войсковых и иных объектов и являющейся препятст­вием для устойчивого социально-экономического развития территории. В рам­ках проводимых мероприятий следует предусмотреть отработку технологий реабилитации земель, подверженных техногенному воздействию от армейских и иных объектов. Это позволит разработать единые подходы, методики, науч­но-обоснованные требования и технологии по повышению качества окру­жающей среды и возвращение в хозяйственный оборот земель, ранее исполь­зовавшихся в военных и иных специальных целях.

3. Приоритеты социальной политики в сфере социальной защиты населения

Социальная защита населения предполагает дифференцированное решение ч различных проблем, которые являются следствием свершения разных социальных рисков. Исторически в России сложились определенные институты, в рамках ко- ■ торых происходило социальное обеспечение населения и его отдельных групп. Приоритетами социального обеспечения всегда были пеисионирование, социаль­ные выплаты отдельным категориям населения и социальная помощь, размеры и виды которой жестко детерминировались установленными нормативами. В этой помощи личности, ее потенциальным возможностям никогда не отводилось места. В этой связи до 90-х годов прошлого века в стране практически не получил разви­тия институт социальной поддержки. Практическое становление, институционное построение системы социальной защиты населения началось в 1993 году. Положи- ■ тельную роль в этом сыграло организованное в тот период Министерство социаль­ной защиты населения Российской Федерации.

Выбор приоритетов социальной защиты населения должен быть основан на глубоком анализе социальной структуры общества, изучении причинно-следствен­ных взаимосвязей социальных рисков и социальных проблем.

Основная цель социальной защиты населения на современном этапе не допус­тить сужения круга исторически сложившихся в стране социальных гарантий.

4. Приоритеты социальной политики в сфере охраны здоровья населения

Состояние здоровья населения точно отражает тенденции экономического развития и благосостояния страны. В России прогрессирующие рост заболевае­мости, инвалидизации, смертности среди р'азличных возрастных групп населе­ния, в том числе участившиеся случаи самоубийств, падение рождаемости при­вели к неблагоприятным демографическим сдвигам. В полной мере все эти процессы затронули большинство российских регионов. Особое значение


 




приобретает демографическая политика, концепции которой необходимо разра­батывать как на федеральном, так и на региональных уровнях, и на этой основе принимать целевые социальные программы.

Охрана здоровья населения охватывает большой спектр следующих проблем, требующих кардинальных решений:

• подъем материального благосостояния людей;

• обеспечение граждан жильём в соответствии с санитарно-гигиеническими
нормативами;

• улучшение структуры питания различных возрастных групп населения;

• достижение экологического благополучия в различных административно-
территориальных поселениях любого масштаба;

• коренное изменение в сфере охраны труда;

• модернизация производства, производимая с учетом санитарно-гигиеничес­
ких нормативов организации труда к современных производственных техно­
логий;

• выведение из жилых зон вредных предприятий, минимизация негативного
воздействия этих предприятий на окружающую среду;

• снижение безработицы (устранение скрытой безработицы);

• смягчение политических и экономических катаклизмов, ставших чуть ли не
обыденным, а потому столь устрашающим, явлением.

Однако помимо столь глобальных проблем, есть первоочередные вопросы, тре-j бующие внимания и решения;

• усиление профилактики заболеваемости и укрепления здоровья различных |
слоев населения, особенно женщин и детей:

• усиление противоэпидемических мероприятий, контроль за состоянием рабо-.
чих мест, населенных пунктов, социальных объектов;

• повышение ответственности предприятий всех форм собственности, а также.)
физических лиц за загрязнение окружающей среды, за нарушение экологиче­
ского баланса, за прямой ущерб здоровью людей;

• повышение уровня подготовки и использования медицинских кадров. Активи­
зация роли профессиональных медицинских обществ в определении условий
медицинского страхования и контроля за качеством подготовки и повышения
квалификации медицинских кадров, а также медицинской помощи;

• приор!ттетное развитие отечественной медицинской и фармацевтической про­
мышленности, достойно представленной в ряде регионов и хорошо себя заре­
комендовавшей на рынке медицинских товаров и услуг;

• обеспечение постоянной витаминизации всех детей и беременных женщин, а
также обязательное проведение массовой профилактики среди населения,
проживающего в районах с дефицитом особо значимых микроэлементов в
биосфере;

• восстановление системы этапного оздоровления и реабилитации детей всех
возрастных групп, включая систему школьной медицины и летнего оздорови­
тельного отдыха, сделав их доступными для всех слоев населения;

• обеспечение горячего питания школьников;

• реализация программ борьбы с различными формами токсикомании и иными
вредными привычками;


• разработка региональных базовых программ медицинской помощи;

, упорядочение финансирования учреждений здравоохранения на основе уточ­нения и разграничения функций бюджетного и страхового финансирования, а также контроля финансовых ресурсов;

• создание должных региональных запасов необходимых медикаментов и меди­
цинской техники;

• г,юдернизация всех типов медицинских и фармацевтических учреждений;

• демонополизация лечебно-профилактической сети, поощрение открытия боль­
ниц, поликлиник, аптек, реабилитации[но-оздоровителышх центров, санато­
риев, пансионатов, домов и баз отдыха предприятиями и организациями раз­
личных форм собственности, а также физическими лицами на основе
федеральной и региональной законодательной базы;

• пропаганда всеми легальными методами ответственного отношения граждан к
своему здоровью и здоровью окружающих людей.

В сфере охраны окружающей среды необходимо заняться активным формиро­ванием менталитета ценности природы у широких слоев населения. Для создания условий рационального природопользования с минимизацией ущерба среде жиз-леобитания человека, а также условий для проведения экологической реабилита­ции человека И среды его обитания необходимо формирование правового поля, экономических рычагов воздействия.

Охрана здоровья населения и окружающей среды — это неотъемлемая часть социальной политики, заинтересовано участвовать в которой должны все граждане России. Формы и методы такого участия могут быть как на ус­ловиях государственного регулирования, так и в системе самоорганизации людей.

J. Приоритеты социальной политики в сфере формирования соиио-кулътуриой среды

Для многих территориальных образований России это чрезвычайно сложная проблема для практического решения. Сложившийся стереотип социального обу­стройства регионов с учетом приоритетов крупных городов, административных центров привел к практическому отсутствию сколько-нибудь значимой социально-культурной инфраструктуры в малых и большинстве средних по масштабам посе­лениях. В значительной части малых городов и сельских поселков нет учреждений профессионального образования, культуры, досуга, для занятий спортом и физиче­ской культурой, изучения языков, и т.п. Крайне скудно развита сеть общеобразова­тельных и медицинских учреждений. Ряд здравниц, принадлежащих юридическим либо физическим лицам из крупных мегаполисов, расположенных на региональ­ных территориях, не доступны для участия в их функционировании и сопричаст­ности к собственности местным жителям. Многие регионы России богаты природ­но-климатическими саиитарно-курортными условиями. Но лучшие санатории, оздоровительные комплексы, дачные поселки не только не доступны местным жи­телям, но нередко существенно ущемляют их деловые, экологические и иные


 




интересы, востребование которых могло бы значительно улучшить положение на рынке труда, собственности, товаров и услуг в соответствующей территории.

Большие проблемы существуют в поддержании культурно-архитектурных комплексов различной ведомственной принадлежности. Многие из уникальных ■ исторических комплексов разрушены либо находятся в бедственном положении.; Статус этих комплексов требует уточнения, они остро нуждаются в финансовой поддержке, решении накопившихся материально-технических и иных проблем.

В России для значительной части ее городов, иных населенных пунктов низкой остается культура градостроения, в них утрачена самобытность национального ко­лорита. Уровень цивилизации в сфере коммунального обеспечения различных ад-мин истатив но -территориальных образований резко отличается друг от друга. Осо­бенно он контрастирует с таковым в крупных мегаполисах.

В подавляющем большинстве регионов необходимо решить проблемы досуга и творчества по месту жительства детей, молодежи, иных групп населения. Положи­тельную роль могла бы сыграть активизация некоммерческой спортивной И оздо­ровительной работы среди людей различного возраста.

Снижение отрицательного воздействия социальных негативов могут в опреде­ленной мере обеспечить проведение фестивалей, соревнований, различных куль­турно-массовых мероприятий, несущих людям радость и оптимизм. Делать это следует изыскивая внебюджетные ресурсы, на основе инициатив самих людей. Практически повсеместна не задействован потенциал самоорганизации людей. Однако наивно считать, что самоорганизация некий спонтанный процесс. Безус­ловно, что он требует определенных усилий со стороны органов местного управ­ления, общественных, благотворительных и иных незапрещенньгх законом органи­заций.

Для многих регионов давно требующей решения является проблема модерни­зации учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты. Должного внимания заслуживают специализированные образовательные учреждения, в том числе коррекционные классы в общеобразовательных школах. Следует учитывать, что социальные службы специализированной системы имеют сегрегационные осо­бенности, определяющие высокую затратность и морально-этическую ущербность. Поэтому следует решать проблемы, ориентируясь на использование интеграцион­ных технологий.

Во многих регионах России актуальными являются вопросы социальной по­мощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Межрегиональной проблемой становится организация домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц, что следует делать совместными усилиями территориальных органов социальной за­щиты с другими заинтересованными службами. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации. И эта проблема должна найти место в работе государственных и общественных структур.

В различных территориях России отмечаются разительные отличия в матери­альном положении работников, так называемой непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения и поиска адекватного решения (исключая запретительные меры).

Проблема формирования социо-культурной среды не нуждается в скоропали­тельных действиях. Необходимо проведение ее серьезного социологического и


экономического изучения, поиска различных решений, в том числе и компромисс­ных, совместно выработанных с граничащими друг с другом территориями. Ак­тивное участие в этом могли бы принять общественные движения, различного уровня средства массовой информации, в том числе местные телеканалы.

Очевидно, что главным на пути создания должного уровня социо- культур ной среды должно стать повышение уровня образованности населения во всех сферах жизнедеятельности и как стержень этого — достижение высот профессиональных знаний и умений. Особое значение следует придать развитию всех форм общего и профессионального образования, повышению качества обучения детей в школах, независимо от места жительства, качество получения профессионального образо­вания. Выбор профессионального обучения должен зависеть от желания и уровня знаний человека, а не от каких-либо иных обстоятельств. Государство в лице своих институтов должно гарантировать действенность доступности получения профес­сионального образования. Социальные реформы, происходящие в России, преду­сматривают существенные изменения идеологии и инфраструктуры института профессионального образования.

Приоритетами образования, в свете этих реформ, обозначены:

• облегчение социализации в рыночной среде;

• противодействие негативным социальным процессам и обеспечение социаль­
ной мобильности в обществе;

• поддержка интеграции новых поколений в глобализированный мир, в откры­
тое информационное пространство;

• реализация ресурса свободы, формирование выбора общественно полезной
деятельности для каждого человека, получившего образование.

Одними из главных базовых условий модернизации образования признаются:

• информатизация образования, обеспечивающая модернизацию его методов и
технологий, переход к открытому образованию;

• формирование новых институтов системы образования, обеспечивающих мак­
симально полную мобильность средств населения и предприятий;

• высокое качество и возможности широкого выбора образовательных программ
и услуг:

• эффективное использование ресурсов кадров.

Среди экономических и финансовых механизмов реализации реформ в образо­вании признаны:

• мобилизация частных средств в систему образования;

• налоговые льготы;

• развитие коммерческой образовательной и не образовательной деятельности;

• рыночные формы отношений, В том числе с непосредственными получателями
образовательных услуг;

• адресная социальная поддержка учащихся из низко доходных домохозяйств.
Реформы в сфере образования ориентированы иа модернизацию в сферах тру­
да и занятости.

Не вызывает сомнения, что все указанные аспекты реформ значимы и актуаль­ны. Однако многие положения вызывают как вопросы о технологии их реализации, так и о социально-нравственной стороне модернизации профессионального обра-


 




зовання. В провозглашенных реформах отдан приоритет экономической стороне отношений учащегося и образовательных учреждений.

Очевидно, что среди социально-нравственных аспектов реформ профессио­нального образования острое звучание получают следующие проблемы: 1). доступность профессионального образования, начиная с получения качествен­ного допрофессионзльного образования для детей из различных по достатку семей. Сегодня в России более половины семей с детьми относятся к бедным слоям населения. В школах нового типа, программы которых наиболее соот­ветствуют требованиям к знаниям абитуриентов профессиональных образова­тельных учреждений, широко распространена практика оплаты родителями многих школьных дел (приобретение учебников; занятий по авторским про­граммам, а также изучения ряда предметов; посещение театров; экскурсий и др.), что не могут позволить себе родители большей части российских детей. Следовательно, дети из этих семей не могут учиться в школах нового типа, не потому, что не способны усвоить более сложные программы обучения, а по­тому, что их родителям это не по карману. В згой связи провозглашение ра­венства возможностей в получении образования в концептуальных реформа­торских декларациях выглядит утопичным. Утверждение о компенсационных выплатах — лукавым, поскольку в этом случае затраты будут весьма сущест­венны и явно обременительны для бюджета;

I) мотивации выбора профессии и сферы приложения труда. Согласно специаль­ным исследованиям выбор той или иной профессии определяется современ­ным российским школьником, а при специализации на старших курсах —- сту­дентом, во многом возможностью последующего трудоустройства. Это трудоустройство рассматривается через протекционизм. В расчет, как правило, не идут профессиональные знания, равные конкурентные начала на рынке труда и прочие условия профессионального и карьерного роста, зависящие от профессиональной состоятельности специалиста;

I) ценностная ориентация личности на профессиональные знания и навыки, как следствие обозначенной установочной мотивации на трудовую деятельность. Студенты, молодые специалисты на практике познают, что добиться успеха можно иными Способами, чем добросовестным профессиональным исполне­нием своих трудовых обязанностей в конкретной сфере труда. Среди этих спо­собов весь арсенал теневой экономики, «связи и еще раз связи», «нужные лю­ди», игнорирование норм нрава и морали;

) ориентация личности на профессиональную деятельность, для которой харак­терны нарушения права, отсутствие уважения к конкурентам на свободном рынке труда;

) нравственные аспекты развития коммерческой образовательной и необразован тельной деятельности в профессиональных образовательных учреждениях обу­словлены нецелевым использованием учебных площадей в ущерб условиям уче­бы студентов и труда профессорско-преподавательского состава этих учреж­дений, а также значимой дифференциацией учащихся на богатых и бедных. К сожалению ни эти, ни многие другие аспекты реформ профессионального об-вования не подкреплены механизмами противодействия вероятным нравственным щержкам. В этой связи очевидно обозначение такого приоритета социальной полл-


тики, как недопущение социально-нравственных издержек реформ в сфере образо­вания. Страна слишком дорого заплатит за недопущение в университеты «Ломоно­совых», за обеспечение карьерного роста амбициозным личностям, не владеющим должным профессионализмом и преданностью избранной профессии.

Представляется важным затронуть еще одну проблему. В России на современ­ном этапе одним из приоритетных путей развития профессионального образования признается многоуровневое, вариативное непрерывное интегрированное образова­ние. Его цель — создать необходимые условия получения профессионального об­разования, а также социализации и интеграции, позволяющих специалистам дости­гать должной конкурентоспособности на общем рынке труда, равные стартовые возможности карьерного и профессионального роста с учетом происходящих в стране реформ в различных сферах жизни государства и общества.

Ожидаемыми результатами этого образования должны стать: ■ качественное усвоение учащимися на долрофессионалыюм этапе обучения общеобразовательной программы с углубленным изучением профильных для последующего профессионального образования предметов;

• высокий уровень социализации учащихся, в том числе с ограниченными по со­
стоянию здоровья возможностями;

• выработанная мотивация к продолжению обучения в системе профессиональ­
ного, в том числе высшего, образования;

• осознанный выбор будущей профессии и ориентация в специфике избранной
профессиональной деятельности;

• готовность к обучению в интегрированной открытой профессиональной обра­
зовательной среде;

• сокращение до минимума процесса социально-средовой и психологической
адаптации учащегося в профессиональном образовательном учреждении и по­
следующей трудовой среде;

• достаточные навыки коммуникабельности для обучения в профессиональном
образовательном учреждении в системе интегрированного открытого образо­
вательного прос!ранства;

• устойчивые навыки целенаправленной самостоятельной работы в процессе
обучения;

• знание прав и обязанностей учащегося профессионального образовательного
учреждения;

• достаточный уровень профессиональной и социально-психологи чес кой подго­
товки выпускников профессиональных образовательных учреждений для аде­
кватного поведения на общем рынке труда и в трудовых коллективах различ­
ного типа предприятий и организаций.

Данная модель профессионального образования получает все большее призна­ние и внедряется в различных регионах России. Безусловно, это прогрессивная форма образования, дающая большие возможности учащимся. Однако изучение контингента лиц, обучающихся по указанным технологиям, подтверждает, что лучшие формы обучения, образовательный капитал недоступны выходцам из бед­ных семей и проживающих в отдалении от социо-культурных центров. Складыва­ется ситуация избирательности лучшего для избранных по имущественному при­знаку, а также месту жительства.



Социально-нравственные проблемы профессионального образования превра-* тились в социальные проблемы, т.е. объективно возникающие в процессе функ­ционирования и развития общества противоречия. Эти проблемы — комплекс во­просов, требующих решения средствами социального управления, и, прежде всего, путем реализации социальной политики. Они должны решаться как локально (ко­гда затрагиваются частные аспекты профессионального образования на уровне ин­дивида, социальной группы, конкретного профессионального образовательного учреждения), так и путем структурных преобразований социальной системы в це­лом. Принятие решений, как бы они не назывались (реформа, программа, или по иному), игнорирующих реалии, создаст некую иллюзию действия, активности во благо. Тогда как в действительности это породит еще большие по масштабности и социальным последствиям проблемы. Социально-нравственные проблемы профес-1 сионального образование не частное явление, характерное для системы образона-1 ния, это проблемы настоящего и булушего российского общества. Эти проблемы | заслуживают активного изучения, разработки технологий упреждения их негатив­ных последствий. Модернизация профессионального образования необходима, в, этом нет сомнения. Однако она не должна стать катализатором негативных про­цессов в сфере морали, профессиональной этики, духовности россиян.

Повышение культурного уровня населения во многом определяется системой ценностей, исповедуемых обществом. Необходимо предпринять целенаправлен- I ные меры на возрождение той высокой духовности, которая всегда была присуща народам России.

В сфере формирования социо-культурной среды важное значение имеют куль-, тивирование в обществе созидательных ценностей, в числе которых справедли-1 вость, высокая нравственность в труде, в учебе, в быту, в повседневном общении, социальная справедливость, взаимопомощь;

• повышение мотивации к цивилизованному социальному обустройству адми­
нистративно-территориальных мест проживания людей;

• повышение роли и качества общего и профессионального образования;

• сохранение национальной самобытности языка и культуры;

• социальная интеграция в сфере культуры и образования.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.